Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF STUDENTS PRESENTATION SKILLS IN EDUCATIONAL PROCESS

Ivanova T.V. 1 Anischenko N.S. 1
1 GPEE Prokopievsk mining technical school named after. V. P. Romanov, Prokopyevsk,
The article provides a brief analysis of Russian and foreign psycho- pedagogical literature on conducting of presentation teaching, the concepts of "presentation" and "presentation speech" are described, the classifications of presentations, factors of successful realization presentation , principles presentation speech construction, listeners attention activation methods, presentation speech structure are given, that was the theoretical basis for the establishment of psycho-pedagogical conditions of creation of technique of training of vocational students for presentation skills. The technique of teaching of vocational students for presentation skills based on the integration of foreign and Russian languages is given. The stages of the creation of the presentation and their goals are determined and systematized. The levels of development of foreign language and general presentation skills are determined and systematized. It is confirmed by experimental research of the authors.
presentation
presentation speech
presentation skills
integration
russian
english languages.

Современное общество нуждается в специалисте, обладающем умениями проведения такой инновационной формы делового общения, как презентация на русском и иностранном языках. На наш взгляд, актуальность обучения презентации определяется тем, что в процессе обучения презентационным умениям начинается подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности.

Анкетирование обучающихся и анализ реальных устных и письменных образцов презентаций обучающихся показали, что студенты испытывают определенные трудности в подготовке и произнесении высказываний при обучении презентационным умениям на иностранном языке, потому что в системе профессиональной подготовки специалиста отсутствует целенаправленное аспектное обучение этому на русском языке. По мнению Л.А. Локтюшиной, основной причиной провалов в подготовке специалистов неязыковых специальностей к эффективному общению в профессиональной среде является отсутствие единства освоения профессионального и языкового опыта в процессе иноязычной подготовки в учебном заведении [4, с. 6].

Проблема исследования состоит в том, что государственный стандарт среднего профессионального образования не содержит ответа на главные вопросы методики: чему, зачем, как и в какой последовательности обучать презентации, как контролировать знания и как влиять на сознание будущих специалистов.

Развитию презентационных умений студентов способствует созданная авторами на основе интегрированного подхода методика обучения будущих специалистов в коммуникативном поведении в период презентации и произнесения презентационной речи.

В ходе создания методики был проведен анализ психолингвистической, психологической, лингвистической, методической, педагогической литературы, освещающей исследуемую проблему; анализ нормативных документов, определяющих образовательную политику Российской Федерации; анализ отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий, предназначенных для обучения студентов средних профессиональных учебных заведений иноязычному деловому общению, представленных в современных учебно-методических комплексах.

Термин «презентация» встречается чаще всего в контексте профессионального обучения и определяется как публичное выступление перед аудиторией с целью убеждения или побуждения к каким-либо действиям. Современный словарь русского языка даёт следующее определение презентации: «Презентация (от лат. «представление, вручение») - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного» [3, с. 241].

Л.А. Введенская определяет презентацию как любое публичное представление чего-либо нового. В лингвистике презентация изучалась в разных аспектах: как коммуникативное событие (Л.А. Введенская, Дж.М. Лэйхифф, Дж.М. Пенроуз, С.И. Ребрик); с точки зрения требований делового этикета и фактора содержания речи (Р.Н. Ботавина, Э.Я. Соловьёв); структурной организации презентационного высказывания (Дж.М. Лэйхифф, Дж. . Пенроуз, Е.Н. Зарецкая); классификации презентаций (Р.Н. Ботавина, Л.А. Введенская); приемов активизации внимания слушателей (Т.М. Елизаветина, С.И. Ребрик, Э.Я. Соловьев); психологических особенностей адресанта презентационной речи (Т.В. Анисимова, Н.С. Афонин, А.А. Леонтьев, Н.Н. Кохтев, И.Н. Кузнецов и др.).

В литературе делаются попытки классифицировать презентации по разным основаниям. С.И. Ребрик выделяет различные виды презентаций: коммерческая, управленческая, рекламная, научная, политическая, паблик рилейшнз. Л. Аррендо дифференцирует презентации по отношению аудитории к презентатору. Он выделяет два типа презентаций: внешние и внутренние, которые в зависимости от позиции сторон делятся на нисходящие и восходящие. Как внешние, так и внутренние презентации могут быть продвигающими и информационными. По размеру аудитории презентации делятся на публичные, камерные и приватные.

Большое внимание следует уделить презентационной речи. М.В. Колтунова рассматривает презентационную речь как разновидность публичной речи, которая должна строиться по определенным принципам: принцип краткости; последовательности (все микротемы выступления должны быть взаимосвязаны); целенаправленности (выступление должно быть подчинено ясной логике и соответствовать структуре: проблема - тема – тезис - аргументы); принцип усиления (при помощи словесных и интонационных средств речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления); принцип результативности (выступление должно содержать предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию рекомендации).

Речь, по мнению Ч. Далецкого, отличается от других жанров концентрацией ряда качеств: эмоциональностью, четкостью постановки проблем, насыщенностью, конкретностью, действенностью, а также сжатыми временными границами. Е.В. Клюев рассматривает вопрос о выборе и презентации референта в коммуникативном акте.

Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова излагают теоретические основы красноречия, риторические приемы письменной и устной речи, направленные на повышение эффективности коммуникации и межличностного общения. С.Д. Чижова предлагает советы по красноречию в публичных выступлениях. В.А. Полякова даёт рекомендации как правильно подготовить и представить информацию о себе. Дж.М. Лэйхифф и Дж.М. Пенроуз выделяют следующие элементы в структуре презентационной речи: центральная идея, основные мысли, подтверждающие материалы.

А.В. Баринова, Р.Н. Ботавина, Л.А. Введенская проанализировали факторы интенции, коммуникантов, сферы употребления, содержания, характер информации, направленные на повышение эффективности коммуникации и межличностного общения. Факторы, позволяющие презентации пройти успешно: профессиональные знания; ясность; наглядность; постоянная направленность; ритм; повторение (основные положения мыслей); рамки передачи информации; юмор и ирония.

Однако презентация - это не просто выступление, это межличностное общение, успешность которого зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков и умений проведения презентации. В зарубежной практике обучения (Н. Бриджер, Д. Коттон, Дж. Йелден, Д. Комфорт, Д. Маклаулин, Дж. Манби) презентационные компетенции являются результатом формирования определенного спектра умений организаторских, коммуникативных, проектировочных, прогностических, умений анализировать, работать в команде и др.

Под презентацией мы понимаем самостоятельное, осознанное планирование, организацию и осуществление профессиональной коммуникации с последующей саморефлексией деятельности.

Несмотря на то что уже сейчас нам представляется возможность из разных литературных источников освоить современные технологии подготовки и проведения публичных выступлений, это не дает полного понимания и умения, как следует на практике правильно и грамотно, а также эффективно проводить презентации и произносить презентационную речь. Это только лишь узконаправленные рекомендации.

В этой связи пристального внимания требует создание специальных психолого-педагогических условий формирования презентационных умений в образовательном процессе, среди которых исследователи выделяют: а) обеспечение учебно-профессионального взаимодействия участников на основе использования методов активного обучения; б) организацию групповой самостоятельной работы студентов над проектом; в) междисциплинарную интеграцию в процессе обучения презентации.

По нашему мнению, интегрированные учебные занятия являются наиболее целесообразной формой обучения презентации. При интегрированном подходе уменьшается разобщенность в преподавании различных дисциплин. В таких условиях расширяются возможности для синтеза знаний, формируются умения переноса знаний из одной сферы в другую. Они возможны на продвинутом этапе после тщательной предварительной работы. Занятия интегрируются на уровне понятийно-информационной сферы дисциплин: русский язык и литература, английский язык.

Принимая во внимание наблюдение за процессом преподавания русского языка и литературы, иностранного языка и анализ учебно-познавательной деятельности студентов, анкетирование студентов, нами предлагается методика формирования презентационных умений студентов. Одновременно работают два преподавателя - русского и иностранного языков. Параллельно они проводят обучение студентов презентационным умениям, в результате которого на основе заданной профессиональной тематики студентам необходимо выполнить групповую самостоятельную работу над проектом - выступить с презентацией на иностранном языке с последующим самоконтролем соответствия достигнутого результата целям.

Предлагаемая методика обучения презентации включает три этапа. 1. Ознакомление с правилами построения презентации на занятиях русского языка и литературы; ознакомление с лексическими единицами и речевыми клише по темам делового общения на занятиях иностранного языка; обучение деловому общению. 2. Применение полученных знаний при выполнении проекта по заданной профессионально ориентированной тематике на английском языке. 3. Презентация проекта и оценка эффективности деятельности.

На подготовительном этапе отрабатываются грамматический материал и речевые конструкции, направленные на развитие умений осуществлять поиск необходимой информации из различных источников, включая интернет-ресурсы; умение выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; умение систематизировать информацию и обобщать полученные данные. Работа над лексикой ведется в различных формах. Она включает чтение текстов, содержащих обязательные лексико-грамматические единицы. Попутно отрабатывается умение студентов использовать основные смысловые единицы в предложении, среди которых наибольшее внимание уделяется различным видовременным формам глаголов.

На следующем этапе работы над презентацией развиваются умения передавать информацию в нужном формате в соответствии с поставленной целью. При этом развиваются умения обосновывать свои выводы, приводить примеры, опираясь на изученный материал.

