Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT THE ROLE OF THE STUDENT GOVERNMENT UNIVERSITIES IN MOSCOW IN AN INTERNATIONAL YOUTH EDUCATION: HISTORICAL EXPERIENCE OF 1970-1980.

Babaeva E.V. 1 Ganshina G.V. 1
1 State University of Humanities and Technology
About the role of the student government universities in Moscow in an international youth education: historical experience of 1970–1980. Babaeva E.V., Ganshina G.V. The article presents an analysis of the experience of meaningful student government universities in Moscow in 1970–1980 to strengthen international relations and international education of youth. Discusses the activities of international bodies of student self-government in higher educational institutions of the capital: councils of friendship of educational institutions, boards of student's clubs of international friendship, student councils of hostels, international headquarters of student councils of hostels, etc. In conclusion it emphasizes that the development of international relations of Moscow, and in general, the Soviet, students with the youth of foreign countries helped deepen mutual understanding and approval of equal and friendly relations among nations and peoples.
student government
universities in moscow
the strengthening of international relations
international education
youth.

Молодежь – это особая социальная общность и огромная инновационная сила, находящаяся в стадии формирования своей системы ценностей. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодежи влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии [4, с. 225].

В выступлениях ученых, политиков России проблема патриотического и интернационального воспитания определяется как одна из ведущих в учебно-воспитательном процессе современного вуза. Творческая реализация, интеллектуальное развитие, социальная адаптация подрастающего поколения в обществе всегда являлись одной из главных стратегических задач развития страны [6, c.78]. Это находит отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р), Законе РФ «Об образовании» 2012 г., Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493) [7].

Молодежь является объектом национально-государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Особое место в молодежной политике занимает студенческое самоуправление. Сегодня студенческое самоуправление разнообразно по своим формам и содержанию. Это и студенческие советы, комитеты, ассоциации, клубы, отряды, общественные объединения и профсоюзы. В вузах широко представлен институт старост, студенческие деканаты, центры, научные общества, студенческие правительства и парламенты, думы, братства и многие другие общественные организации. У современного студенчества имеется возможность самостоятельного выбора оптимальной формы самоуправления в вузе. Руководителями органов студенческого самоуправления в вузах являются студенты и аспиранты. Школа студенческого самоуправления – это школа становления будущих лидеров для разных сфер политической и социально-экономической жизни общества.

В постсоветский период ученые переосмысливают исторический опыт российской и советской высшей школы, в т.ч. эволюцию научного и культурно-образовательного процессов в вузе как факторов подготовки кадров, роль самоуправления студентов в патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Поднимаются проблемы формирования идейно-нравственных ценностей и политического воспитания студенчества, в т.ч. в 1970–1980 гг., анализируются актуальные проблемы высшей школы и воспитания студентов на основе исторического опыта. Авторы диссертаций на примере разных регионов и вузов также обращаются к некоторым аспектам студенческого самоуправления, его социологическому анализу, деятельности студенческих стройотрядов. Руководство страны предлагает активно использовать и расширять в современных вузах позитивный опыт советской практики взаимодействия учебного, научного и производственного процессов пoдгoтoвки инженерных и других кадров [3].

Поэтому сегодня становится актуальным выявление и обоснование роли студенческого самоуправления Московских вузов в 1971–1980 гг. в повышении качества высшего образования и в еще большей степени – в выработке у студентов гражданской ответственности и активности, навыков самоуправления и позитивного межкультурного диалога. К тому же, 1970-е годы – один из мало изучаемых, но поучительных периодов. Особенная ценность опыта вузов столицы России заключалась в том, что именно здесь, как и в настоящее время, находилось наибольшее число высших учебных заведений, которые имели близость к центральной власти и СМИ. Именно в Москве часто зарождались и затем развивались в других городах многие новшества в студенческом самоуправлении в исследуемый период, которые нуждаются в комплексном исследовании с учетом современных требований современной науки.

