Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL MODELING OF SOCIO-MORAL ORIENTATIONS OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Yagafarova G.A. 1 Ivanov A.N. 1 Shagarova G.M. 1 Utkina I.Yu. 1 Khamzin I.R. 1
1 Branch of USPTU
Was carried out a theoretical analysis of the essence of socio-moral development of the student; define the role and place of pedagogical modelling in socio-moral development of students at the University. An investigation into the nature of socio–moral development and its structural components allowed to theoretically justify the possibility of increasing the importance of the position of social-moral development in the educational process of the University. In the research process, socio-moral development of University students developed a model of formation of socio-moral development of students and the system of organization of extracurricular activities in university that contributed to the formation of positive socio-moral orientations of students in the educational process and identified a significant role and an important place of social and moral orientation in the professional training of students. Implementation of the model of socio-moral development of students in educational space of the University is envisaged as a subsystem in the whole system of education of students at the University. Pedagogical experiment proved the effectiveness of pedagogical conditions of social-moral development of University students, which was achieved thanks to the harmonious unity of social and moral attitudes of students.
value and the levels of assimilation of values
attitude
moral choices
focus and main types of orientation of the personality
the traits (qualities) of personality
Глубокие преобразования, произошедшие в нашей стране в конце ХХ - начале ХХI веков существенно изменили социокультурную ситуацию в российском обществе, вызвали к жизни многообразные, как позитивные, так и негативные тенденции, что отразилось на гражданской позиции современного человека, потребностях и ценностных предпочтениях, выступающих регулятивами его жизнедеятельности в социуме [5, с.3].

Сложность современной ситуации состоит в том, что человек встал перед необходимостью разрешения социально-нравственного кризиса, который затрагивает не только общество в целом, но и каждого отдельного человека. Современное общество справедливо обеспокоено состоянием  нравственной сферы личности, определяющей ее отношения, поступки, потребности и, в конечном итоге, социальные последствия ее деятельности.  При этом закономерно, что особое внимание обращается на образовательные институты как пространство социально-нравственного становления  подрастающего поколения. В связи с этим возрастает роль образовательных институтов в социально-нравственном становлении личности и особенно - образовательного пространства вузов, что обусловлено социально-психологическими особенностями личности студента:  период студенчества   характеризуется стремлением молодого человека к самоактуализации, самоопределению в межличностных и социальных отношениях, самоутверждению в  будущей  профессии, студенческой среде и жизни в целом. В то же время, переходя от общего (школьного) к профессиональному высшему (вузовскому) образованию, молодой человек одновременно попадает в ситуацию, где ему предъявляются новые, более сложные социально-нравственные требования, актуализирующие такие качества его личности, как гражданская ответственность, социальная активность, способность к нравственному выбору и т.п. В образовательном пространстве вуза происходит освоение социальных отношений, включение молодого человека в различные виды социально-культурной деятельности (познавательную, коммуникативную, трудовую, досуговую, социально-гражданского значения и др.), в которых реализуются, корректируются и развиваются его индивидуальные нравственные установки.

Таким образом, образовательное пространство вуза располагает потенциалом позитивного влияния на социально-нравственное  развитие личности молодого человека.  В то же время, проделанный в процессе изучения проблемы анализ научных источников показал, что социально-нравственное развитие студентов в условиях целенаправленного педагогического моделирования этого процесса в вузе не являлось предметом специального педагогического исследования. А научно обоснованное педагогическое моделирование социально-нравственного развития личности студентов в вузе до настоящего времени не получило широкого распространения.

Для научной разработки вопроса о педагогическом моделировании социально-нравственного становления личности студентов сложился теоретический базис, изучение которого свидетельствует, что данная проблема сложна и многоаспектна, а ее изучение имеет свою историю и традиции в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике образования.

Изучение философского и социологического аспектов позволяет констатировать, что проблема социально-нравственного становления личности рассматривается в контексте аксиологического подхода. В результате теоретической и практической разработки гуманистической концепции образования получила педагогическое осмысление сущность общечеловеческих ценностей и  возможности их реализации в педагогическом процессе воспитания личности. Среди философов и социологов Башкортостана проблема ценностей разрабатывалась в трудах Н.А. Аитова, М.М. Утяшева, Ф.Б. Садыкова, Д.Ж. Валеева, М.М. Орешникова.

