Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN´ ALACRITU FORMATION TO ART-PROJECT ACTIVITIES THROUGH FINE ARTS

Trishina G.V. 1, 2
1 Federal state Autonomic educational institution «Belgorod state national research University»
2 Federal state Autonomic educational institution «Belgorod state national research University», Belgorod, Russia
The article presents the author´s artistic embodiment of the senior preschool children in the framework of the Federal state standard of preschool education, which consists in the person´s alacrity formation to the art-project activities through fine arts. This way of solving the identified problem would be effective under certain pedagogical conditions. Performance of the senior preschool children´ alacrity formation process to the art-project activities involves the realization of the author´s model, the impact of which is checked by using a number of criteria and indicators. The model consists of three blocks target, procedural and productive. Also it is given the characteristic of such concepts as the project activities of preschool children, pedagogical conditions, modeling, model, formation and others. Senior preschool children´ alacrity formation process presented as a movement between the forming purpose sand the results
preschool children´ alacrity formation to art-project activities.
the language of fine arts
art-project activities

В Законе РФ «Об образовании в РФ» отмечается, что дошкольное образование должно базироваться на принципе интеграции образовательных областей, обеспечивающих формирование интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста, гармоничное вхождение личности в общество. Достижение обозначенных целей обусловлено уровнем развития духовно-нравственной культуры личности, которая во многом зиждется на эстетических ценностях (Б.Т. Лихачев, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.И. Волынкин, И.А. Лыкова и др.). Поэтому современные программы дошкольных образовательных учреждений, в рамках реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования, должны быть ориентированы на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых, которые способствуют развитию мышления, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития. К таким видам деятельности мы относим художественно-проектную деятельность.

Проектная деятельность является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей общества в образовательную систему. Проектная деятельность в ДОУ относится к числу непосредственных образовательных видов деятельности и предполагает взаимодействие взрослых и детей (Программа «Детство» и др.). Творческий, исследовательский характер деятельности способствует развитию познавательной активности, самостоятельности ребенка - важнейших качеств, востребованных в современном мире. Сегодня проектная деятельность детей является одной из ведущих, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе. Следовательно, начальной ступенью, закладывающей основы готовности к активному участию в проектной деятельности ребенка, является этап дошкольного детства.

Т.К. Смыковская, учитывая психовозрастные особенности дошкольников, понимает под проектом форму организации занятий, при которой, все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Эта позиция близка Е.С. Евдокимовой, она указывает, что в дошкольном образовании это может быть комплексной деятельностью детей, в которой без специально провозглашенной дидактической задачи со стороны взрослых осваиваются новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, социально-политической, личной.

Мы понимаем деятельность, как специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и процесс. Исходя из этого, можно отметить, что проектная деятельность включает: анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, её анализ и синтез, и оценку полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность детей дошкольного возраста - это один из методов развивающего обучения. Проектная деятельность способствует выработке самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей, логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненным проблемным ситуациям.

Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний умений, навыков, которые были получены в процессе изучения разных предметов (на интегрированной основе). Задачами являются: обучение планированию (умение ставить цель, определить шаги по ее достижению), формирование навыков сбора и обработки информации, умение анализировать (проявлять креативность и критичность мышления), умение составить отчет (фото, картинки, рисунки, пояснения), формировать позитивное отношение к работе (инициатива, энтузиазм, выполнение в срок).

Художественно-творческий характер занятий изобразительной, в том числе, конструктивной деятельностью, развивает конструктивные способности детей дошкольного возраста, способствует творческому конструированию объективного мира (Л.А. Парамонова). Творческая деятельность лежит в основе не только художественной, но и проектной деятельности.

Творческая деятельность как единая основа художественной и проектной деятельности обусловила их совместное использование в образовательном процессе. В последнее время эти два понятия используются в тандеме как художественно-проектная деятельность (В.П. Фалько и др.), следовательно, речь может идти об интеграции художественной и проектной деятельности в формировании личности. Поскольку проектная деятельность с художественным содержанием решает задачи как художественно-эстетического образования, так и интеллектуального развития ребенка, задачи развития творческой продуктивной инициативности ребенка (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса), то формирование готовности к художественно-проектной деятельности представляется нам особенно важным в дошкольном возрасте.

