Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LEADING PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF FINE ART

Paydukov P.V. 1 Paydukov A.V. 2 Paydukov D.V. 3
1 The Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev
2 Chuvash state university im. I. N. Ulyanov
3 The Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev
The article discussed in detail the content of the notion "professional competence of future teachers of fine arts". Defined in the content of professional competence of future teachers of fine arts leading to the following professional competences: pedagogical, pictorial, design, research, reflexive. In the structure of the selected professional competencies (pedagogical, pictorial, design, research, reflective) identified the following components: motivational, cognitive, practical. Based on the observed patterns above, we have identified criteria and indicators of formation of professional competence of future teachers of fine arts: motivational, cognitive, practical criterion. Identifies three levels of formation of professional competence of future teachers of fine art (high, medium, low).
professional competence of the future teacher of the fine arts
the structure
criteria and indicators
levels.

Рассмотрим содержание понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства».

В.А. Адольф считает, что профессиональная компетентность учителя, состоит из следующих компонентов: мотивационный, целеполагающий и содержательно-операционный [1].

По мнению Н.Б. Козловой содержание профессиональной компетентности учителя представляет сочетание когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов [3].

А.Р. Хайруллин указал, что в содержание профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства входят такие компоненты: мотивационный, инструментально-исполнительский и художественно-творческий [8].

Л.Л. Малинская в содержании профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства выделяет следующие компоненты: «профессиональная художественно-педагогическая направленность, (мотивы, идеалы в области изобразительного искусства, потребности, стремление к руководству  художественно-творческой деятельностью, любовь к детям); профессиональные компетенции (компетенции в области художественно-педагогической деятельности: изобразительного искусства,  педагогики, психологии; способность к руководству художественно-творческой деятельностью, владение технологическими приёмами художественной деятельности; профессионально значимые качества личности (художественно-образное мышление, воображение, способности к созданию художественного образа, творческая активность, способность к саморегуляции, профессиональная мобильность, продуктивность, организаторские способности, демократичность, требовательность, настойчивость, работоспособность, коммуникативность, конструктивность) [4].

С точки зрения С.И. Мокроусова в содержание профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства входят: универсальные (ключевые) компетенции: информационная, социально-коммуникативная; общепрофессиональные (педагогические) компетенции: проективная, прогностическая, организаторская, познавательная; специальные профессиональные компетенции: методическая, аналитическая, изобразительная, культурологическая [5].

Мы считаем, что в содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства входят общекультурные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции (интеллектуальные, социокультурные, информационные, коммуникативные) необходимы для широкого круга профессий, формируются в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.

Профессиональные компетенции (педагогическая, проектная, научно-исследовательская, изобразительная, рефлексивная) формируются в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, обеспечивают осознанное и качественное осуществление педагогической и художественной деятельности.

Главным показателем, позволяющем судить о наличии профессиональной компетентности у будущего учителя изобразительного искусства выступают профессиональные компетенции.

Мы определили в содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства следующие ведущие профессиональные компетенции: педагогическую, проектную, научно-исследовательскую, изобразительную, рефлексивную.

Педагогическая компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности решать педагогические задачи и проблемы в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования.

Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства способствует пониманию знания закономерностей практической реализации визуальных художественных образов на плоскости (лист бумаги, деревянная доска, экран монитора и т.д.), в реальном и виртуальном пространстве (интерьер класса, выставочный зал и т. д.), которые применяются в различных видах изобразительной деятельности (рисунок, живопись, композиция, компьютерная графика, скульптура, керамика и т. д.); умению создавать собственные эстетически значимые продукты с помощью различных художественных материалов (кисти, краски, дерево, глина, бумага, виртуальный программный инструментарий и т. д.) с учетом требований стиля, видов и жанров изобразительного искусства (С.И. Мокроусов).

Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает его способность и готовность самостоятельно разрабатывать и реализовывать проект в художественной и педагогической деятельности, организовывать проектную деятельность школьников.

Научно-исследовательская компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности организовывать исследовательскую деятельность в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования, во владении системой исследовательских знаний и умений видеть проблемы и решать их на основе выдвижения и обоснования гипотез, выполнять эксперимент, статистически обрабатывать эмпирические данные, обосновывать выводы, представлять результаты исследования, организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства позволяет ему наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает саморазвитие, профессиональный рост, творческий подход, результативность профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с идеями В.А. Адольфа, Н.Б. Козловой, Л.Л. Малинской, С.И. Мокроусова, А.Р. Хайруллина мы определили в структуре выделенных профессиональных компетенций (педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная) следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, практический.

