Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIMENTAL WORK FOCUSED ON FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SPECIALISTS ENGAGED IN SERVICES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Sinyaev S.S. 1 Rykova B.V. 1
1 Federal State Budget Educational University of Higher Education Astrakhan State University
It is proposed the development of experimental verification of the process of formation of communicative competence as a significant component of the process of training specialists in the sphere of physical culture and sports. The authors present a technological card, which is a guideline of the process of basis formation for constructing this competence on the material of training camps as a form of training, and which is presented as a description of a phased sequence of actions: pedagogical conditions, which include the creation of the educational environment in the process of training camps as a specific form of the educational process; stages of experimental work focused on the formation of communicative competence on the example of training future football’s coaches. The expediency of orientation on combination of theoretical and practice-oriented educational process focused on the formation of communicative competence in a course for the selection and in the process of training camps.
communicative competence
technological card
the future football coach
experimental work

Удовлетворение запроса российского социума на создание национальной системы профессионального спорта – долгий и трудоемкий процесс, направленный на подготовку специалистов сферы физической культуры и спорта, отвечающих современным требованиям мирового уровня, способных приводить спортсменов и спортивные команды к высоким результатам на международных соревнованиях. При детальном рассмотрении способов «реализации физической культуры в различных профессиональных сферах, нетрудно заметить, что везде это происходит в педагогическом процессе», эффективность которого зависит от гармоничного сочетания теоретической и практической направленности образования [3]. Многие ученые (Л. С. Выготский, А. К. Маркова, С. С. Коровин, Б. Ф. Курдюков, Р. Р. Магомедов, А. А. Реан, С. А. Хазова) в качестве ведущей компетенции такого специалиста предлагают готовность к работе с человеком, который является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом педагогического общения, т.е. коммуникации. Коммуникативная компетентность как ведущая характеристика личности специалиста сферы физической культуры и спорта является важной составляющей «подготовленности к современным видам профессиональной деятельности и решающее условие удовлетворения совокупности социальных и личностных потребностей и способностей» [1].

С. А. Хазова в связи с этим подчеркивает, что в соответствии государственными образовательными стандартами осуществляется подготовка студентов к выполнению сразу нескольких видов профессиональной деятельности (педагогической: учителя физической культуры, тренера; научно-педагогической; управленческой; рекреационной). В этой связи коммуникативный компонент имеет общие характеристики для деятельности учителя физической культуры, тренера, преподавателя (педагогическая деятельность педагога высшей школы), тренера, спортивного менеджера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности [5].

Именно поэтому в особенности актуальными и требующими специального изучения являются вопросы, связанные с формированием у специалистов сферы физической культуры и спорта коммуникативной компетентности, востребованной в учебно-тренировочном процессе, когда требуется координированное взаимодействие игроков друг с другом, обмен профессионально значимым опытом. Создание в процессе подготовки специалистов данного профиля благоприятной психологической обстановки позволит им научиться строить отношения взаимопонимания и эмоционально-деятельностной поддержки. Командный характер многих современных видов спорта обусловливает повышенные требования к качеству взаимодействия «участников соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, с тренерами и судьями, наконец, со зрителями (Б. В. Рыкова, С. С. Синяев) [4].

Вместе с тем анализ педагогических исследований показал, что, несмотря на многочисленные работы, касающиеся отдельных аспектов проблемы формирования коммуникативной компетентности, фундаментальных исследований по проблеме формирования данной компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта в условиях организации практико-ориентированной учебной деятельности по этой проблеме недостаточно.

Формирование коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта будет более успешным, если данную компетентность включить в число ключевых образовательных целей его профессиональной подготовки и рассматривать ее как профессионально-личностное качество, сущность которого заключается в адекватной оценке обстоятельств, требующих продуктивного включения в коммуникативные ситуации, адекватного принятия тренерских инструкций, психологически комфортного игрового взаимодействия с партнерами и социальным окружением (болельщиками).

Для формирования данной компетентности нами разработана и апробирована технологическая карта, в которой содержательные, организационно-педагогические и процессуально-технологические средства представлены как способы моделирования коммуникативных ситуаций во время практико-ориентированного процесса профессиональной подготовки на учебно-тренировочных сборах, актуальных для будущей профессиональной и жизненной деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта.

Технологическая карта формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта является ориентировочной основой построения процесса становления данной компетентности на материале учебно-тренировочных сборов как формы обучения и представлена в виде описания поэтапной последовательности действий в единстве: целевого (ожидания спортивного сообщества); методологического (идеи компетентностного, гуманистического, деятельностного, личностного, системного подходов и теоретические положения педагогики обучения взрослых, значимые для решения поставленной задачи), предметно-содержательного (интеграция содержания коммуникативного и тактико-технического направлений образовательного процесса, позволяющая использовать инвариантные и вариативные учебные планы и программы подготовки специалистов во время учебно-тренировочных сборов), деятельностного (использование интерактивных технологий образовательного процесса, предполагающих групповой просмотр и разбор удачных и неудачных моментов игры, ошибок коммуникативного характера) и оценочно-результативного (мониторинг развития коммуникативной компетентности через способность и готовность спортсменов решать эмотивные, познавательные и практические задачи) компонентов.