Сегодня проектная деятельность активно используется педагогами, работающими в разных направлениях и с детьми разных возрастных групп. Дошкольный период развития ребенка сензитивен художественной изобразительной деятельности, формированию у него готовности к участию в художественно-проектной деятельности (Л.С. Выготский, Л.А. Парамонова, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса). Художественное развитие ребенка открывает дополнительные возможности для реализации его творческого потенциала. Оно предполагает образное восприятие мира, «правополушарный» тип мышления, способность к эмоциональной отзывчивости на явления искусства и действительности, возможность воспринимать и оценивать художественное произведение в единстве его содержания и формы, способность выражать свое видение мира, свои мысли, чувства на невербальном языке искусства (Б.Т. Лихачев, Б.П. Юсов, Н.Л. Стариченко и др.).

В работах педагогов, психологов отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Однако эти возможности в практической деятельности часто используются недостаточно (Л.С. Выготский, А.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Григорьева и др.). Развитие личности в определенной деятельности происходит при условии, что личность становится ее субъектом (А.Н. Леонтьев), однако без освоения языка той или иной деятельности невозможно её постижение. Полноценное освоение дошкольником изобразительной деятельности возможно при условии осуществления комплексного, системного подхода к организации процесса освоения детьми дошкольного возраста основ языка изобразительного искусства (художественных материалов, технических приемов и техник изображения, некоторых закономерностей изображения в различных художественных системах и др.) на доступном для каждого возрастного этапа уровне (Н.Л. Стариченко). Исследовательский характер и игровые формы организации художественно-проектной деятельности дошкольника позволяют осуществлять проекты с художественным содержанием в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и в свободное время, интегрировать различные виды художественной деятельности, задействовать широкий спектр социальных партнеров.

Таким образом, формирование готовности к художественно-проектной деятельности у ребенка старшего дошкольного возраста позволяет решать насущные актуальные проблемы художественного развития личности в условиях реализации современной образовательной политики. Формирование готовности к художественно-проектной деятельности у детей именно старшего дошкольного возраста (результат освоения дошкольной образовательной программы) мы понимаем, как готовность ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности: как развитую способность к художественному виденью, владение основами языка изобразительного искусства, способность к самостоятельному изобразительному творчеству; готовность к активному участию в проектной деятельности художественно-изобразительного содержания.

Некоторые теоретические и практические аспекты проблемы готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности отражены в педагогической науке, но вместе с тем, в целом, проблема требует дальнейшего изучения. Отсутствие достаточного количества теоретических и методических разработок в данной области и потребность практических работников в конкретных рекомендациях по организации эффективного образовательного процесса, направленного на художественное развитие личности ребёнка, обусловили поиск путей решения данной проблемы. Анализ существующих концепций и методических разработок, направленных на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста, передового педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности привел нас к выводу о том, что эффективность процесса формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства будет зависеть от ряда педагогических условий. Для выявления и дальнейшего обоснования педагогических условий, способствующих эффективности формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности, необходимо уточнить данное понятие. В педагогике условия - это факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Это то, что способствует успешному протеканию чего-либо; их понимают как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают достижение профессионально-творческого уровня деятельности [3;17].

К наиболее оптимальным и необходимым педагогическим условиям формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства мы отнесли:

  • осознание педагогом сущности художественного развития личности ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности как освоения языка изобразительного искусства;
  • осуществление художественного развития личности старшего дошкольника в соответствии с возрастными нормами освоения языка изобразительного искусства, и определением той основной проблемы, которую ребёнок в данный момент может и должен решать;
  • реализацию технологии формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной средствами изобразительного искусства, которая должна предполагать многовариантность использования компонентов языка изобразительного искусства, интеграцию видов деятельности, проектную деятельность.

В соответствии с выявленными педагогическими условиями нами была разработана модель формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами  изобразительного искусства.

