Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY ON CREATION AND IMPLEMENTATION OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY FOR PEOPLE WITH LIMITED POSSIBLE HEALTH AND DISABLED PEOPLE ENROLLED IN THE INCLUSIVE PROFESSIONAL EDUCATION

Martynova E.A. 1
1 Chelyabinsk State University
Рассмотрен один из наиболее существенных организационно-педагогических аспектов проблемы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования – целенаправленное организационно-педагогическое управление процессом индивидуализации инклюзивного обучения посредством построения и реализации индивидуальной образовательной траектории этих обучающихся. В структуру направлений организационно-педагогической деятельности по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей их инклюзивное обучение, включены следующие составляющие: пропедевтическая, формирующе-прогностическая и оперативная: методическая, технологическая, сопровождающая и мониторинговая (корректирующая). В работе раскрывается содержание составляющих организационно-педагогической деятельности по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории с тем, чтобы обеспечить полноценное овладение компетенциями по соответствующему направлению подготовки высшего образования выпускниками инвалидами и выпускниками с ограниченными возможностями здоровья. Результат имеет большое социальное и личностное значение – возможность интеграции этих выпускников в социальную и профессиональную сферу.
One of the most significant organizational-pedagogical aspects of inclusive education implementation at the educational organizations of professional education for people with limited possible health and disabled people is discussed in the article – targeted organizational and pedagogical management process of individualization of their inclusive education by means of creation and implementation of the individual educational trajectory. The structure of the organizational-pedagogical activity aimed the creation and implementation of the individual educational trajectory for people with limited possible health and disabled people providing their inclusive education included the following components: propaedeutic, forming-predictive and operational: methodical, technological, accompanying and monitoring (corrective). The paper considers the contents of organizational-pedagogical activity for creating the individual educational trajectory and its implementation to provide a complete mastery of competences in the relevant field graduates with limited possible health and disabled study. The result is of great social and personal value – the integration of these graduates in social and professional sphere.
professional education
inclusion
disabled people
people with limited possible health
individual educational trajectory

Концептуальной основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования(далее ФГОС ВО) в отношении инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями (далее – лица с ОВЗ) является инклюзивное образование – обеспечение для них равного доступа к высшему образованию наравне со всеми и полноценное освоение всех компетенций ФГОС ВО по выбранному направлению подготовки с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ. Однако инклюзивное образование несет в себе определенное внутреннее противоречие, вызванное коллективными по формам способами получения образования и индивидуальными ограничительными особенностями личности обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Таким образом, молодой человек с инвалидностью или с ОВЗ, желая получить высшее образование, оказывается в сложной ситуации необходимости определения своих исходных позиций, целевых установок, конечных точек, к которым он стремится, нахождения личных приоритетов в содержании, способах и формах организации образования. Процесс непростой, его сложность вызывается как отсутствием или незначительным опытом деятельности самой личности, так и недостаточным уровнем сегодняшнего развития системы инклюзивного высшего образования. В этих условиях необходимы продуманная и своеобразная организация индивидуализации инклюзивного образования в отношении обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, целенаправленное организационно-педагогическое управление данным процессом.

Поэтому инклюзивный подход, закрепленный сегодня в РФ законодательно, концентрирует внимание педагогической науки и практики высшего образования на развитие индивидуальности, становление субъектного опыта, на выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом особенностей и ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, уровня их актуального развития и личностного социального опыта [1]. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения, предоставление специальных условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану, обеспечивающему освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обучение на основе образовательных программ, адаптированных для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; участие в формировании содержания своего профессионального образования; выбор факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность [10]. Эти факторы должны учитываться во всех аспектах и на всех этапах инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации высшего образования.

Как показывает анализ работ в этом направлении, индивидуальная траектория обучающегося есть результат структурированной поэтапной системной субъект-субъектной деятельности. Так, С.А. Вдовина и И.М. Кунгурова в своем анализе выделяют, конкретизируют и развивают три общих направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся: учет возможностей, особенностей, потребностей и интересов обучающегося; использование современных педагогических технологий и IТ-технологий; а также целенаправленность организационных аспектов педагогического процесса [2]. И.Г. Лопатникова в рамках индивидуальной образовательной траектории выделяет следующие ступени принятия решений: информационную, направленную на диагностирование ситуации и целеполагание; оперативную, состоящую в выработке способов управления ситуаций, и организационную, связанную с включением изучаемого способа действия в систему знаний и самооценку [4].

Когда же мы имеем дело с обучающимися в высшей школе инвалидами и обучающимися с ОВЗ, то, как отмечено выше, на построение их индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей инклюзивное обучение, влияют специфические дополнительные факторы. Это приводит к расширенному и разнообразному спектру необходимых направлений организационно-педагогической деятельности по планированию и реализации такой индивидуальной образовательной траектории.