Система педагогических условий формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта включает в себя: создание образовательной среды в процессе учебно-тренировочных сборов как специфической формы образовательного процесса, обеспечивающих становление организаторов спортивной деятельности как носителей определенной профессии. К указанным условиям отнесено также постоянное усложнение содержания и расширение контекста проблемных ситуаций профессионального общения, предлагаемых специалисту (на ценностно-смысловом этапе проблемная ситуация профессионального общения направлена на выбор ценностных ориентиров общения, на коммуникативно-деятельностном этапе – освоение типовых норм общения; на этапе коммуникативной самоорганизации осуществляется рефлексия своей коммуникативной эффективности). К условиям также отнесены: расширение внутренней картины профессиональной деятельности будущего специалиста (на каждом этапе проблемная ситуация профессионального общения включает все большее количество конкретных игровых и жизненных обстоятельств, которые требуется принять во внимание); перевод будущего организатора спорта от простого исполнителя (копирования чужих образцов коммуникации) к планированию своих действий по разрешению проблемных ситуаций профессионального и межличностного общения; рефлексивно-ценностную ориентацию специалиста на проектирование разрешения проблемной коммуникативной ситуации в наиболее бесконфликтными, аттрактивными способами в учебно-тренировочной деятельности. Очень важным нам представляется такая организация педагогической деятельности, в результате которой, как пишет С. В. Куликова, происходит «создание жизнерадостной, деятельной и дружественной атмосферы, установление на почве общих интересов и совместной деятельности близости, доверия в отношениях между педагогами и воспитанниками» [2].

Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта была организована в три этапа. На первом этапе осуществлялся первый методологический блок технологической карты, был организован констатирующий эксперимент, содержащий изучение и подбор диагностического инструментария; поиск наиболее точных и эффективных психолого-педагогических методик и обоснование их соответствия для диагностики критериев и показателей коммуникативной компетентности; обработка и анализ первичных диагностических результатов, констатирующих первичный уровень сформированности коммуникативной компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта, а именно – тренеров по футболу. Необходимость первого этапа обусловлена недостаточной разработанностью диагностического инструментария в профессиональной подготовке тренеров по футболу.

Задача второго этапа опытно-экспериментальной работы состояла в проведении формирующего эксперимента, который обеспечил экспериментальную проверку эффективности предметно-содержательного и деятельностного блока и педагогических условий. Студентам, интересующимся профессиональной подготовкой к работе тренером по футболу, были предложены занятия в рамках курса по выбору «Формирование коммуникативной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта (на примере тренера по футболу)» (72 часа), Основной целью курса по выбору является повышение уровня коммуникативной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта, как условие построения эффективного общения в рамках профессионального и межличностного взаимодействия. В результате реализации программы спецкурса актуализировалось осознанное отношение студентов к проблеме коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности тренера по футболу, повышается уровень коммуникативных умений и навыков.

Организация деятельности по формированию коммуникативной компетентности тренера по футболу в процессе учебно-тренировочных сборов позволила выделить практико-ориентированную составляющую профессиональной подготовки, обеспечивающую результативность процесса формирования исследуемого феномена: создание образовательной среды, способствующей осуществлению коммуникативной деятельности будущих тренеров по футболу; обеспечение их рефлексивно-ценностной ориентации в учебно-тренировочной деятельности.

Реализация данных условий позволила развить у будущих тренеров по футболу представления о нормах, ценностях профессиональной деятельности, о способах поведения и собственной роли в ней. Именно это позволило придать процессу профессиональной подготовки будущих тренеров по футболу коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер. Организацию этого процесса можно обеспечить посредством: создания на всех занятиях атмосферы включенности каждого субъекта образовательного процесса в интенсивную интерактивную деятельность; межличностного общения во время занятий в условиях диалога, доверия, уважения и способности принять другое мнение; соотнесения учебной ситуации с реальной профессиональной деятельностью будущих тренеров по футболу на игровом поле и их личным опытом игры в различных матчах разного уровня; эмоционального насыщения дидактической среды, способствующего сотрудничеству и совместной творческой деятельности игроков; построения занятий с учетом интересов всех участников игрового и учебно-тренировочного процессов.

