Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

STATE AND COMMUNICATION VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM WITH PSYCHO-EMOTIONAL STATUS IN SCHOOLCHILDREN

Zaytseva O.I. 1, 2 Kolodyazhnaya T.A. 1
1 Federal State Budgetary Scientific Institution «Scientific Research Institute of medical problems of the North»
2 Krasnoyarsk State Medical Academy named after prof. V.F. Voino-Yasenetzkiy
С целью изучения индивидуальной адаптации школьников произведена оценка функционального состояния их вегетативной нервной системы методом кардиоинтервалографии по исходному вегетативному тонусу (ИВТ), психоэмоционального статуса по Г. Ю. Айзенку и по Е. Н. Рогову, латерального фенотипа по сенсомоторной асимметрии у 156 детей 7–15 лет. Показано, что для школьников с ИВТ-эйтонией независимо от латерального фенотипа характерны экстравертированный тип личности, эмоциональная стабильность, оптимальное состояние высших мозговых функций и адекватное число корреляционных взаимосвязей, что соответствует удовлетворительной адаптации. К ним приближаются дети с ИВТ-ваготонией. Отличием детей с ИВТ-симпатикотонией с различным латеральным фенотипом является эмоциональная нестабильность и становление большего числа корреляционных взаимосвязей, что отражает напряженный характер адаптации.
In order to study the adaptation of individual students evaluated the functional state of the autonomic nervous system by cardiointervalography of initial vegetative tone (ICT), psycho-emotional status of GU Eysenck and EN Horns of the lateral phenotype of sensorimotor asymmetry in 156 children aged 7–15 years. It is shown that for pupils with ICT-Ayton, regardless of lateral phenotype characterized extroverted personality type, emotional stability, optimal state of higher brain functions, and an adequate number of correlations, which corresponds to a satisfactory adaptation. They approach children with ICT-vagotonia. Honors children with ICT-sympathicotonia with different lateral phenotype is emotional instability and the formation of a greater number of correlations, reflecting the tense adaptation.
students
autonomic nervous system
psycho-emotional status
adaptation

Проблема здоровья подрастающего поколения и эффективной адаптации его к факторам среды обитания остается приоритетной в возрастной физиологии и профилактической медицине [5,6,9]. Ведущее место среди системных механизмов адаптации принадлежит вегетативной нервной системе (ВНС), в частности, исходному вегетативному тонусу (ИВТ). При этом степень адаптации детского организма во многом определяется психоэмоциональными характеристиками личности, являющимися структурной частью единых психовегетативных соотношений [3].

Цель исследования – изучить особенности функционального состояния ВНС во взаимосвязи с психоэмоциональным статусом у здоровых школьников для оценки их индивидуальной адаптации.

Материал и методы исследования

Обследовано 156 детей 7–15 лет, проживающих в г. Красноярске. Дети признаны клиническими здоровыми, имели средние показатели физического и полового развития. По возрастной периодизации сформированы 2 группы: первая 7–11 лет, вторая 12–15 лет. Для оценки функционального состояния ВНС у детей использован метод кардиоинтервалографии (КИГ) с определением ИВТ (эйтония, ваготония, симпатикотония) по показателям: Мо (мода, сек.); АМо (амплитуда моды, %); Δх (вариационный размах, сек.); ИН1 (индекс напряжения, усл. ед.) [1]. Оценку адаптационных возможностей детского организма проводили по Р. М. Баевскому [4]. Эмоциональные свойства личности ребенка исследовали с помощью детского варианта личностного опросника Г. Ю. Айзенка, состояние высших мозговых функций (ВМФ) изучали с помощью психодиагностических тестов для детского возраста по критериям: вербально-логического мышления тест «исключения понятий», объема внимания – тест «воспроизведение фигур», кратковременной памяти – тест «запоминания чисел». Оценивали количество правильных ответов и время в секундах (сек.), затраченное на выполнение задания [8]. Сенсомоторную асимметрию исследовали при помощи проб [2]: на ведущую руку – 4 пробы, ведущую ногу – 3 пробы, ведущий глаз – 3 пробы, ведущее ухо – 3 пробы. Определяли асимметрию по преобладанию правых и левых значений в каждом случае. Детей разделяли на группы по степени выраженности признаков праволатеральности: первую группу составили дети с тремя левыми показателями, вторую – с симметричными показателями, третью – с разнообразными сочетаниями левых и правых показателей, четвертую – с тремя правыми показателями.

Цифровой материал обработан стандартным пакетом программ STATISTICA, ver. 6.0 [7]. Количественные признаки оцениваются по критериям Манн – Уитни (M–W), Крускала – Уоллиса (K–W), качественные – по критерию c . Количественные параметры представлены в виде медианы (Ме) и 25 ‰ – 75 ‰; качественные – в виде абсолютных и относительных (в %) частот с указанием 95 % доверительного интервала (ДИ). Анализ зависимости признаков проводится с помощью коэффициента корреляции по Спирмену. Изменения считаются статистически значимыми при уровне значимости Р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

По показателям КИГ сформированы группы детей в зависимости от ИВТ, представленные в таблице 1.

