Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVEMENT OF TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS: THE METHOD OF «CASE STUDY» IN TEACHING THE HUMANITIES

Ponomareva O.N. 1 Evdokimova O.V. 1 Tsaplyuk A.I. 1
1 Penza branch of military academy of material and technical support (MTS), Penza, Russia
The authors presented practical experience of the Penza artillery engineering Institute in the framework of the actual confirmation of their own concept for implementing the «case study» into the educational space of the higher military school during teaching the humanities. The article presents arguments and pedagogical perspectives of application of the «case-study» method. The appropriateness of case tasks use in various academic disciplines such as «Psychology and pedagogy» and «Politology» within the cycle of humanitarian and socio-economic disciplines of military specialists training is noted. The case situations developed by the authors having the educational orientation, military-Patriotic and international sense are presented in the article. The applied aspect of the investigated problem can be successfully implemented in a wide range of higher education practices to develop content and training programs in various academic disciplines of secondary and higher professional (including military) school.
humanities
case tasks
interactive methods of training
higher military education

Повышение эффективности военного образования причислено к основным приоритетам развития системы военной организации государства. Военное образование должно чутко реагировать на изменения в средствах и способах вооружённой борьбы,
в структуре и задачах деятельности вооружённых сил и других силовых структур и ведомств, учитывать возрастающие требования к офицерским кадрам, которые следует воспитывать в соответствии с реалиями. Современные социально-политические условия диктуют подготовку российского офицера, «психологически готового и способного профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи» [3, с. 4]. Высокоэффективная деятельность российских военных подразделений в Сирии, примеры воинского подвига молодого поколения российских военнослужащих являют новую реальность, определяющую развитие и совершенствование системы военного образования.

Кроме базовых документов [ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации» (2012) и Приказ № 670 Министра обороны РФ от 14.09.2014 г.], деятельность военной образовательной организации определяют «социальный заказ» Министерства обороны, ФГОС высшего образования нового поколения и квалификационные требования. Все обозначенные компоненты нацелены на подготовку выпускника военного вуза, способного и готового действовать в быстро меняющейся обстановке, в современной высокотехнологической среде [5, с. 8]. Перед системой высшего военного образования стоят сложные задачи, предъявляющие требования к развитию личности будущего военного специалиста. Должна быть сконструирована профессионально-ориентированная образовательная среда военного вуза, учитывающая специфические факторы, связанные с образовательной программой, построением межличностных отношений, профессиональной адаптацией, профессиональным самоопределением и др. В практике педагогической науки известен «эффект солёного огурца» (свежий огурец становится солёным, будучи помещён в банку с рассолом). Поэтому важно учитывать, что в образовательной среде (И.А. Зимняя):

– происходит распространение «культуры конкретной образовательной организации»;

– «потребление культуры» обучающимися;

– формируется свой набор ценностных ориентаций. Формируемая система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру, вершина которой – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности, на формирование которых оказывают значительное влияние конкретные люди (родители, наставники, офицеры-воспитатели, герои-воины и др.) [4] .

Образовательная среда военного вуза должна формировать у военнослужащих определённый набор профессионально-ценностных ориентаций. Как известно, «воюет не оружие, воюют люди». Важно нацелить курсантов на постижение личностного смысла профессии и понимание объективного значения труда офицера, не подменять сущностный смысл воинской профессии получением оценок, поощрений, способностью «выкрутиться».

Сложнейшая задача подготовки военного специалиста архиактуальна: только Личность воспитывает Личность, только Характер формирует Характер. Поэтому возрастает уровень требований к преподавательскому корпусу военных вузов. Главная задача преподавателя в постоянно меняющемся мире – научить и стимулировать обучающихся учиться, уметь находить, извлекать и применять информацию из любого источника, критически её осмысливая. Этот аспект поиска и анализа поступающей информации особенно востребован сейчас в связи с активной деятельностью по «вбросу» дезинформации, имеющей вид «нормы», а, по сути, являющейся клеветническими измышлениями. Будущий офицер должен быть готов ответить на подобные вопросы своих подчинённых, чтобы мобилизовать их на выполнение конкретной поставленной задачи и не допустить «брожения в умах». Такому виду деятельности нужно специально обучать. Потенциал заложен в военно-педагогическом процессе, который в ХХI веке имеет формат интерактивного обучения.

Образовательная ситуация требует внедрения форм учебно-воспитательного взаимодействия (между преподавательским составом и курсантами), которые помогают решать текущие задачи (изучение конкретной темы, выявление уровня подготовки курсантов) и «работают на перспективу» (формирование опыта – познавательного, способов деятельности, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений к Отечеству, профессии, родной природе и др.). Модель обучения, ориентированная на «передачу» обучающимся «готовых знаний», осталась в прошлом. Преподаватель должен найти оптимальный «комплект» методов обучения, который будет соответствовать целям овладения конкретной учебной дисциплиной [4–6]. Как правило, «модель преподавания» во многом отражает личностные профессиональные умения и предпочтения. Мы полагаем, что структурные преобразования военной школы возможны путём введения в содержание учебного занятия специальных заданий (кейсов).

