Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SOCIAL COMPONENT OF PENITENTIARY EDUCATION POLICY

Leonova E.Yu. 1 Mekhrishvili L.L. 1
1 The Tyumen State Oil and Gas University (TSOGU)
The state social policy, together with other directions, includes tasks and objectives of social policy in the area of higher education, also concerning convicted offenders to difficult kinds of punishment. Eligibility for all educational levels is one of the principal and inherent constitutional rights of Russian Federation citizens. One of the basic mechanisms for principal realization of educational humanization is the possibility to get higher education by people who are in penal institutions. The results of the analysis of the scientific literature about different problems of organization of higher education in penal system institutions were presented in the article. The results of the pilot project of the sociology Department at Federal state budgetary educational institution of higher education «Tyumen State oil and gas University» for reintegration of adult prisoners through their inclusion in the system of higher education have been updated in the article.
higher education
social policy
penitentiary institution
resocialization of the convicted

Интеграционные процессы России сегодня - это ориентация на демократические свободы, общечеловеческие ценности, и их приоритет требует реализации специфических подходов к формированию и содержанию социальной политики государства. Социальная политика - это функции государства по обеспечению условий для социального становления и развития различных социальных групп посредством обеспечения их интересов и потребностей [5].

В рамках исследуемой проблемы реализации высшего образования в исправительных учреждениях цель социальной политики, прежде всего, определена как развитие и создание оптимальных условий для полноценного существования личности, воспитание обязанностей собственного жизнеустройства, обеспечение витальных потребностей и интересов.

Наряду с другими приоритетами российская государственная социальная политика включает цели и задачи социальной политики в сфере образования, в том числе в отношении осужденных к различным видам наказаний. Данные вопросы так или иначе отражают аспекты уголовно-исполнительной политики российского государства.

Сегодня обязательными элементами пенитенциарного содержания является проведение воспитательных мероприятий для предоставления осужденным социальных услуг при трудоустройстве, поисках жилья после освобождения, социальной помощи, а также организация культурных и образовательных мероприятий, что способствует социокультурной ресоциализации заключенного. Так, «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» (статья 80) закрепляют, что «с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения» [2]. Вышеизложенное демонстрирует то, что международные стандарты требуют от современного сообщества рассматривать личность осужденного в социокультурном аспекте, отмечая весомую значимость процесса ресоциализации данных индивидов после освобождения.  

Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Основные аспекты социальной защиты и социального обеспечения установлены Уголовно-исполнительным кодексом РФ. В частности, в ст. 1 п. 2 УИК РФ говорится, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является оказание осужденным помощи в социальной адаптации, а также охрана их прав, свобод и законных интересов [6].

Необходимость предоставления услуг высшего образования осужденным признается не только в зарубежных странах, но и в России. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование [1]. Основное общее образование обязательно, в том числе и для осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет, что закреплено ст. 112 УИК. Кроме того, осужденным, желающим получить среднее (полное) образование, администрация учреждения и органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия для этого [6].

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 80 п. 9) гарантирует осужденным к принудительным работам или к лишению свободы получение высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [3].

Современное образование – средство решения важнейших проблем как всего общества, так и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их социализации. Одним из приоритетов развития современной системы российского образования можно назвать гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования. При этом необходимо подчеркнуть, что гуманитаризация и гуманизация в пенитенциарной системе имеет свое специфичное выражение.

Принцип гуманизма является основополагающим при реализации приоритетных направлений современной социально ориентированной политики и ее базовых направлений. Он находит свое выражение в Конституции РФ, провозглашающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2) [1]. Но в то же время принцип гуманизма не значит всепрощенчества, безнаказанности, строгость режима выполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не обязаны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Таким образом, идея гуманизма, как гарантирование конституционных прав, имеет глубокий социальный смысл.

В ракурсе проблематики исследования целесообразно акцентировать внимание на следующих принципах современной социальной политики в сфере образования: признание приоритетности сферы образования; обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании; гуманистический характер образования; свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

При этом в уголовно-исполнительном законодательстве о процессе реализации высшего образования специальные нормы не содержатся. Только в 2015 году Указом Президента РФ от 20.01.2015 № 27 внесены изменения в п. 7 пп. 4 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний. Данные изменения обязывают пенитенциарные учреждения проводить мероприятия по организации обучения осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования [7].

