Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCHOOL STUDENTS’ ENVIRONMENTAL ETHICS VALUES AND OCCUPATIONAL GUIDANCE FORMATION BASED ON THE ETHNOCULTURAL EXPERIENCE OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Stepanova G.A. 1 Bychkova T.N. 2
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education ”Ugra State University“
2 Department for Education, the town of Khanty-Mansiysk
A pedagogical research has been carried out to find the effective pedagogical conditions, which if created and followed in the pedagogical process, will provide students’ environmental ethics values and occupational guidance formation based on the ethnocultural experience of the indigenous peoples of the North.In order to support the given objectives, within an experimental task, the Environmental Ethics: Types of Interaction (based on the ethnocultural experience of the indigenous peoples of the North) special integrated program has been developed and evaluated. The results achieved during the research have proved the anticipation that the Environmental Ethics: Types of Interaction (based on the ethnocultural experience of the indigenous peoples of the North) special integrated program can be an effective pedagogical condition for students’ environmental ethics values formation. Implementation of this program will allow formation of ecological values which will influence ecological and ethical attitude to the nature when choosing and performing their professional duties in the future.
environmental ethics values
occupational guidance
the indigenous peoples’ of the north ethnocultural experience

Современный экологический кризис на планете вызван нарушением гармоничных взаимоотношений человека с природой, в основе которого находится антропоцентрическое мировоззрения человека, проявляющееся в потребительском и расточительном использовании природных ресурсов. Для современного человека природа является источником обогащения и удовлетворения личных потребностей, что ведёт к ухудшению окружающей среды, а значит, к экологическому кризису общепланетарного масштаба.

Экологическая этика ориентирует отношения человека с природой с точки зрения «дилеммы» «хорошо» и «плохо», задачей которой является создание внутренних, нравственных барьеров в обществе, запрещающих определённые действия по отношению к природе. Мерой новой культуры, считает Н.М. Мамедов, выступают ценности экологической этики. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений «человек – человек», «человек – общество», включается также целый ряд сторон отношений «человек – природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остаётся забота о природных условиях существования будущих поколений через формирование системы эколого-этичных ценностей природы [1, С.14]. В своём исследовании под ценностями экологической этики мы рассматриваем систему ценностных ориентаций, представляющих собой конвергенцию человеческих и природных ценностей, ограничивающих права и потребности, выступающие ориентирами деятельности и поведения человека по отношению к природе, выраженные в форме нормативных представлений и направленные на сохранение природной среды.

В «Экологической доктрине Российской Федерации» говорится об усилении роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и включение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса [4, С.22]. В данной ситуации особое значение приобретает формирование ценностей экологической этики у специалистов, занимающихся в своей профессиональной деятельности вопросами природопользования и охраны окружающей среды, определяя эколого-этически обоснованную деятельность.

Исследованиями в области эколого-этичного образования активно занимаются учёные – педагоги и психологи, в частности: проблема ценностей и ценностного отношения рассматривались А.Г. Маслоу, Г. Риккерт, С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган и др. Философско-методологические вопросы нашли своё отражение в работах таких учёных, как Н.А. Агаджанян, М.И. Будыко, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин и др.; эколого-психологические основы изложены в работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина и др. Проблема формирования у школьников ценностей экологической этики в экологическом образовании рассматривается в трудах таких отечественных педагогов, как А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, В.А. Игнатова, Г.П. Сикорская и др.

В целом, существующие теоретические исследования раскрывают лишь отдельные аспекты выявленной проблемы, но не позволяют решить ее полностью. Это позволяет рассматривать заявленную проблему как актуальное направление для осмысления педагогической наукой.

Поэтому в современное время приобретает особую значимость усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования, результатом которого будет являться формирование у школьников ценностей экологической этики, являющихся основой экологической культуры личности, необходимой при профессиональном самоопределении личности. Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. В современном обществе существует социальный опыт выполнения нормативных представлений (предписаний, запретов), которые строго регламентируют деятельность человека в природе. К ним мы относим опыт традиционного природопользования обско- угорских коренных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. За многие века своего существования культура коренных народов Севера выработала целую систему правил – запретов и предписаний, которые должен соблюдать каждый человек для гармоничного взаимодействия с ней. Уважение и забота о природе, бережное отношение к природным ресурсам, отношение к природе как к равноправному партнёру были основными чертами коренных народов Севера [5].