Более 75 % учебных занятий по предметам гуманитарного и социально-экономического цикла в филиале Военной академии материально-технического обеспечения в г. Пензе (Пензенский артиллерийский инженерный институт – ПАИИ) стимулируют «обучающихся на активное познание и освоение теоретического и практического опыта» [1, 2, 5–7]. Мы используем интерактивные методы и приёмы обучения – взаимодействие в координатах «преподаватель-курсант» и «курсант-курсант». Суть интерактивной модели обучения – решение задач/ ситуаций, предполагающих взаимодействие курсантов друг с другом, обмен информацией и др. Происходит это в атмосфере взаимной поддержки, исключается доминирование какого-либо участника или какой-либо идеи. Из «объекта воздействия» курсант становится субъектом взаимодействия: он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Кейс-стади («case study») – это метод обучения, который предполагает решение конкретных практических примеров (кейсов). Кейс (англ. «case» – «случай») – это задание или комплект заданий для индивидуальной и/или групповой учебной деятельности, характеризующих реальную или виртуальную проблему, которая, возможно, может и не иметь единственно правильного решения. Обучение на основе практических примеров (кейсов) способствует выработке аналитических навыков и навыков решения проблем, а также позволяет курсантам применять новые знания и навыки на практике; обучающиеся должны научиться принимать профессиональные решения в предложенной ситуации.

В основе метода «case study» лежит имитационное моделирование / конкретный пример: констатация ряда событий; описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, т.е. моделируется соответствующий содержанию обучения «профессиональный процесс в реальных условиях». Ситуационные задачи – это инструментарий, позволяющий курсантам нарабатывать профессиональный опыт решения интеллектуальных задач (операции: ознакомление → понимание → применение → анализ → синтез → оценивание ситуации и принятие решения). Результатом применения метода являются не только знания, но и умения профессиональной деятельности [5, с. 42; 6]. Нарабатываемый опыт важен потому, что обычно большая часть решаемых жизненных задач требует взаимодействия с другими людьми. В учебном кейсе курсанты учатся распределять задачи, налаживать общение (сотрудничать), принимать решение и нести общую ответственность за финальный результат.

Методика работы «case study»: группе предлагают конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть изложена в виде тестового задания, текста, документа или с помощью визуальных средств (видео, слайды и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально, в установленное время, как результат представляют варианты решений для обсуждения между группами [7].

Специфика кейс-задания: имеет практико-(профессионально)-ориентированную направленность, так как требует конкретных предметных знаний. Отметим, что нередко разработчики присваивают кейсам названия (мы также именовали часть представленных кейсов), отражающие их смысл. Проблемный вопрос в кейсе – обязательный атрибут.

Метод «кейс-стади» применяют при изучении дисциплин гуманитарного цикла: культурологии, истории, философии, политологии, психологии и др. Обычно кейс имеет структуру, включающую в себя следующие элементы:

– конкретную ситуацию (эпизод, случай, проблему из жизни общества);

– контекст ситуации (хронология события, исторический экскурс, особенности участников);

– комментарии;

– вопросы или «подзадачи» к кейсу;

– приложения (этот элемент может отсутствовать).

Работа по методу «кейс-стади» проходит поэтапно.

1. Вводный этап: кейс-задание раздают участникам, на ознакомление выделяют 5–7 мин в зависимости от сложности. Рекомендуем начинать работу с контроля знаний обучающихся по содержанию кейса (выявить понимание задания, уточнить информацию и фиксировать на доске).

2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах): участники выдвигают разнообразные версии, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовят презентацию своего предложения.

3. Представление решений по кейсам: демонстрация коммуникативных, презентационных, экспертных умений и самостоятельности участников.

Приводим конкретные примеры кейс-заданий из опыта работы филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза).

КЕЙС по дисциплине «Политология» (тема «Военная безопасность Российской Федерации») [1, с. 53].

Вас пригласили выступить на форуме «Военная безопасность Российской Федерации». Подготовьте схему структуры военной безопасности, учитывая её основные элементы и их взаимосвязь. Можно использовать трафарет схемы, представленный на рис. 1.

Задание 1. Какая угроза военной безопасности РФ на сегодняшний день является, по Вашему мнению, основной? Почему?

Задание 2. Универсальна ли мысль о том, что в современных условиях Вооружённые Силы есть «гарант безопасности личности, общества и государства»?

Обоснуйте свои предложения.

Рис. 1. Схема «Военная безопасность Российской Федерации»

Ход «case study»: разделив обучающихся на группы, предложить кейс с частично заполненной схемой «Военная безопасность Российской Федерации». В короткий промежуток времени семинарского занятия курсанты должны подготовить описание структуры военной безопасности Российской Федерации, выделить её неотъемлемые составляющие. На этом этапе мы применяем приём «мозгового штурма», а роль преподавателя заключается в мягком ненавязчивом подведении обучающихся к достижению поставленных целей. Аналогично идёт работа и при решении кейс-заданий по другим учебным дисциплинам.

