Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ANALYS OF THE CONCEPT OF CULTURE OF THE PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF SENIOR PUPILS IN THE ADDITIONAL EDUCATION CONDITIONS

Litvak R.A. 1 Nysanov A.T. 1
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
The article considers the essence of the concepts "professional orientation", "culture of professional orientation of senior pupils", "networking", "additional education" and the specific organization of career guidance activities with high school students in sociocultural networking. The attention is focused on the features of the concept "professional orientation" and various aspects of this phenomenon, considered in the theories of foreign and native scientists. Selected two dominant tendencies in the studying of culture: anthropological and axiological. The peculiarities and essential characteristics of the concept "culture of professional orientation” are considered. The culture of professional orientation is considered as part of the underlying culture, the main difference of which is orientation to the profession, the author's interpretation of the concept "culture professional orientation of senior pupils" is presented. The principles of choice profession are emphasized. Professional orientation is considered as a system, its structural elements are pointed out – consulting and professional selection, professional training, professional adaptation, professional self-determination.
reflection
citizenship
patriotism
civic education
patriotic education
socio-cultural environment

Проблема развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в социокультурном сетевом взаимодействии в условиях дополнительного образования актуальна. Социокультурное сетевое взаимодействие обладает мощным потенциалом в области подготовки подрастающего поколения к выбору профессии.

Зачастую учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, поэтому проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов старших школьников. Все это актуализирует поиск путей использования сетевого взаимодействия в профориентационной деятельности со старшеклассниками, определении условий ее организации.

В связи с этим актуальной становится проблема развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в социокультурном сетевом взаимодействии в условиях дополнительного образования; необходимость ее решения зафиксирована в основных нормативных документах современного образования. Так, например, в Федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)» [19] одной из задач является создание условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Являясь сложным феноменом, культура профессиональной ориентации в социокультурном сетевом взаимодействии в условиях дополнительного образования не возникает у старшеклассников стихийно и самостоятельно, а является составной частью базовой культуры личности, требующей целенаправленного формирования и развития.

Следует отметить, что в современной науке исследуются отдельные стороны рассматриваемой проблемы. Так, различные аспекты отражены в исследованиях Е.А. Климова, К.М. Гуревич, И.Н. Назимова, А.Д. Сазоновой, С.В. Малиной, О.Ю. Чаптыковой, А.А. Петрусевич и др.

Обратимся к понятийному аппарату данных исследований, в которых одним из ведущих понятий является профориентация. Анализ работ позволил установить, что: «пригодность к профессии может быть сформирована только в деятельности» [8, c. 232]; профессиональная пригодность – это свойство личности, которое отчетливо проявляется в трудовой деятельности в конкретной профессии [4, с. 185]; «профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации» [13, с. 28]; «человек представляет собой открытую, сложную, многоуровневую, самоорганизующуюся систему, обладающую способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации» [11, с. 92–95].

Мы разделяем точку зрения А.Д. Сазоновой [14], которая целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии определяет как профессиональную ориентацию, особое внимание уделяет способностям, интересам личности, потребностям общества. В современной интерпретации «профориентацию следует понимать как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, основанную на системе государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии» [13, c. 102].

Итак, существует неоднозначное понимание сущности профориентации. Однако в результате теоретического анализа нами было выявлено, что, несмотря на очевидное разнообразие толкований профориентации, в них есть общие положения – в определении используется понятие «деятельность». Следует отметить, что профориентация – это деятельность по получению комплекса знаний, которые необходимы индивиду для подготовки к будущей специальности.

Ученые (Н.Е. Воробьев [3], Л.В. Гузенко [3], Е.Ю. Пряжникова [15], Н.С. Пряжников [15]) выделяют структурные элементы профессиональной ориентации: профпросвещение, профотбор, профконсультация, профадаптация, профобучение, профессиональное самоопределение [3]; выраженность профессиональных интересов, информированность профессиографическая, сформированность мотивов выбора специальности т.д. [15]. Отметим, что в данных позициях много общего: просвещение, консультирование, диагностика, отбор и адаптация. Не менее важны и смежные понятия: самоопределение, смысложизненные ориентации и т.д.

Анализ исследований, посвященных профессиональной ориентации, позволил сделать вывод: ученые данное понятие рассматривают в качестве деятельности педагога со своими принципами (сознательности, соответствия, активности, развития), а также в качестве системы мероприятий со своими структурными компонентами (профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка). Старшеклассники ориентированы на получение высшего образования, которое выступает первой ступенью профессионального самоопределения. Выбор профессиональной направленности связан с мировоззрением, интересами, идеалами, при этом берется во внимание социальный заказ современного общества и экономическая ситуация в стране.

Логика нашего исследования предполагает обращение к понятию «культура». Анализ культурологической литературы позволил выделить два доминирующих направления изучения культуры: антропологическое (М. Вебер, К. Клакхон, М.С. Каган, Т. Парсонс, Э. Тейлор и др.) и аксиологическое (Г. Риккерт, Л.Н. Коган  и др.). Антропологическое направление представляет культуру как внеприродный, искусственный мир, включающий в себя разнообразие человеческой деятельности. «Культура – это разумная свободная деятельность человека, а совершенствование культуры означает одновременно и культивирование, развитие человеческой природы» [7, с. 59]. Аксиологическое направление определяет культуру как «то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеянным им ради связанной с ним ценности» [16, с. 55]. В данном направлении «ядром культуры выступают ценности, система которых образует внутренний каркас культуры, выражая потребности индивидов и социальных общностей» [2, с. 13].