Мы считаем, что современная экологическая этика должна вобрать в себя всё то самое лучшее, что проверено эмпирическим опытом взаимодействия коренных народов Севера, которое позволило, не нарушая биосферного равновесия, северным народам не только выжить в жестких климатических условиях Севера, но и осуществлять профессиональную деятельность. Поэтому очень важно формировать у школьников ценности экологической этики и профессиональную ориентацию с учетом этнокультурного опыта коренных народов Севера. Профессиональная ориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики, процесс, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

Большой вклад в развитие теоретико-методологического анализа профессионального развития внесли К.А. Альбуханова-Славская, Р. Берне, В.С. Библер, Б.С. Братусь, А.А. Вербицкий, Г.Г. Гадамер, Э.В. Ильенков, Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев, И.С. Кон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Н.И. Непомнящая, Ж. Пиаже, В.М. Розин, В.А. Сластенин, В.В. Столин, Д. Сьюпер, С.Н. Чистякова, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов, С.Г. Якобсон.

Н. С. Пряжников отмечает, что именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. В исследовании психологических аспектов профессионализации актуальным становится изучение профессиональных ситуаций, отношений и развития «Образа Я» [2]. Мы согласны с мнением Е.Ю. Шеркуновой, которая отмечает в своём исследовании, что система образования в этом случае выполняет несколько взаимосвязанных функций, направленных на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Важнейшие из них – передача общих, этических, экологических и профессиональных знаний и навыков, связанных с включением в общественную жизнь. Особую значимость для достижения данных целей имеет учет регионального компонента. Территория Севера в сочетании с их тяжелейшими социальными проблемами требует особо тщательного обоснования и проработки направлений регулирования рынка труда и профессиональной подготовки населения. [4]. Вышеизложенное определило проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных педагогических условий, создание и соблюдение которых в образовательном процессе обеспечит формирование у школьников ценностей экологической этики и профессиональной ориентации на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера. Мы считаем, что одним из таких условий является ведение специального курса «Экологическая этика: грани взаимодействия» (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера). Для проверки выдвинутой гипотезы нами организован педагогический эксперимент, целью которого является выявление и проверка педагогического условия как введение специального курса «Экологическая этика: грани взаимодействия», в котором приняло участие 240 участников, из которых 200 являются школьниками общеобразовательных организаций города Ханты-Мансийска. Для решения поставленной задачи, в рамках эксперимента, разработана и апробирована интегрированная специальная программа «Экологическая этика: грани взаимодействия (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера)». Программа курса рассчитана на учащихся 16–17 лет (10–11 классы) продолжительностью – 1 год обучения в объеме 36 учебных часов. Цель курса заключается в формировании ценностей экологической этики, профессиональной ориентации посредством вовлечения учащихся в изучение материала и практическую деятельность эколого-этического характера, расширяющего научный кругозор и формирующую адекватное мировосприятие за счет интеграции знаний о профессиях, природе и этики.

Разработанный курс состоит из семи разделов комбинированных занятий, сочетающих в себе активные методы обучения. Таким образом, программа представляет собой последовательное чередование учебных занятий, на которых учащиеся активно вовлекаются в процесс обсуждения и разработки индивидуальных (групповых) стратегий решения эколого-этических проблем. В процессе реализации курса существенный акцент был сделан на рассмотрение региональных аспектов эколого-этической проблематики, в частности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для чего были приглашены специалисты в области экологии, медицины, руководители, представители общественных организаций, представители из числа малочисленных народов Севера. Не менее важной особенностью программы является то, что она содержит национально-региональный компонент и включает темы, направленные на изучение опыта народной природоохранной педагогики, традиций и обычаев природопользования коренных народов Севера, который должен служить объектом изучения и возрождения. Основными формами занятий по предложенному спецкурсу являлись активные методы обучения: дискуссия, диспут, деловые и ролевые игры, тренинги и др. Акцентировалось внимание на лекционном материале, который в большей степени направлен на получение эколого-этической информации, определение практической значимости усвоенной информации, ее полезности для определения будущей профессии, анализ статистической информации регионального и федерального характера. Дискуссия и диспут ориентировали учащихся и преподавателя на совместную творческую работу, в рамках которой происходит отстаивание своей позиции по исследуемому вопросу, рассмотрение новых взглядов и подходов. В ходе эксперимента для определения уровня сформированности ценностей экологической этики нами использованы два показателя оценки: сформированность ценностных ориентаций и сформированность ценностных отношений к природе. Для диагностики сформированности ценностей экологической этики, выявленных в результате формирующего этапа педагогического эксперимента через принятые показатели, мы использовали авторские анкеты «Уровень сформированности ценностных ориентаций» (далее – Анкета № 1), «Уровень сформированности ценностных отношений к природе» (далее – Анкета № 2).

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что присутствует определенная рокировка ценностей по сравнению с данными констатирующего этапа педагогического эксперимента среди доминирующих ценностных шкал (рис.1,2).

