Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING MODEL FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STUDENT WITH COMPLEX DEFECTS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE NORTH-WEST RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION)

Gruzdeva M.V. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State University of Education
Interdepartmental comprehensive action plan on the issue of vocational guidance system of disabled children and persons with disabilities in the 2016-2020 gg., Approved February 1, 2016 the Ministry of Labour and Social Welfare and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, involves the need to develop scientific and methodological studies by the end of this year to justify divergent system model of vocational guidance work with students with disabilities with a complex defect. An important current problem requiring prompt solutions, is the lack of a system of quality care in the vocational guidance and vocational training, covering all categories of persons with disabilities with a complex defect contained in the public and private organizations. The article contains the results of studies conducted defectological faculty of Moscow State Pedagogical University in the framework of the project «Development of scientific and methodological support of alternative models of the system professional orientation work with students with disabilities with a complex defect» on the instructions of the State Russian Ministry of Education and Science in the field of scientific work on the research work № 27.133.2016/HM.
professional activities
professional orientation
students with disabilities
complex defect

Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на 2016-2020 гг., утвержденный 01 февраля 2016 года Минтруда и Минобрнауки Российской Федерации, предусматривает необходимость разработки и научно-методического обоснования к концу текущего года вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом.

Цель исследования, проводимого ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»: обобщение, систематизация, разработка и научно-методическое доказательное описание вариативных моделей системы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.

В качестве объекта исследования выступили: сбор и анализ отечественного и зарубежного практико-ориентированного опыта по применению вариативных моделей профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, особенности функционирования подобных моделей, формирование профессиональных компетенций, трудовых действий у педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу [1-15].

Предмет исследования: содержание, формы и этапы вариативных региональных моделей профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.

Среди приоритетных направлений специального образования детей с ОВЗ со сложным дефектом, наряду с обучением и воспитанием, является предоставление для них действенной помощи при получении трудовой подготовки. Связано это с тем, что большинство выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов-интернатов только благодаря трудовому обучению, направленному на профессиональную подготовку, нормализацию их интеллектуального и физического развития, получают возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с ОВЗ со сложным дефектом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками обуславливают необходимость ее совершенствования с целью преодоления отклоняющегося развития и подготовки выпускников к участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Задачи трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом включают: формирование жизненно заинтересованной мотивации по отношению к труду и становление соответствующих качеств личности (готовность работы в коллективе, самостоятельность, способность к самоутверждению, ответственность; исправление и компенсация недостатков физического и умственного развития средствами трудового обучения; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве). Данные задачи, традиционно считающиеся основными для различных категорий лиц с отклонениями в развитии, особое значение приобретают для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей являются наиболее уязвимыми при получении как общего образования, так и трудовой подготовки, и особенно при трудоустройстве.

Российское государство и современная отечественная психолого-педагогическая наука создают условия для ориентации образовательных организаций на общедоступность, адаптивность, вариативность, мобильность образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы подрастающего поколения. Эти направления в деятельности специальной (коррекционной) школы являются приоритетными в организации коррекционно-развивающей образовательной среды для умственно отсталых детей, особенно со сложным дефектом. Коррекционная школа для этой категории детей по-прежнему остается не только основным, но и социально обусловленным источником жизненного опыта.

В происходящих условиях социально-экономических изменений жизни нашего общества остро встает вопрос о профессиональной подготовке обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, в том числе и к производственной деятельности. Оптимизация производственной среды с учетом экономической эффективности формулирует ряд требований, прежде всего к компетентности и мобильности рабочего, готового к изменениям социально-экономических условий жизни.

В отличие от широко распространенной системы профессиональной подготовки рабочих с нормативным развитием, проблема профессиональной ориентации лиц с ОВЗ со сложным дефектом в отечественной науке и практике разработана недостаточно, эффективного способа ее решения, готового к широкому внедрению, пока не существует. В результате лица с ОВЗ со сложным дефектом, имея определенную трудовую подготовку, не востребованы, не в состоянии реализовать собственный потенциал в условиях производства.

Сама система коррекционного обучения определяет противоречия между: существующей системой профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ со сложным дефектом и современными социально-экономическими условиями, препятствующими их трудоустройству; увеличившимися квалификационными требованиями к подготовке работников и ограниченными умственными и физическими возможностями обучающихся, серьезно осложняющими им овладение даже доступными их возможностям профессиональными действиями.

Основу методологической базы нашего исследования составили общенаучные принципы воспитывающей и развивающей направленности обучения, систематичности и последовательности, личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного и деятельного подходов в процессе изучения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование проводилось в течение 2015/2016 учебного года на базе Государственного областного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей» Мурманской области, куда принимаются дети-инвалиды, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Социально-трудовые услуги, оказываемые в учреждении, направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для подготовки к профессиональной деятельности в учреждении функционируют мастерские по следующим направлениям труда:

- столярное дело – способствует приобретению навыков работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; воспитанники обучаются самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками;

- швейное дело – содействует приобретению навыков работы на швейных машинках с различными приспособлениями с их обслуживанием; овладению технологиями изготовления различных швейных изделий, умением пользоваться инструментами для ручного шитья и изготовления простейших изделий с применением ручных стежков;

