Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT MINOR STUDENTS

Kalinina S.N. 1 Dekina E.V. 1
1 FGBOU VO "The Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy"
The article focused on the necessity of psychological and pedagogical support of underage students. Based on the results of the study identified the main problems of first-year student at the stage adaptation of the university. The content of psycho-pedagogical support is determined in accordance with the specific problems of students, their social and age characteristics. The focus of the authors of the present article is the problem of the development and testing of psycho-pedagogical support underage students, which aims to create conditions for the development of personal, occupational, cognitive potential of students.he concrete technology, projects, special programs on topical areas of psycho-pedagogical support of students in high school. The article focused on the need to work with an integrated first-year students: Institute curators, student government, work with parents, cooperation with non-governmental organizations. Article Submissions may be used by university professors, curators of student groups, the leaders of student associations, representatives of the student government.
first-year student
a minor student
adaptation
psychological and educational support
the student\'s personality.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из важнейших наци­ональных приоритетов России. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» особое внимание обращает на создание условий  для «формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности [5]. В «Стратегии воспитания» отмечается «важность создания условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития …» [4].

Поступление в вуз знаменует собой начало нового этапа в жизни человека – этапа самостоятельной и ответственной жизни в системе общественных отношений и норм культуры. Процесс адаптации к вузу обычно сопровождается отрицательными переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива, неподготовленностью к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, неумением осуществлять самоконтроль поведения и деятельности и т.п. Проведенные авторами исследования показывают, что значительно усложняется процесс адаптации к вузу именно несовершеннолетних при вхождении их в образовательный процесс, на первый план выходят трудности овладения принципиально новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Имеет место рост тревожности в общении со сверстниками и преподавателями, колебания настроения, снижение познавательных мотивов учебной деятельности и желания учиться, снижение или утрата удовлетворенности сделанным выбором, неудовлетворенность во взаимоотношениях в группе и др. На вопрос анкеты «Какие проблемы вас волнуют больше всего в данный момент» (начало учебного года), были получены ответы: «учеба» (80 %), «моя жизненная перспектива» (52 %), «здоровье» (44 %), «материальные проблемы» (30 %), «любовь» (25 %), «проведение свободного времени» (15 %), «взаимоотношения со сверстниками» (13 %), «взаимоотношения с родителями» (12 %), «питание» (10 %) и т.д. Более 90 % первокурсников удовлетворены будущей профессией. После окончания вуза 60 % хотели бы работать по изучаемому направлению подготовки, 30 % – продолжить образование, 10 % – посвятить себя семье и детям. На вопрос «В какой мере Вас устраивает сейчас Ваша жизнь?», 88,5 % студентов ответили, что «вполне устраивает». 80 % студентов считают, что имеют цели в жизни, остальные 20 % пока не определились. При этом более 60 % студентов считают главным для себя «стать высококвалифицированным специалистом», остальные «стать хорошим семьянином, высококультурным человеком и др.». Более 70 % студентов в будущее смотрят с оптимизмом и надеждой, 24 % – спокойно, 6 % – с тревогой и неуверенностью. Таким образом, наряду с общими чертами, присущими молодежи, группы студентов-первокурсников обладают своеобразными особенностями, которые в процессе учебы выявляются все более отчетливо.

Социальная ситуация развития студентов определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности и вхождением в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми. На этапе адаптации первокурсники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами. Ведущая потребность юности – неопределенность собственного «Я», своего будущего – должна решаться испытанием себя в различных видах деятельности (учебная, научно-исследовательская, социально значимая, творческая и др.), в ходе которых молодой человек постепенно определяется с тем, что он собой представляет, в чем заключается его индивидуальность. На практике часто происходит включение студентов в разнообразные виды деятельности, но далее не каждый студент способен самостоятельно развивать свои способности, сделав этот процесс профессионально ориентированным. Студенту необходимо понять не только «что я хочу», сколько «почему я этого хочу», увидеть смысл «здесь и сейчас».

