Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ANALYSIS OF PREVALENCE OF "SCHOOL ILLNESSES" AT PUPILS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Semenova N.V. 1 Denisova O.A. 1 Kun O.A. 1 Kuzyukova A.V. 1
1 Omsk State Medical University
In this work the main violations in health of the children and teenagers who are trained in educational institutions are described. From one million rather healthy children coming to the I class, in nine months at every fourth (250 thousand) deviations in a functional condition of cardiovascular system come to light. In Russia only 40 % of graduates of schools can be considered as the healthy. During training in educational institutions among pupils the number of violations of organs of vision, three times – pathology of digestive organs, five times – violation of a bearing, four times – psychological frustration increases five times. At 50 % of children of school age deviations in development of the musculoskeletal device are noted; at 25–30 % – in cardiovascular and respiratory systems; about 70 % of children suffer from a gipokineziya [4, 5, 34, 40].
schoolstudents
diseases
health
prevention

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил….» [42]. В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [43]. Тема распространенности «школьных болезней» у учащихся дошкольных и общеобразовательных учреждений на сегодняшний день является весьма актуальной. Во-первых, это связанно с анатомо-физиологическими особенностями детского организма [9]. Во-вторых, дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом обеспечивается их рост и развитие, зависит уровень накопления человеческого капитала страны [25, 33].

Цель: анализ распространенности «школьных болезней» у учащихся общеобразовательных учреждений.

Основная часть

В период роста и развития дети подвергаются воздействию различных факторов окружающей среды. Ведущую роль в формировании патологических изменений в организме ребенка занимают три из них: наследственность, образ жизни и состояние окружающей среды [18]. Наибольшему риску развития хронической болезни подвержены дети с отягощённой наследственностью [18]. Под образом жизни понимается совокупность материальных условий, общественных социальных установок (культуры, обычаев и т.д.) и природных факторов, составляющих в своем единстве условия поведения личности (включая социально-психологическую и физиологическую реактивность) и обратное ее влияние на эти условия [47]. В формировании образа жизни ребенка непосредственное участие принимает такой социальный институт, как семья. Семья – это малая социальная ячейка, члены которой связаны взаимной любовью и уважением, общностью быта, духовно-нравственной атмосферой, взаимопомощью и моральной ответственностью. Отношение родителей к здоровью и образу жизни своего ребенка определяет его поведение и здоровье [2, 3, 8, 11, 14, 33, 35, 38]. Неадекватное поведение родителей (невнимание к детям, грубость, жестокость, пьянство, курение) может играть отрицательную роль для детей [5, 10, 12, 23, 24, 25]. Важную роль в воспитании здорового полноценного ребенка играют социально-экономический статус, образование родителей, тип семьи. В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, возрастает частота заболеваемости, увеличивается уровень и продолжительность госпитализации. Количество несчастных случаев среди детей имеет прямо пропорциональную зависимость от уровня образования матери. Как правила, заболеваемость выше у детей в неполных семьях. Здоровье внебрачных детей хуже, они часто рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболевания [13, 18, 19, 34, 48]. Поскольку большую часть своего времени дети проводят в школе, то воздействие школьных факторов на здоровье детей и подростков трудно переоценить [7, 16, 28]. В настоящее время наблюдается увеличение учебной нагрузки на школьников [7]. К этому добавляются не подходящая по росту мебель, слабая освещённость, гиподинамия [4, 44], все это, несомненно, не лучшим образом сказывается на здоровье подрастающего поколения. В хрестоматийных медицинских источниках (энциклопедии, атласы, словари и пр.) указывается, что от 70 % до 90 % человек получает через органы зрения большую часть информации [15]. Однако именно поражение органов зрения является одной из самых частых патологий, развивающейся у детей к окончанию школы. Среди офтальмологических патологий первое место занимает снижение остроты зрения, а именно – миопия [3,15], причем наблюдается тенденция к увеличению ее распространённости, принимая статус эпидемии [15]. К окончанию своего обучения в общеобразовательных учреждениях происходит увеличение количества близоруких детей в 3 раза [40, 41, 44]. Среди школьников среднего звена распространённость миопии достигает 62 % [15, 36]. Еще одной проблемой учащихся общеобразовательных учреждений является нарушение осанки [46], например сколиоз, который выявляется у 2–8 % детей [1,21,49]. Данная патология связана с тем, что дети обладают несовершенной костно-мышечной системой (полное окостенение скелета завершается лишь к 25 годам) [9]. Осанка человека имеет не только эстетическое значение. Она оказывает влияние на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем тела человека. Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость [2, 4]. Деформация позвоночника сопровождается изменениями топографии спинномозгового канала, спинного мозга и его оболочек, вызывает натяжение корешков спинного мозга, сдавление их отечными тканями и ущемление в межпозвонковых отверстиях, что приводит к нарушению нормальной иннервации внутренних органов [1, 27, 36, 37] и соматической мускулатуры [1, 43], в том числе и обеспечивающих дыхательную функцию [1, 48]. Также деформация позвоночника при сколиозе сказывается на желудочно-кишечном тракте, а именно – происходит поражение пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, в меньшей степени поражаются нижние отделы тонкого и толстого кишечника [30, 35, 50]. Питание представляет собой один из важнейших факторов, определяющих не только качество жизни, но и условия роста и развития ребенка. Известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна затормозить процессы роста и развития, а в тяжелых случаях – привести к серьезным и неизлечимым недугам [37,39, 40]. Прежде чем говорить о роли питания в формировании здоровья ребенка, стоит отметить, что система пищеварения у детей имеет особенности по сравнению с органами желудочно-кишечного тракта у взрослых. К таким особенностям относятся: стертая эмаль зубов, недоразвитие мышечного слоя желудочно-кишечного тракта, активности ферментов и нервно-гуморальной регуляции [3, 16, 17, 33]. Ребенок, как растущий и развивающийся организм, обладает высокой интенсивностью обмена веществ. У детей преобладают анаболические процессы, также для детей характерен высокий расход энергии и потребность в белке [9, 22]. Поэтому дети нуждаются в питании отличном от взрослого организма.   Но, к сожалению, в XXI веке дети и их родители имеют низкий уровень знаний о важности и необходимости сбалансированного питания и соблюдении режима питания. В связи с активной компьютеризацией общества современные школьники ведут малоподвижный образ жизни. Они предпочитают употреблять в пищу продукты, содержащие «скрытые» жиры и легкоусвояемые углеводы, так полюбившуюся современным подросткам еда fast-food. Дети предпочитают еду всухомятку и на бегу полноценным приемам пищи. Все это может привести к замедлению физического и функционального развития и, как следствие, к избыточной массе тела [19, 30, 37]. Ситуацию усугубляет неорганизованность школьного питания. Зачастую в столовых большинства современных общеобразовательных учреждений подростки самостоятельно выбирают рацион питания, не придерживаясь принципов рационального питания [24, 25, 39]. Питание детей отличается несбалансированностью, что способствует развитию некоторых экологически обусловленных заболеваний [6]. Как исход нерационального питания детей школьного возраста в выпускных классах мы получаем такие патологии, как острый гастрит, язвенная болезнь и т.п. Психомоторное развитие детей является не менее важным параметром, отражающим психическое и соматическое здоровье [26, 28, 29, 31]. Несомненно, высокий вклад в формирование психомоторного развития детей вносят общеобразовательные учреждения. В настоящие время происходят значительные изменения в школьной программе, вводятся новые технологии и формы обучения, к ученикам предъявляются повышение требования как к объему, так и к качеству знаний. Все это, безусловно, приводит к снижению работоспособности, ухудшению функционального состояния организма [41, 45]. Неправильная организация обучения детей в общеобразовательных учреждениях может привести к появлению таких патологических состояний, как утомление и переутомление. В результате у детей появляются двигательное беспокойство, рассеянность, раздражительность, неадекватные реакции, понижение активности, вялость, апатия, сонливость, увеличение числа ошибок [9]. Оценка психоэмоциональной устойчивости старшеклассников показала высокий уровень тревожности и беспокойства в начальный период обучения [22].

