Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH WILLINGNESS TO WORK WITH MINORS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Lipunova O.V. 1
1 FGBOU VO «Amursk State Humanitarian Pedagogical University"
The results of the pedagogical experimentto implement a set of pedagogical conditions that ensure the efficiency of formation of readiness of the future teachers to work with deviant minors in educational institutionsare presented. On the basis of analysis of the problem of formation of readiness of the future teachers to work with minors with deviant behavior disclosed criteria and levels of readiness of the future teachers to work with deviant minors highlighted pedagogical conditions of preparation of students to work with deviant children and adolescents. The analysis of the level of preparation of the future teachers to work with deviant minors in educational institutions is conducted.Effective allocation of pedagogical conditions for the formation of future teachers' readiness to work with deviant minors are revealed and experimentally determined. It is shown that the process of preparing future teachers for professional work from the work position with minors with deviant behavior occurs more successful if in the learning process complex of pedagogical conditions is implemented, aimed at developing students' motivational readiness to work with minors with deviant behavior.
pedagogical experiment
pedagogical conditions
professional training
deviant minors

В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, как отмечают Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, А.Б. Фомина и др., значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности образовательных учреждений. Являясь важнейшими социальными институтами по профилактике отклонений в поведении несовершеннолетних, образовательные учреждения оказывают помощь семье в воспитании ребенка, нивелируют недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, способствуют оптимизации социальных взаимоотношений детей и подростков [1; 2; 4; 6; 7].

В современных исследованиях указывается на необходимость усиления подготовки студентов педагогических вузов к работе со специфической категорией учащихся с отклонениями в поведении [3].

Под нашим руководством магистранткой направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, программа магистерской подготовки «Социальная педагогика», Букатых В.И. был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты выпускных курсов разных направлений подготовки [5].

Целью педагогического эксперимента явилось выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих педагогов к работе с девиантными несовершеннолетними в образовательных учреждениях.

С целью оценки глубины подготовки студентов к работе с девиантными несовершеннолетними нами были проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), учебные планы подготовки студентов по ряду направлений: 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»); 44.03.05 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»); 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента проведено исследование сформированности представлений у студентов о феномене отклоняющегося поведения, уровня усвоения знаний, умений, отношения к профессиональной деятельности с несовершеннолетними с девиантным поведением в условиях традиционной системы обучения. При проведении констатирующего этапа эксперимента мы использовали разработанную анкету [5].

В анкетировании приняли участия студенты-выпускники разных направлений подготовки нескольких (8) академических групп в количестве 58 испытуемых.

Уровни готовности принявших участие в эксперименте студентов к работе с девиантными несовершеннолетними условно обозначены нами как низкий, средний, достаточный. Критерием оценки уровней готовности к работе с девиантными несовершеннолетними выступил комплексный показатель профессиональной компетентности, включающий:

  • степень овладения общепедагогическими и специальными теоретическими знаниями, понятийно-терминологическим аппаратом в области педагогики девиантного поведения;
  • степень овладения методами профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних в практической деятельности;
  • характер отношения к будущей профессиональной деятельности с девиантными несовершеннолетними (наличие устойчивого интереса к работе с девиантными подростками, способность к рефлексии, творческой активности).

Согласно анализу полученных результатов, исследуемые студенты имеют представление о феномене девиантного поведения, при этом у студентов не в полной мере сформированы представления о формах девиантного поведения. Также полученные результаты свидетельствуют о том, что исследуемые студенты мало осведомлены о причинах отклонений в поведении, большая часть испытуемых не осознает, какие проявления отклоняющегося поведения требуют вмешательства. Большинство исследуемых студентов продемонстрировали несформированность представлений о мерах профилактики девиантного поведения. Исходя из анализа полученных результатов, исследуемые студенты не готовы использовать различные формы, направления профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. При этом все испытуемые имеют опыт практической работы с несовершеннолетними с различными проявлениями отклоняющегося поведения. Согласно анализу полученных результатов исследования, студенты высказывают опасения при необходимости работы с девиантными несовершеннолетними, либо предпочитают вообще не сталкиваться с проявлениями девиаций несовершеннолетних в своей предстоящей практической деятельности.