В данной работе на основе длительного аналитического и практического опыта инклюзивного образования в Челябинском государственном университете в структуру направлений организационно-педагогической деятельности по построению индивидуальной образовательной траектории инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающей их инклюзивное обучение, соответственно временной логике обучения (этапам)включены следующие составляющие:

  1. Пропедевтическая, целью которой является адекватное самопознание и профессиональное самоопределение абитуриента инвалида или абитуриента с ОВЗ, включающая диагностику и корректировку с учетом объективных и субъектных обстоятельств.
  2. Формирующе-прогностическая, целью которой является опорное планирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося инвалида или обучающегося   с ОВЗ, основанное на разработке персонифицированной адаптированной образовательной программе инклюзивного обучения.
  3. Оперативная, сутью которой является собственно организационно-педагогическая деятельность, обеспечивающая инклюзивный образовательный процесс как управление продвижением по индивидуальной образовательной траектории обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Деятельность на оперативном этапе разнообразна и может быть представлена в виде четырех составляющих: методическая, технологическая, сопровождающая и мониторинговая (корректирующая).

Далее в статье раскрываются содержание и функции этих составляющих деятельности по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в системе инклюзивного высшего образования.

Пропедевтическая деятельность. Основным направлением этой деятельности является профориентационная работа с абитуриентами инвалидами и абитуриентами с ОВЗ перед их поступлением в вуз. Это является главной отправной точкой в адекватном планировании индивидуальной образовательной траектории для будущего студента инвалида или студента с ОВЗ. Эта деятельность предполагает постановку целей и ведущего направления в области получения высшего образования, которые формулируются на основе ФГОС ВО, основных мотивах, потребностях личности с учетом имеющихся ограничений здоровья. Этот этап деятельности находится в прямой связи с погружением и освоением образовательной среды; пониманием необходимости получения образования; познанием и утверждением себя; приобретением и систематизацией знаний; осознанием себя как будущего специалиста; ориентацией на свою будущую профессиональную деятельность [3]. Специфика заключается в том, что зоной риска для инвалидов и лиц с ОВЗ в плане адекватного планирования своей индивидуальной образовательной траектории является непонимание своих профориентационных возможностей и требований к условиям профессиональной деятельности, узость представлений о мире профессий, а в то же самое время маршрут развития их профессионального пути будет зависеть от того, насколько они осознают (или не осознают) свой особый статус и ограничения возможностей здоровья. В связи с этим профориентационная помощь инвалидам и лицам с ОВЗ при планировании индивидуальной образовательной траектории должна быть выстроена в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, а выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть научно обоснованным и своевременным, способствующим осознанному, адекватному и самостоятельному выбору индивидуальной образовательной траектории [7].

Важное место на пропедевтическом этапе деятельности занимает также информационная деятельность. Как уже отмечалось, инклюзивное образование в стране находится в стадии развития, и не во всех вузах имеются необходимые условия для пребывания и учебы инвалидов и лиц с ОВЗ. Для реалистического планирования индивидуального образовательного маршрута абитуриент инвалид или абитуриент с ОВЗ должен быть предварительно снабжен полной и достоверной информацией о наличии условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах своего города, региона, страны: о наличии безбарьерной архитектурной среды, специальных технических адаптивных аппаратных и программных средств обучения, о видах и формах сопровождения обучения, возможности использования дистанционных образовательных технологий, о предлагаемых вузом для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программах подготовки с учетом различных нозологий, о возможностях социокультурной реабилитации, поддержки здоровья и т.д. Только наличие и анализ такой доступной и полной информации, в первую очередь, на сайтах образовательных организаций высшего образования, а также в других информационных каналах, дает основание для уверенного реального выбора отправной точки при построении образовательного маршрута инвалида или лица с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

Формирующе-прогностическая деятельность. Наиболее ответственной составляющей формирования индивидуальной образовательной траектории инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ является разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (далее – АОПВО), строящихся на принципах поливариантности и персонификации [8]. АОПВО должны не только соответствовать общим требованиям ФГОС ВО, но и отражать индивидуальные психофизические особенности и образовательные потребности обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Разработка такой персонифицированной АОПВО требует тщательного ознакомления со всем спектром специальных образовательных потребностей поступающего на учебу инвалида или лица с ОВЗ, представленных в его образовательных документах, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида или заключения психолого-медико-педагогической комиссии для лица с ОВЗ, личном заявлении о необходимости создания специальных условий в процессе обучения, а также сведений, полученных в ходе бесед специалиста по инклюзивному образованию и психолога с ним самим и его родителями (законными представителями).

