Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE OF STYLE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN THE ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO SCHOOL

Dolgova V.I. 1 Rokitskaya Y.A. 1 Kopyl L.V. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
The paper studies the relationship of parent-child relationships and adaptation of first-graders to school, analyzed the theoretical assumptions discussed research and empirical results. Adaptation - is a special period of development of the individual, from which significant levels of dependence is the nature of its subsequent formation. A special role to overcome the current difficult conditions, the occurrence of which there are an adaptive period is considered to be the logical play of parent-child relationship styles. The level of psychological adaptation of first-graders to school, studied according to two criteria: the level of learning motivation and level of anxiety. The level of learning motivation is defined by a questionnaire rating the school motivation of elementary school pupils of the level N.G. Luskanovoy. Styles parent-child relationship have been identified using a questionnaire parental attitudes A.Y. Varga, V.V. Stolin. This questionnaire takes parental relationship as a system of relations with the child, established patterns of behavior, understanding individual-typological features of the child and his behavior. By questionnaire determined the severity of the five types of styles which we are interested: acceptance-rejection; cooperation; symbiosis; gipersotsializatsiya authoritarian; little loser. The relationship styles of child-parent relationships and adaptation of first-graders was established by Pearson correlation analysis; force discovered correlation allows us to conclude that there is a moderate positive relationship between anxiety and this style of child-parent relationship is symbiotic. Also revealed the relationship between the other indicators: the higher the parental control over children, the less motivation to first-graders; The higher this style of child-parent relationship as co-operation, the lower the anxiety of children; the lower the ratio to the failure of the child, ie more loyal than the parents take their child's lack of success, the lower the student anxiety.
adaptation
learning motivation
anxiety
parent-child relationship
parent-child style otnoscheniya
acceptance-rejection; cooperation; symbiosis; gipersotsializatsiya authoritarian; little loser.

Актуальность исследования влияния стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Этому способствуют изменения в социально-экономической сфере, которые соответственно влияют на условия жизни детей, а также интенсификация учебной деятельности, что определяет необходимость углубленного анализа факторов, влияющих на адаптацию к школе [1].

Специалисты вкладывают в понятие «адаптация» - процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Психологическая адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. В основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги. Адаптация - это особенный период развития личности, от которого на существенном уровне зависимости находится характер ее последующего формирования. Эффективная приспособленность дает возможность совмещать интегрированность ребенка в команде с его персональной автономностью.

С целью обозначения условия общепризнанных норм применяется термин «устойчивая адаптация». Присутствие изменений в обычных обстоятельствах существования создает условия, добавляющие дезорганизацию в психологический вид деятельности. В данном случае обычно включается система переадаптации. Под этим на сегодняшний день подразумевается процедура перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых незнакомых условиях существования или конечный результат данного процесса, носящий позитивное значение для развития личности.

Возможно отметить последующие взаимозависимые типы психологического приспособления (и в соответствии с этим дезадаптации) ребенка, описываемые как её элементы:

1) (психо)физическое приспособление, или качество организма рационально преобразовывать физические функции в согласовании с условиями сферы. К этому относятся подобные адаптационные движения, несоблюдение которых приводит к отклоняющемуся действию и как результат – непосредственно эмоциональной дезадаптации, а кроме того, физические проявления стресса;

2) непосредственно психическое приспособление, патологии каковой объединены с напряженностью, эмоциональным стрессом;

3) психо-общественное приспособление, или приспособление персоны к разговору с новым коллективом.

Период адаптации детей к образовательному учреждению начальной ступени считается исключительно значимым в процессе формирования личности. В этом периоде необходимо предоставлять наибольший интерес как к ребенку лично, его душевному состоянию, так и к собственному отношению к ребенку. Также следует не забывать, что дошкольнику приходится встречаться с новейшими актуальными обстоятельствами, и его принятие их считается преобладающей в развитии характера и последующего качества его способности к обучению. Умение детей каким-либо образом отвечать на новообразования в окружающем его обществе находится в зависимости от характера, степени участия семьи в воспитании и обучении ребенка, а кроме того, от его социальной компетентности и полученного навыка действия в предшествующей социальной группе [5].

Образующиеся неминуемые границы в действии, а кроме того, новейшие для ребенка условия имеют большие шансы сильно ослабить его положительное отношение к школе. С целью соответствующей и положительной адаптации детей к школе родителям следует стремительно принимать участие в его эмоциональной подготовке. Наибольшее значение имеет то, что способен совершить семейный круг по отношению к ребенку – обучить его удерживаться от расслабления в учебное время. В обстоятельствах семьи дошкольник приобретает новую роль учащегося, самостоятельной личности, в семье обязаны учитывать его мнение и стиль учебной деятельности, особенно в зависимости от пола ребенка [8]. Результативность обучения ребенка в школе в значительной степени находится в зависимости от состояния самочувствия обучающегося. Физически здоровые ребята энергичны, самостоятельны, трудоспособны, однако, к сожалению, статистика нынешнего дня свидетельствует о катастрофичном уменьшении степени физического самочувствия ребят и молодого поколения.

Особенную роль для преодоления сложных актуальных условий, появление каковых в адаптивный промежуток считается логичным, играют детско-родительские взаимоотношения [2; 4; 6].

