Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STATE AND COMMUNICATION VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM WITH PSYCHO-EMOTIONAL STATUS IN SCHOOLCHILDREN

Zaytseva O.I. 1, 2 Kolodyazhnaya T.A. 1
1 Federal State Budgetary Scientific Institution «Scientific Research Institute of medical problems of the North»
2 Krasnoyarsk State Medical Academy named after prof. V.F. Voino-Yasenetzkiy
In order to study the adaptation of individual students evaluated the functional state of the autonomic nervous system by cardiointervalography of initial vegetative tone (ICT), psycho-emotional status of GU Eysenck and EN Horns of the lateral phenotype of sensorimotor asymmetry in 156 children aged 7–15 years. It is shown that for pupils with ICT-Ayton, regardless of lateral phenotype characterized extroverted personality type, emotional stability, optimal state of higher brain functions, and an adequate number of correlations, which corresponds to a satisfactory adaptation. They approach children with ICT-vagotonia. Honors children with ICT-sympathicotonia with different lateral phenotype is emotional instability and the formation of a greater number of correlations, reflecting the tense adaptation.
students
autonomic nervous system
psycho-emotional status
adaptation

Проблема здоровья подрастающего поколения и эффективной адаптации его к факторам среды обитания остается приоритетной в возрастной физиологии и профилактической медицине [5,6,9]. Ведущее место среди системных механизмов адаптации принадлежит вегетативной нервной системе (ВНС), в частности, исходному вегетативному тонусу (ИВТ). При этом степень адаптации детского организма во многом определяется психоэмоциональными характеристиками личности, являющимися структурной частью единых психовегетативных соотношений [3].

Цель исследования – изучить особенности функционального состояния ВНС во взаимосвязи с психоэмоциональным статусом у здоровых школьников для оценки их индивидуальной адаптации.

Материал и методы исследования

Обследовано 156 детей 7–15 лет, проживающих в г. Красноярске. Дети признаны клиническими здоровыми, имели средние показатели физического и полового развития. По возрастной периодизации сформированы 2 группы: первая 7–11 лет, вторая 12–15 лет. Для оценки функционального состояния ВНС у детей использован метод кардиоинтервалографии (КИГ) с определением ИВТ (эйтония, ваготония, симпатикотония) по показателям: Мо (мода, сек.); АМо (амплитуда моды, %); Δх (вариационный размах, сек.); ИН1 (индекс напряжения, усл. ед.) [1]. Оценку адаптационных возможностей детского организма проводили по Р. М. Баевскому [4]. Эмоциональные свойства личности ребенка исследовали с помощью детского варианта личностного опросника Г. Ю. Айзенка, состояние высших мозговых функций (ВМФ) изучали с помощью психодиагностических тестов для детского возраста по критериям: вербально-логического мышления тест «исключения понятий», объема внимания – тест «воспроизведение фигур», кратковременной памяти – тест «запоминания чисел». Оценивали количество правильных ответов и время в секундах (сек.), затраченное на выполнение задания [8]. Сенсомоторную асимметрию исследовали при помощи проб [2]: на ведущую руку – 4 пробы, ведущую ногу – 3 пробы, ведущий глаз – 3 пробы, ведущее ухо – 3 пробы. Определяли асимметрию по преобладанию правых и левых значений в каждом случае. Детей разделяли на группы по степени выраженности признаков праволатеральности: первую группу составили дети с тремя левыми показателями, вторую – с симметричными показателями, третью – с разнообразными сочетаниями левых и правых показателей, четвертую – с тремя правыми показателями.

Цифровой материал обработан стандартным пакетом программ STATISTICA, ver. 6.0 [7]. Количественные признаки оцениваются по критериям Манн – Уитни (M–W), Крускала – Уоллиса (K–W), качественные – по критерию c . Количественные параметры представлены в виде медианы (Ме) и 25 ‰ – 75 ‰; качественные – в виде абсолютных и относительных (в %) частот с указанием 95 % доверительного интервала (ДИ). Анализ зависимости признаков проводится с помощью коэффициента корреляции по Спирмену. Изменения считаются статистически значимыми при уровне значимости Р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

По показателям КИГ сформированы группы детей в зависимости от ИВТ, представленные в таблице 1.

Показатели кардиоинтервалографии у здоровых детей с различным ИВТ

Показатели

КИГ

Дети с ИВТ-ваготониейn=37

[1]

Дети с ИВТ-эйтонией n=90

[2]

Дети

с ИВТ-симпа-

тикотонией

n=31

[3]

Статистическая

значимость

(Р)

по

М-W

по

K-W

Мо, сек.

 

Ме

0,72

0,72

0,65

Р1-3=0,0041

Р2-3=0,0003

-

25‰-

75‰

0,68 -

0,78

0,70 –

0,76

0,58-

0,72

Δх, сек.

 

Ме

0,44

0,28

0,18

Р1,2-3<0,001

Р<0,001

 

25‰-

75‰

0,36-

0,52

0,26 –

0,32

0,18 –

0,20

АМо,

%

 

Ме

15,00

22,00

30,00

Р1-2 <0,001

Р1,2-3<0,001

 

 

Р<0,001

 

25‰-

75‰

14,00-

17,00

20,00-

24,00

26,00-

32,00

ИН1,

усл.

ед.

Ме

26,00

56,00

111,00

Р1-2 <0,001

Р1,2-3<0,001

 

Р<0,001

 

25‰-

75‰

22,00-

28,00

48,00- 61,00

99,00-

138,00

У большинства школьников (57,7 %, 90 человек) выявляется оптимальное соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС и центральных механизмов управления ритмов, а величина ИН1 находится в границе значений нормы (30– 90 усл. ед.), что характерно для удовлетворительной адаптации организма ребенка [4]. Близко к вышеописанному варианту стоят дети с ИВТ-ваготонией (22,5 %, 37 человек) с невысоким показателем АМо (Р<0,001) на фоне некоторого увеличения показателя Δх (Р<0,001), что также отражает удовлетворительную адаптацию. Для детей с ИВТ-симпатотонией (19,8 %, 31 человек) свойственно в сравнении с остальными детьми увеличение показателя АМо (Р<0,001) на фоне относительно низких значений показателей Мо (Р=0,0041; Р=0,0003) и Δх (Р<0,001), что расценивается как усиление симпатических влияний на ритм сердца по нервным каналам регуляции и отражает напряженную адаптации. По данным КИГ у школьников выявляются возрастные особенности функционирования ВНС. У детей пубертатного периода в сравнении с детьми младшего школьного возраста выявляются элементы дизрегуляции ВНС [1], сопровождавшиеся нарастанием активности симпатического звена ВНС, оцениваемого по повышению показателя АМо в анализируемых возрастных группах детей (дети 12–15 лет: Ме 31,00 %; 25 ‰–75 ‰ 28,00 %–34,00 % и дети 7–11 лет: Ме 26,00 %; 25 ‰–75 ‰ 25,00 %–28,00 %; Р=0,0157).

Своеобразие психофизиологических возможностей детей, имеющих различный ИВТ, может проявляться в характере эмоциональных реакций и в поведении [6]. Изучен эмоциональный статус учащихся с различным ИВТ по шкале Г. Ю. Айзенка «интра-экстраверсии». В исследование включены школьники, имеющие по шкале лжи менее 4 баллов. Экстравертированный тип личности преобладает во всех группах детей (свыше 50 %) и достигает уровня статистической значимости в группе школьников с ИВТ-эйтонией (дети-экстраверты 64,4 %; 58 человек 95 % ДИ 54,35–73,78 в сравнении с детьми-интровертами 35,5 %; 32 человека 95 % ДИ 26,91–44,10; Р=0,0002) и с ИВТ- симпатикотонией (дети-экстраверты 83,9 %; 26 человек 95 % ДИ 68,75–93,78 в сравнении с детьми-интровертами 16,1%; 5 человек 95% ДИ 9,39–22,81; Р<0,001). Уровень экстравертированности находится в диапазоне умеренной экстраверсии (14–15 баллов). Интравертированный тип личности среди школьников чаще регистрируется у детей с ИВТ-ваготонией (43,2 %; 16 человек 95 % ДИ 34,95–51,45 как в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: 16,1 %; 5 человек 95 % ДИ 9,39–22,81; Р=0,0159, с детьми с ИВТ-эйтонией: 35,5 %; 32 человек 95 % ДИ 26,91–44,10; Р=0,0429). Степень интраверсии лежит в диапазоне умеренной интраверсии (9–10 баллов).

Другим фактором является показатель эмоциональной нестабильности, определяемый по шкале Г. Ю. Айзенка «нейротизм-эмоциональная стабильность». Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Примечание: cтатистическая значимость различий между детьми эмоционально стабильными и эмоционально нестабильными.

У детей независимо от ИВТ преобладает эмоциональная стабильность, а ее уровень находится в диапазоне средней эмоциональной стабильности (11–12 баллов). Установлено, что у детей по мере нарастания активности симпатического звена ВНС (АМо) фиксируется рост эмоциональной нестабильности (дети с ИВТ-симпатикотонией: 32,3 %, 10 человек 95 % ДИ 23,77–40,84 в сравнении с детьми с ИВТ-ваготонией: 13,5 %, 5 человек 95 % ДИ 7,88-19,11; Р=0,0491). Группа детей с эмоциональной нестабильностью среди школьников с ИВТ-эйтонией (18,9 %,17 человек 95 % ДИ 14,75-23,05) занимает промежуточное положение. Уровень данного показателя находится в диапазоне высокой нестабильности (16–17 баллов), достигая очень высокой нестабильности (19–22 балла) среди детей с ИВТ-симпатикотонией.

