Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENT’ COMPETITIVENESS

Nazarova N.V. 1
1 Moscow State College of service and tourism № 29
The article discusses aspects of interdisciplinary integration in formation of high school students’ competitiveness in the context of the possibilities of interdisciplinary connections in educational practice; how to optimize the expansion of studying specialized subjects in parallel with the non-core subjects; the identification of didactic possibilities for interdisciplinary integration. Author reveals the significance of the impact of interdisciplinary integration in the learning process of students in the development of their competitiveness. Update of the research problem is related to the provisions that contribute to the formation of competitiveness of the student as a future specialist. The article analyzes the interpretations of interdisciplinary integration of domestic researchers. In the context of the pedagogical potential of interdisciplinary integration here is revealed the importance of the organization of interdisciplinary integrative "immersion" and improving of teaching methods through interdisciplinary integration. The article shows how the structural links of interdisciplinary integration cause competence-orientation of interdisciplinary integrative relations. On this basis, it is concluded that the interdisciplinary integration should become an effective educational resource in formation of high school students’ competitiveness.
interdisciplinary integration
educational practice
educational resources
educational capacities
didactic capabilities
integrative relations
training methods
competence
competitiveness
professional skills
professional activities
high school students

Перед современным образованием сегодня стоит задача подготовки молодых людей к жизни, полной многообразия социокультурной и духовной сферы, однако действительность такова, что ни одна учебная программа не может вместить в себя все это. Поэтому только интегрированный подход в образовательном процессе вуза способствует устранению данного противоречия, что обеспечивает расширение и дополнение уже имеющихся знаний у студентов, тем самым стимулируя их познавательную активность и развитие их как субъектов образовательного процесса [1]. Это тем более актуально, что при реализации идеи подготовки конкурентоспособного специалиста приходится учитывать всевозможные интегрированные системные процессы, вовлекающие в себя науку и образование, культуру и социальную жизнь и т.д. [2]. Данное обстоятельство влечет за собой реструктуризацию и самой образовательной системы, предусматривающей формирование нового интегрированного мышления у учащейся молодежи, что возможно только при создании грамотной межпредметной интеграции [10]. Вот почему при формировании конкурентоспособности студентов вуза им необходим синтез предметов на основе не просто логического, а синтезирующего мышления. Когда речь идет о межпредметной интеграции, то имеется в виду углубление дифференциации профильной подготовки с расширением изучения профильных предметов параллельно с непрофильными дисциплинами (например, экономика и психология, социология и математика и т.д.).

В современной образовательной практике вузов интеграция предметов представляет собой одно из направлений поиска новых педагогических решений, связанных с объединением отдельных разделов разных дисциплин в единое целое с тем, чтобы, во-первых, преодолеть однотипность целей и функций обучения; во-вторых, чтобы создать у студентов целостное представление о своей будущей профессии (интеграция представляет здесь цель обучения) и обеспечить общее пространство сближения предметных знаний (интеграция представляет здесь средство обучения) [4].

Рассматривая далее аспекты межпредметной интеграции в формировании конкурентоспособности студентов вуза, было выявлено, что межпредметная интеграция профессионального обучения студентов вуза не только способствует повышению качества научно-теоретической и практической подготовки будущих специалистов, но и собственно развития и воспитания современных студентов [18]. Таким образом, данное исследование предпринято с целью раскрытия возможностей междисциплинарных связей в образовательной практике, связанных с повышением профессиональной компетентности студентов, поскольку именно на этой основе  закладывается сегодня база формирования конкурентоспособности студенческой молодежи, что необходимо выпускникам для решения последующих проблем, возникающих в реальной действительности.

Цель настоящей статьи: выявить и раскрыть cущностную и содержательную характеристику понятия «межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов вуза» и ее дидактические возможности.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межпредметной интеграции в формировании конкурентоспособности студентов вуза; изучение и обобщение вузовской практики; систематизация использования межпредметных связей в обучении в контексте интеграционных процессов, которые происходят в науке и в образовательной сфере.