Показатели кардиоинтервалографии у здоровых детей с различным ИВТ

Показатели

КИГ

Дети с ИВТ-ваготониейn=37

[1]

Дети с ИВТ-эйтонией n=90

[2]

Дети

с ИВТ-симпа-

тикотонией

n=31

[3]

Статистическая

значимость

(Р)

по

М-W

по

K-W

Мо, сек.

 

Ме

0,72

0,72

0,65

Р1-3=0,0041

Р2-3=0,0003

-

25‰-

75‰

0,68 -

0,78

0,70 –

0,76

0,58-

0,72

Δх, сек.

 

Ме

0,44

0,28

0,18

Р1,2-3<0,001

Р<0,001

 

25‰-

75‰

0,36-

0,52

0,26 –

0,32

0,18 –

0,20

АМо,

%

 

Ме

15,00

22,00

30,00

Р1-2 <0,001

Р1,2-3<0,001

 

 

Р<0,001

 

25‰-

75‰

14,00-

17,00

20,00-

24,00

26,00-

32,00

ИН1,

усл.

ед.

Ме

26,00

56,00

111,00

Р1-2 <0,001

Р1,2-3<0,001

 

Р<0,001

 

25‰-

75‰

22,00-

28,00

48,00- 61,00

99,00-

138,00

У большинства школьников (57,7 %, 90 человек) выявляется оптимальное соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС и центральных механизмов управления ритмов, а величина ИН1 находится в границе значений нормы (30– 90 усл. ед.), что характерно для удовлетворительной адаптации организма ребенка [4]. Близко к вышеописанному варианту стоят дети с ИВТ-ваготонией (22,5 %, 37 человек) с невысоким показателем АМо (Р<0,001) на фоне некоторого увеличения показателя Δх (Р<0,001), что также отражает удовлетворительную адаптацию. Для детей с ИВТ-симпатотонией (19,8 %, 31 человек) свойственно в сравнении с остальными детьми увеличение показателя АМо (Р<0,001) на фоне относительно низких значений показателей Мо (Р=0,0041; Р=0,0003) и Δх (Р<0,001), что расценивается как усиление симпатических влияний на ритм сердца по нервным каналам регуляции и отражает напряженную адаптации. По данным КИГ у школьников выявляются возрастные особенности функционирования ВНС. У детей пубертатного периода в сравнении с детьми младшего школьного возраста выявляются элементы дизрегуляции ВНС [1], сопровождавшиеся нарастанием активности симпатического звена ВНС, оцениваемого по повышению показателя АМо в анализируемых возрастных группах детей (дети 12–15 лет: Ме 31,00 %; 25 ‰–75 ‰ 28,00 %–34,00 % и дети 7–11 лет: Ме 26,00 %; 25 ‰–75 ‰ 25,00 %–28,00 %; Р=0,0157).

Своеобразие психофизиологических возможностей детей, имеющих различный ИВТ, может проявляться в характере эмоциональных реакций и в поведении [6]. Изучен эмоциональный статус учащихся с различным ИВТ по шкале Г. Ю. Айзенка «интра-экстраверсии». В исследование включены школьники, имеющие по шкале лжи менее 4 баллов. Экстравертированный тип личности преобладает во всех группах детей (свыше 50 %) и достигает уровня статистической значимости в группе школьников с ИВТ-эйтонией (дети-экстраверты 64,4 %; 58 человек 95 % ДИ 54,35–73,78 в сравнении с детьми-интровертами 35,5 %; 32 человека 95 % ДИ 26,91–44,10; Р=0,0002) и с ИВТ- симпатикотонией (дети-экстраверты 83,9 %; 26 человек 95 % ДИ 68,75–93,78 в сравнении с детьми-интровертами 16,1%; 5 человек 95% ДИ 9,39–22,81; Р<0,001). Уровень экстравертированности находится в диапазоне умеренной экстраверсии (14–15 баллов). Интравертированный тип личности среди школьников чаще регистрируется у детей с ИВТ-ваготонией (43,2 %; 16 человек 95 % ДИ 34,95–51,45 как в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: 16,1 %; 5 человек 95 % ДИ 9,39–22,81; Р=0,0159, с детьми с ИВТ-эйтонией: 35,5 %; 32 человек 95 % ДИ 26,91–44,10; Р=0,0429). Степень интраверсии лежит в диапазоне умеренной интраверсии (9–10 баллов).

Другим фактором является показатель эмоциональной нестабильности, определяемый по шкале Г. Ю. Айзенка «нейротизм-эмоциональная стабильность». Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Примечание: cтатистическая значимость различий между детьми эмоционально стабильными и эмоционально нестабильными.

У детей независимо от ИВТ преобладает эмоциональная стабильность, а ее уровень находится в диапазоне средней эмоциональной стабильности (11–12 баллов). Установлено, что у детей по мере нарастания активности симпатического звена ВНС (АМо) фиксируется рост эмоциональной нестабильности (дети с ИВТ-симпатикотонией: 32,3 %, 10 человек 95 % ДИ 23,77–40,84 в сравнении с детьми с ИВТ-ваготонией: 13,5 %, 5 человек 95 % ДИ 7,88-19,11; Р=0,0491). Группа детей с эмоциональной нестабильностью среди школьников с ИВТ-эйтонией (18,9 %,17 человек 95 % ДИ 14,75-23,05) занимает промежуточное положение. Уровень данного показателя находится в диапазоне высокой нестабильности (16–17 баллов), достигая очень высокой нестабильности (19–22 балла) среди детей с ИВТ-симпатикотонией.