Исходя из анализа полученных результатов исследования готовности студентов – выпускников педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними, нами выделены педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к работе с девиантными несовершеннолетними:

  • осознание студентами важности, понимание сущности и сложности проблемы профилактики девиантного поведения;
  • формирование у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением;
  • включение студентов педагогического вуза в учебно-профессиональную деятельность с целью накопления опыта работы с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Для реализации выделенных условий нами был организован и проведен формирующий эксперимент.

Эксперимент предусматривал проверку влияния каждого выделенного педагогического условия на уровень подготовленности студентов к профессиональной деятельности с девиантными несовершеннолетними.

В задачи формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных педагогических условий, их влияния на эффективность подготовки студентов.

Проверка необходимости и достаточности выделенных педагогических условий, их влияния на эффективность подготовки студентов осуществлялась посредством разработанного спецкурса по формированию готовности студентов к работе с девиантными несовершеннолетними.

Разработанная нами программа спецкурса преследовала целью накопление у студентов представлений и готовности к работе с девиантными несовершеннолетними. Реализация спецкурса была направлена на систематизацию и углубление теоретических знаний, практических умений в области педагогики девиантного поведения.

На формирующем этапе эксперимента нами осуществлялось внедрение в процесс обучения студентов разных направлений подготовки разработанного спецкурса. После внедрения разработанного спецкурса нами осуществлялось сравнение показателей готовности студентов до и после внедрения в процесс обучения программы спецкурса; сопоставление полученных результатов с показателями готовности; определение статистической значимости различий в показателях готовности студентов.

Реализация разработанной программы спецкурса предполагала включение студентов педагогического вуза в глубокий анализ проблемы девиантного поведения несовершеннолетних в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Реализацию выделенных педагогических условий формирования готовности студентов к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением мы осуществляли следующим образом.

Лекционные и практические занятия проводились со студентами в рамках учебного процесса и конкретных учебных дисциплин.

Для осознания студентами важности, понимания студентами сущности и сложности проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних нами проводились лекционные занятия.

Лекционные занятия были направлены на глубокое изучение феномена девиантного поведения. Лекционные занятия включают изучение причин, условий отклоняющегося поведения, подходов к классификации видов отклоняющегося поведения. Также лекционный курс предполагает изучение психологических характеристик основных видов отклоняющегося поведения, типов, форм и структуры девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения рассматривается как система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, стратегии общей и специальной профилактики отклоняющегося поведения. Также курс лекций предполагает изучение основных направлений коррекции девиантного поведения.

Теоретические знания закреплялись на практических занятиях и при обсуждении анализируемых вопросов студентами в рамках проблемной группы.

Для формирования у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением нами проводились практические занятия.

Практические занятия предполагают самостоятельную подготовку, активность в выступлениях по обсуждаемому кругу вопросов, демонстрирование позитивных знаний и собственной позиции. Практические занятия разработаны с целью помочь студентам овладеть понятийно–терминологическим аппаратом, свободно оперировать им. На практических занятиях знания, которые получили студенты на лекционных занятиях и в результате самостоятельной работы, закрепляются, приобретают качественно иное, более осмысленное содержание, расширяются и углубляются.

Предполагаемый курс лекций и практических занятий реализовывался нами в период с октября 2014–2015 учебного года по март 2014–2015 учебного года.

Кроме того, с целью реализации предложенных педагогических условий, которые предположительно влияют на эффективность формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними, студенты были привлечены к участию в работе проблемной группы путем привлечения исследуемых студентов в свободное от учебной деятельности время, на добровольной основе к обсуждению проблем девиантного поведения несовершеннолетних.

Привлекая студентов к участию в проблемной группе, мы преследовали целью формировать у будущих педагогов потребность в научно-теоретических знаниях, умениях и навыках, профессионального интереса к работе с девиантными несовершеннолетними, способности к саморазвитию, поисковой активности, к научно-исследовательской деятельности.

Контрольный срез знаний и представлений исследуемых студентов о феномене девиантного поведения был проведен в форме повторного анкетирования.

Целью повторного анкетирования явилось выявление динамики готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними.