Результаты исследования

Осмысление проблемы формировании конкурентоспособности учащейся молодежи показало, что эффективность системы высшего образования должна отвечать требованиям к подготовке специалистов не только с точки зрения функциональных профессиональных умений и навыков, но и потребностей рынка труда, что невозможно сегодня без современных образовательных технологий, форм и методов обучения, к которым мы относим и межпредметную интеграцию. Это напрямую связано с формированием конкурентоспособности студентов вуза. Главным критерием качества подготовки таких кадров является их компетентность, которая отражает и развитие личностного, социального потенциала будущего специалиста и его профессионально важных качеств, включающих наличие знания и из смежных профессий (например, специальные знания и умения в области экономики и маркетинга, менеджмента и информационных технологий, социальной психологии и этики трудовых отношений и т.д.). Таким образом, университетское  образование (например, экономическое), предполагая определенную  специализацию  студентов (знания экономики и ее  новых  отраслей; рыночные основы хозяйствования и рыночные механизмы по  страновым  признакам  и функциям и т.д.), ориентируется также и на полифоничность знаний из других областей современной жизни, что так необходимо новому поколению конкурентоспособных специалистов.

Как показало исследование, многие ученые связывают понятие «междисциплинарная интеграция» с той ролью и местом, которое оно занимает среди педагогических категорий. Например, Е.Б. Шоштаева междисциплинарную связь представляет как процесс объединения учебных предметов, имеющих единые явления профессиональной деятельности [15]. То же самое предлагает и Е.В. Перехожева, уточняя это объединение с точки зрения познавательных и технологических проблем [9]. Отсюда, основой для интеграции является теория межпредметных связей, которые А.В. Усова рассматривает в контексте дидактического условия развития у студентов мышления, повышения их  уровня знаний и формирования научного мировоззрения [12]. И.Д. Зверев в межпредметных связях усматривает согласованность содержания образования по разным дисциплинам и оптимальному учету познавательных задач, исходя из специфики данного учебного предмета [3]. В связи с этим В.Н. Максимова рассматривает межпредметные связи как один из принципов обучения, предполагающий интеграцию в ходе неразрывного процесса путем слияния в одном синтезированном курсе разделов разных учебных предметов, научных понятий и методов их изложения для раскрытия межпредметных учебных проблем [6].

Исходя из этих, а также других научных позиций, мы пришли к выводу, что межпредметная интеграция во многом способствует развитию профессиональной компетентности специалиста и формированию его конкурентоспособности, в связи с чем  в ходе ее реализации должны осуществляться следующие положения:

- межпредметное содержание как носитель образовательных действий должно быть адекватно как содержанию обучения, так и средством его усвоения;

- важность изучения нового материала с учетом содержания смежных предметов и их смысловой взаимосвязанности;

- крайне важно четкость организации и управления учебной деятельностью студентов;

- стройная структурированность комплексно-логической соотнесенности форм и методов учебной деятельности;

- составление таких учебных задач (согласно теории учебной деятельности), которые смещали ли бы акцент с необходимости знаний как таковых на знание о том, как их получать, обобщать, применять и интегрировать;

- необходимо обеспечение связи теории с практикой.