Целью данного исследования является обоснование роли студенческого самоуправления вузов Москвы в 1970–1980 гг. в укреплении международных связей и интернациональном воспитании молодежи.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение

Студенчество всегда находится в центре внимания общества и политических структур, стремящихся обеспечить столь важную для каждого народа преемственность поколений. В то же время исторический опыт и современность показывают, что и деструктивные общественно-политические силы могут использовать особую отзывчивость наиболее образованной части молодежи на социальную несправедливость, мобильность, склонность к радикальным оценкам и действиям, недостаточный опыт гражданской самодеятельности и политико-правовой культуры во вред интересам общества и государства. Актуальные задачи модернизационного прорыва России в условиях глобальных рисков социально-экономического развития, сложные политические и культурные проблемы обеспечения единства, социальной стабильности и духовной самостоятельности нашего полиэтничного и многоконфессионального общества требуют качественного обновления и серьезного улучшения не только образовательного процесса в вузах, но и адекватной вызовам времени подготовки студентов к самоорганизации и участию в гражданской жизни на основе социально значимых традиций и высоких стандартов отечественной культуры.

Сегодня весьма актуален опыт советского прошлого, связанный с формированием гражданской активности и ответственности молодежи, патриотическим и интернациональным воспитанием студенчества в 1970–1980 годы. Большое место в молодежной политике занимало студенческое самоуправление. Оно было встроено в общую систему учебно-воспитательной, научно-исследовательской, досуговой, спортивно-массовой и иной практики, обеспечивая вполне адекватную требованиям времени подготовку специалистов и граждан.

В 1971 г. в Москве насчитывалось 58 вузов дневного отделения, в которых обучалось 250 тысяч студентов, а к 1980 году в 75 высших учебных заведениях только на дневном отделении обучалось уже более 300 тысяч молодых людей из разных республик СССР и зарубежья [1, с.166].

Деятельность органов студенческого самоуправления вузов Москвы в 1970–1980 гг. осуществлялась по следующим основным направлениям: развитие научных обществ, способствовавших повышению качества образовательного процесса и студенческого научного творчества; патриотическое, трудовое и интернациональное воспитание, движение студенческих строительных отрядов, организация международного сотрудничества, быта и досуга студентов, особенно в общежитиях, участие в мероприятиях по охране природы и т.д.

В 1970-е годы в вузах столицы сложились богатые интернациональные традиции: расширялись контакты между вузовскими коллективами союзных и автономных республик. Во многих вузах учились посланцы стран социализма, вузы Москвы сотрудничали с учебными заведениями многих стран мира в различных областях, осуществлялся обмен делегациями между комсомольскими организациями вузов, проведение фестивалей и недель дружбы, дней комсомола союзных республик, вечеров национальной песни, лекций и бесед; развивался внутрисоюзный туризм и т.п. Все эти формы работы служили целям интернационального воспитания молодежи.

Так, комитет комсомола МГУ им. М.В. Ломоносова организовывал работу по обмену опытом с друзьями из других республик, проводились совместные мероприятия, знакомство студентов с достижениями науки и культуры народов СССР. Студенты разных национальностей нашей страны, студенты-иностранцы, обучавшиеся в СССР, становились членами клубов интернациональной дружбы, которые создавались в вузах Москвы.

В английских и немецких клубах, бюро переводов МВТУ им. Баумана (Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) учились студенты всех курсов. Регулярно 2 раза в семестр проходили заседания Английского и Немецкого клубов с приглашением сотрудников МВТУ, побывавших на стажировке в Англии, США, ГДР, ФРГ, ведущих журналистов ТАСС, АПИ, Всесоюзного радио, газет и журналов. Заседания клубов вели на английском и немецком языках. Такие заседания помогали студентам более глубоко изучать иностранные языки. В 1971 году в МВТУ им. Баумана прошло 5 студенческих научно-технических конференций на иностранных языках (английский, немецкий, французский, испанский) [13].

Студенческие городские и вузовские интерклубы направляли свою деятельность на установление дружеских контактов между молодежью различных стран, на всестороннее ознакомление иностранной и советской молодежи с многогранной деятельностью народов нашей страны, осуществление широкого обмена опытом работы студенческих и молодежных организаций.

Советский Союз являлся одним из крупнейших центров мира по подготовке специалистов для зарубежных стран. Более ста пятидесяти тысяч зарубежных граждан окончило высшие учебные заведения в 1970-е годы. Вернувшись в свои страны, они получали ответственные должности в государственных и партийных органах, в промышленности и сельском хозяйстве, в учреждениях науки и культуры.

