Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF DESIGN ABILITIES OF PUPILS AT STUDYING OF GEOGRAPHY

Gorshkova I.A. 1 Zamkova O.A. 2 Krivdina I.Yu. 1
1 FGBOU IN "Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin"
2 MBOU school № 102 Nizhny Novgorod
Abstract: The article substantiates the relevance of the formation of universal educational actions due to the requirements of the modern federal state standard of general education. Reveals the universal character design abilities of pupils and their role in the organization of the project on the geography of activity. Submitted content of such kinds of design skills like goal setting, planning, monitoring and correction, assessment, forecasting, working with different sources of information, project formulation and solution of the problem, the ability to engage in dialogue and cooperation. associated with the typology of universal educational actions. The problems of project activities of the organization in geography lessons in educational institutions. Reveals the possibilities of development of design skills of students in the study of geography means elective "geographical discoveries and research", built on the principles of integration, local history, practice-oriented and creative and constructive.
projects.
design skills
universal educational actions
project learning
project work

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в системе школьного образования актуализируется вопрос необходимости непрерывного самообразования и саморазвития личности обучающегося, повышения доли его самостоятельной активности в учебно-воспитательном процессе. Смещение акцентов на метапредметные результаты обучения как самостоятельного и важного компонента содержания образования обеспечивает школьникам возможность  овладения умением учиться, т.е. универсальными способами учебной деятельности разного типа – регулятивного, познавательного и коммуникативного.

Для решения этой важной задачи изменились и функции учителя и учащихся в образовательном процессе. Современный учитель – организатор познавательной деятельности ученика.  Непосредственное  вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с формированием и применением универсальных учебных действий, которые  помогают сделать процесс обучения более мотивированным, понятным  и доступным каждому школьнику. 

В научной литературе существуют различные трактовки понятия «универсальные учебные действия». В широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 2].

Всеми признаками универсальности обладают проектные умения, которые формируются у учащихся в процессе работы над учебными проектами разного типа и являются одновременно и условием, и результатом проектной деятельности учащихся.

Проектное обучение не является принципиально новой методикой, но сегодня это одна из актуальных и часто используемых технологий обучения, т.к. направлена на самостоятельное изучение  школьниками различных проблем, учебных или реальных, имеющих жизненный смысл для школьников. Несмотря на свою популярность, проектное обучение зачастую используется лишь для решения частных предметных задач учебных дисциплин, для достижения предметных результатов обучения, не уделяя должного внимания самим проектным умениям, которые по своей сути являются общеучебными (метапредметными) и согласно ФГОС входят в состав универсальных учебных действий. Причины такого «однобокого» использования проектного обучения в школьной практике связаны с дефицитом учебного времени. Очевидно, что качество самого образовательного продукта проектной деятельности обусловлено уровнем сформированных проектных умений учащихся.  Поэтому одной из главных задач педагогов, практикующих технологию проектного обучения, является выбор оптимальных методов и форм организации учебной деятельности школьников, форм уроков и внеурочных мероприятий, направленных в первую очередь на развитие умений учиться, умений осуществлять проектную деятельность [2].

Образовательным продуктом проектной деятельности учащихся является учебный проект,  который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. Значимость выполненного проекта определяется эмоционально-ценностным и творческим компонентами, осознанием личного вклада учащегося в раскрытие проблемы и степенью самостоятельности проектной деятельности.  

Проектные умения представляют собой  целый комплекс умений, специфическими признаками которых являются мобильность, гибкость, динамичность,  т.е.  применяемость в различных видах учебно-познавательной практической деятельности, преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую, а также вариативность в выборе способов достижения цели [1].

Опираясь на типологию универсальных учебных действий, можно выделить следующие виды проектных умений (табл. 1).