Таким образом, межпредметная интеграция может оказывать всестороннее влияние на процесс обучения (постановка задач + организация процесса + мониторинг результатов), что предполагает определенную полифункциональность этого процесса, включающую такие функции, как: развивающая, воспитывающая,  координирующая и собственно образовательная. Именно образовательная функция межпредметной интеграции обуславливает формирование как целостной системы знаний студентов, так и их конкурентоспособность [14]. При этом на основе педагогического потенциала изучаемых дисциплин можно вычленить связи ряда задач, которые решаются на занятиях в контексте формирования конкурентоспособности студентов вуза. К этим связям можно отнести, например, связи на основе общности предлагаемых дисциплин (отражают взаимосвязи структуры знаний из данных научных областей); связи на основе взаимосвязи методов и приемов обучения (отражают определенную последовательность при выполнении заданий определенного характера); связи на основе взаимообусловленности мотивов (отражают отношение к содержанию, процессу осуществления и результатам познавательной деятельности). Главное, чтобы межпредметные интегративные связи обладали как тематической, так и компетентностной направленностью, в рамках которых осуществляются определенные организационно-педагогические условия межпредметной интеграции: организационные формы учебного процесса, присущие им педагогические методы и приемы, а также личностно-профессиональная позиция преподавателя с ее ценностной составляющей, обуславливающей формирование конкурентоспособности студентов вуза. Данное положение связано, в частности, с организацией межпредметного интегративного «погружения», разработанного отечественными исследователями А.А. Остапенко, А.Н. Тубельским, А.В. Хуторским, М.П. Щетининым, М.М. Эпштейном [8;11;13;16;17]. Так, А.А. Остапенко межпредметным «погружением» считает интегрированные занятия, интегрированные дни и собственно параллельную систему обучения, когда, например, близкие по содержанию темы, которые изучаются на занятиях по другим предметам, изучались бы в одни и те же дни. Целью межпредметного интегративного «погружения», в этой связи, является обеспечение общей логики «погружения», где интегрируются ранее усвоенные студентами знания, воплощаясь, таким образом, в общий научный контекст [8].

К сказанному добавим, что межпредметную интеграцию можно характеризовать, исходя из структуры и определенных связей, как-то:

  • форма связи по составу: содержательный аспект (анализ фактов, понятий, концепций и теорий); методический аспект (использование педагогических методов и приемов); организационный аспект (выбор форм и способов организации образовательного процесса); операционный аспект (формирование навыков и умений);
  • форма связи по направлению действия: односторонние (прямая связь), двусторонние (наличие обратной связи), многосторонние (интеграция различных связей);
  • форма связи по способу взаимодействия связеобразующих компонентов: хронологические (синхронные и преемственные связи), хронометрические (среднедействующие и длительно действующие связи).

Главное, чтобы эта многоэтапная система, усваиваемая студентом, стала его личностным достоянием, в основе которой будет находиться его конкурентоспособность. Межпредметная интеграция здесь может рассматриваться как важнейший элемент его предметного обучения, где учебные предметы и их отношения не противопоставляются друг другу. А это требует систематичности обучения, реализация которого является необходимым условием успешности обучения. Таким образом, при объединении учебных предметов в единую систему межпредметная интеграция не только способствует качественному обобщению знаний, но и выполняет такую актуальную функцию, как формирование целостного мировоззрения молодого человека, а отсюда – формирование его целостной личности и конкурентоспособности [5]. Отсюда, межпредметная интеграция касается не только содержания образования и связанных с ним прочих составляющих учебного процесса, но и совершенствования методов обучения, которые должны обеспечивать, прежде всего, следующее:

  • ускорение темпов восприятия и усвоения студентами новых знаний и на этой основе развитие умений их практической реализации;
  • стимулирование приобретения межпредметных умений и навыков для нахождения частностей в общем и общего в частностях;
  • усиление развития у студентов умения самостоятельного приобретения знаний с целью повышения своей конкурентоспособности;
  • развитие приемов познавательной деятельности, связанных с наблюдением, экспериментированием; умением работать с источниками и справочными материалами; навыками применения математических методов и т.д.

Как показывает вузовская практика, в условиях межпредметной интеграции студент не просто учится учиться, у него повышается интерес к разным областям человеческой деятельности, и целью вуза является здесь помощь молодому человеку в реализации своих способностей с максимальной пользой для себя и общества. Формирование конкурентоспособности студентов вуза станет столь успешнее, сколь выше будет его собственный интерес к этому, учитывая и общепринятое общественное мнение к деятельности любого компетентного специалиста. Изучая, в связи с этим, экономические науки, социологию, математику, психологию и т.д., каждый студент в рамках межпредметной интеграции, так или иначе, пользуется определенными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания), которые, по сути, используются при изучении всех дисциплин. Поэтому преподаватель вуза, например, при изложении предмета должен следовать, по крайней мере, следующим положениям: вначале устанавливаются основные понятия изучаемой темы; затем дается система координат, которая распределяет данные понятия по разделам (например, какими психологическими навыками должен обладать экономист при организации аудиторской проверки, процедуры независимой оценки деятельности какой-либо организации, проекта или продукта), исходя из логики их взаимосвязи, и далее уже формируется умение увязывать эти понятия в соответствии с поставленными целями. Одной из важнейших целей является овладение студентами определенными компетенциями, владение которыми представляет собой формирование компетентности молодого человека как его интегральной характеристики, включающей способность решать всевозможные задачи, возникающие в противоречивых ситуациях и требующих использование знаний и жизненного опыта в соответствии с усвоенными жизненными ценностями. Это относится к собственно профессиональной компетентности, которая является результатом полученного профессионального образования и наличия того уровня, что увеличивает конкурентоспособность будущего специалиста, а именно: всесторонние знания и представления о профессии и психологии своего труда; устойчивая система ценностей поведения и общения с людьми; знания основных законов психологии в профессиональной деятельности; владение навыками применения психологических знаний в профессиональной деятельности и т.д. 

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу: межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов вуза – это интегрированный подход в образовательном процессе вуза, способствующий стимулированию познавательной активности студентов; углублению их профильной подготовки с расширением изучения непрофильных дисциплин для обеспечения продуктивности  образовательного маршрута на формирование целостной системы их знаний; побуждающий извлекать межпредметные знания для включения их в новую систему связей изучаемого предмета с тем, чтобы стимулировать процесс воспроизводства знаний в конкретном практическом их приложении, а также получить целостную картину мира с ее информационной, культурной и экономической интеграцией с целью повышения уровня своей конкурентоспособности.

Исследование межпредметной интеграции в контексте формирования конкурентоспособности студентов вуза позволяет выявить определенные дидактические возможности включения в образовательный процесс междисциплинарной организации, к которым, в частности, можно отнести следующее:

- активизация познавательной деятельности студентов с учетом ее самостоятельной и творческой составляющей;

- развитие профессионального мышления с учетом его интегрированной и аналитической составляющей;

- формирование целостных интегрированных знаний и умений с учетом межпредметной и системной составляющей;

- формирование у студентов целостного мировоззрения с учетом его всесторонней составляющей;

- воспитание всесторонне развитого и компетентностного специалиста с учетом овладения им всеми ключевыми компетенциями.

Таким образом, подобная интегрированность способствует формированию конкурентоспособности, под которым многие исследователи понимают и как способность молодежи участвовать в экономическом состязании на рынке труда, представляя собой профессиональный потенциал как конкурентоспособность товара своей «рабочей силы» [7].

Заключение

В качестве заключения отметим, что использование межпредметных связей в обучении является, по сути, естественным отражением тех интеграционных процессов, что происходят сегодня в науке и в образовательной сфере. Как показывает практика, межпредметная интеграция успешно способствует повышению теоретической и практической подготовки студентов вуза, в рамках которой на основе познавательной деятельности создаются возможности и для формирования конкурентоспособности студентов, что предполагает углубление собственно и самой компетентности молодых людей. И это представляет собой определенный образовательный ресурс для успешного применения знаний и умений в конкретных ситуациях, будь то учебная или практическая деятельность, где часто необходимо комплексное видение различных проблем реальной действительности и их решение. Поэтому межпредметную интеграцию можно считать важным методологическим подходом в подготовке будущих специалистов. Однако межпредметная интеграция должна стать не самоцелью, а определенной системой в деятельности преподавателя вуза, ориентированной на решение таких образовательных задач, как повышение уровня профильных с учетом их многосторонней интерпретации, в основе чего лежит эмоциональное отношение студентов к изучаемым проблемам и явлениям. Для того чтобы повысить эффективность педагогического обеспечения процесса формирования конкурентоспособности студентов вуза, необходимо, как нам представляется, структурирование соответствующей модели процесса формирования конкурентоспособности студентов вуза средствами межпредметной интеграции.