Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN

Rodionova S.D. 1 Bogdanova V.P. 2
1 Social Protection Department of the Administration of Noyabrsk Head of department on work with famili
2 Tyumen State Oil and Gas University
В условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, изменения потребностей рынка труда обществу требуются высокоразвитые в умственном, нравственном и физическом отношении личности. Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии в образовательных учреждениях страны системы, адекватной меняющимся социальным условиям, направленной на развитие личности каждого ребенка. На современном этапе реализуются множество программ создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, педагогическими, психологическими и социальными условиями. Поскольку интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите страны растет, становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. Профессиональное сообщество педагогов и психологов рассматривают одаренность как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними. Обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися.
In a changing socio-economic situation in the country, izmenenij of labour market needs, society needs intellectualnye, moral and physically healthy personality. Successful self-actualization is possible only if the educational institutions of system, adequate to the changing social environment, aimed at developing personality of each child. At the present stage are implemented a lot of programs of creation of system of revealing and development of children's giftedness and targeted support for children in accordance with their abilities, pedagogical, psychological and social conditions. Because society's interest to gifted children as future intellectual and creative elite of the country grows, it becomes apparent that the prosperity and the welfare of society depends on the development of personal resources of the person. A professional community of educators and psychologists consider giftedness as a kind of deviation, that is, gifted children are presented, in many cases, the bearers of the deviations that creates a lot of problems when working with them. Identified problems necessitate the development of programs in working with unconventional, gifted students.
able
gifted
talented
deviant
psychological and pedagogical support
programme of support for gifted children

Современные преобразования, модернизация образования в Российской Федерации – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит совокупность реализации целого ряда педагогических инноваций. Инновации продиктованы отчасти реалиями сегодняшнего времени – стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Способного творчески и неординарно подходить к любого рода проблемам, обладающего широким кругозором, умеющим ставить цели и решать сложные задачи. Проблема детской одаренности во всем мире и в нашей стране в частности имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы в основном состоит в том, что современные образовательные учреждения уделяют основное внимание своевременному выявлению детей, относящихся к категории «одаренные», основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее [1].

Исследователи детской одаренности (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Большинство авторов отмечает, что качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности. Выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная [2]. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения. Для нашего исследования это важно, поскольку одной из главных составляющих разделов программ по работе с одаренными детьми является психолого-педагогический раздел.

Вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей для современной школы сегодня приобретают особое значение. Проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска». Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) [5].

Исследователи выделяют три основные характеристики одаренности:

Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

В соответствии с выделенными тремя основными характеристиками одаренности психологи определяют три группы таких обучающихся [7].

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Опыт работы с данной категорией учащихся показывает, что такие дети доставляют массу хлопот педагогическим работникам. Характерными для представителей первой группы являются эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними. Такие непривлекательные проявления личности нередко влекут за собой не только проблемы психического характера у ребенка, но и явное неприятие его коллективом сверстников. Что, безусловно, приводит к дезадаптивной симптоматике (асоциальное поведение, агрессия).

Нередки и диаметрально противоположные проявления: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

В практике школьной жизни можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления отдельных черт его характера. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) – одна из серьезнейших проблем социально-психологических проявлений со стороны ближайшего социального окружения ребёнка. Одной из основных социально-психологических проблем одаренного ребенка является несформированность у ребенка средств общения с окружающим его миром.

Причина этого кроется в «детском прошлом» ребенка, в благополучной любящей среде домашнего воспитания. И наконец, самая основная проблема заключается в отсутствии подготовленных теоретически и обладающих практическими умениями педагогических кадров, способных обучать, развивать, воспитывать и создавать психолого-педагогическую среду для одаренных детей.

Создание в образовательном учреждении благоприятной психолого-педагогической среды – основная цель ОУ, способного осуществлять работу по выявлению и развитию одаренных детей. Безусловно, что такую среду может создать лишь педагогический коллектив, обладающий необходимым для такого рода деятельности профессиональным потенциалом.

Примером может служить МОУ СОШ № 11 г. Ноябрьска (ЯНАО), где директор Крылова Л. Н. многие годы скурпулезно и настойчиво подбирала коллектив педагогов, позволяющих школе на протяжении последних 15-ти лет возглавлять рейтинг школ округа по количеству учащихся – победителей городских, региональных, российских олимпиад. Понимание того факта, что престиж школы – это ее учителя, помог создать ту среду престижа знаний, которая и составляет «дух» школы, ее среду. В этой школе почетно хорошо учиться, почетно быть победителем нескольких олимпиад, конкурсов, проектов. При этом на самых ранних стадиях становления той среды, которая создана сегодня, педагоги понимали «особенности» работы с одаренными детьми. Видели, а главное понимали вышеобозначенные автором проблемы, связанные с социально-психологическими проявлениями. Именно это дало понимание создания в школе не только собственно программы «Одаренные дети», но продумать создание целого ряда подпрограмм психологической поддержки учащихся, родителей, детско-родительских отношений, семинаров для педагогов.

Может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс настолько аномальный, что ему всегда сопутствуют трудности. Но одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует других норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся в средней школе.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

  1. трудности в нахождении близких по духу друзей;
  2. проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  3. проблемы конформности, т. е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  4. очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  5. диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Психологическая помощь родителям, в частности, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.);

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений;

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье. Следует обратить особое внимание на очень важный компонент психологической помощи родителям – тренинги детско-родительских отношений. Нами разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы. Выявление одаренных детей по основанию «значимости» – первый и самый главный этап. Необходимо определить, какой тип одаренности у конкретного ученика. Общая (умственная одаренность); художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т.д.); социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект); спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы) [4].

Далее выделяются этапы, которые с особой тщательностью прописываются в Программе.

Отдельным разделом прописываются предполагаемые результаты Программы по работе с одаренными детьми.

Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров:

Мотивация – при решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом: «мотивация содержанием» – мотивы, связанные с содержанием учения; «мотивация процессом» – мотивы, связанные с самим процессом учения.

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения: «Широкие социальные мотивы» –
а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности; б) узколичные – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования. «Мотивы избегания неприятностей» – учение на основе принуждения, страха быть «наказанным» и т. п.
Доминирование мотивов, связанных с обучением, характеризует одаренного ребенка. В то же время важное значение имеет мотивация процессом, а также социальные мотивы. По данным научной лаборатории Д. Б. Богоявленской, занимающейся данной проблемой, на определённом этапе важно вовремя менять мотивацию учения: с мотивации «на оценку» – на мотивацию «на развитие». Наличие же в ребёнке мотивации «на содержание» (предмета) есть признак одарённости – креативность. Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства, техники или других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу.

1. Продуктивность, или «беглость», – способность к продуцированию максимально большого числа идей.

2. Гибкость представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию.

3. Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых, банальных.

4. Разработанность. Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

  1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
  2. информационная среда для родителей;
  3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
  4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

При этом цель работы психолога с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком [3]. Тренинги для родителей направлены на:

  • расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
  • выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей:

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребенка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Развивайте в своих детях следующие качества:
  • уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов [6].

Т. о. работа с одаренными детьми – ответственная, глубоко профессиональная, комплексная деятельность педагогов, психологов, социальных работников и социальных педагогов по выявлению, развитию и воспитанию талантливых детей.