Период адаптации очень важен, так как в первые месяцы обучения студенты не только получают представления о вузе, будущей профессии, формируя собственное отношение к происходящему, но и приобщаются к нормам учебных и общественных требований. В этот период закладываются взгляды, в решающей степени влияющие на успех всей учебы в дальнейшем. В психологии определены возрастные психологические показатели развития 17–18-летних: развитие логического и теоретического мышления и логической памяти, сформированный стиль индивидуальной познавательной деятельности и стиль мышления, сформированность высших чувств – чувства прекрасного и трагического, чувства истины и чувство юмора; наличие устойчивых мировоззренческих установок; мотивационная сфера приобретает иерархический характер, ценностные и смысложизненные ориентации выступают устойчивыми мотивами деятельности и критериями самооценки, имеет место личностное и профессиональное самоопределение [3]. У юношей и девушек выявляются следующие такие особенности, как неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии ценностных ориентаций, соотнесения требований профессии со своими способностями и возможностями, незнание своих личностных качеств и т.д. В этот период важно создание условий для активного проявления личностного, профессионального, познавательного потенциала студенческой молодёжи. Проведенные исследования позволили выявить ряд аспектов, имеющих значение при адаптации первокурсников в студенческом коллективе: отношение к учебе и профессии, соотношение между ожиданиями и реальной учебой, личная коммуникабельность и умение контактировать с коллективом в начале обучения, систематичность выполнения учебных заданий и отношение к повышению требований в ходе учебно-профессиональной деятельности, выработка индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития, возможность проявления своей индивидуальности в учебно-воспитательном процессе вуза. В вузе разрабатываются и апробируются инновационные психолого-педагогические технологии и программы психологического сопровождения, профилактики и поддержки личностного и профессионального развития субъектов образования (студентов, кураторов, преподавателей).

Знание и учет социально-возрастных аспектов развития составляет теоретическую основу психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников. Психолого-педагогическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. При организации психолого-педагогического сопровождения важно с начала обучения студента в вузе определить круг его интересов, настроение, отношение к культурной среде учебного заведения, организации досуга, что позволяет обозначить «проблемное поле» предстоящей деятельности. Сущностной характеристикой психолого-педагогического сопровождения в университете является поиск скрытых ресурсов развития студентов, опора на его собственные возможности, его индивидуальность.

В структуре психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних студентов в образовательном процессе вуза ведущим компонентом является систематический мониторинг по различным аспектам проблем студенческой жизни. Проведенные в университете в 2015–2016 учебном году мониторинговые исследования демонстрируют, что наиболее типичными проблемами студентов являются: проблемы в учебной деятельности, проблемы здоровья, межличностных отношений и др. Одной из серьезных проблем является проблема адаптации несовершеннолетних студентов первого курса. Среди данной категории особую группу составляют студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые испытывают необходимость в различных видах поддержи и помощи. Поэтому содержание психолого-педагогического сопровождения определяется в соответствии с конкретными проблемами студента.

Реализуемая в университете программа психолого-педагогического сопровождения состоит из разных уровней: институт кураторов, студенческое самоуправление, факультетские социальные комиссии, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями. Важнейшими задачами в деятельности куратора является: создание оптимального психологического климата для реализации педагогического взаимодействия, поддержка в решении проблем студентов т.д. Работа куратора складывается из следующих направлений: содержательное – вопросы адаптации к учебно-воспитательному процессу вуза, сплочение группы и коллектива в целом, ознакомление с правовым и социальным статусом студентов, с элементарными сведениями о культуре умственного труда, этике, основах здорового образа жизни и прочее. Важным организационным направлением работы куратора является оформление социального паспорта группы, что позволяет вести работу с несовершеннолетними студентами адресно, своевременно оказывать им необходимую социальную и психолого-педагогическую помощь. Особое внимание в работе куратора студенческой группы первого курса уделяется их адаптации к вузу и оказанию помощи в учебе и самостоятельной работе. Для выявления учебных трудностей студентов разработана анкета, по результатам которой организуются дополнительные занятия по предметам, усилена работа в направлении информационного обеспечения («Памятка первокурсника»). Свою эффективность показала себя программа повышения квалификации для кураторов студенческих групп, в рамках которой осуществляется анализ результатов мониторинговых исследований первокурсников, особенностей вхождения в профессию, студенческую жизнь.  При этом большое внимание уделяется вопросам профессионального самопознания и саморазвития студента с момента поступления в вуз через стадию самостоятельного, осознанного выбора профессии и своего жизненного пути к творческой самореализации личности в профессии.

