Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE SYSTEM OF RESOCIALIZATION OF THE CONVICT

Leonova E.Yu. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
Relevant aspects of the implementation of higher education in penal institutions is considered in the article. The results of the analysis of the scientific literature about different problems of organization of higher education in penal system institutions were presented in the article. The results of the pilot project of the sociology Department at Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Tyumen State oil and gas University" for reintegration of adult prisoners through their inclusion in the system of higher education have been updated in the article. The author's point of view on the system of higher education of prisoners through the interpretation of practical experience in the implementation of the programme of higher education on the basis of corrections are reflected in this article. It was revealed experimentally that the educational environment acts as a determinant effect on the subjective (personal characteristics, self-esteem, self-education), and objective (the network of social contacts, space penal institutions, opportunities of self-realization) factors of transformation of the of the convicted person, contributing to the formation of behavior patterns necessary for successful subsequent social integration into society.
resocialization
resocialization of the convicted
penitentiary institution
higher education
educational space

Актуальность анализа проблемы ресоциализации осужденных обусловлено тем, что сегодня по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в местах лишения свободы содержится 650 тыс. человек [4]. В то же время Министерством внутренних дел РФ в январе – феврале 2016 года зарегистрировано 370,3 тыс. преступлений, или на 7,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 62 субъектах Российской Федерации, в том числе и Тюменской области (без автономных округов) на 7,4 %, при этом зарегистрировано 91,9 тыс. преступлений, совершенных рецидивистами, то есть каждое второе преступление в стране (47 % от общего количества преступлений) совершается ранее судимым лицом [3]. Высокий показатель рецидивной преступности ставит под сомнение эффективность сложившейся системы исполнения уголовных наказаний и результативность ресоциализационной деятельности общественных институтов, призванных способствовать интеграции бывших осужденных в социум.

В октябре 2010 года была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», определяющая приоритетные направления в области организации жизнедеятельности осужденных, нацеленная на поэтапное решение наиболее острых пенитенциарных проблем, в том числе и ресоциализацию осужденных [2]. Ориентируясь на опыт передовых зарубежных стран, российская пенитенциарная система меняет принципы работы с осужденными: наблюдается переход от традиционных подходов исправления осужденного к приоритетным задачам развития его личности. В данном контексте современные пенитенциарные парадигмы ориентированы на минимизацию изоляции осужденных и максимизацию создания оптимальных условий для их ресоциализации.

Учитывая данные обстоятельства, особую актуальность приобретает разработка современных механизмов и средств ресоциализации осужденных, обеспечивающих не только процесс развития личности осужденного, но и способствующих формированию модели поведения, необходимой для его успешной последующей социальной интеграции в общество.

Ресоциализация осужденного протекает под воздействием определенных субъектов. К ним относят: систему исполнения наказания, семью, работу, средства массовой информации, культуру, религию, образование, институты социальной защиты и гражданского общества. Особого внимания заслуживает аспект образования осужденных в дискурсе изучения позитивного влияния высшего образования на личность осужденного. Это детерминировано тем, что, несмотря на все многообразие мер исправления осужденных, они малоэффективны и не отвечают требованиям современного российского общества. Вместе с тем большинство современных исследователей акцентируют внимание на образовательных технологиях ресоциализации несовершеннолетних осужденных, игнорируя образовательный контент взрослых заключенных [1].

Образование осужденных в исправительном учреждении можно структурно классифицировать на образование несовершеннолетних и взрослых осужденных.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012) устанавливаются следующие уровни образования (гл.2, ст.10, п.4): дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации [5].

Федеральным законом, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, регламентировано получение различных уровней образования осужденными лицами, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Так, статья 80 п. 9 данного закона гласит, что лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [5].

 Отсюда, автором рассматривается система ресоциализации осужденного, одним из субъектов которой выступает образовательное пространство как детерминанта влияния на субъективные (личностные особенности, самооценка, самовоспитание), и объективные (сеть социальных контактов, пространство пенитенциарного учреждения, возможности самореализации) факторы трансформации личности осужденного.