Заключение

Таким образом, вопрос о распространенности «школьных болезней» у учащихся общеобразовательных учреждений встает очень остро. Это обусловлено тем, что дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом обеспечивается их рост и развитие, зависит уровень накопления человеческого капитала страны [28]. Но, к сожалению, дети XXI века через несколько лет вряд ли смогут создать разнородное общество, которое будет обеспечивать потенциал нашей станы.

Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий, позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду.

Для сохранения здоровья детей должны быть предприняты меры не только со стороны такого института, как семья, но заниматься этим вопросом также обязаны педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также государство. Изменения в школьной программе должны быть таковыми, чтобы дети смогли реализовывать свои потенциалы, но в то же время не испытывали утомление, а тем более переутомления. Учителя должны иметь навыки по предотвращению конфликтов между учениками, помогать детям в реализации свои потенциалов и возможностей. Дети должны быть физически крепкими, чему будет способствовать необходимое количество часов физической культуры. В школе должно быть сбалансированное и многоразовое питание. При планировке учебных комнат должны учитываться требования, предъявляемые санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Необходимо осуществлять пропаганду необходимости рационального питания в формировании здорового ребенка как среди учителей и родителей, так и среди самих детей. Конечно, воспитание физически и психически здорового поколения – это сложный и трудоемкий процесс. Но, как известно, заболевание легче предупредить, чем проводить его лечение. К тому же профилактика «школьных болезней» у учащихся общеобразовательных учреждений экономически более выгодна, чем проведение полноценного лечения.