Названный подход нашел применение и в социально-педагогических исследованиях, связанных с изучением ценностных ориентаций молодежи, в том числе - формирующихся в процессе профессионального образования. Изучение научных источников и образовательной практики вуза позволяет констатировать наличие противоречий, главными из которых являются противоречия между:

- потребностью современной системы высшего образования в целостной институциональной модели социально-нравственного  развития личности современного молодого человека и недостаточной разработанностью  адекватных новому времени научно-педагогических основ ее построения;

-  наличием  в образовательном пространстве вуза потенциала   позитивного влияния на социально-нравственное развитие личности студентов и недостаточной разработанностью механизмов педагогического  моделирования этого процесса.  

Необходимость разрешения названных противоречий позволяет констатировать актуальность проблемы педагогического моделирования социально-нравственного становления личности студентов.

Указанные противоречия обусловили определение проблемы исследования: какова модель образовательного пространства вуза, эффективно способствующего социально-нравственному развитию личности студентов.

Цель исследования: разработать научно обоснованную педагогическую модель, способствующую социально-нравственному развитию студентов в вузе.

Объект исследования: высшее учебное заведение как пространство социально-нравственного развития личности студентов.

Предмет исследования: социально-нравственное  развитие личности студентов в условиях целенаправленного педагогического моделирования этого процесса в вузе.

В соответствии с целью  исследования определены его задачи: выявить сущность социально-нравственного  развития личности и описать его структурные компоненты; проанализировать теоретические основы педагогического моделирования   с целью содействия социально-нравственному развитию студентов; выявить педагогические закономерности социально-нравственного  развития  личности студентов в вузе; разработать педагогическое обеспечение модели социально-нравственного  развития студентов в вузе; опытно-экспериментальным путем апробировать разработанную педагогическую модель в  целостной учебно-воспитательной системе вуза.

Методологические основы исследования составили: положения системного подхода к анализу педагогических явлений и разработке педагогических объектов;  философские концепции образования и культуры (аксиологическая, антропологическая, культурологическая); теоретические и практические аспекты педагогического проектирования и моделирования; гуманитарная и смысловая парадигмы образования; совокупность диалектических методов (целостности, всеобщей связи и взаимозависимости и т.д.); философское учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развития, гуманистическая парадигма образования.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов теоретического, эмпирического и опытно - экспериментального исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, комплексная диагностика с использованием анкетирования, интервьюирования, тестирования, ранжирования; педагогический естественный эксперимент. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы принципы педагогического моделирования социально-нравственного  развития   студентов в вузе; уточнены базовые понятия и основные категории социально-нравственного развития студентов: «ценность» и «уровни усвоения ценностей», «социально-нравственная установка», «моральный выбор», «направленность» и основные типы направленности личности, «черты» (как социально-нравственные качества личности), «духовно-нравственный потенциал личности».

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована разработанная и внедренная автором исследования система внеаудиторной работы вуза по социально-нравственному развитию студентов, функционирующая в настоящее время в филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке. Разработан диагностический комплекс по изучению уровней развития социально-нравственной ориентации студентов вуза и методика исследования направленности личности при помощи тестовых заданий. Внедрено в практику разработанное в процессе исследования педагогическое обеспечение социально-нравственного развития студентов в  высшем учебном заведении; представлено описание опыта социально-нравственного развития студентов  во внеаудиторной работе вуза.

Составлены и внедрены в практику широко адресованные методические рекомендации «Программа внеаудиторной деятельности со студентами технических вузов», доказавшие свою результативность в практике работы вуза.

 Достоверность и обоснованность основных положений и результатов исследования обеспечивается опорой на  фундаментальные теоретические положения философии, психологии, педагогики; положения и выводы ведущих исследователей в области проблем социально-нравственного развития человека; совокупностью методов, адекватных задачам исследования; опытно - экспериментальной проверкой гипотезы.

В настоящее время целью воспитания должно стать формирование человека нового типа: способного свободно ориентироваться в новых социально - экономических условиях, умеющего жить и действовать в соответствии с нормами общечеловеческой морали - трудолюбивого, отзывчивого, предприимчивого, порядочного, честного, эрудированного и мн. др. Реализации этой цели способствует во многом социально- нравственная ориентация, одним из обязательных условий ее успешного осуществления является своевременная и регулярная педагогическая диагностика ориентаций студентов. Это позволит выявить пробелы в воспитании и обеспечить осуществление внутренней и внешней коррекции социальных и нравственных ориентиров студентов [6].

Следует отметить тот факт, что в социальной педагогике и психологии проблема ценностных ориентаций традиционно рассматривается в двух смысловых значениях:

1.          Как совокупность оценок индивидом окружающей его действительности с последующей ориентацией в ней;

2.         Как способ дифференциации объектов индивидом по степени их значимости.

Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе социализации человека и закономерно проявляется в мировоззрении личности через её цели, идеалы, убеждения и интересы. Соответственно, система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражая сущностное основание её отношений к действительности [2, с.22].

