Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TRAINING FOOTBALL PLAYERS GROUP TACTICAL ACTIONS FOR ATTACKING USING INFORMATION TECHNOLOGIES

Drandrov G.L. 1 Afonshin V.E. 2
1 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
2 LLC LEMA
В статье в качестве исходной наиболее общей типовой игровой ситуации выделяется противоборство двух атакующих игроков против двух защитников. С учетом взаимного расположения атакующих и обороняющихся игроков и мяча на футбольном поле выделяются семь возможных типовых игровых ситуаций и способов групповых атакующих тактических действий в них, приводящих к ситуации с численным преимуществом атакующих игроков по отношению к воротам обороняющихся. Представлена инновационная методика обучения групповым тактическим действиям с применением информационных технологий. Суть методики заключается в том, что в заданных местах игрового поля размещают три радиоуправляемые фигуры (два защитника и один партнер по команде). Они перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса для создания одной из 7 возможных типовых игровых ситуаций. Спортсмену дается задание – перемещаясь с мячом по заданному маршруту, тактически правильно реагировать определенным образом на одну из семи возможных вариантов типовой игровой ситуации. С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации, так и степень активности защитников. При оценивании учитываются точность и быстрота принимаемых тактических решений.
The article deals with the problem of matchup between the two attacking players against two defenders as the initial and most common standard game situation. Taking into consideration the mutual disposition of the attacking and defending players and the ball on the pitch, seven possible standard game situations and methods of group attacking tactical actions resulting in the situation with a numerical advantage of attacking players in relation to the goalposts of the defending players are considered. The innovative method of training group tactical actions using information technologies is presented. The main point of the technique is that three radio-controlled figures (two defenders and a teammate) are placed in the certain positions on the playing ground. The figures movements are controlled by the hardware and software system and they create one of the seven possible standard game situations. The athlete is given a task to move along the certain track with a ball and tactically correctly respond in a certain way to one of the seven possible options of the typical game situation. Software-supported the speed of the game situation development and the degree of the defenders’ activeness can be adjusted. When evaluating, the player’s accuracy and speed of tactical decisions is taken into account.
football
game situation
group tactical actions
training
radio-controlled figures
defending
attacking players
tactical decisions.

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач. Поэтому решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика.

Традиционная методика обучения юных футболистов технико-тактическим действиям, когда в процессе тренировок спортсмен овладевает техническими приемами как средством ведения игры, после чего в процессе тактической подготовки приобретает умение пользоваться техническими приемами в постоянно меняющихся игровых ситуациях, является недостаточно эффективной.

Передача мяча как групповое тактическое действие является главным тактическим элементом игры в футбол. Необходимыми условиями согласования действий игроков при осуществлении передач является адекватность понимания сложившейся игровой ситуации.

В соревновательной деятельности в футболе наблюдается определенная повторяемость игровых ситуаций, обладающих общими для них признаками. Поэтому необходимым условием формирования у спортсменов способности распознавания и оценивания игровых ситуаций является их классификация с выделением их существенных опознавательных признаков [1, 2, 4, 7]. С учетом этих признаков определяются наиболее эффективные варианты игровых действий.

Игровые ситуации определяются нами как целостные, системно организованные образования, которые:

1) обладают элементным составом (мяч, игроки обеих команд);

2) составляющие ее содержание элементы расположены на футбольном поле и находятся в постоянном движении;

3) расположение и перемещение элементов игровой ситуации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

4) системообразующим фактором, определяющим расположение и перемещение элементов игровой ситуации, выступают цели нападения и защиты [4, 5].

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и с определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

Индивидуальными технико-тактическими действиями являются технические приемы, выполняемые игроком для улучшения игровой ситуации в нападении и в защите. Индивидуальными технико-тактическими действиями с мячом являются удар (по воротам, в направлении партнера), ведение, обводка, отбор, перехват, выбор позиции, действиями без мяча – открывание и закрывание.

Групповое тактическое действие представляет собой целостное системно-организованное действие, включающее в свое содержание в качестве своих элементов согласованные индивидуальные технико-тактические действия группы игроков, направленное на улучшение игровой ситуации.

Групповым тактическим действием в нападении, выполняемым с мячом, является передача мяча, включающая в свое содержание согласованные индивидуальные технико-тактические действия двух игроков: удар по мячу в направлении партнера и открывание (выбор позиции) для приема мяча. Передача мяча будет успешной, если входящие в его содержание индивидуальные технико-тактические действия (удар по мячу и открывание) будут согласованными по времени, пространству, скорости и скрытными (неожиданными) для соперников.

При осуществлении передачи мяча роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча: его перемещение выступает для игрока, владеющего мячом в качестве признака согласования, показывающего когда, куда и с какой силой следует выполнить удар по мячу, чтобы он дошел до адресата. Другим признаком согласования выступают действия игрока с мячом, информирующие его партнера о готовности к удару по мячу в определенном направлении.

Тактическая комбинация представляет собой последовательность согласованных между собой групповых тактических действий (передач мяча и группового маневра), направленную на улучшение игровой ситуации.

Выделяются подготовительные и атакующие тактические комбинации. Системообразующим фактором, объединяющим групповые тактические действия в атакующую тактическую комбинацию, выступают ее цель: создание численного преимущества в зоне мяча.

Игровая ситуация «2 на 2» рассматривается нами как исходная «клеточка», из которой рождаются все варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд. В соответствии с этим исходной «клеточкой» тактики футбола является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся. Изменение данной игровой ситуации осуществляется через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков [5, 6].

Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 на 2» является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 на 1». Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 на 2» являются:

1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:

а) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;

б) защитник располагается ближе к центру поля;

2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны также два варианта:

а) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2:

б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции; ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.

С учетом качественного своеобразия элементов игровой ситуации «2 на 2» в момент передачи мяча выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им тактических комбинаций, создающих численное преимущество в зоне мяча.

1 ситуация – нет диагональной страховки; комбинация «передача на ход за спину чужому защитнику»;

2 ситуация – оба защитника располагаются ближе к центру, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

3 ситуация - оба защитника располагаются ближе к бровке, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

4 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к центру; комбинация – «передача – прием мяча с уходом во фланг»;

5 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача – прием мяча с уходом в центр»;

6 ситуация - защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача на ход вдоль бровки за спину своему защитнику»;

7 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «скрещивание» с уходом игрока, владеющего мячом в центр, в зону, освобождаемую партнером.

Ориентация на знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типовых игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов тактических комбинаций, направленных на создание численного преимущества, позволяет футболистам быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им тактических комбинаций.

Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются в доли секунды.

Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.

Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.

Фундаментом или основой тактического мастерства является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля, в пределах которого осуществляется игровое мышление. Элементами индивидуального тактического мастерства игрока являются:

- зрительный контроль обстановки (функционирование зрительных анализаторов, выполнение технических приёмов без зрительного контроля);

- видение поля на основе зрительного контроля (расстановка, взаимное положение, движение игроков);

- игровое мышление (реакция на изменения, синтез и оценка вариантов действий);

- прогнозирование развития ситуации;

- принятие решений;

- исполнение принятых решений в условиях противодействия.

Неумение «видеть поле», воспринять элементы игровой ситуации может привести к неправильному решению. Ошибки в принятии решений, обусловленные неразвитостью тактического мышления (умственных действий анализа, сравнения, обобщения, классификации), с одной стороны, и недостаточностью тактических знаний – с другой, могут привести к тому, что их практическая реализация не обеспечит выигрыша игрового эпизода.

Нами предложена методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле при выполнении групповых тактических действий путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности с использованием компьютерных информационных технологий.

Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают возможные маршруты перемещения. Изменение направления маршрута и его границ задают аппаратно-программным комплексом непредсказуемо для спортсмена. В заданных местах игрового поля размещают три радиоуправляемых фигуры (два защитника и один партнер по команде), которые перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса согласованно с изменениями маршрута перемещения спортсмена для создания одной из 7 выделенных нами типовых игровых ситуаций.

Спортсмену дается задание – перемещаясь по заданному маршруту, находиться в его границах, удерживать спортивный снаряд в этих границах и реагировать определенным образом (условный звуковой или визуально видимый сигнал) на типовую игровую ситуацию (одну из семи возможных вариантов), создаваемую перемещениями двух радиоуправляемых защитников и партнера.

Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной совместно с микрофоном на заданной высоте над игровым полем. Видеоизображение и сигнал с микрофона передают в аппаратно-программный комплекс, который оценивает точность принимаемых спортсменом тактических решений и вычисляет среднеарифметическое значение задержек между возникновением заданной типовой игровой ситуации и ответным условным сигналом спортсмена [3].

В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению. Это обеспечивается через формирование ориентировочной основы третьего типа (по П. Я. Гальперину), в котором на первый план выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации, выделению в ее содержании общих и частных элементов и определению адекватных способов тактических действий. Это обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.

Поэтому формирование знаний обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий и тактических комбинаций осуществляется с применением:

  • методов проблемного обучения: футболисты с помощью наводящих проблемных вопросов тренера открывают и усваивают знания о существенных признаках типовых игровых ситуаций и адекватных им тактических комбинациях;
  • приема графического моделирования типовых игровых ситуаций и действий футболистов при розыгрыше соответствующих их содержанию тактических комбинаций;
  • вербализации (проговаривания вначале в громкой, а затем во внутренней речи) в виде слов (лаконичных терминов) существенных признаков воспринимаемых игровых ситуаций и осуществляемых групповых тактических действий и тактических комбинаций.

Распознавание игровых ситуаций и выбор адекватных их содержанию тактических решений не является для футболиста сложной умственной задачей. Трудности возникают при решении этих задач в условиях игровой деятельности, когда игровые ситуации изменяются очень быстро. Поэтому формирование и успешное функционирование ориентировочной основы больше зависит от развития тактических способностей, относящихся к фазе восприятия игровой ситуации и умственного решения тактической задачи.

Развитие этих способностей осуществляется через выполнение разработанных нами упражнений с постепенным повышением требований к быстроте и точности восприятия игровых ситуаций, выбора и принятия решения. Для этого применяются два методических приемов: 1) постепенно повышение скорости перемещения радиуправляемых защитников и партнера по команде, приводящее к повышению скорости развития игровой ситуации в целом; 2) регулирование сопротивления защитников с постепенным повышением количества альтернативных решений тактической задачи.

С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации, так и степень активности защитников. По мере развития тактических способностей, связанных с распознаванием игровых ситуаций и выбором соответствующих решений, осуществляется постепенный переход от группы простых упражнений к упражнениям игрового характера.

Таким образом, применение разработанной нами методики обучения групповым тактическим действиям на основе информационных технологий способствует:

  • вооружению юных футболистов знаниями о типичных игровых ситуациях и способах решения задачи создания численного преимущества (групповых тактических действиях и тактических комбинациях);
  • развитию тактических способностей, проявляющихся в быстроте и точности восприятия и распознавания игровых ситуаций, быстроте и точности выбора способа решения тактической задачи из арсенала разученных тактических комбинаций;
  • к повышению согласованности индивидуальных тактических действий на основе одинакового видения и понимания воспринимаемых игровых ситуаций и способов решения, обусловленных их содержанием групповых тактических задач.