Прежде чем представить разработанную педагогическую модель, на наш взгляд, необходимо обратиться к понятию «моделирование». Моделирование - это метод научного исследования, который часто используется в педагогике. При изучении педагогического объекта он позволяет сочетать в исследовании теоретическое и эмпирическое.

В педагогике метод моделирования изучался и был представлен в трудах В.Г. Афанасьева, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, Г.В. Суходольского и др. На наш взгляд Г.В. Суходольский дает наиболее полное определение понятия «моделирование». Он указывает на то, что моделирование можно представить «как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [6;144]. Модель является центральным понятием метода моделирования. Моделью называют искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который подобен исследуемому объекту (или явлению). Он отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи, отношения между элементами этого объекта [1;15].

Так же считаем необходимым обозначить, что в нашем исследовании под формированием мы понимаем процесс становления, приобретения совокупности устойчивых свойств и качеств (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Формировать - значит придавать форму чему - либо, устойчивость, законченность, определенный тип [5; 233].

В словаре С.И. Ожегова процесс - это ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний и развития чего-нибудь. Поэтому процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста мы представляем как движение от целей формирования к результатам (Л.В. Григорьева).

Модель формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства мы представили в графическом варианте. Она состоит из трех блоков целевого, процессуального и результативного (рис. 1.).

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства - это процесс творческого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения, детей, их родителей, социальных партнеров (музеи, библиотеки и др.) по формированию готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности. Поэтому важно найти пути эффективного формирования готовности к художественно-проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Один из таких путей мы выработали в ходе нашего исследования и предложили педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования готовности к художественно-проектной деятельности и модель формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства. Итак, мы можем констатировать, что художественное развитие личности ребенка в детском дошкольном учреждении в современных образовательных условиях может осуществляться в процессе формирования его готовности к художественно-проектной деятельности.

I. Целевой блок

цель - формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, как готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности

задачи:

- овладение основами языка изобразительного искусства (знания, умения, навыки в области языка изобразительного искусства),

- развитие способности к художественному виденью,

- развитие способности к самостоятельному изобразительному творчеству;

- формирование готовности к активному участию в проектной деятельности художественно-изобразительного содержания

II. Процессуальный блок

 

Организационно-деятельностный компонент

Виды взаимодействия участников

 

педагоги - дети (на всех этапах проектной деятельности)

 

педагоги - дети - родители (родители - чаще на этапе сбора информации и презентации проекта)

 

педагоги - дети - социальные партнеры

(социальные партнеры - чаще на этапе сбора информации)

 

Содержательный компонент

 

1. Когнитивный аспект - накопление знаний в области языка изобразительного искусства и способов творческого преобразования данных, а также знаний о проектной деятельности (ее этапах и возможностях включения в художественно-проектную работу).

2. Практический аспект - формирование умений и навыков в области использования художественных материалов и технических приемов изображения и некоторых закономерностей изображения, а также активное включение в проектную деятельность.

3.Чувственно-мотивационный аспект - развитие интереса к художественно-проектной деятельности, развитие способности эмоционально откликаться на явления искусства и действительности

III. Результативный блок

 

Продуктивный - высокий, креативный, плодотворный, высокорезультативный уровень.

Ребенок обладает высоким уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических приемов изображения ими, знаний о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастов для создания выразительной работы, доперспективных способов передачи пространства и др.); способов и приемов передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении.

 

Частично-продуктивный - средний, конструктивный, базисный уровень.

Ребенок обладает средне выраженным уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических, приемов изображения ими, знаний о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастов для создания выразительной работы, доперспективных способов передачи пространства и др.)

 

Репродуктивный - низкий уровень.

Ребенок обладает низким уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических приемов изображения ими, знаний о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастов для создания выразительно работы, доперспективных способов передачи пространства и др.); способов и приемов передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении, допускает ошибки, ему часто требуется помощь педагога.

Результат: высокий уровень сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства характеризуется готовностью ребенка старшего дошкольного возраста (7-8 лет) к активному участию в художественно-проектной деятельности и получению творческих продуктов художественно-изобразительной деятельности.

Рис. 1. Модель формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства.