Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

UNIVERSITY MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION: FROM IDEA TO PRACTICE.

Zhukova N.E. 1 Palkhaeva E.N. 1
1 Buryat state University
The submitted article is devoted to the analysis of development of inclusive education in the university educational environment. Authors have designated characteristic problems of regional inclusive education, such as a lack of scientific and methodical grants, backwardness of programs of psychology and pedagogical maintenance, rejection by society of «not similar people». The statistical data provided by authors confirm need of introduction of inclusive technologies in educational practice. The problem of availability of higher educational institutions to handicapped citizens is separately allocated. Authors have also given the characteristic of the purposes and tasks of the scientific project «University Model of Inclusive Education» realized within BGU grant. The purposes and tasks of the project which consist in studying and formation of conditions for functioning of system of inclusive education and the available environment are characterized, a chronological framework is defined and concrete results of the project are planned. In the conclusion authors have drawn a conclusion on need of the analysis of process of training of physically disabled people, developments and deployments of the technologies allowing to adapt process of training to physically disabled people.
inclusion
inclusive education
physically disabled person
special educational needs
disability
nosology.

Целью представленного исследования является анализ необходимости и условий для внедрения инклюзивного образования в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», выявление основных факторов, препятствующих включению людей с ограниченными физическими возможностями в образовательный процесс.

Расширение образовательного пространства – это закономерный этап социального развития общества. Доступность образования, как физическая, так и институциональная, играет ключевую роль в процессах включения населения в образовательную практику. В сегодняшнем контексте особое значение имеет приобщение к образованию людей с ограниченными физическими возможностями, путем создания специальных условий в обычных образовательных учреждениях.

В настоящем исследовании применены методы анализа, синтеза и обобщения первичных данных, применяемых в ходе подготовки проекта «Университетская модель инклюзивного образования». Метод педагогического наблюдения был применен в процессе проведения первого мероприятия с детьми и студентами с ОВЗ. Изучение педагогического опыта применялось при конструировании проекта, определении его целей и задач. Изучение педагогической литературы и документации использовалось для уточнения, дополнения и адаптирования построенной модели к условиям университета. Применение терминологических методов было продиктовано необходимостью глубже проникнуть сущность изучаемой проблемы.

Различные философские дисциплины дают возможность мировоззренческого изучения проблем инклюзивного образования. Так, с позиций философской и педагогической антропологии исследователи могут подойти к изучению антропологических аспектов проблемы обучения и развития человека с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования, исходя из положения о том, что человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в большей мере, чем любое человеческое существо, нуждается в образовании, которое делает для него возможным саморазвитие и самореализацию как единство телесного, духовного и душевного развития.

Аксиологические позиции некоторых современных философских направлений помогают анализировать проблемы ценностного отношения к самому феномену инклюзивного образования и человека с ограниченными возможностями в условиях этого образования; результаты этого осмысления могут быть приложимы к решению онтологических проблем, таких, например, как проблема качества бытия человека с ограниченными возможностями при наличии и отсутствии инклюзивного обучения. Исследование философских проблем инклюзии не может обойти вниманием вопросы этики – норм и правил человеческого поведения, обязанностей людей по отношению друг к другу в условиях совместного обучения, проблему формирования этоса инклюзивной образовательной среды под влиянием гуманистической этики. В последние годы внимание исследователей привлекают проблемы педагогической деонтологии – долга, моральных требований и нормативов как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости в профессиональной деятельности педагога, в том числе и педагога, работающего в условиях инклюзии [4, c. 9-10].

В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально-образовательной интеграции детей с проблемами в развитии [1, c. 17]. 

Инклюзия и инклюзивное образование  – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех студентов, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями. Стратегия формирования человеческого и социального капитала в этой важнейшей социальной сфере во многом связана с успешным решением проблемы равной доступности высшего образования для всех социальных групп общества, которая означает учет разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся.

Долгое время людей с особенностями физического развития исключали из системы образования, сегрегируя их в сегменте специального образования, в учреждениях интернатного типа. Однако ситуация стала меняться вместе с демократизацией системы образования в 1990-е гг., когда появилась возможность вовлечения особенных обучающихся в образовательную среду. На Саламанксской международной конференции по образованию лиц с особыми потребностями было принято универсальное международное определение инклюзивного образования. «Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе» [5].

Инклюзия сегодня стратегия не только образовательной, но и социальной политики, подразумевающей создание условий для всестороннего включения в экономические, общественно-политические, социокультурные процессы людей, чей человеческий потенциал до сих пор не был использован. Актуализирует проблему образовательной и социальной инклюзии рост числа детей с ОВЗ. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. При этом необходимо заметить, что более половины детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях обычных общеобразовательных учреждений. По данным за 2011 год, в России около 35 тыс. детей не получают образование, в том числе около 17 тыс. детей – по причине здоровья. Около 29 тыс. детей с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества и образования в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Более 44 тыс. ребят обучаются на дому, находясь в затрудненных условиях выхода из дома [3, c.26].

В Республике Бурятия, по данным Министерства образования и науки, на 1 сентября 2012 года во всех типах и видах образовательных учреждений республики обучалось 9339 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 1033 ребёнка с инвалидностью в обычных классах общеобразовательных школ). При этом 1400 детей с ограниченными возможностями здоровья (14 %) обучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 175 детям рекомендовано обучение по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, но родители отвели их в общеобразовательную школу по месту жительства. На дому обучался 1361 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья [1].