Данная теоретико-прикладная парадигма требует всесторонней научной разработки, эмпирического исследования и практической апробации, что свидетельствует об актуальности темы исследования.

Проблема правонарушений и преступности, методы ресоциализации осужденных всегда вызывали научный интерес. В разные годы в русле своих научных направлений ее разрабатывали зарубежные исследователи: И. Анденес, М. Ансель, Д. Гарланд, Т. Колинд, Н. Кристи, Э. Ферри, М. Фуко, П. Франс и другие. К отечественным исследованиям данной проблематики можно отнести труды: Ю. А. Алферова, Ю. М. Антоняна, Ю. В. Баранова, Т. Н. Волковой, И. И. Евтушенко, Ю. В. Жулевой, В. В. Зритнева, В. Н. Кудрявцева, В. Е. Южанина. В настоящее время влияние образовательного пространства на ресоциализацию совершеннолетних осужденных исследуется в немногочисленных работах C. О. Аквазбы,    В. Т. Волова, Н. Ю. Воловой, Л. Л. Мехришвили, Н. И. Скок. Данный факт обусловлен тем, что практика реализации высшего образования в пенитенциарных учреждениях сегодня относительно нова [1].

Таким образом, в современной науке явно ощутим недостаток работ, посвященных образовательной ресоциализации осужденных, а также специфике и условиям, способствующим успешности данного процесса. Разработка данной проблемы требует системных исследований и глубокого теоретико-эмпирического анализа. Автором отмечается отсутствие и научно обоснованных критериев для оценки эффективности и анализа феномена ресоциализации осужденных. Мало исследованным остается вопрос о роли высших образовательных учреждений в системе ресоциализации осужденных, а также факторов успешности реализации образовательного процесса непосредственно в пенитенциарной среде. Все перечисленное обуславливает актуальность научно-практической проблематики данного исследования.

Эмпирическая база работы представлена результатами анализа официальных документов и нормативно-правовой базы, данных статистики и материалов периодической печати. Собственную эмпирическую базу составили результаты авторских исследований, выполненных за период 2006–2014 гг.:

  1. Анализ документов. Основную базу составили нормативные правовые акты, федеральные и региональные целевые программы в соответствующей сфере, ведомственные данные (планы и отчеты) по работе с осужденными исправительного учреждения, научная литература (статьи, монографии, диссертации).
  2. Данные формализованного интервью, проведенного в исправительной колонии № 2 (г. Тюмень), 2006–2009 гг. В формировании выборочной совокупности применялась методика сплошного отбора (N=70). Респондентами выступили студенты-осужденные 1 и 2 курса обучения.
  3. Результаты качественного исследования (метод фокус-групп) «Высшее образование как средство ресоциализации осужденных», проведенного в 2010–2012 гг. в г. Тюмени. Респондентами выступили студенты-осужденные 4 и 5 курсов, получающие высшее профессиональное образование в местах лишения свободы (N=30).
  4. Данные нарративного интервью, проведенного в ТюмГНГУ в 2012–2014 гг. В качестве респондентов выступили выпускники ТюмГНГУ, бывшие осужденные (N=15).
  5. Анализ результатов неформализованного интервью экспертов, проведенного в 2014 г. в г. Тюмени. Экспертами выступили преподаватели вуза, осуществляющие обучение студентов в местах лишения свободы, и сотрудники исправительного учреждения (N=15).

Результаты экспериментального наблюдения за реализацией процесса предоставления высшего образования в местах лишения свободы (метод включенного наблюдения). Социальный эксперимент проходил на базе исправительной колонии № 2, г. Тюмени в период с 2006 по 2014 г.

Обобщение и анализ данных эксперт-опроса позволил, в том числе, выявить критерии результативности позитивных изменений личности осужденного в результате апробации экспериментальной авторской модели (таблица).