Таблица 1

Виды проектных умений

Виды УУД

Проектные умения

Содержание проектной деятельности

Регулятивные

Целеполагание

-    постановка цели  учебного проекта;

-    формулировка  учебных задач отдельных этапов проекта на основе соотнесения уже известного и усвоенного учащимся и того, что еще неизвестно и предстоит освоить для выполнения проекта

Планирование

-    составление плана и последовательности своих действий в соответствии с целями проектного задания;

-    определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Контроль и коррекция

-    осуществление контроля промежуточных и конечных результатов учебного проекта;

-    выявление ошибок, несоответствий, неточностей, неполной раскрытости проблемы проекта;

-     внесение корректив

Оценивание

-    выделение и осознание учащимся того, что

уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-    осознание качества и уровня выполнения проекта;

-    оценивание промежуточных результатов проекта;

-    оценивание выполненного проекта на основе  предложенных  (или выработанных) критериев;

-    самооценка своих действий.

Прогнозирование

 

-    мысленное предвосхищение результата учебного проекта и сроков его выполнения

Познавательные

Работа с различными источниками информации

-    поиск и выделение необходимой информации;

-    применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-    структурирование знаний;

-    оформление результата проекта

 

Постановка и решение проблемы

-    формулирование проблемы учебного проекта;

-    самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-    выбор наиболее эффективных способов решения проблемы

Коммуникативные

Умение вести диалог

-    умение слушать и вступать в диалог;

-    участвовать в коллективном обсуждении проекта;

-    формулировать и задавать вопросы другим участникам проекта;

-    выстраивать выступление защиты проекта;

-     отвечать на вопросы, аргументированно отстаивать свою позицию

 

Сотрудничество

-    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками при выполнении групповых и коллективных проектов

 

Отечественными педагогами Николиной В.В., Матяш Н.В., Полат Е.С. и др. выявлены такие особенности технологии проектного обучения, как диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность [1; 3; 4]. Открытый диалог с самим собой и с другими участниками проекта создает условия для освоения и принятия учащимися нового опыта, переосмысления и принятия ценностей. Проектное обучение всегда носит проблемный характер и ставит учащихся в ситуацию противоречия между знанием и незнанием, между сформулированной проблемой и недостаточностью известных способов деятельности для ее решения, что побуждает учащихся к поисковой деятельности.  Реально существующие проблемы, лежащие в основе проекта, являются более значимыми для учащихся и могут иметь личностный смысл. Контекстность проектного обучения дает возможность учащимся создавать проекты, приближенные к их естественной жизнедеятельности, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия. В географии это могут быть учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности и связаны с изучением материальных и духовных ценностей мира, отдельных регионов и стран, своей местности. Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников» [3].

География является уникальным учебным предметом, интегративным по своей сути, содержание которого включает темы естественно-научной, общественной, экономической и экологической областей знаний, что дает возможность выбора учебных проектов самой разной тематики. Авторы современных учебно-методических комплексов по географии предлагают  множество интереснейших готовых тем учебных проектов, но учитывая дефицит учебного времени, отводимого на предмет, выполнение большинства проектов в рамках урока не представляется возможным. Возможности внеурочных форм организации учебной деятельности по географии велики, но осуществление проектной деятельности учащихся во внеурочное время должно осуществляться на основе базовых знаний школьников о проектной деятельности и опыта выполнения проектов. С целью формирования навыков проектной деятельности по географии нами разработана программа факультатива «Географические открытия и исследования» для учащихся 5, 6-х классов.

Программа построена с учетом следующих принципов: краеведческого, принципа интеграции, практико-ориентированного и творческо-созидательного принципа.

Краеведческий принцип  направлен на  изучение территории ближайшего окружения, на развитие гражданских, нравственных позиций личности. Краеведческий принцип обладает высоким нравственным и эстетическим потенциалом.

Принцип интеграции обеспечивает научную связь географии с биологией, химией в процессе работы над проектами и исследованиями по вопросам изучения свойств воды, выращивания кристалла соли в домашних условиях и создания географического атласа комнатных  и культурных растений. Принцип интеграции способствует обеспечению тесной связи обучения с жизнью, оказанию влияния на становление личности, способной взаимодействовать с природой.