На заключительном этапе, когда уже подходит непосредственная подготовка выступлений, обсуждаются организационные моменты презентации. На этом этапе происходят закрепление и активизация всех умений и навыков, выработанных на предыдущих этапах. Выбор активных и интерактивных форм и методов обучения (ролевые и деловые игры, дискуссии, кейсы и мини-презентации, просмотр и анализ видеоматериалов) обеспечивает возможность для достижения целей каждого этапа. Цели этапов развития презентационных умений приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития презентационных умений

Этапы

Презентационные умения

1 этап

подготовительный

Определение целей, формирование структуры и логики подачи материала. Отработка грамматического материала и речевых конструкций

2 этап

усвоения

Умение систематизации и обобщения информации, осознанное планирование процесса создания презентации и произнесения презентационной речи с построением аргументированных суждений, логической подачи материала

3 этап

оценка эффективности деятельности

Умение проводить самоконтроль соответствия достигнутого результата целям; работать в команде; осуществлять саморефлексию способов учебных действий с иноязычными текстами профессионально ориентированного характера

На занятиях русского языка и литературы преподаватель знакомит с основными требованиями к выступлению с презентацией, предлагая тематику выполнения самостоятельных работ (как аудиторной, так и внеаудиторной), и с основными правилами создания самой презентации. Отрабатывая на занятиях навыки развития грамотной презентационной речи, преподаватель знакомит обучающихся с основными правилами выступлений, составления высказываний (в виде связных текстов определенной тематики), с построением аргументированных суждений и логики подачи материала (с требованиями к речи), указывает на соответствие внешнего облика оратора (знание правильного языка телодвижений) и внутреннего состояния (положительного настроя на достижение цели) выступающего перед аудиторией.

Вспомогательным элементом для развития грамотной речи на занятиях являются тренировочные упражнения лингвистического характера, перфокарты, орфоэпические диктанты, карточки с заданиями по литературным нормам произношения, лингвотренажеры, электронные тренажеры по русскому языку и образцы хороших публичных выступлений.

В процессе разработки методики обучения презентации на основе междисциплинарной интеграции выявлены показатели сформированности умений в произнесении презентационной речи у студентов, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика уровней развития презентационных умений

Уровни

Общие умения

Иноязычные умения

 

Низкий

 

- отсутствуют знания о структурных

особенностях презентации и логической последовательности её компонентов;

- отсутствуют умения осуществлять

систематизацию и обобщение

информации;

- не развиты навыки создавать

презентации;

- анализировать цели и задачи

планирования и произнесения

презентационной речи;

- отсутствуют умения публичного

выступления;

- отмечается низкая степень

самостоятельности студентов при создании презентации

отсутствуют умения в:

- осуществлении поиска информации в различных иноязычных источниках;

- выборе вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- осуществлении систематизации и обобщения информации;

- передаче информации (сжато, подробно или выборочно);

- использовании подходящих примеров для иллюстрации;

- употреблении устойчивых словосочетаний и клишированных формул речевого этикета;

- создании материала для устных презентаций с использований мультимедиа

 

Средний

 

- недостаточно развиты умения

анализировать цели и задачи

презентации;

- отмечается определенная степень

самостоятельности студентов при

создании презентации;

- недостаточно развиты умения

представить и защитить

презентационную работу публично

- недостаточно развиты умения в поиске информации из различных иноязычных источников;

- недостаточно развиты навыки в систематизации и обобщении информации;

- недостаточно развиты навыки в создании устных презентаций

 

Высокий

 

- знание структурных особенностей

презентации и логической

последовательности её компонентов;

- овладение речевыми клише,

необходимыми для осуществления

коммуникативных намерений

говорящего на разных стадиях

презентации;

- самостоятельное и осознанное

планирование деятельности;

- способность к саморефлексии;

- умение работать в команде;

- оценка различных точек зрения

 

- умение кратко и содержательно излагать презентационный материал;

- умение представлять презентацию с формулировкой цели, задачи и актуальности;

- демонстрировать найденный путь решения проблемы;

- умение анализировать различные факторы, влияющие на работу с презентацией;

- умение проводить самооценку успешности и результативности своей работы

 

С целью проверки эффективности предлагаемой методики был проведен эксперимент, включающий следующие этапы: 1. Констатирующий этап и анализ результатов. 2. Формирующий этап и анализ результатов. 3. Отсроченный этап и анализ результатов.

Эксперимент проводился на базе ГКПОУ «Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова». Общее количество студентов 1-2 курсов составило 100 человек. Констатирующий этап выявил низкий уровень развития презентационных умений, а также определил аспекты, вызывающие наибольшие сложности презентационного выступления обучаемых. Результаты формирующего этапа показали положительную динамику в развитии презентационных умений. У обучающихся экспериментальной группы более развиты умения в проведении презентации. Результаты проведения отсроченного этапа свидетельствуют об устойчивости и стабильности сформированных в ходе формирующего этапа эксперимента умений у обучающихся экспериментальной группы.

 

КЭ - констатирующий этап, ФЭ - формирующий этап, ОЭ - отсроченный этап

Развитие презентационных умений студентов

Таким образом, современная коммуникативная подготовка студентов должна включать в себя формирование презентационных умений, которые приводят к успешному результату профессионально ориентированного обучения. Это будет способствовать развитию и становлению личности и поможет определиться в выборе будущей профессии и состояться в ней. Наиболее целесообразной формой обучения презентационным умениям являются интегрированные учебные занятия. Формирование презентационных умений следует проводить в три этапа, где происходит развитие определенного спектра умений организаторских, коммуникативных, проектировочных, прогностических, умений анализировать, работать в команде и др. Обеспечение учебно-профессионального взаимодействия участников на каждом этапе следует осуществлять на основе использования методов активного обучения. Выявлять уровень сформированности презентационных умений целесообразно в условиях составления проекта на основании выявленных показателей.