Традиционно в зимние каникулы организовывались интернациональные студенческие лагеря, в программе которых широко обсуждались актуальных проблемы современности, проводились циклы лекций, встречи с учеными, общественными и государственными деятелями, митинги солидарности, разнообразные культурные мероприятия.

Вместе с овладением русским языком, крепли чувство дружбы с советским народом и интернационализм наших друзей. Студент Университета дружбы народов имени П. Лумумбы (Российский университет дружбы народов) из Мали Муса Сиби, выступая на заключительной встрече победителей IV Международной олимпиады в Москве, сказал: «Став в 1975 году в Москве победителем IV Международной олимпиады школьников по русскому языку, я твердо решил после окончания лицея продолжить свое образование в СССР. И вот теперь я учусь на факультете экономики и права Университета дружбы народов. Наряду с изучением своей специальности с большим интересом продолжаю изучать русский язык, читаю в оригинале произведения русских и советских писателей» [8, с.100].

В вузах Москвы был накоплен конструктивный опыт работы по оказанию помощи иностранным студентам в изучении русского языка: создавались клубы русского языка, проводились конкурсы, викторины «Знаешь ли ты русский язык?», читательские конференции, литературные праздники, посвященные творчеству великих русских и советских поэтов и писателей. При клубах интернациональной дружбы создавались секции русского языка, оформлялись уголки, стенды «Для изучающих русский язык» в общежитиях. Выпускники советских учебных заведений не только хорошо владели русским языком, но и активно пропагандировали его у себя на родине.

Разнообразные интернациональные органы студенческого самоуправления активно действовали в высших учебных заведениях столицы: советы дружбы учебных заведений, правления студенческих клубов интернациональной дружбы, студенческие советы общежитий, интернациональные штабы ССО и т.п.

В период 1971–1980 гг. активизировались прямые связи между вузами социалистических стран. Проходили эквивалентные обмены студентами для прохождения ознакомительной практики между строительными отрядами и бригадами. Успешно осуществлялись туристские поездки советских студентов в социалистические страны, обмен коллективами художественной самодеятельности, организовывались совместные фестивали, спортивные соревнования и т. д.

Студенческий совет СССР, представительная общественная организация вузов страны, содействовал интернациональному воспитанию студенчества, укреплению дружбы и сотрудничества вузовской молодежи со студентами других стран, развивал связи с различными международными организациями, участвовал в мероприятиях, проводимых за рубежом, а также готовил и проводил международные студенческие мероприятия в нашей стране.

По инициативе студенческих отрядов МГУ им. М.В. Ломоносова в августе 1976 г. был проведен День ударного труда в фонд XI фестиваля молодежи и студентов в Гаване. С большим успехом в 1976 г. прошли фестивали политической песни московского городского Студенческого строительного отряда, а также районных отрядов МАИ (Московский авиационный институт), МЭИ (Московский энергетический институт), ТСХА(ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева), I ММИ (Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова), МИСИ (Московский государственный строительный университет). Лауреатами заключительного тура стали агитбригады ССО МАИ и МИИТа, Ю. Певчев, В. Соколинский из МЭИ; А. Горинштейн, Г. Киселев, Е. Героева из МАИ; А. Никитин из МИРЭА (Московский технологический университет); В. Пасмор из МГИ (Московский государственный горный университет); болгарский студент В. Леков из интернационального ССО МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II). Жюри конкурса, в состав которого входили молодые московские композиторы и поэты, особо отметило работы авторов и исполнителей песен – А. Кузнецова из МЭИ, В. Богомолова из МАИ, выступление ансамбля чилийских студентов «Лаутаро» из интеротряда УДН (Российский университет дружбы народов) «Меридиан дружбы» [10].

Серьезное место в воспитательной практике Московского городского ССО занимало развитие интернациональных связей. В 1976 г. в составе студенческих отрядов столицы работали 585 иностранных студентов, обучавшихся в московских вузах, и 452 студента-иностранца в составе обменных групп из Болгарии, Венгрии, Германской Демократической республики, Польши, Чехословакии, Югославии, Финляндии. Во всех интернациональных отрядах были разработаны планы работы, которые включали проведение экскурсий по Москве и Подмосковью, знакомство с историческими памятниками, посещение музеев, театров и концертных залов [2].

Летом 1980 года в работе Московского студенческого отряда принимали участие более тысячи иностранцев из 70 стран мира [11]. Так, например, в работе агитбригад приняли участие 394 иностранца, а всего таких бригад в Московских ИССО было около 100, ими организовано 812 концертов с иностранной тематикой для тружеников городов и сел. Большой популярностью у населения пользовались выступления агитбригад МГУ, УДН. Студенты-иностранцы, обучающиеся в Московском государственном университете, принимали самое активное участие в организации и проведении вечеров отдыха, смотрах- конкурсах агитбригад, фестивалях песни, конкурсах политплаката [12].

В наше время идея студенческих стройотрядов энергично возрождается, становясь все более популярной. В современной России актуальность такой формы производственной активности студенчества заключается в том, что деятельность ССО позволяет решать большое количество практических задач, стоящих в данный момент перед страной: подготовка кадров, организация временной и постоянной занятости молодежи, профилактика негативных явлений в молодежной среде, трудовое и нравственное воспитание, приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса социализации молодых людей, решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в более эффективной адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, в развитии инициативности и самостоятельности, формировании организационных и деловых качеств, укреплении духовно-нравственных идеалов молодого поколения.

Выводы. Данный опыт студенческого самоуправления в вузах Москвы и в целом в СССР по интернациональному воспитанию и укреплению международного сотрудничества, несмотря на идеологизацию и бюpoкратизaцию, свойственные советской системе образования в 1970-е годы, остается полезным в контексте повышения качества образования и воспитания современной молодежи. Международные связи советского студенчества с молодежью зарубежных стран способствовали углублению взаимопонимания, формировали стремление общими усилиями утверждать равноправные и дружественные взаимоотношения между государствами и народами [1, с.70]. Cтуденческое самоуправление было направлено на совершенствование деятельности вуза, демократизацию общественной жизни высшей школы, включение молодежи в решение узловых проблем высшего образования и социальной политики, повышение гражданской активности студентов. Руководством вузов делался расчёт на повышение творческого участия студентов в решении вопросов организации учебного процесса, политико-воспитательной работы, быта и отдыха, на возникновение принципиально новых форм деятельности студенческих коллективов, расширение реальных возможностей активного участия молодежи в решении вопросов общественной жизни.

Деятельность государственных структур и правящей партии в отношении студенчества должна строиться на основе стратегических приоритетов развития общества, стабильности и адекватной вызовам времени гибкой адаптации политических, правовых и культурных инструментов демократического решения молодежных проблем, обеспечивать баланс интересов социально-культурного единства и экономического прогресса страны, преемственность поколений и нравственное здоровье всех социально-демографических и этноконфессиональных групп.

На современном этапе развития общества жизненно необходима оптимизация и мобилизация имеющихся образовательных, социальных и культурных ресурсов для содействия современной молодежи в формировании жизнеобеспечивающих качеств, в т.ч. патриотизма и гражданской ответственности, креативности, профессионального владения технологиями кросс-культурных коммуникаций, умения организовать свой досуг на основе здоровых нравственных представлений. Прививая молодежи умения и навыки культурного проведения досуга, вовлекая ее в различные виды практикоориентированной деятельности, мы не только повышаем эффективность воспитания и обучения, но и создаем необходимые предпосылки для того, чтобы развитие личности протекало максимально продуктивно и в зрелые годы, когда человек совершенно самостоятельно организует свое общение с людьми, с миром науки, искусства, культуры, с природой, со всей окружающей действительностью [5, с. 872].

Действенных инструментов формирования культуры здоровья молодежи, ее национальной идентичности в поликультурном контексте, организации эффективного сотрудничества с представителями разных культур, расширения молодежного обмена достаточно много, и одно из самых важных мест среди них занимает студенческое самоуправление. Наша задача – поддержать вариативность форм студенческого самоуправления, создать благоприятные условия для их равноправного функционирования, при которых жизнь и преподавателя, и студента в вузе разворачивалась бы в пространстве, воплощающем истинные ценности демократического общества.