Таблица результативности позитивных изменений личности осужденного

 

Этапы

ресоциализации

Содержание этапа ресоциализации

Направления работы в рамках образовательного процесса студента-осужденного

Воспитание

Образование

Ресоциализация

Диагностический

изучение индивидуально-психологических особенностей личности студента-осужденного

диагностика ценностных ориентаций проводилась с помощью неформализованного интервью с осужденными

осуществление анализа личных дел студентов-осужденных с целью выявления их уровня образования

индивидуальная работа с родственниками и близкими осужденных

Прогностический

формирование индивидуальной и социальной субъектности

расширение культурного пространства, вовлечение в совместную деятельность; участие в мероприятиях в рамках образовательного эксперимента

смена ценностной парадигмы, обогащение навыками законопослушного поведения в процессе коммуникационного взаимодействия преподаватель-студент

формирование навыка самостоятельного овладения знаниями, подготовка к жизни на свободе

Практический

разработка критериев оценки результатов работы, методы, организационные формы работы и использование современных технологий

развитость самосознания; принятие общественных норм поведения; развитие и утверждение правового сознания

конкурентоспособность на рынке труда, соответствие высокому уровню профессионализма (высокий уровень знаний, умений, гибкость в получении информации, мобильность ее использования); усвоение содержания образования

готовность к воздействию с социальной средой; развитие коммуникативного потенциала, конструктивного мышления, ответственности за помыслы и поступки; позитивное отношение к миру; потребность в самоактуализации; свобода выбора в принятии решений

 

Апробация экспериментальной модели проходила с 2006 по 2014 г. в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) и осуществлялась кафедрой «Социологии» по специальности «Социальная работа» (заочной форме). Особенность эксперимента состояла в том, что в процессе его реализации использовалась не дистанционная, а традиционная форма обучения осужденных. Важной задачей в организации учебного процесса и профессиональной подготовки являлся отбор и применение таких технологий и методов обучения, которые бы способствовали быстрому и рациональному освоению знаний студентами-осужденными. Применение современных образовательных технологий позволил максимально раскрыть индивидуально-личностный потенциал студентов-осужденных. Было выявлено, что образовательное пространство влияет на формирование и развитие позитивных аспектов ресоциализации как на уровне личности (обновление системы знаний, подготовка к будущей жизни в обществе, принятие социальных норм; восстановление или расширение социальных связей; конкуренция на рынке труда), так и на уровне социума (целостность общества; снижение рецидива преступлений; борьба с криминализацией общества; реализация гуманистических принципов).

Интервьюирование проводилось среди выпускников ТюмГНГУ (бывших осужденных, после завершения их процесса обучения). Собранные данные отражают, что все обучающиеся, вышедшие на свободу, социально интегрировались в общество, наблюдалась успешная их ресоциализация: практически все выпускники создали семью, некоторые сделали успешную карьеру, имеют перспективные планы на будущее. Никто из осужденных до настоящего момента не совершил повторного преступления.

В результате социального эксперимента в оценках освободившихся заключенных было выявлено:

1. Обобщая высказывания обучающихся и экспертов, можно отметить, что знания умения и навыки, полученные во время обучения в исправительном учреждении, в дальнейшем позволили респондентам легче ориентироваться в условиях «свободной жизни», необходимых в профессиональной и социальной деятельности. Были инициированы самоорганизационные процессы социальной субъектности.

Респонденты высказывают положительную реакцию относительно объективности изменения речи. Это проявляется в следующих высказываниях: «изменилась речь, язык»; «увеличился словарный запас»; «стремлюсь избегать в речи тюремного жаргона»; «стал использовать при общении специальные термины».