Цели программы психолого-педагогического сопровождения направлены на создание условий для личностной самореализации несовершеннолетних студентов, развитие их творческих способностей, научно-исследовательского потенциала как активных участников преобразования современного Российского общества. Задачи программы: выявление, исследование и определение путей решения актуальных и практически значимых проблем жизни современной студенческой молодежи; формирование у несовершеннолетних студентов активной жизненной позиции, готовности к участию в созидательной деятельности; формирование у юношества убеждений в доминирующей роли духовных   ценностей в жизни человека; развитие интереса у студентов к нравственному наследию российского народа, его истории; формирование культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям спортом; профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних.

Эффективность реализации программы оценивается по ряду показателей, которые характеризуются активностью несовершеннолетних студентов, участвующих в её реализации, формированием у студентов познавательного интереса и навыков научно-исследовательской деятельности, активной жизненной позиции, опытом участия в позитивной деятельности.

В основе программы заложены следующие принципы: комплексность, целенаправленность, преемственность форм и методов воспитательной деятельности, осуществляемой на конкретном этапе обучения; непрерывность, вариативность воспитательного воздействия на всем протяжении периода обучения в вузе. Важным является принцип социально-профессиональной ориентации воспитательной деятельности, предполагающий содействие развитию студента как личности и индивидуальности, приобщение к профессии, к профессиональным ценностям, воспитание конкурентоспособного профессионала.

Программа включает различные направления деятельности. Анкетирование несовершеннолетних студентов по проблемам жизнедеятельности в вузе осуществляется по следующим вопросам: «Творческий портрет первокурсника», «Кураторская поддержка», «Социально-педагогическая адаптация первокурсников», «Удовлетворенность условиями проживания в общежитии», «Спорт-здоровье», «Спектр эмоциональных переживаний» и др.

Педагогическое сопровождение несовершеннолетних студентов включает оформление «Социальных паспортов» студенческих групп, проведение индивидуальных консультаций и собеседований по вопросам социальной защиты, материальной поддержки и медицинской помощи, «часов кураторов» по группам, организация дискуссионной площадки по проблемам несовершеннолетних студентов в вузе в рамках Международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» и пр. [2].

Организация психологической помощи несовершеннолетних студентов включает индивидуальные собеседования с несовершеннолетними студентами, проведение «круглых столов» по проблемам студентов, индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, организацию работы «телефона доверия», «комнаты релаксации», работу с «почтовым ящиком доверия», помощь в составлении портфолио, разработке индивидуального маршрута профессионального самообучения и саморазвития и т.д. Анализ результатов мониторинговых исследований способствует формированию запросов на индивидуальные и групповые консультации. Для оказания помощи в решении проблем, возникающих в ходе межличностных отношений несовершеннолетних студентов, большое значение отводится университетскому центру социально-психологической помощи «Контакт». Работа с несовершеннолетними включает: психологическое консультирование, социально-психологическая диагностика и коррекция психического состояния и личностных качеств (с использованием комплексных методик самодиагностики, психопрофилактики и психопросвещения). Используются следующие технологии психологического сопровождения: диагностика готовности к учебно-профессиональной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок; помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выборе профессии; коррекция профессионального самоопределения; выявление направлений профессионального саморазвития и др. [1]. На этапе адаптации первокурсников свою эффективность показали организационно-деятельностная игра «Введение в профессию», организация проблемной группы «Познай себя», коммуникативного тренинга, дискуссии «Современный специалист: требования и перспективы развития», волонтерского проекта «Задай вопрос выпускнику», проведение деловых игр на сплочение студенческой группы, выполнение индивидуальных проектов «Моя индивидуальная траектория профессионально-личностного развития», «Моя индивидуальность и ее развитие в вузе» и т.д.