Обращаясь к анализу сущности ценностных ориентаций, заметим, что категориальное ядро данного феномена составляет понятие  "ценность".

В силу родственности (но не идентичности) явлений «социально- нравственная ориентация» и «ценностные ориентации», всё вышеприведённое во многом характеризует и сущность интересующего нас явления. Однако мы рассматриваем вопрос ориентации в более узком разрезе - в аспекте социальных и нравственных ориентаций студентов, где под социальными понимаются ориентации, непосредственно вызванные к жизни развитием социальной действительности и определяющие формирование таких личностных качеств, которые бы способствовали адаптации личности в современном обществе. Под нравственными же ориентирами понимается установка на конкретные моральные качества общечеловеческого характера типа милосердия, доброты, верности, порядочности и др. В то время как ценностные ориентации представляют собой сложное единство идеологических, политических, моральных, эстетических, правовых, научных, философских и прочих установок и устремлений личности.

Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны между собой. Гуманизм как в социальной политике, так и в образовании следует понимать, как признание самоценности каждого отдельно взятого человека через обеспечение его свободы. Важнейшей чертой свободы является креативность, право на творчество. Наиболее точное выражение свободы в образовании достигается в свободе выбора и возможности творческой деятельности. Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии человека на предметный мир. Деятельность - это основная форма проявления активности человека, его социального назначения. Важно отметить, что в деятельности происходит не только освоение предметного мира человеком, но и вырабатывается отношение к нему, к своему месту в этом мире, к обществу, к людям, что содействует социальному и нравственному становлению его самого.

Гуманитаризация современного технического образования требует высокого уровня развития у современного преподавателя таких профессионально- личностных качеств, как справедливость; способность к эмпатийному общению; гуманистическая направленность; общительность, потребность в общении с воспитанниками; умение влиять своими личностными качествами на личность других людей [3]. Таковы, на наш взгляд, основные профессионально-личностные качества педагога, которыми он должен обладать сегодня, в период преобразования и обновления всех сторон общественной жизни. Обязательным условием успешности этого процесса становится непосредственное участие каждого субъекта образовательного процесса в воспитательной работе [4]. Мы считаем, что важным условием гуманитаризации образования в высшей школе и способом формирования социально - нравственной ориентации, является внеаудиторная работа со студентами. При этом мы ориентируемся на методические приемы оптимизации процесса формирования личности студента в системе высшего профессионального образования, предложенные Е.В. Головневой, одним из которых является «целевое обращение к общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям на учебных и внеаудиторных занятиях» [1, с. 30].

В ходе исследования отмечены особенности, характеризующие студентов технического вуза, а также присущие им характерные черты юношеского возраста. Дана характеристика внеаудиторной деятельности, определены ее виды и формы, выделены особенности внеаудиторной деятельности. Мы определили внеаудиторную деятельность как организационные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. Основная задача при активном включении студентов в разнообразные виды внеаудиторной работы состояла в приобретении новых качеств личности, как ответственность, самодисциплина, креативность и т.п, и в совершенствовании уже имеющихся, в формировании высоких духовных интересов и увлечений студентов, которые в конечном итоге способствовали формированию социально - нравственной ориентации; в вооружении их знаниями, а также в приобретении соответствующих умений и навыков, и перенос знаний, умений, навыков в практическую деятельность.

Разработанные и внедренные модель социально-нравственного развития студентов вуза и система организации внеаудиторной деятельности вуза, во-первых, наполнили новым содержанием внеаудиторную работу вуза, во-вторых, активизировали деятельность центров студенческого самоуправления, в-третьих, позволили создать систему внеаудиторной работы, основные направления которой обеспечивают процесс формирования положительных социально-нравственных ориентаций личности.

Результаты  опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили необходимость и эффективность  педагогического моделирования социально-нравственного развития студентов, так как посредством  реализации разработанных моделей была достигнута существенная коррекция социально-нравственных ориентаций студентов.

Таким образом, в современном отечественном образовании отражаются противоречивые тенденции социокультурной ситуации в России. С одной стороны, культивирование экономического индивидуализма, нестабильность разделяет людей, подрывает нравственные основы их взаимоотношений, ведет к эгоистичному служению личному интересу. С другой стороны, серьезные прогрессивные изменения всей государственной жизни требуют переосмысления концептуальных оснований жизни человека и самого общества, признания самоценности человека, его свободы, способности к творчеству, новых смыслов и ценностей. В связи с этим возрастает роль образовательных институтов в социально-нравственном развитии личности и особенно образовательного пространства вузов.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.