В сравнении с результатами первичного анкетирования у исследуемых студентов мы выявили понимание и осознание испытуемыми важности, сущности и сложности проблемы девиантного поведения несовершеннолетних, накопление опыта работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Также сравнительный анализ результатов первичного и повторного анкетирования позволяет говорить о повышении у студентов в целом мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Для подтверждения статистической значимости выявленных различий в показателях готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними мы использовали метод статистического анализа – φ коэффициент угловое преобразование Фишера.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее значимыми являются изменения в следующих показателях готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними: понимание феномена отклоняющегося поведения, знание форм девиантного поведения, сформированность представлений об особенностях поведения «трудных» несовершеннолетних, понимание важности работы с девиантными несовершеннолетними, готовность использовать адекватные меры при проявлении агрессивного поведения несовершеннолетних. Различия по указанным показателям готовности являются, согласно анализу результатов, статистически значимыми.

Ряд показателей готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними, согласно анализу полученных результатов, находится в зоне неопределенности: сформированность представлений о причинах отклоняющегося поведения несовершеннолетних, представлений о последствиях отклоняющегося от общепринятых норм поведения, знание направлений профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, наличие опасений при работе с несовершеннолетними, проявляющими отклонения в поведении. Полученные результаты свидетельствуют о наличии незначительных статистических различий по указанным показателям готовности.

По ряду исследуемых показателей готовности исследуемых студентов к работе с девиантными несовершеннолетними нами не выявлены статистически значимые различия: сформированность представлений о распространенных формах отклоняющегося поведения несовершеннолетних, об основных причинах отклоняющегося от норм поведения, о проявлениях отклоняющегося поведения, требующих вмешательства, об оптимальном выборе мер профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Таким образом, после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента посредством специально организованного обучения испытуемых, результаты анализа готовности будущих педагогов отражают стабильное повышение показателей готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними.

Выводы

В результате проведенного исследования показано, что работа, обеспечивающая формирование у студентов педагогического вуза готовности к работе с подростками с девиантным поведением, достигает наибольшей результативности, если развивать у студентов профессиональные мотивы и стимулировать их познавательный интерес, дополняя такую работу прохождением педагогической практики в образовательных учреждениях,  тем самым обеспечивая формирование обобщенных знаний, представлений  и умений студентов.

Формирование обобщенных знаний, представлений, умений и навыков достигает высоких результатов через включение студентов в теоретическое изучение проблемы девиантного поведения на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам, в решение практических задач в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов, в активное включение студентов в процесс подготовки к работе с девиантными подростками путем решения проблемных ситуаций.

Анализ результатов экспериментальной работы убедительно показывает, что подготовка студентов к профессиональной деятельности в рамках выделенного нами комплекса педагогических условий приводит к повышению показателей готовности студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними.

Формирующий этап эксперимента показал, что процесс подготовки будущих  педагогов к профессиональной деятельности с позиции работы с несовершеннолетними с девиантным поведением протекает более успешно, если в учебном процессе реализуются следующие педагогические условия: осознание студентами важности, понимание сущности и сложности проблемы профилактики девиантного поведения; формирование у студентов мотивационной готовности к работе с несовершеннолетними с  девиантным поведением; включение студентов педагогического вуза в учебно-профессиональную деятельность с целью накопления опыта работы с несовершеннолетними с  девиантным поведением.

Каждое условие направлено на подготовку будущего педагога к профессиональной деятельности и доказывает важность их реализации в процессе подготовки будущих педагогов. Выделенные нами педагогические условия взаимосвязаны. Каждое условие находится в определенном соподчинении с другими условиями, что свидетельствует о правильности выделенного нами комплекса условий, т.е. их необходимости для подготовки студентов педагогического вуза к работе с девиантными несовершеннолетними. В основе комплекса выделенных педагогических условий лежит понимание характерных особенностей девиантного поведения несовершеннолетних.

Результаты формирующего этапа эксперимента, в процессе которого мы проверяли влияние всего комплекса выделенных условий на формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности, показали не только необходимость, но и достаточность комплекса. Целостность эффективного процесса формирования готовности студентов к работе с девиантными несовершеннолетними обеспечивается реализацией всего комплекса выделенных педагогических условий.

Таким образом, выделенный и теоретически обоснованный нами комплекс педагогических условий формирования готовности у студентов педагогического вуза к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением является необходимым и достаточным.