Достаточно прогрессивной в решении данного направления социальной политики является «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р), которая в качестве приоритетных задач определяет «разработку форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания» (гл. 2) [4]; а к «Основным направлениям развития уголовно-исполнительной системы» (гл. 3) относит и «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения» [4]. Данный подход детерминирован основными целями и приоритетным направлением данной Концепции – придание социальной направленности уголовно-исполнительной работе.

Достаточно редко реализуются комплексные государственные образовательные программы с данной категорией лиц. В основном это обусловлено двумя факторами: высокой стоимостью организации высшего образования и спецификой организации образовательных услуг в пенитенциарных учреждениях. Вследствие этого высшее образование в пенитенциарных учреждениях носит локальный характер и используется не повсеместно.

Перспективность реализации высшего образования в пенитенциарном учреждении обусловлена следующими факторами. Во-первых, передача знаний и опыта проходит, минуя социально-психологический барьер общения, как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя. Во-вторых, границы образовательного пространства достаточно обширны, не деформированы криминальной субкультурой. В-третьих, происходит активное формирование информационных компетенций студентов-осужденных. В-четвертых, благодаря высшему образованию осужденный приобретает навыки самоорганизации и самоактуализации.

Для анализа процесса ресоциализации осужденных в условиях образовательного пространства была разработана программа исследования. Целью настоящего исследования является оценка и направленность влияния образовательного пространства на ресоциализацию личности осужденного.

Исходя из поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи: выявить условия, способствующие ресоциализации осужденного; охарактеризовать образовательное пространство осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы; раскрыть позитивные изменения в личности осужденного в процессе освоения программы высшего образования. Объект исследования – совершеннолетние осужденные, получающие высшее образование.

Основным эмпирическим методом исследования было неформализованное интервью осужденных. Интервьюирование осуществлялось в местах лишения свободы в начале обучения, использован целевой (направленный) тип выборки. Учитывая, что целевой тип выборки не является вероятностным, ошибка выборки не высчитывается. Репрезентативность в таком случае определяется достаточностью количества респондентов. Общий объем выборки составил на начальном этапе 70 человек (целевая группа в данном случае - совокупность осужденных, получающих высшее образование в местах лишения свободы). Стратегия формирования выборки – случайная маршрутная.

Интервьюирование предполагало составление социального портрета респондентов и включало такие характеристики, как уровень образования, род занятий в исправительном учреждении, жизненные приоритеты, ценностные ориентации, интересы, эмоциональные состояния осужденных.

В исправительном учреждении отбывают наказание осужденные различных возрастных категорий. Респонденты-участники эксперимента в исправительном учреждении - преимущественно лица молодого возраста (77% опрошенных не достигли 30-летнего возраста). После освобождения они являются будущим потенциалом человеческих ресурсов в социальном и профессиональном отношениях, поэтому проблема их ресоциализации становится крайне актуальной.

Немаловажным аспектом является характер и виды преступлений, совершенные осужденными, получающими образовательные услуги. Классификация преступлений, совершенных осужденными, получающими высшее образование: убийство – 50%, приобретение, хранение наркотических веществ – 35%, умышленное причинение вреда здоровью – 4%, кража, грабеж, разбой по 2%.

Правонарушения, совершенные респондентами, характеризуются как тяжкие и особо тяжкие преступления, являются наиболее опасной формой поведения и, по мнению исследователей, угрожающей социальному благополучию. Данные виды преступлений предполагают наказание в виде длительного нахождения в местах лишения свободы. Закономерно, что средний период пребывания осужденных, получающих высшее образование в местах лишения свободы, 8-9 лет.

Сфера деятельности респондентов ограничена рамками пенитенциарных условий и включает: занятость в промышленности 3% осужденных, в деревообработке - 26% респондентов, трудоустроенных в сфере услуг и сельском хозяйстве составляет 3%, и больше половины (62%) осужденных не имеет работы в исправительных учреждениях. Но при этом осужденные отмечали то, что имеют желание работать, но «зарплата настолько низка, что теряется мотивация к труду».

Данные, полученные автором при анализе сферы профессиональной деятельности осужденных в местах лишения свободы, закономерны и отражают общероссийские тенденции. Около 30% занятости осужденных в пенитенциарном учреждении - высокий показатель, так как по данным ФСИН России в среднем он не достигает 10% [3].