- на занятиях ткацким делом воспитанники знакомятся с изделиями народных художественных промыслов и учатся самостоятельно создавать декоративные изделия на ткацких станках;

- сапожное дело – изучение технологических процессов проектирования и создания колодки, раскроя материалов, особенностей различных видов обуви, различных методов затяжки и крепления низа обуви;

- парикмахерское дело – воспитанники овладевают технологиями моделирования образа, знакомятся с историей и новыми тенденциями парикмахерского искусства;

- штукатурно-малярное дело – воспитанники изучают основные операции штукатурно-малярных работ, знакомятся с основными свойствами отделочных материалов, учатся определять дефекты отделок, причины их появления и способы устранения;

- гончарное дело – обучение разным подходам к декорированию и формообразованию изделий из глины.

Среди используемых в учреждении техник социально-трудовой реабилитации умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяются: пластилинография; бисероплетение, вышивка бисером; витражная техника; флористика; аппликация (бумага, ткань); лепка соленого теста («Мукасолька»); ниткография; выжигание по дереву; работа с фетром; вышивка (крестом, гладью, стебельчатым швом); вышивание лентами; рисование на ткани; пескография; кройка и шитье на швейной машине; поделки из природного и бросового материала; винцевание; работа с гипсом (барельефы); гравюра по металлу; работа с пайетками; шитье вручную; роспись на камне; вязание на спицах и крючком; квиллинг; канзаши; работа с полимерной глиной; ганутель.

Для развития познавательных способностей обучающихся, обогащения их социального опыта педагоги интерната организуют экскурсии на предприятия, фабрики, магазины. При организации для воспитанников интерната встреч с представителями колледжей города, во время экскурсий в организации СПО обучающиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении, задать интересующие вопросы, получить объективную информацию. Интернат имеет многолетний опыт сотрудничества с психологами молодежной биржи труда, занимающимися вопросами профориентации умственно отсталых обучающихся. Разработан цикл занятий с выпускниками, на которых знакомят с основными группами профессий, проводят тестирование, выявляют готовность обучающихся к выполнению той или иной профессии, указывают на наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда, разъясняют правила трудоустройства несовершеннолетних.

В тематическое планирование профориентационной работы учреждения включено следующее содержание: «На пороге школьной жизни» (беседа, тренинг); «Планета людей – Земля» (воспитательный час); «Выбор профессии – дело серьезное» (классный час); «Как выбрать профессию» (воспитательная беседа); «Все в твоих руках» (занятия с элементами тренинга); «Профессиональные пробы» (деловая игра); «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить» (устный журнал); «Мои профессиональные перспективы» (обсуждение); «Выбирай свой путь!» (круглый стол); «Мои личные и профессиональные планы» (ролевая игра); «Новое время – новые профессии» (информационный час); «Дороги, которые мы выбираем» (воспитательная беседа); «Профессия – хороший человек» (профориентационная беседа); «Темперамент и профессия» (беседа с психологом); «Мы выбираем, нас выбирают» (итоговое занятие по профориентации); «Профессия швея» (заочная экскурсия в ателье); «Профессия пекарь» (экскурсия в пекарню «Монча-хлеб»); «Мусору – бой» (уборка территории); «Не лозунги, а дела» (трудовой десант); «Операция «УЮТ» (генеральная уборка помещения); «Наши руки не для скуки» (ремонт одежды, практикум); «День чистоты и порядка» (практикум); «Каждой вещи свое место» (конкурс санитарно-гигиенического состояния групповых помещений); «Эко-субботник» (практикум); «Приготовимся к зиме» (оклеивание окон, практикум); «Самый чистый уголок» (конкурс); «Покорми птиц», «Цветочная рассада», «Скворечник», «Чью старость ты утешил» (акции).

Помимо психологических особенностей, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений для лиц, оставшихся без попечения родителей, для умственно отсталых детей характерны и специфические, к которым относятся: отставание развития мышления, трудности восприятия окружающего мира, недостаточная сформированность запаса представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, ограниченный словарный запас. Такие дети не уверены в своих силах, не умеют адекватно оценить свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослого при планировании и выполнении трудового действия. Поэтому систематическая постоянная деятельность по профориентационной работе в течение всего времени нахождения ребенка в школе-интернате существенно повышает его успешность в социальной адаптации. Наше исследование показало, что проводимая интернатом профориентационная работа способствует решению задач социализации, совершенствованию личности ребенка с ОВЗ со сложным дефектом, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Однако в ходе нашего исследования было выявлено, что у умственно отсталых обучающихся-сирот и оставшихся без попечения родителей профессиональные предпочтения и представления сформированы недостаточно. Профессиональная ориентация детей со сложным дефектом, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, обуславливает необходимость усиления ее коррекционной составляющей, способствующей преодолению отклонений в развитии и подготовке выпускников к посильному участию в современных условиях трудовой жизни экономически развитого общества. При проведении профориентационной работы с выпускниками организаций для детей-сирот с умственной отсталостью необходимо основное внимание уделять такому компоненту готовности к профессиональной деятельности, как понимание своих интересов, возможностей и мотивационной готовности к формированию и развитию собственных профессиональных способностей.