Следующим этапом явилось исследование ВМФ. Психологическое обследование выявляет у детей независимо от ИВТ довольно высокий уровень выполнения заданий. Своеобразие психической деятельности школьников с различным ИВТ проявляется замедленным темпом выполнения некоторых заданий в группе детей с ИВТ-ваготонией в сравнении с остальными группами учащихся. У школьников с ИВТ-ваготонией фиксируется статистически значимое увеличение временного показателя выполнения задания на кратковременную память (у детей с ИВТ ваготонией: Ме 30,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 22,00 сек.–30,00 сек. как в сравнении с детьми с ИВТ-эйтонией: Ме 25,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 18,00 сек.–30,00 сек., Р=0,0282, так и в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: Ме 20,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 20,00 сек.–25,00 сек., Р=0,0046) и на объем внимания (у детей с ИВТ ваготонией: Ме 50,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 45,00 сек.–60,00 сек. как в сравнении с детьми с ИВТ-эйтонией: Ме 46,50 сек., 25 ‰–75 ‰ 40,00 сек.–50,00 сек., Р=0,0193, так и в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: Ме 45,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 35,00 сек.–50,00 сек., Р=0,0066).

Другим психологическим фактором является латеральный фенотип [2, 10]. Нами не установлены различия в распределении латерального фенотипа у школьников в зависимости от ИВТ. Самой многочисленной среди школьников г. Красноярска независимо от ИВТ была группа учащихся с праволатеральным профилем сенсомоторной асимметрии (4 группа, 60,2 %, 94 человека), менее многочисленной – группа учащихся со смешанными показателями латерального фенотипа (3 группа, 24,3 %; 38 человек), школьники с симметричными показателями латерального фенотипа составляли 2 группу (11,5 %, 18 человек), а самой малочисленной была 1 группа школьников с леволатеральным профилем сенсомоторной асимметрии (4,0 %; 6 человек).

Установлены корреляционные взаимосвязи между показателями ВНС и ВМФ, эмоциональным статусом. У детей с ИВТ- эйтонией обнаружена отрицательная зависимость между оптимальным уровнем активности парасимпатического звена ВНС (Δх) и низким уровнем эмоциональной нестабильности (R=-0,34, P=0,0176, для N=48), что отражает сбалансированное состояние гомеостатических систем организма в плане обеспечения устойчивой адаптации с жесткой детерминацией программы развития в данных условиях. У школьников с ИВТ-ваготонией обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между невысоким показателем активности симпатического звена ВНС (АМо) и типом личности (R=0,31, P=0,0434, для N=37), отрицательная – между повышенным показателем активности парасимпатического звена ВНС (Δх) и сниженным темпом выполнения задания на кратковременную память (R=-0,50, P=0,0118, для N=37). У детей с ИВТ-симпатикотонией установлены положительные корреляционные связи между повышенным показателем активности симпатического звена ВНС (АМо) и высоким количественным показателем правильных ответов на объем внимания (R=0,73, P=0,0482, для N=31) и отрицательные – с показателем типа личности (R=-0,30, P=0,0468, для N=31), высокий ИН1 положительно коррелирует с высоким уровнем показателя эмоциональной нестабильности (R=0,31, P=0,0482, для N=31), что отражает напряженный характер функционирования гомеостатических систем организма.

Заключение

Вариации психоэмоционального статуса здоровых детей в зависимости от типа ИВТ свидетельствуют о различных вариантах формирования адаптационно-приспособительных реакций на уровне целостного организма, по-видимому, обусловленных становлением их в процессе филогенеза. Для детей с ИВТ-эйтонией характерно оптимальное сочетание высокой частоты встречаемости экстравертированного типа личности с эмоциональной стабильностью, оптимальным состоянием ВМФ, адекватным количеством корреляционных связей между показателями психоэмоционального статуса и вегетативной регуляции ритма сердца, что соответствует удовлетворительному варианту адаптации. Для детей с ИВТ- ваготонией свойственны в равной степени интра-экстравертированный тип личности в сочетании с эмоциональной стабильностью, замедленным темпом мыслительных процессов и адекватным числом корреляционных связей между указанными выше показателями, что сближает их также с детьми с ИВТ-эйтонией и отражает удовлетворительный вариант адаптации. Для детей с ИВТ-симпатикотонией характерен высокий уровень частоты встречаемости экстравертированного типа в сочетании с эмоциональной нестабильностью, высоким темпом выполнения тестовых психологических заданий и становление большего числа корреляционных психовегетативных взаимосвязей, что отражает напряженный характер адаптации. Знание психологических портретов школьников с учетом ИВТ позволит обеспечить учебную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями вегетативной регуляции, что будет способствовать гармоничному развитию детей.