Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF HIGHER EDUCATION IN PENAL INSTITUTION

Leonova E.Yu. 1
1 The Tyumen State Oil and Gas University (TSOGU)
In the article are considered approaches to definitions «resocialization»; «resocialization of condemned» in theoretical and methodological aspect; experience of approbation of experimental model of obtaining higher educated by the persons being in penitentiary institutions, as a factor of their resocialization is described. The article is devoted to consideration of the questions connected with using of social and educational technologies in the course of resocialization of persons, being in establishments of criminal and executive system. On the basis of direct practical experience on implementation of the program of higher education on the basis of establishments of an execution of the punishment the vision of the system of higher education of the condemned is presented in article. On the basis of the pedagogical analysis are revealed features of influence of education on objective and subjective factors of the process of resocialization of the identity of the condemned. The author substantiates the thesis: education of the condemned has to be directed not only on development of certain skills, abilities and knowledge within professional level, but also on positive change of the values and norms which installations motivating the personality to become the full-fledged citizen of the state and the member of society.
resocialization; resocialization of the convicted; penitentiary institution; higher education
educational space

Актуальность изучения различных аспектов современной пенитенциарной системы обусловлена тем, что в России достаточно высоки показатели рецидивной преступности. По данным МВД РФ в октябре 2015г. зарегистрировано 570022 различных преступлений, совершенными рецидивистами, что 7,6% больше, чем зарегистрировано за аналогичный период прошлого года [3].

Рост криминализации общества всегда наблюдается при кризисных состояниях общества. Современная нестабильная экономическая ситуация, несомненно, повлияла на общее состояние преступности в наше стране. Так, в январе - октябре 2015 года зарегистрировано 1977,9 тыс. преступлений, что на 7,8% больше, чем в 2014г. Министерство внутренних дел отмечает рост регистрируемых преступлений в 72 субъектах Российской Федерации, в том числе и Тюменской области (без автономных округов) [3].

Взаимоотношения общества и осужденных в истории России всегда было проблемным и носило дуалистичный характер: с одной стороны - количество преступивших закон велико, что не может не вызывать чувство тревоги у граждан, с другой - только в России сложилось особое восприятие заключенных, обусловленное национальными и религиозными традициями милосердия. Приоритет справедливости над законом (которые зачастую в России выступают как оппозиции) сложились в ментальную особенность русского человека. Глубокое проникновение арестантской субкультуры в культуру народа (любовь к шансону, татуажу, заимствование воровского жаргона) символизирует некую сакрализацию мест заключения, как места страданий и искупления.

Осужденный, впервые попадая в места заключения на длительные сроки, становится участником специфичной микросреды - пенитенциарной субкультуры, которая коренным образом изменяет систему ценностей индивида. В связи с этим особое значение для исправления осужденных имеет их ресоциализация, характеризуемая положительными элементами в динамике поведения, в период отбывания наказания, позволяющая индивиду легче адаптироваться к изменяющимся социальным условиям после освобождения.

Попытки утвердить в общественном сознании идеи правового государства еще более актуализируют проблему восстановления утраченных ценностных ориентиров бывшими заключенными. В тоже время осужденные в местах лишения свободы проходят процесс десоциализации, который ведет к разрушению нравственных основ личности и нередко носит необратимый характер, затрудняя в дальнейшем восстановление утраченных ценностей, норм и социальных ролей. Неспособность современного уголовного наказания подготовить осужденных к жизни после освобождения,  преодолеть высокий уровень рецидивной преступности вызывает объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов работы с ними в местах лишения свободы. Эти проблемы автор предлагает разрешать по средством образовательных технологий, создаваемого в пенитенциарной среде.

Необходимость предоставления услуг высшего образования осужденным признается не только в зарубежных странах, но и России. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 80 п.9) гарантирует осужденным к принудительным работам или к лишению свободы получение высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [5]. Указом Президента РФ от 20.01.2015 №27 внесены изменения в п.7 пп.4 Положения  о Федеральной службе исполнения наказаний. Данные изменения обязывают пенитенциарные учреждения по организации обучения осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования [4].