В структуре педагогической компетенции будущего учителя изобразительного искусства входят следующие компоненты: 1) мотивационный (социально значимые мотивы, потребность в профессиональной деятельности); 2) когнитивный (система знаний по педагогике, технологии обучения и воспитания школьников разных возрастов, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников и др.); 3) практический (совокупность навыков использования современных образовательных технологий, умений определять цели, отбирать содержание, организовывать, оценивать результаты образовательного процесса, а также художественной деятельности школьников и др.).

Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства предполагает наличие следующих компонентов: 1) мотивационного (социально значимые мотивы, потребность в осуществлении художественной деятельности и др.); 2) когнитивного (система знаний теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики и др.); 3) практического (совокупность умений и навыков писать гуашью, акварелью, маслом, работать углем, сангиной и другими художественными материалами, компьютерными графическими программами, создавать произведения искусства, изделия несколькими техниками, приемами и средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства (лепка, резьба, роспись, художественные шрифты и др.), компьютерные графические изображения, оформлять изделия и экспонировать их на выставке-просмотре и др.).

Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает: 1) мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, интересов к осуществлению проектной деятельности, таких как потребность в творческом самовыражении при создании проектов, интерес к организации проектной деятельности учащихся и др.); 2) когнитивный (система знаний проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе; теории и методики организации проектной деятельности школьников и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умения разрабатывать проекты художественного оформления в школе, организовать проектную деятельность школьников и др.).

В научно-исследовательскую компетенцию будущего учителя изобразительного искусства входят: 1) мотивационный (потребность в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников и др.); 2) когнитивный (система знаний о методологии и методах научно-педагогического исследования и др.); 3) практический (совокупность умений планировать, собирать информацию и обрабатывать ее, организовывать, оформлять итоги исследования в области художественного образования детей; умения организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся и др.).

Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает следующие компоненты: 1) мотивационный (потребность применения рефлексии в художественной и педагогической деятельности и др.); 2) когнитивный (систему знаний о сущности рефлексии и ее организации в профессиональной деятельности и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков критически оценивать процесс и результаты своей профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы, осознавать необходимость самосовершенствоваться, профессионально расти и др.).

На следующем этапе нашего исследования, мы определили критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

Критерий (от греч. criterion- средство для суждения) - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Критерий - ключевой признак наблюдаемого объекта, на основе которого осуществляется его оценка [6, 42]. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления [2, 67].

В словаре по педагогике понятие «показатель» трактуется как «явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-либо процесса [7, 159].

В.И. Загвязинский определяет понятие «показатель» как «измеряемая характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) изучаемого объекта, дающего количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве» [6, 49].

На основе выявленной выше структуры мы определили критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства:

- мотивационный критерий, его показатели (положительная мотивация к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, осуществлению художественной деятельности; потребность в творческом самовыражении при создании проектов, в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников, проведении рефлексии в художественной и педагогической деятельности; устойчивый интерес к организации проектной деятельности учащихся);

- когнитивный критерий, его показатели (знания по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников; теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики; проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе с использованием компьютерной графики; теории и методики организации проектной деятельности школьников; о методологии и методах научно-педагогического исследования; рефлексии, ее организации в профессиональной деятельности);

- практический критерий, его показатели (педагогические, изобразительные, проектные, исследовательские, рефлексивные умения и навыки).

Изучение научной литературы, наблюдение, массовое анкетирование, опрос, тестирование студентов факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» позволили нам определить три уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства (высокий, средний, низкий).

Высокий (оптимальный) уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства позволяет наиболее эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Этот уровень имеют студенты, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности устойчивы; профессиональные знания полные и разносторонние, умения и навыки сформированы, применяются на практике.

Средний (достаточный) уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства является достаточным для качественного осуществления профессиональной деятельности. Отмечен у студентов, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности проявляются в большинстве случаев, профессиональные знания недостаточно полные и сравнительно разносторонние, умения и навыки сформированы, часто применяются на практике.

Низкий (недостаточный) уровень сформированности профессиональной деятельности. Характерен для студентов, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности не устойчивы; профессиональные знания не полные, умения и навыки недостаточно развиты.