Первостепенное значение для возможности качественного составления индивидуальной АОПВО, закладывающей основу индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, имеют сведения, содержащиеся в его индивидуальной программе реабилитации или абилитации (для инвалида) или в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (для лица с ОВЗ), предъявляемые при приеме заявления на поступление в вуз. Именно эти документы, составляемые в соответствии с законодательством, должны содержать развернутую рекомендацию к обучению по данной профессии/специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а для инвалидов – и сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

АОПВО составляется коллегиально с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации или заключения психолого-медико-педагогической комиссии после консультаций со специалистами по инклюзивному образованию и психологом с участием родителей и самого оптанта. При этом он имеет возможность выбора формы обучения и срока обучения. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по их личному заявлению может осуществляться по индивидуальному плану с продлением срока обучения, но не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. В АОПВО указываются сведения о необходимости использования для данного обучающегося специальных, в том числе адаптивных, технических и информационных средств обучения (в зависимости от нозологии); необходимые формы предоставления печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированные к ограничениям здоровья обучающегося; предпочтительные формы проведения контроля успеваемости; необходимость сопровождения образовательного процесса, помощи тьютора, ассистента; предпочтительный порядок освоения дисциплины «физическая культура». Указывается оптимальная для данного обучаемого степень применения дистанционных образовательных технологий (в качестве вспомогательных или основных). Существенным фактором индивидуализации образовательного маршрута является задание адаптационных модулей, которые войдут в вариативную или факультативную часть АОПВО, и предназначены для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ при формировании общих и профессиональных компетенций, индивидуальной коррекции учебных и коммуникативных умений и способствующих профессиональной и социальной адаптации этой категории обучающихся. Адаптационные модули не являются обязательными, их выбор осуществляется обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ в зависимости от их индивидуальных потребностей. При этом специалисты образовательной организации оказывают квалифицированное содействие адекватному выбору адаптационных модулей обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом оценки особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

В ходе образовательного процесса в зависимости от конкретных обстоятельств учебы и здоровья возможно внесение изменений в АОПВО, также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.

Оперативная деятельность. Базой для этой деятельности является непосредственно образовательный процесс высшего образования. Ее составляющие накладываются на общий образовательный процесс вуза, дополняя его «вариативными» компонентами, обеспечивающими инклюзивное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ: в методической части, технологической части, в части необходимости сопровождения учебы, мониторинга и коррекции процесса инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ [5]. Гибкое, непрерывное и квалифицированное управление этой деятельностью обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории инвалидов и лиц с ОВЗ.

В методическом аспекте для индивидуализации обучения студентов инвалидов и студентов с ОВЗ по адаптированным образовательным программам следует модифицировать образовательные технологии, адаптируя их с учетом индивидуального уровня развития, психофизических особенностей, уровня базовой подготовки и работоспособности, индивидуального социального опыта обучающихся. Одним из приоритетных направлений в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ являются интерактивные методы с максимальным вовлечением обучающихся в активность, их индивидуальным участием, презентацией результатов и созданием рефлексивных ситуаций. Все образовательные технологии следует применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся, дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета.

Самостоятельную работу следует организовывать по индивидуальным уровням деятельности в соответствии с перспективой дальнейшего усложнения в их развитии. Конкретные виды самостоятельной работы обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ должны устанавливаться преподавателем с учетом их способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Формы самостоятельной работы устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.п.). Самостоятельная работа обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ позволяет своевременно выявить индивидуальные затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность.

В работе преподавателей необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ. Индивидуальная работа является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения, морально-эмоциональной поддержке, стимулированию и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ.

Большое значение в методическом плане для индивидуализации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ имеет индивидуальное определение мест практики и ее форм. При определении мест прохождения практики образовательная организация высшего образования должна учитывать их доступность и рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья, а также с учетом характера выполняемых трудовых функций. Формы проведения практики инвалидов и лиц с ОВЗ должны устанавливаться индивидуально с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Большое значение в реализации индивидуального образовательного маршрута имеют методики индивидуальных форм контроля знаний. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ должны устанавливаться образовательной организацией самостоятельно с учетом их индивидуальных ограничений здоровья. Индивидуализации текущего контроля знаний служат такие методики, как тестирование, анкетирование, самоконтроль с соотнесением самооценки обучающегося и его реальных результатов по оценке преподавателя. На основе полученных данных преподаватель проводит индивидуальные корректирующие мероприятия. Форма промежуточной аттестации и фонды оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ должны быть адаптированы к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме, в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме, в форме электронного документа. При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ надо предусматривать использование специальных технических средств, необходимых в связи с их индивидуальными особенностями.