Любой образ, согласно собственному, проявляет воздействие на эмоциональную приспособленность первоклассников к школе. По этой причине значимым фактором считается исследование отношений отца с матерью и детей с целью позитивного прохождения обучающимся периода приспособления к школе [4, с. 115].

По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям [7, с. 134].

Детско-родительские взаимоотношения могут характеризоваться крайне разными суждениями и определениями, они обусловливаются начальными теоретическими позициями авторов. Одновременно с этим почти в абсолютно всех точках зрения возможно обнаружить начальную дихотомию, что формирует противоречивость либо поляризацию взаимоотношений родителей. Непосредственно отец приводит детей к действительности, считается носителем социальных общепризнанных норм и законов, дает оценку их воздействия, реализует требуемые наказания, какие обусловлены установленными родительскими правилами. Искаженная роль родителя может вызвать у детей старшего дошкольного возраста проявления тревожности и агрессивности [10].

Каждый стиль по-своему оказывает влияние на психологическую адаптацию первоклассников к школе. Поэтому немаловажным моментом является изучение взаимоотношений родителей и ребенка для положительного прохождения обучающимся этапа адаптации к школе.

Детско-родительские отношения определяются как сложная система, включающая отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Детско-родительские отношения не являются данностью, они проходят сложный путь формирования и обусловлены комплексом основных психологических факторов [3; 9].

Детско-родительские взаимоотношения обусловливаются как непростая концепция, содержащая подход родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Детско-родительские взаимоотношения никак не считаются данностью, они образуют непростую систему развития, обусловлены системой главных эмоциональных условий и становятся, в свою очередь, сами главным фактором адаптации ребенка.

В нашем исследовании именно анализ адаптации первоклассников к школе, проведенный по признаку влияния стиля детско-родительских отношений, и является целью нашего исследования с показателями психологической адаптации первоклассников к школе.

Объектом исследования выступает психологическая адаптация первоклассников к школе. Предметом - взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и психологической адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: первоклассники, воспитывающиеся в семьях с конструктивным стилем детско-родительских отношений, характеризуются более высоким уровнем психологической адаптации к школе.

Уровень психологической адаптации первоклассников к школе мы проверяли по двум критериям: уровень учебной мотивации и уровень тревожности.

Уровень учебной мотивации мы определили с помощью анкеты оценки уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой.

Стили детско-родительских отношений были выявлены по результатам опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

На рисунке 1 представлены результаты исследования уровня школьной мотивации первоклассников по методике Н.Г. Лускановой.

Анализ распределения результатов показал, что среди испытуемых преобладает количество детей с мотивацией уровня «Норма» (14 человек). Их число составляет почти половину всех испытуемых. Обучающиеся с высоким и игровым уровнем мотивации вместе составляют столько же, сколько и обучающиеся с нормой, на каждом уровне по семь человек. Низкий и негативный уровень мотивации выявлен у двух детей, что составляет больше половины испытуемых с высоким и игровым уровнем.

Уровень тревожности был нами изучен с помощью проективной методики «Рисунок школы», результаты представлены на рисунке 2.

По рисунку 2 видно, что более всего детей (23 ученика) имеют средний уровень тревожности, что является нормой. Низкий уровень тревожности у 8 человек. Это количество почти втрое меньше, чем испытуемых со средним уровнем. Высокий уровень тревожности выявился только у одного испытуемого.

Выявление стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников было проведено в процессе анализа результатов опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Этот опросник принимает родительские отношения как систему отношений с ребенком, сложившихся паттернов поведения, понимание индивидуально-типологических особенностей ребенка и его поведения.

По опроснику можно определить пять типов интересующих нас стилей.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.

5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников была установлена методом корреляционного анализа Пирсона и показана в таблице.

Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников

Стиль

Мотивация

Тревожность

Принятие/Отвержение

Корреляция Пирсона

-,093

-,140

Знч.(2-сторон)

,612

,445

Кооперация

Корреляция Пирсона

,191

-,245

Знч.(2-сторон)

,296

,177

Симбиоз

Корреляция Пирсона

-,269

,362*

Знч.(2-сторон)

,136

,042

Контроль

Корреляция Пирсона

-,303

,170

Знч.(2-сторон)

,092

,351

Отношение к неудачам

ребенка

Корреляция Пирсона

-,167

-,212

Знч.(2-сторон)

,361

,243

Анализ данных, представленных в таблице оценки силы корреляционной связи, позволяет сделать вывод о том, что существует умеренная положительная взаимосвязь между тревожностью и таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз.

Также выявлена взаимосвязь между другими показателями: чем выше контроль родителей над детьми, тем ниже мотивация первоклассников; чем выше такой стиль детско-родительских отношений, как кооперация, тем ниже тревожность детей; чем ниже отношение к неудачам ребенка, т.е. чем лояльнее родители принимают неуспешность своего ребенка, тем ниже тревожность обучающегося.

Таким образом, практическое исследование по выявлению взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и адаптации первоклассников к школе показывает, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами выявлена умеренная положительная взаимосвязь между таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз, и тревожностью первоклассников.