2. В результате получения образования среди ценностей осужденных-выпускников безусловным жизненным приоритетом стали «семья и дети», «получение образования и профессии», «здоровье». Перспективы дальнейшей жизни респонденты ассоциируют с дальнейшим получением образования, которое для бывших осужденных стало не столько временным событием, сколько серьезным фактором дальнейшего благополучия. Респонденты также отметили изменения в интересах и предпочтении круга общения в местах лишения свободы: «стал больше читать»; «изменились интересы от таких, как поесть и поспать, к поиску информации и знаний»; «стал заниматься оригами, даже не знал, что так интересно».

Особенно студенты отмечают заинтересованность в непосредственном контакте с профессорско-преподавательским составом, в получении знаний, умений и навыков, в тренинговых формах работы, в формировании готовности к освобождению, что исключает страх неизвестности: «отношения, которые царят в учебной группе, значительно отличаются от тех, которые преобладают в отряде»; «студент студента выделяет из общей массы осужденных, потому что есть что обсудить»; «приятно общаться с образованными людьми, преподаватели для меня – другое общество»; «получение новых знаний, умений и навыков позволяет почувствовать себя в других условиях».

Респонденты также отметили изменения в интересах и предпочтении круга общения в местах лишения свободы: «стал больше читать»; «изменились интересы от таких, как поесть и поспать, к поиску информации и знаний»; «стал заниматься оригами, даже не знал, что так интересно».

3. Высшее образование выступает как механизм компенсации дисбаланса социальной эксклюзии и образовательной коммуникации за счет создания образовательного контакта, инициированного организованным образовательным пространством.

Приведем отдельные высказывания, отражающие мнение участников фокус-групп относительно данного вопроса: «когда приходишь на занятие, ты забываешь, что находишься в тюрьме»; «по сути, занятие для меня – это часть свободы; преподаватели относятся к нам как к обычным студентам, а не как к “зэкам”».

При ответе на вопрос: «Возможно ли совершение Вами повторного преступления?» абсолютно все обучающиеся отреагировали негативно на дальнейшую причастность к криминальной деятельности в целом, что связано как с переоценкой прежних ценностей, так и с новыми перспективами в жизни. Свои успехи в личной и трудовой деятельности большинство интервьюеров связывают, прежде всего, с полученным в исправительном учреждении высшего образования.

Многие из респондентов отмечают изменения в общении и интересах. Об этом   свидетельствуют такие высказывания, как: «сейчас мои друзья – это те люди, с которыми я работаю, они не имеют ничего общего с теми людьми, с которыми общался ранее»; «образование изменило самооценку и отношения с окружающими»; «сейчас у меня есть семья и ребенок, есть работа, я даже занимаюсь общественной работой, оказываю постпенитенциарную помощь осужденным»; «высшее образование изменило отношение к жизни».

4. Рецидив преступления (уголовно-правовой, пенитенциарный), являясь одновременно объективным индикатором ресоциализации осужденных, представляет собой критерий эффективности проводимых практических действий в сфере исполнения наказаний по вопросам ресоциализации осужденных.

С целью повышения эффективности реализации высшего профессионального образования, осуществляемого на базе исправительных учреждений, автором разработан и предложен к реализации ряд мероприятий.

Предлагаемый комплекс мероприятий позволит обеспечить законодательно-нормативную основу, ресурсное и информационное обеспечение для сопровождения реализации высшего профессионального образования в исправительных учреждениях. Эксперимент имеет основания для дальнейшего тиражирования и апробации данного опыта в исправительных учреждениях региона и других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полученные результаты апробированной экспериментальной модели ресоциализации осужденных в условиях образовательного пространства высшей школы на базе пенитенциарного учреждения полностью подтвердили авторскую гипотезу, согласно которой студенты, обучающиеся в условиях социальной эксклюзии, социально-психологического прессинга и ограничений, в процессе образовательной деятельности сформировали навыки самовоспитания, самоорганизации как на личностном, так и поведенческом уровнях. Результативность данного эксперимента нашла отражение в условно-досрочном освобождении обучающихся и более успешной (по оценкам самих осужденных) их ресоциализации в обществе.