Рис. 1. Сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента

Рис. 2. Сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента (продолжение)

Анализ показал, что по результатам ранжирования произошли существенные изменения в ценностных ориентациях школьников. На доминирующие места были определены те ценности, которые до эксперимента были представлены в меньшей степени как основополагающие.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента подтверждают, что разработанный нами курс ориентирован на формирование ценностей экологической этики и одновременно ориентирует учащихся на выбор профессии с учетом природных северных условий, что, в свою очередь, находит отражение в полученных показателях. Так, например, утверждение «лично от меня зависит состояние окружающей природной среды», определяемая школьниками в ходе констатирующего этапа эксперимента на восьмое место в системе ценностей, по результатам формирующего этапа занимает третье место.

«Природа для человека является равноправным и равноправным партнёром» как ценность экологической этики в процессе констатирующего этапа эксперимента в системе ценностей определялось на пятое место, то по результатам формирующего этапа эксперимента на четвёртое. «Отказ от зрелищ и развлечений с животными» как экологическая ценность по результатам формирующего этапа занимает шестое место, в то время как по результатам констатирующего этапа занимала десятое место. Такая экологическая ценность как «самоограничение потребления природных ресурсов» в процессе констатирующего этапа определялось на седьмое место, по результатам формирующего эксперимента на пятое.

Таким образом, в результате опроса методом ранжирования личностная ценностная ориентация школьников представлена следующими изменениями: с 1 по 6 место представлено выбором школьниками ценностей экологической этики, таких как: 1 ранг – природа является ценной сама по себе; 2 ранг – природа – источник материальных и нематериальных благ; 3 ранг – лично от меня зависит состояние окружающей природной среды; 4 ранг – природа для человека является равноценным и равноправным партнёром; 5 ранг – самоограничение потребления природных ресурсов; 6 ранг – отказ от зрелищ и развлечений с животными. С 7 по 12 место школьники распределили следующие личностные ценностные ориентации: 7 ранг – природа – источник материальных благ; 8 ранг – природа – источник нематериальных благ; 9 ранг – растения и животные для удовлетворения потребностей в организации зрелищ и развлечений; 10 ранг – состояние окружающей природной среды не зависит от моих действий: 11 ранг – неограниченное использование природных ресурсов; 12 ранг – человек «хозяин» и «покоритель» природы.

Результат проведённого ранжирования показал, что у школьников произошли существенные изменения ценностных ориентаций. Основными для школьников явились ценности экологической этики, содержание которых определяет формирование эгоцентрического мировоззрения, выступающее ориентиром деятельности и поведения человека по отношению к природе.

Проведённая диагностика по анкете № 2 показала, что отмечается снижение количества школьников, равнодушно относящихся к состоянию природной среды, и увеличение позитивных показателей по шкалам отношений.

Результаты формирующего этапа эксперимента отмечают достаточно целостную систему отношений учащихся к следующим утверждениям: 86,5 % опрошенных школьников считают, что любая жизнь на Земле является наивысшей человеческой ценностью, причём более половины опрошенных (88 %) школьников считают, что охранять природу надо ради неё самой, потому что она является ценной сама по себе.

97,5 % опрошенных полагают, что гармоничные и партнёрские взаимодействия человека и природы будут способствовать решению проблемы её сохранения, 94,5 % опрошенных за бережливое и рачительное использование природных ресурсов.

Практически 97 % школьников считают, что человек несёт ответственность за состояние природной среды и ценят природу за то, что она является источником как материальных, так и нематериальных благ. Для 87,5 % учащихся природа в первую очередь является источником красоты, творчества и отдыха.

Лишь 21 % опрошенных школьников полагают, что природа существует лишь для того, чтобы удовлетворять потребности человека, 81 % согласны с тем, что человек потребительски относится к природе, являясь её «царём», и отмечают, что соблюдение этических норм и правил в природе способствует самоограничению потребления природных ресурсов.

Все опрошенные полностью согласны с тем, что человек должен проявлять заботу и сочувствие к любым животным и растениям, но в то же время 35 % из них отмечают, что животные и растения необходимы для удовлетворения потребностей не только в пище, одежде, жилье, но и для организации различных зрелищ и развлечений.

Мы полагаем, что такого рода динамика в процентных соотношениях и рангах обуславливается осознанием большинства учащихся сущности и роли структурных элементов ценностей экологической этики в их жизни и личной ответственности перед окружающей средой.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что школьники более осознанно подходят к вопросу сохранения окружающей природной среды природы.

Существующую динамику показателей по двум анкетам считаем целесообразным рассматривать в единой системе, поскольку они содержательно дополняют друг друга. Полученные данные свидетельствуют, в первую очередь, о существенном положительном преобразовании отношений школьников к объектам окружающего мира и внутреннему самораскрытию, при этом отмечается существенное отличие в доминирующих рангах ценностей и отношений.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментального исследования нами выявлено, что одним из эффективных педагогических условий формирования ценностей экологической этики у школьников является специальный курс «Экологическая этика: грани взаимодействия (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера)», реализация которого позволит сформировать ценности экологической этики у школьников, которые определят эколого-этическое отношения к природе при выборе и осуществлении своей профессиональной деятельности в будущем.