Таким образом, анализ понятия «культура» позволил прийти к следующим выводам: культура является неотъемлемой частью человеческого существования; все сферы жизни человека пронизаны культурой; культура – сложное, многоаспектное, многоуровневое явление, подуровнем которого выступает культура профессиональной ориентации.

На наш взгляд, выделенные направления задают общие основания, на которых возникает культура. Так, антропологическое направление в качестве общего основания выделяет человекотворческую сущность культуры, а аксиологическое направление определяет ценностную сущность культуры. То есть в основе любой трактовки культуры мы считаем необходимым идти, прежде всего, от личности, ее ценностного развития и формирования в социуме.

Рассмотрим специфику и сущностные характеристики понятия «культура профессиональной ориентации». Культура профессиональной ориентации – часть базовой культуры, основным отличием которой является ориентация на профессию. Под культурой профессиональной ориентации старшеклассников понимаем педагогическую поддержку школьников в воспитании культурных и нравственных идеалов, в приобретении и развитии необходимых качеств, способствующих преодолению трудностей предстоящего профессионального выбора, социализации, адаптации, культурной идентификации и самореализации в обществе. Социообразовательная среда, по утверждению М.В. Циулиной [17; 18],многомерное пространство направлений, социальных функций, включающее в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающее социализацию личности.

Человек постоянно испытывает на себе влияние культуры, которая пронизывает все сферы жизни человека. Профориентационная работа должна содействовать воспитанию гражданственности старшеклассников [4; 5; 12]. А следовательно, необходимо педагогическое сопровождение профориентационной работы, необходимо «создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых задач» [6]. Исследования видных ученых-педагогов представляют большую ценность и служат научной основой при исследовании различных аспектов развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в условиях дополнительного образования.

Однако анализ диссертационных исследований показывает, что проблема развития профессиональной ориентации старшеклассников в социокультурном сетевом взаимодействии в условиях дополнительного образования недостаточно разработана, несмотря на то что в нормативных документах Российской Федерации и Республики Казахстан указывается на необходимость сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования.

Н.М. Коннова трактует сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования детей как «процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений» [9, с. 157]. Несколько иная точка зрения у А.В. Лебедева [10], определяющего «ресурсный центр» как координационный орган, создаеваемый сетевыми структурами, цель которых – усилить их ресурсы и оптимизировать деятельность. Важные проблемы решаются совместно. Это вопросы, которые касаются нехватки квалифицированных кадров, материально-технических ресурсов и др. Распространение полученного положительного опыта в образовательных учреждениях – главная задача ресурсных центров.

Над решением проблем подготовки специалистов в сетевой образовательной среде работают А.Н. Иванченко, Д.В. Гринченков, А.Н. Ткачев, Г.В. Сучков, Р.Г. Зайцев, Т.В. Лобова, П.В. Овчинников, М.Ю. Красовский и др.

С одной стороны, совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность личности обучающегося осваивать дополнительные общеобразовательные программы с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений или организаций, – это и есть сетевое взаимодействие образовательных учреждений [1, с. 124–129].

Цель такого взаимодействия – создание оптимальных условий для творческого развития, удовлетворения познавательных интересов, склонностей учащихся, их самообразование, профессиональное самоопределение, содействие всестороннему развитию их личности. При этом особенности социокультурного сетевого взаимодействия в развитии культуры профессиональной ориентации старшеклассников имеют особое значение.

Рассматривая особенности социокультурного сетевого взаимодействия в развитии культуры профессиональной ориентации старшеклассников, необходимо отметить, что целью такого взаимодействия является создание оптимальных условий для творческого развития, удовлетворения познавательных интересов, склонностей учащихся, их самообразование, профессиональное самоопределение, содействие всестороннему развитию их личности.

Возможные виды деятельности сетевых партнеров дополнительного образования по развитию культуры профессиональной ориентации – это не только учреждения дополнительного образования, но и учреждения общего, высшего и среднего профессионального образования и т.д.

В условиях дополнительного образования сетевое взаимодействие предполагает социальное партнерство заинтересованных сторон, является катализатором всех ресурсов в построении индивидуальной образовательной траектории, которая ориентирована на профессионально-карьерную предрасположенность личности.

С другой стороны, взаимодействие ресурсного образовательного центра с социокультурными объектами является внешней сетевой структурой дополнительного образования, предполагает интеграцию ресурсной базы учреждений дополнительного образования школ, высших и средних учебных заведений и учреждений дополнительного образования, находящихся вне обязательного образовательного процесса, административные ресурсы и консолидацию всех образовательных потоков внутри ресурсного центра.

Теоретико-методологическими подходами развития культуры профессиональной ориентации в сетевом социокультурном взаимодействии дополнительного образования являются аксиологический, системно-деятельностный и кластерный. Принципами данных подходов выступают: принцип дифференциации и индивидуализации, гибкости, непрерывности, активности, поэтапности работы, интеграции, социального партнерства.

Таким образом, развитие культуры профессиональной ориентации в сетевом социокультурном взаимодействии дополнительного образования – это процесс, направленный на обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающегося в проектировании личного образовательно-профессионального маршрута через сетевую систему взаимосвязей социокультурных субъектов взаимодействия кластерной модели с учетом общекультурных, социальных и личностных ценностных ориентаций.