В Республике Бурятия много лет существует отлаженный механизм обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов.

Представлены такие виды коррекционных образовательных учреждений:

  • одно образовательное учреждение I–II вида (для глухих и слабослышащих детей) – 189 детей;
  • одно образовательное учреждение III–IV вида (для слепых и слабовидящих детей) – всего 100 детей;
  • одно образовательное учреждение V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) – всего 125 детей;
  • 8 образовательных учреждений VIII вида (для детей с умственной отсталостью) – 986 детей [1].

Очевидно, что большое количество детей с особыми образовательными потребностями является фактором, определяющим развитие инклюзивной педагогики и инклюзивного образования. Современная образовательная система признает людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве субъектов образовательного процесса, наделяя их статусом людей с особыми образовательными потребностями. За правовым признанием полноправности инвалидов в образовательном процессе должно следовать учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение. Однако, если в системе общего образования подобные разработки достаточно разнообразны, то в системе высшего профессионального образования их удельный вес не высок, что особенно относится к региональным вузам.

Внедрением инклюзивного образования в Республике Бурятия занимается региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». Мероприятия общества направлены на популяризацию идеи инклюзивного образования. Инклюзивные технологии апробируют школы города Улан-Удэ и районов республики, такие как школы № 4, 20 и 13, школа № 2 города Кяхты. Правительством республики приняты ряд нормативно-правовых актов, регулирующих практику внедрения инклюзивного образования, а именно: постановление правительства РБ от 24.05.2010 г. №185 «Об утверждении республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2010-2017 годы»; постановление правительства РБ от 28.05.2013 г. № 258 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Республике Бурятия». Все это говорит об очевидной важности идеи включения человека с ограниченными возможностями здоровья в полноценную социальную жизнь.

Востребованность инклюзивных технологий и инклюзивной практики для Бурятского государственного университета, где обучаются 140 студентов с ограниченными возможностями и работают 46 сотрудников с различными формами инвалидности, несомненна. Но условия для полноценного включения студентов с ограниченными возможностями в университетскую жизнь не созданы. В университете только начинает формироваться безбарьерная среда, техническая база, включающая компьютеры для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, специальные устройства, преобразовывающие речь преподавателя для слабослышащих студентов. Для слабовидящих студентов был адаптирован официальный сайт Бурятского государственного университета. Однако методические и психолого-педагогические компоненты, облегчающие процесс обучения и интеграции студентов с ОВЗ инвалидностью, отсутствуют.

Этап становления проходит и безбарьерная среда университета. Не все здания оснащены пандусами, при том, что наличие пандуса, расположенного во внешней стороне здания, не гарантирует беспрепятственное передвижение студента-колясочника внутри вуза. Во многих зданиях отсутствуют лифты, приспособления для плохо передвигающихся студентов, специальные туалетные комнаты. Вуз не оборудован указателями и табличками со шрифтом Брайля, нет комнат отдыха для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Указанные факторы легли в основу разработки кафедрой всеобщей и отечественной истории грантового проекта «Университетская модель инклюзивного образования». Функционирование данного проекта началось в феврале 2016 г. и завершится в феврале 2017 г. Осуществление данного проекта преследует цель изучения и формирования условий для функционирования системы инклюзивного образования и доступной среды в Бурятском государственном университете.

По мнению авторов проекта, апробация и внедрение качественно новых – инклюзивно-социальных технологий создаст дополнительные преимущества вузу с точки зрения доступности образования для определенных слоев населения, повысит его привлекательность для абитуриентов, создаст условия для появления нового научного направления.

Осуществление предлагаемого проекта направлено на проведение научного исследования и мероприятий, которые станут основой для внедрения базовых принципов   инклюзивного образования в учебный процесс университета, а именно:

  1. Разработка концептуальных основ инклюзивного образования студентов-инвалидов, системы локальных правовых актов.
  2. Формирование банка научно-методических разработок (УМК, РПД, пособий).
  3. Продолжение учета студентов-инвалидов, расширение его функций до системы учета образовательных потребностей.
  4. Анализ текущего применения комплекса информационно-коммуникационных технологий, разработка методов и форм постоянного взаимодействия студента и преподавателя через систему интернет-обучения.

Конечным итогом реализации проекта станет создание модели университетской системы инклюзивного образования, ее основных параметров. Разработка данной научно-теоретической модели позволит учесть как положительные, так и отрицательные характеристики процесса внедрения инклюзивного образования, определить степень готовности университета к принятию студентов с ОВЗ и инвалидностью, разрешить ряд первичных вопросов. Подобное моделирование объединит научно-методические и практические мероприятия в области применения принципов инклюзии.

В ходе подготовки и презентации проекта был сделан предварительный анализ контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которого было выявлено, что наиболее распространенными нозологиями являются заболевания опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания, нарушения зрения и слуха. На мероприятии-презентации проекта удалось пообщаться с представителями студентов и школьников с ограниченными возможностями здоровья и выявить ряд конкретных затруднений в ходе образовательного процесса.

Таким образом, проведенный анализ и практическое наблюдение позволяют сделать вывод о востребованности инклюзивных технологий в образовательном процессе Бурятского государственного университета. Инклюзивная практика позволит студентам с ограниченными возможностями получить качественное высшее образовании, а значит, даст возможность стать равноправными членами общества.

Статья опубликована при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» в рамках гранта «Университетская модель инклюзивного образования».