Опытно-экспериментальная работа включала два блока (теоретический и практический) и осуществлялась в течение 2010–2014 гг. на следующих базах исследования:

  1. Теоретическая подготовка студентов в ходе изучения курса по выбору «Формирование коммуникативной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта (на примере тренера по футболу)» на базе Астраханского государственного университета и Астраханского государственного технического университета.
  2. Практическая подготовка проводилась в условиях организации квазипрофессиональных ситуаций коммуникативной направленности на базе учебно-тренировочного центра г. Астрахани и учебно-тренировочных сборов г. Крымска (Краснодарский край, спортивный комплекс «Гигант»).В целях выявления уровней сформированности коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу в процессе учебно-тренировочных сборов экспериментальной и контрольной групп использовались специальные диагностические методики: модуль «Мое отношение» социотеста А. Я. Анцупова, «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина; «Методика мотивационных ориентаций личности в межличностных коммуникациях» И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, «Карта экспертной оценки коммуникативной компетентности футболиста» авторский вариант; «Методика диагностики эмоционального интеллекта» М. А. Манойловой; «Методика оценки умений профессионального общения» И. В. Макаровской. Все методики были адаптированы под условия эксперимента.
  3. Для проверки эффективности используемых в ходе эксперимента процедур входному и выходному тестированию подвергались студенты (144 чел.), а также тренеры учебно-спортивного клуба «Астрахань» и «Волгарь – Астрахань» (всего 12 человека). Вся выборка респондентов из числа студентов условно была разделена на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 72 чел.

На третьем аналитическом этапе опытно-экспериментальной работы проводилась проверка, систематизация и обобщение полученных результатов исследования. Приводимые в исследовании статистические результаты начальной и итоговой диагностик формирующего эксперимента отражают динамику изменения количественного состава экспериментальной группы по уровню сформированности коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу в учебно-тренировочном центре. Значительный рост количества студентов среднего и высокого уровней экспериментальной группы объясняется тем, что в экспериментальной группе опытно-экспериментальная работа осуществлялась более эффективно в результате реализации модели и технологической карты изучаемого процесса, а также педагогических условий, способствующих успешному формированию коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу в процессе учебно-тренировочных сборов.

Динамические изменения уровней коммуникативной компетентности будущих тренеров по футболу

Уровни коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До эксперимента

 

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Низкий

64,5 %

63,2 %

63,1 %

34,7 %

Средний

22,4 %

23,7 %

23,4 %

35,3 %

Высокий

13,1 %

13,1 %

13,5 %

30,0 %

Проверка достоверности различий между данными экспериментальной и контрольной группами проводилась с помощью параметрического метода – метода Стьюдента и выявила достоверные различия по уровню формирования коммуникативной компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта, ориентированных на тренерскую работу по футболу (уровень значимости р < 0,05).

Следовательно, эффективность работы со студентами была достигнута за счет ее построения на основных положениях субъектной педагогики: ориентации на личностную и профессиональную индивидуальность каждого; усилении субъектного потенциала его личности; диалогизации процесса обучения; обеспечении дифференцированного и индивидуально-творческого подхода в процессе обучения; полисубъектности педагогического процесса, предполагающей активность, инициативу и ответственность каждого. Интеграция групповой и коллективной форм работы, сочетание традиционных и интерактивных форм и методов обучения, способствовали формированию рефлексивно-оценочных способностей, более осознанных действий у студентов, полному осознанию значимости владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами; осуществлению анализа профессионального поведения, более яркой выраженности потребности в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности, что отчасти соответствует, по нашему убеждению, сформированности коммуникативной компетентности.

Подводя итоги нашего исследования, можно сказать следующее:

  • коммуникативная компетентность обогащает общую профессиональную компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта и способствует достижению более высокого качества его коммуникативной культуры;
  • эффективность формирования профессиональной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта в целом и коммуникативной в частности требует специально организованной практико-ориентированной среды (активной, созидательной, творческой и др.), которую можно создать в условиях учебно-тренировочных сборов;
  • направленность студентов на конструктивное коммуникативное взаимодействие в будущей профессиональной диаде «тренер – спортсмен» является необходимой предпосылкой для наиболее полной самореализации специалиста сферы физической культуры и спорта.

Таким образом, предложенная технологическая карта формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта со всеми ее составляющими компонентами позволила студентам не только достичь более высоких уровней сформированности коммуникативной компетентности, но и способствовала развитию их личностной зрелости, проявившейся в открытости, ответственности, дипломатичности, гибкости, решительности, росте потребности к успешной самореализации в общении с однокурсниками, преподавателями и тренерами. Предложенные педагогические условия и средства могут способствовать не только профессиональной подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта к эффективному коммуникативному взаимодействию, но и приведут к совершенствованию тренерской работы по футболу, что в свою очередь имеет важнейшее политическое значение в контексте развития российского футбола.