Таким образом, личностные характеристики осужденных отражают теоретические выводы, согласно которым, осужденные имеют мотивацию на самореализацию в трудовой и образовательной деятельности, но условия исправительного учреждения не позволяют осуществить практическую деятельность и инициировать их активность в трудовой сфере.

Основной блок вопросов интервью был направлен на изучение интересов, жизненных приоритетов, эмоциональных состояний осужденных на начальном этапе получения образования.

На вопрос «Как Вы проводите свободное время?» 53% осужденных ответили, что их досуг проходит в азартных играх (карты и нарды), 28% - что досуг представляет собой «общение с другими осужденными». Около 17% интервьюеров проводит свободное время за просмотром развлекательных телевизионных передач. Встречались единичные ответы: «посещаю церковь», «читаю книги», «посещаю тренажерный зал».

Следует отметить, что участие в азартных играх отражает аспект аддиктивности поведения осужденных, так как до заключения они имели какую-либо зависимость. Некоторые формы досуга регламентированы исправительным учреждением в отношении осужденных, одновременно выступают частью режимных условий пребывания осужденного (например, просмотр телепередач зафиксирован в распорядке дня, проведение состязаний по физической культуре проходят в рамках воспитательных мероприятий) и являются приемлемыми для большинства опрошенных.

Формулировка ответов на вопрос «Какие ценности наиболее значимы для Вас лично?» вызывал затруднения у осужденных. Среди негативных - были перечислены следующие: «материальное обогащение», «наличие полезных связей», «умение преступить закон», «власть над другими», «брать от жизни все», «манипулировать людьми» и другие. Также осужденные поясняли, что некоторые негативные ценностные ориентации приобрели именно в местах лишения свободы, так как взаимоотношения и сама атмосфера предполагают наличие властных отношений, грубой физической силы, «полезных» связей для удовлетворения индивидуальных потребностей. Закономерно, что транслирование таких позиций на протяжении длительного времени приводит к принятию криминальной субкультуры. Данные результаты свидетельствуют о диссонансе в ценностно-нормативной ориентации личности, именно это явление не позволяет осужденному в дальнейшем транслировать правопослушное поведение в обществе.

На вопрос «Допускаете ли Вы возможность совершения повторного преступления?» около 43% не отрицало такую возможность. Рецидив в совершении преступления респонденты объясняли так: «могу совершить преступление, если окажусь в неоднозначной ситуации», «в целях самообороны», «из-за агрессивного поведения по отношению к себе и близким» и т.д. Закономерно прийти к выводу, что сам факт изоляции не влияет на исправление осужденных, а в совокупности с невозможностью устроить свою жизнь после освобождения ведет к большому проценту рецидивных преступлений.

На вопрос «О перспективах своего будущего» ответы можно охарактеризовать как негативные и безнадежные: «не вижу смысла в планах, жизнь быстро меняется», «буду изгоем», «как получится, главное, чтобы выпустили», «испытываю страх перед освобождением» и другие. Однако были и такие ответы, которые можно охарактеризовать состоянием оторванности осужденных от реальности: «все отлично будет, на мне не написано, что я сидел», «устроюсь на работу, буду жить как раньше». Необходимо отметить, что, во-первых, большинство заключенных до ареста вели довольно примитивный образ жизни и не имеют навыков самостоятельной переработки и оценки информации, во-вторых, индивиды в местах лишения свободы живут не столько размышлениями, сколько впечатлениями.

Таким образом, в результате исследования выяснены некоторые типичные особенности поведения осужденных до получения высшего образования. В процессе интервью представилось возможным выделить следующие характеристики: невозможность адекватно реагировать и воспринимать происходящее; диссонанс позитивных и негативных ценностных приоритетов; негативизм и недоверие к окружающим; отсутствие веры в будущее или недолгосрочная перспектива; высокая потребность в самореализации и положительных эмоциональных связях; неразвитая эмпатия и низкая деятельностная активность. Знание данных особенностей личности заключенных является необходимой предпосылкой для установления контакта с осужденными, позволяет провести корректировку форм и методов проведения учебных занятий со студентами и проанализировать динамику трансформации их личности в результате получения образовательных услуг.

Исследование процесса ресоциализации осужденных через призму включения их в систему высшего образования имеет и научное, и практическое значение. Этот факт представляется крайне важным для разработки социально ориентированных рекомендаций по внедрению технологий высшего образования в общую систему ресоциализации осужденных.