Принцип практико-ориентированный проявляется в разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора способов деятельности, и направлен на самореализацию учащихся при создании проектов.

Принцип творческо-созидательный развивает творческую активность, фантазию, креативность в выполнении проектов, где результат требует нестандартного решения (фоторепортаж, создание карты, создание географического атласа, выбрать и описать природный охраняемый объект).

Курс «Географические открытия и исследования» позволяет подготовить ученика к самостоятельному получению знаний и применению их на практике. В процессе его  изучения учащиеся знакомятся с типами учебных проектов и методикой осуществления проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты. В тематическом плане факультатива значительную часть составляют занятия общеметодологической направленности, цель которых направлена на  формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением алгоритмов работы над проектом. Поэтому большинство выполняемых на факультативе проектов является  краткосрочными по времени выполнения, коллективными и групповыми по количеству участников. так как на этом этапе происходит обучение проектированию. Применять полученные знания, умения и опыт проектирования учащиеся будут в следующих классах при выполнении среднесрочных и долгосрочных проектов. Содержательная часть факультатива построена с учетом базовых опорных знаний и умений учащихся по окружающему миру, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Факультатив включает следующие темы занятий и примерные темы учебных проектов (табл. 2).

Таблица 2

Содержание факультатива «Географические открытия и исследования»

Тема, содержание учебных занятий

Примерные темы и типы проектов

Тема 1. Знакомьтесь! Проект.

 

1.1 Что такое учебный проект? Какие бывают проекты по географии?

Как мы будем проектировать?

1.2. Знакомьтесь, лучшие проекты учащихся по географии!

Демонстрация лучших проектов учащихся по географии разного типа.

Тема 2. Открытия и исследования в географии: от древности до наших дней.

Краткосрочные проекты информационного типа, по количеству участников - коллективные и групповые.

2.1. Географические представления древних людей.

Самое древнее путешествие в «страну богов» – Пунт.

2.2. География в Средневековье.

Правда или вымысел Пифея.

2.3. Эпоха Великих географических открытий.

Походы викингов.

Христофор Колумб: ошибки и удивительные открытия.

2.4. Современные географические исследования.

Есть ли «белые пятна» на современной карте?

Зачем исследовать полярные области?

Путешественники 20 века.

Географические открытия 21 века.

Тема  3. Богатства Земли.

3.1. Редкие минералы и горные породы. Драгоценные и полудрагоценные камни.

Практико-ориентированные групповые проекты.

Как растут кристаллы? Выращивание кристаллов.

3.2. Кладовые Урала. Запасы Сибири.

Кладовые Урала в сказах Бажова. Человек труда в сказах Бажова.

Сказы Бажова на карте Урала.

Тема 4. Небо вокруг нас.

Исследовательские и творческие групповые проекты.

4.1. Метеорологические наблюдения.

 Народные приметы.

 

Мини-метеостанция.

Верны ли народные приметы? Составление прогноза  на весну.

Гигрометр своими руками.

4.2. Природные явления в атмосфере.

Редкие и опасные явления своей местности.

Тема 5. Удивительная вода.

5.1. Мировой океан.

Изучение свойств воды.

5.2. Воды суши: самые, самые, самые.

Морская топонимика.

5.3. Вода в «земных кладовых».

Кому нужны болота?

Ледники – запасы пресной воды.

Морские скитальцы – айсберги.

Тема 6. Живая оболочка.

6.1. Разнообразие растений. Центры происхождения культурных растений.

Откуда родом «Сеньор Помидор».

Откуда родом комнатные растения (географический атлас культурных и комнатных растений).

6.2. Природное наследие. Виртуальное путешествие по памятникам природы Нижегородской области.

Охраняемый объект будущего (описание объекта, создание паспорта).

 

Апробация факультатива «Географические открытия и исследования» в общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода и Нижегородской области показала хорошие результаты в развитии проектных умений учащихся и высокую мотивацию к изучению географии средствами учебных проектов, что позволяет говорить об эффективности выбранных методик.