С нашей точки зрения, мероприятия по ресоциализации, включенные в уровень высшего образования, который в современном обществе играет важную роль и может, как содействовать ресоциализации (через просвещение, информирование осужденных), так и препятствовать ей, закрепляя негативную «стигму» осужденного. Систематизация современных научных парадигм позволила прийти к выводу, что сегодня в методологических концептах имеют место три ведущих теоретических интерпретации дефиниции «ресоциализация осужденных»: исправление, адаптация, реабилитация. В логике данного подхода ресоциализация осужденных - это специфический социальный процесс, состоящий из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, функционирование которых приводит к позитивной трансформации личности и преодолению социальной эксклюзии осужденного посредством включения в субъект-субъектные отношения.

Одна из главных целей реализации высшего образования в пенитенциарном учреждении состоит в позитивной реконструкции личности осужденного, а не просто освоение профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование определенных социальных компетенций осужденного-студента формирует новую систему ценностей, идеалов и стандартов, отличную от тюремной субкультуры, мотивирующих личность стать полноценным гражданином государства и членом общества.

Тюменский государственный нефтегазовый университет  в 2006-2007 гг. стал инновационной площадкой и провел первый экспериментальный набор по обучению осужденных, находящихся в Исправительной колонии города Тюмени, по специальности «Социальная работа». Высшее образование получили 72 студента на базе самого исправительного учреждения [2].

Модель ресоциализации, предлагаемая автором, была разработана в процессе реализации социального эксперимента, организованного и проводимого кафедрой «Социологии и социального сервиса» ТюмГНГУ на базе Исправительной колонии №2 УФСИН Тюменской области, в основу которой был положен инновационный механизм минимизации процесса десоциализации личности осужденного, связанной с негативными социальными факторами и последствиями влияния пенитенциарной системы.

Инновационно-экспериментальная модель ресоциализации осужденного в пенитенциарном учреждении разработана на основе авторской идеи, базирующейся на традиционных и инновационных образовательных технологиях, методах преодоления негативных социальных последствий условий пенитенциарной жизнедеятельности.

Она включает: цель и задачи реализации, функции, принципы, механизмы, этапы  и критерии успешности. В основу модели положена гипотеза, согласно которой, система высшего образования способна оказывать позитивное влияние на процесс ресоциализации и социальной трансформации личности осужденного в условия пенитенциарного учреждения.

Сущность разработанной и апробированной модели состоит одновременно в комплексе специальной организации и спонтанном воздействии на личность осужденного посредством образовательного процесса, учитывающего специфику условий жизнедеятельности и возможностей функционирования в исправительном учреждении, что и обусловило использование не дистанционных, а именно традиционных образовательных технологий. 

На основе анализа социально-педагогического эксперимента реализации высшего образования для осужденных выявлены следующие положительные аспекты: участие студентов-осужденных в научно-практических конференциях позволяет максимально раскрыть их индивидуально-личностный потенциал; после освобождения из мест лишения свободы продолжают обучение по данной специальности 97% осужденных, что говорит об устойчивом позитивном характере ценностно-нормативных характеристик студентов. Возможность обучения в университете, общения с профессорско-преподавательским составом приводит к изменению социальной роли осужденного, микросоциальной среды в условиях исправительного учреждения. Согласно результатам проведенного исследования после освобождения из мест лишения свободы студенты демонстрируют положительное социальное поведение, факторами которого являются: создание семьи, наличие постоянного места работы.

Критерием результативности процесса ресоциализации осужденных является уровень сформированности индивидуальной и социальной субъектности.  Как подтвердили выводы эмпирической части, образовательное пространство в аспекте ресоциализации способствует формированию и развитию социальной субъектности - способности индивида к воспроизводству и совершенствованию жизни социально-организационными, институциональными средствами. Данные исследования подтверждают так же и валидность критериев разработанной модели в преодолении последствий пенитенциарных влияний [1].

При анализе данного вопроса можно сказать, что достаточно редко реализуются комплексные государственные программы в области высшего образования с данной категорией лиц.

Современными вузами создана система, позволяющая реализовать на практике полный цикл обучения осужденных лиц по программам высшей школы непосредственно в местах заключения. Вопрос предоставления осужденным образовательных услуг решается исходя из возможностей высшей школы и самого исправительного учреждения.