В рамках информационного сопровождения осуществляется подготовка и издание «Памятки первокурсника», проведение конкурсов стенной печати «Знакомьтесь, мы – 1 курс!», размещение актуальной информации по проблемам несовершеннолетних студентов на сайте университета, в том числе для студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В воспитательной системе университета актуальным является организация досуга несовершеннолетних, их вовлечение в систему самоуправления, работу спортивных секций и клубов, творческих студенческих объединений. К специфическим задачам воспитательной работы со студентами-первокурсниками можно отнести следующие: помощь в адаптации к новым условиям обучения, вузу, студенческой группе; приобщение к организационной культуре университета; помощь в освоении учебной деятельности студента, включение в жизнь вуза, факультета, группы, выявление творческих возможностей студента, развитие умений межличностного общения, работы в команде, помощь в организации режима труда и отдыха и др. Поддержка творческой инициативы несовершеннолетних студентов включает организацию творческого и трудового семестров, работу творческих коллективов, студенческого совета, участие несовершеннолетних студентов в подготовке и проведении общеуниверситетских мероприятий («День Знаний», праздник «Посвящение в студенты ТГПУ им.Л.Н.Толстого», фестиваль команд КВН, конкурс «Живёт такой парень», посвящённый Дню защитника Отечества, учеба студенческого актива «Мы на своей земле - мы дома!» и др.). Организация поддержки созидательной активности несовершеннолетних направлена на вовлечение студентов в работу студенческих волонтерских отрядов (трудовых, педагогических, экологических и др.), в реализацию социально значимых проектов «Украшай каждый день добрым делом», «Личное участие», «Неделя добра», «Радуга добрых дел» и др.

Особое внимание в программе обращается на психолого-педагогическое сопровождение студентов, проживающих в общежитии. Реализация проекта «Дом, в котором мы живем» для несовершеннолетних студентов, проживающих в общежитии, включает проведение комплекса организационных мероприятий по заселению студентов-первокурсников в общежития (подготовка документации, проведение родительского собрания, анкетирования, организация трудовых отрядов), проведение «круглого стола» с несовершеннолетними студентами по проблемам организации быта в общежитии, соблюдения правил проживания в общежитии, организацию работы с несовершеннолетними, проживающими в общежитии, в соответствии с целевыми программами вуза: «Восхождение к истокам»; «Жить здорОво – здОрово!» и др., организацию и проведение праздников и конкурсов в студенческом городке: «Лучшая комната в общежитии»; «Лучший этаж в общежитии»; «Хозяюшка», Праздник первокурсника «Зажги свою звезду»; конкурса стенгазет студенческих советов и др.

Важным направлением программы является формирование культуры здоровья и профилактика асоциальных явлений в молодежной среде. В рамках данного направления осуществляется проведение комплекса организационных мероприятий по вовлечению студентов в работу спортивных секций и клубов, занятий спортом, организация и проведение общеуниверситетской спартакиады по различным видам спорта («Займись спортом!», «Навстречу комплексу ГТО!» и др.), проведение спортивных соревнований «Школа выживания для первокурсников», игры с элементами ориентирования «Разведчики», общеуниверситетской «Недели здоровья», университетских «Зарядок со звездой»; организация просветительских акций по профилактике табакокурения, наркозависимости, ВИЧ и других социальных заболеваний.

Данные мероприятия программы способствуют выстраиванию студентом-первокурсником индивидуальной образовательной траектории, которое предполагает: диагностику индивидуальных особенностей студента, ориентацию студента в возможностях образовательной среды, постановку целей и выбор индивидуальных путей личностно-профессионального роста, помощь в корректировке траектории индивидуального саморазвития. Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает системность предоставления всего комплекса условий, обеспечивающих профессионально-личностное становление студентов, и направлена на развитие следующих умений: самопознание, саморазвитие, самоорганизация; целеполагание и целереализация; самостоятельная учебно-профессиональная и научно-исследовательская деятельность; диалогическое общение и продуктивное разрешение конфликтов; проявление и развитие своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.