Воспитательная работа с личным составом Вооружённых Сил страны – обязательная работа командиров. И командир обязан быть готов не только к профессионально-боевой ситуации, когда воин владеет оружием, но и найти те слова, которые помогут выносить тяжесть каждодневного ратного труда, снимут моральную усталость, поднимут в атаку, когда придёт соответствующая команда. При подготовке военных специалистов в ПАИИ задействован при работе с российскими и иностранными обучающимися мощный образовательный ресурс – общее боевое историческое наследие и актуальные документы развития государств. Так, по книге А. Бека «Волоколамское шоссе» подготовлены кейсы интегративного характера, которые используют при изучении учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Организация работы с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации».

Установка для курсантов: союз солдат и офицеров составляет одно из необходимых условий для Победы. Чтобы обеспечить этот союз, необходима не только железная дисциплина, но и высокий престиж командира. Этот престиж завоёвывается благодаря боевому опыту, заслугам, воинской доблести, а также в каждодневной работе с личным составом [7].

КЕЙС «Первый боевой опыт батальона Бауырджана Момыш-улы

и предшествовавшие ему события»

Для обороны батальона по уставу предусмотрена линия до двух километров. Батальону Б. Момыш-улы нужно было «обустроить» от шести до восьми километров. Подразделение окапывается. Немцы ещё далеко, но с запада возвращаются по одному, по два-три беглые солдаты. Каждый из них наполнен большим Страхом перед «непобедимым» фашистом, которого остановить невозможно. Солдаты сникли: врага ещё не повстречали, а боевой дух солдат уже подорван. Идти в бой в таком морально-психологическом состоянии опасно.

Перед командиром встаёт вопрос: как поднять боевой настрой?

Примерный вариант ответа:

Родилась идея не «ждать немца», а самим искать и атаковать его, «вырвать инициативу» с целью «прощупать», увидеть на самом ли деле он такой «страшный» и «пуленепробиваемый»? От каждого отделения были отобраны по одному-два солдата, из них собрали группу численностью в сто человек, которая ночным налётом разгромила в деревне Середа гитлеровский гарнизон из трёхсот фашистов. Бой длился всего час. Этот грамотно организованный и подготовленный командиром «военный поход» вселил уверенность в свои силы, информация разнеслась по всему воинскому подразделению, повышая боевой настрой и дисциплинируя бойцов.

КЕЙС «Судите меня!»

В батальоне – первый случай самострела: боец сам себе нанёс увечье. В боевой обстановке самострел приравнивается к предательству. Тот самый командир пулемётного расчёта, который одним из первых сиганул в лес, вместо того, чтобы при команде командира: «В ружьё!», – занять место у пулемёта, прострелил себе руку.

? Вопрос для обсуждения в группе

Какие варианты выхода в такой ситуации? Что должен предпринять командир?

Поясните, почему именно такой вариант выхода из ситуации вы рекомендуете.

КЕЙС «Не умирать, а жить!»

В воинских подразделениях обязательны занятия – беседы или чтения газет.

Перед первым боем осенью 1941 года политрук Дордия проводил такое занятие в роте. Политрук говорил правильные слова. Но бойцы плохо слушали. Командир Бауырджан Момыш-улы описал эту картину так: бойцы «…сидели, прижавшись друг к другу, опустив головы или глядя в пространство, угрюмые, усталые… …в тот день, переживая, как и все, что-то для него бесконечно важное, политрук не мог или не умел донести это чувство до сердца бойцов. … Когда он произносил: «стоять насмерть», «умрём, но не отступим»,
по тону чувствовалось, что он выражает свои думы, созревшую в нем решимость, но…

Зачем говоришь готовыми фразами, политрук Дордия? Ведь не только сталь, но и слова, даже самые святые, срабатываются, «пробуксовывают», как шестерня со стёршимися зубьями, если ты не дал им свежей нарезки. И зачем ты всё время твердишь «умереть, умереть»?

? Вопросы для обсуждения в группе

Какие слова нужно сказать в такой момент? Ваши предложения.

В чём жестокая правда войны?

Подводя итог, отметим, что нет «единого» метода, который является совершенным
и подходит во всех учебных ситуациях. Практика показывает, что наиболее результативный подход – вариативность в ходе процесса обучения. Однако полагаем, что именно Личность преподавателя, его авторитет, жизненный и профессиональный опыт служат гарантом верного определения подходящего метода/ приёма для каждой учебной ситуации. Важно помнить, что курсант – центральная фигура в образовании, потому основная функция преподавателя заключается не в передаче знаний, а создании условий для их формирования.

Педагогический потенциал метода «case study» в военном ВУЗе значительно превосходит традиционные методы обучения в плане личностного влияния. Преподаватели
и курсанты постоянно взаимодействуют, выбирают альтернативные формы учебного поведения, обсуждают профессионально-направленные морально-нравственные позиции, накапливают опыт деятельности в квазипрофессиональных ситуациях (А.А. Вербицкий).