Классификация образовательных проектов высшей школы в системе исполнения наказания на территории РФ (см. табл. 1.1.) [1].

Таблица 1.1.

Высшие учебные заведения, реализующие образовательные проекты

для осужденных в системе исполнения наказания

Наименование высшего

учебного заведения,

реализующего программы ВО

Начало реализации проекта

Количество обучающихся осужденных

Направления

образования

Технология

обучения

Условия

предоставления

высшего образования

Северо-Западный заочный технический университет (с 2011 входит в состав Национального минерально-сырьевого университета «Горный»)

С 1993 г.

67

Радиоэлектроника, Энергетика,

Информатика и системы управления

Традиционные технологии

Бюджетное обучение

Современная гуманитарная

академия

С 1995 г.

1500

Маркетинг,

Финансы и кредит, Бухгалтерский учет и аудит, Социология

Спутниковые телекоммуникационные технологии

Договорное обучение

Московский государственный индустриальный университет

С 1995 г.

100

Юриспруденция, Менеджмент организации

Кейсовая

технология

В условиях пенитенциарного учреждения бесплатное, после освобождения договорное

обучение

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Российский государственный университет дружбы народов

С 1995 г.

100

Экономика,

Менеджмент

Интернет-

технологии

Договорное обучение

Российский государственный

социальный университет

С 2000 г.

75

Гуманитарные

направления

Интернет-

технологии

Бюджетное обучение

Тюменский государственный нефтегазовый университет

С 2006 г.

70

Социальная работа

Традиционные технологии

Бюджетное на конкурсной основе/ договорное обучение

 

Обзор отечественной образовательной пенитенциарной системы показал, что обучение осужденных, получающих высшее образование в исправительном учреждении, реализуется по различным формам и технологиям, не имеет общей структуры,  и  нуждается в детальной проработке. Те единичные вузы России, которые ведут сегодня экспериментальную подготовку уровня высшего образования исследуемой социальной группы, работают, в основном, в формате интернет-технологий и дистанционного образования.

В основном это обусловлено двумя факторами: высокой стоимостью организации высшего образования и спецификой организации образовательных услуг в пенитенциарных учреждениях, сопряженного с труднодоступностью посещения преподавателями осужденных, организацией учебного процесса в стенах исправительного учреждения. К наиболее значимым проблемам традиционно относят:

  • отсутствие проработанной нормативно-законодательной базы реализации высшего профессионального образования на территории пенитенциарных учреждений;
  • отсутствие общефедеральных стандартов организации высшего образования, что детерминирует разрозненный характер и установление локальных норм и требований в рамках каждого образовательного учреждения, учитывающих специфику психологических и бытовых условий жизнедеятельности осужденных;
  • отсутствие системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы в рамках пенитенциарного образования, а так же учебно-методических комплексов,  учитывающих особенности контингента студентов-осужденных;
  • отсутствие  организованного процесса профессиональной ориентации осужденных-абитуриентов, ориентированной на поступление в высшие учебные заведения; отрицательное влияние на образовательный процесс переход контингента осужденных из одной колонии в другую (или другие места заключения), как внутри отдельного субъекта РФ, так и вне его, что либо снижает эффективность образования, либо ведет к прекращению такового;
  • отсутствие системы социального партнерства в триаде «вуз - пенитенциарное учреждение - федеральная служба исполнения наказания субъекта РФ».

Поэтому дистанционное обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы дает осужденным возможность получить высшее образование без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями.

Перспективность реализации именно дистанционного высшего образования в пенитенциарном учреждении обусловлена следующими факторами. Во-первых, передача знаний и опыта проходит, минуя социально-психологический барьер общения, как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя. Во-вторых, границы образовательного пространства достаточно обширны, не деформированы криминальной субкультурой. В-третьих, происходит активное формирование информационных компетенций студентов-осужденных. В-четвертых, благодаря дистанционному образованию осужденный приобретает навыки самоорганизации и самоактуализации. В современной экономической ситуации данная форма образования является и наименее затратной.

 Исследования процесса ресоциализации осужденных через призму включения их в систему высшего образования имеет и научное, и практическое значение. Этот факт представляется крайне важным для разработки практикоориентированных рекомендаций по внедрению технологий высшего образования в общую систему ресоциализации осужденных.