В рамках образовательной программы должна быть реализована дисциплина «Физическая культура». Образовательная организация устанавливает самостоятельно порядок и формы освоения данной дисциплины для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей здоровья и предпочтений, а также рекомендаций специалистов по адаптивной физкультуре.

Обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки информации. Поэтому не менее важна такая составляющая оперативной деятельности по формированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ как технологическая, обеспечивающая этих обучающихся информационными образовательными технологиями, адаптированными для приема – передачи учебной информации с учетом их индивидуальных ограничений здоровья. Также это индивидуальное обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсам, доступом в Интернет и предоставление возможностей дистанционных технологий [6].

Освоение учебных дисциплин (контактная, самостоятельная и научно-исследовательская работа) инвалидами и лицами с ОВЗ осуществляется с использованием технических средств обучения общего и специального назначения. Это адаптивные информационные средства: отдельный компьютерный класс, интерактивная доска с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, устройство видеоконференцсвязи, рабочее место со специальной увеличенной клавиатурой и роллером. Для студентов с нарушениями зрения - брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, видеоувеличитель для удаленного просмотра, тифломагнитолы кассетные и цифровые диктофоны, а также специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы, экранные лупы. Для студентов с нарушениями слуха – мобильная система свободного звукового поля, радиокласс “Сонет-Р”, программируемые слуховые аппараты индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере, аудиотехнические средства. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть оснащено специальное рабочее место в библиотеке с увеличенной клавиатурой и джойстиком. Инвалиды и лица с ОВЗ должны иметь возможность использования ноутбука для записи лекций с текстовым редактором.

Обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ должен быть индивидуально обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного, методического печатного и/или электронного издания по каждому модулю (дисциплине), в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах модулей (дисциплин), практик. При использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение дисциплины может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий. Особенностью дистанционного обучения, важной для инвалидов и лиц с ОВЗ, является то, что при дистанционном обучении происходит изменение модели образовательного процесса, когда в центре учебного процесса находятся обучаемые, которые играют активную роль в обучении, а в основе учебной деятельности лежит индивидуализация и сотрудничество. Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная работа. Главным ее достоинством является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида или лица с ОВЗ, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, так и в деятельность преподавателя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны преподавателя и со стороны обучаемого. Особое значения эти особенности имеют для инвалидов и лиц с ОВЗ, поскольку позволяют им работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Важным фактором индивидуализации образовательного процесса обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ является сопровождающая деятельность, связанная с индивидуальной поддержкой, которая носит название «сопровождение». Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить непрерывный и комплексный характер. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления компетенций. Профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение индивидуальных адаптационных возможностей обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, что снижает риск обострения основного заболевания. Социальное сопровождение решает широкий спектр индивидуальных вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Это содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и т.д. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ следует внедрять такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Личностная жизнь и учеба инвалидов и лиц с ОВЗ значительно обогащается при их участии в студенческом самоуправлении, в работе общественных организаций, в научной, творческой, спортивной жизни вуза, в студенческом самоуправлении, в культурно-досуговой деятельности, участии в олимпиадах, конкурсах.

Управление индивидуальной образовательной траекторией обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ будет эффективным при осуществлении мониторинговой деятельности, которая эффективно осуществляется посредством специализированного учета и мониторинга инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения, трудоустройства. При этом важным является наличие в образовательной организации специального подразделения (центр инклюзивного образования, отдел и пр.), который обеспечивает создание комплекса в целом специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и организует индивидуальный подход к каждому из них на всех этапах взаимодействия, в том числе поступления, составления и мониторинга выполнения индивидуального графика учебы, сопровождения инклюзивного обучения, курирует вопросы развития информационно-технологической базы инклюзивного обучения, дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников инвалидов, а также создания безбарьерной архитектурной среды. Результаты такого специально организованного систематического мониторинга позволяют своевременно вносить коррективы в индивидуальную образовательную траекторию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основные направления и содержание организационно-педагогической деятельности по построению   и реализации индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей инклюзивное высшее образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Системное осуществление пропедевтической, формирующе-прогностической и оперативной деятельности позволяет обеспечить полноценное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями по соответствующему направлению подготовки (бакалавриата, специалитета) выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и выпускниками инвалидами. Это способствует их успешной учебе, достижению запланированных компетенций наравне с остальными студентами, а затем и трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества, создает предпосылки успешности личностной и жизненной перспективы. 

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту № 27.120.2016/НМ «Нормативно-методическое и организационно-аналитическое сопровождение развития инклюзивного среднего профессионального образования».