Следующим этапом явилось исследование ВМФ. Психологическое обследование выявляет у детей независимо от ИВТ довольно высокий уровень выполнения заданий. Своеобразие психической деятельности школьников с различным ИВТ проявляется замедленным темпом выполнения некоторых заданий в группе детей с ИВТ-ваготонией в сравнении с остальными группами учащихся. У школьников с ИВТ-ваготонией фиксируется статистически значимое увеличение временного показателя выполнения задания на кратковременную память (у детей с ИВТ ваготонией: Ме 30,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 22,00 сек.–30,00 сек. как в сравнении с детьми с ИВТ-эйтонией: Ме 25,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 18,00 сек.–30,00 сек., Р=0,0282, так и в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: Ме 20,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 20,00 сек.–25,00 сек., Р=0,0046) и на объем внимания (у детей с ИВТ ваготонией: Ме 50,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 45,00 сек.–60,00 сек. как в сравнении с детьми с ИВТ-эйтонией: Ме 46,50 сек., 25 ‰–75 ‰ 40,00 сек.–50,00 сек., Р=0,0193, так и в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: Ме 45,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 35,00 сек.–50,00 сек., Р=0,0066).

Другим психологическим фактором является латеральный фенотип [2, 10]. Нами не установлены различия в распределении латерального фенотипа у школьников в зависимости от ИВТ. Самой многочисленной среди школьников г. Красноярска независимо от ИВТ была группа учащихся с праволатеральным профилем сенсомоторной асимметрии (4 группа, 60,2 %, 94 человека), менее многочисленной – группа учащихся со смешанными показателями латерального фенотипа (3 группа, 24,3 %; 38 человек), школьники с симметричными показателями латерального фенотипа составляли 2 группу (11,5 %, 18 человек), а самой малочисленной была 1 группа школьников с леволатеральным профилем сенсомоторной асимметрии (4,0 %; 6 человек).

Установлены корреляционные взаимосвязи между показателями ВНС и ВМФ, эмоциональным статусом. У детей с ИВТ- эйтонией обнаружена отрицательная зависимость между оптимальным уровнем активности парасимпатического звена ВНС (Δх) и низким уровнем эмоциональной нестабильности (R=-0,34, P=0,0176, для N=48), что отражает сбалансированное состояние гомеостатических систем организма в плане обеспечения устойчивой адаптации с жесткой детерминацией программы развития в данных условиях. У школьников с ИВТ-ваготонией обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между невысоким показателем активности симпатического звена ВНС (АМо) и типом личности (R=0,31, P=0,0434, для N=37), отрицательная – между повышенным показателем активности парасимпатического звена ВНС (Δх) и сниженным темпом выполнения задания на кратковременную память (R=-0,50, P=0,0118, для N=37). У детей с ИВТ-симпатикотонией установлены положительные корреляционные связи между повышенным показателем активности симпатического звена ВНС (АМо) и высоким количественным показателем правильных ответов на объем внимания (R=0,73, P=0,0482, для N=31) и отрицательные – с показателем типа личности (R=-0,30, P=0,0468, для N=31), высокий ИН1 положительно коррелирует с высоким уровнем показателя эмоциональной нестабильности (R=0,31, P=0,0482, для N=31), что отражает напряженный характер функционирования гомеостатических систем организма.

Заключение

Вариации психоэмоционального статуса здоровых детей в зависимости от типа ИВТ свидетельствуют о различных вариантах формирования адаптационно-приспособительных реакций на уровне целостного организма, по-видимому, обусловленных становлением их в процессе филогенеза. Для детей с ИВТ-эйтонией характерно оптимальное сочетание высокой частоты встречаемости экстравертированного типа личности с эмоциональной стабильностью, оптимальным состоянием ВМФ, адекватным количеством корреляционных связей между показателями психоэмоционального статуса и вегетативной регуляции ритма сердца, что соответствует удовлетворительному варианту адаптации. Для детей с ИВТ- ваготонией свойственны в равной степени интра-экстравертированный тип личности в сочетании с эмоциональной стабильностью, замедленным темпом мыслительных процессов и адекватным числом корреляционных связей между указанными выше показателями, что сближает их также с детьми с ИВТ-эйтонией и отражает удовлетворительный вариант адаптации. Для детей с ИВТ-симпатикотонией характерен высокий уровень частоты встречаемости экстравертированного типа в сочетании с эмоциональной нестабильностью, высоким темпом выполнения тестовых психологических заданий и становление большего числа корреляционных психовегетативных взаимосвязей, что отражает напряженный характер адаптации. Знание психологических портретов школьников с учетом ИВТ позволит обеспечить учебную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями вегетативной регуляции, что будет способствовать гармоничному развитию детей.