Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EMOTIONAL COMPONENT OF HUMANITIES UNIVERSITY STUDENTS’ EXISTENTIAL NOTION

Demicheva S.A. 1 Makhova I.Yu. 1
1 Amur State University of Humanities and Pedagogy
The results of the emotional component study of humanities university students’ existential recepts are presented. We determined the notion of existential notion of humanities university students and thematic justification of its research in the process of professional formation. The structure of existential recepts is substantiated. Color test of relationships is the main research method. The conclusions of the correlation between the emotional component of existential notion and the relation to a specialty are made on the basis of statistical criteria. The dynamics of the emotional component of existential notion connected with differentiation of existential worries and changing of their internal structure are revealed. The exposed correlation between the emotional component of existential recepts and the specialty (program track) permits to detect the signs of students’ frustration in the chosen profession.
existential notion
emotional component
substantial component
university students
professional formation

Образование является общественным институтом, в котором, несомненно, отражаются все тенденции развития государства и возникающие общественные проблемы. Современный социум в настоящее время переживает экзистенциальный кризис, который проявляется в потере смысла человеческой жизни, ценностной дезориентации молодежи. Поиск смысла жизни и самоопределение, являясь возрастными задачами юности, создают в современных условиях сложную ситуацию выбора молодыми людьми своего профессионального пути, призванного обеспечить достижения ими жизненных целей. В данном контексте особую роль играют экзистенциальные представления, которые регулируют деятельность субъекта на всех этапах его жизненного пути.

Теоретический анализ проблемы

Конец подросткового и юношеский возраст, как минимум до 25 лет, по мнению ряда учёных (Э. Эриксон, В. Моргун, Ш. Бюлер, Р. Гаулда, Д. Левинсон, Д. Вейлант), является периодом личностного и профессионального самоопределения. Юность – это период взрослой жизни и выбора дальнейшего жизненного пути, становление идентичности. При этом, как показывает большинство эмпирических исследований современного студенчества, выбор, осуществлённый в процессе профессионального самоопределения, не всегда связывается с желаемым образом жизни и желаемой трудовой деятельностью, что приводит к проблемам личностной идентичности [5].

Период студенчества приходиться на юношеский возраст, в котором формируется система отношений к миру и система представлений о себе как субъекте в профессиональной сфере. Образование в данной социальной ситуации развития, может выступить средством получения желаемой профессии и, как следствие, - достижения желаемого уровня жизни. Однако в условиях российского высшего образования, как показывают факты [3, 6, 8], период обучения часто выступает для студентов временной альтернативой необходимости сделать экзистенциальный выбор, решение которого откладывается на время обучения в вузе.

В этих условиях особую актуальность приобретает исследование экзистенциальных представлений, отражающих процесс выбора жизненного пути в ходе профессионального становления. Под экзистенциальными представлениями мы понимаем отражение в сознании субъектов смысла жизни, её качества и ценностных ориентиров существования, а также переживания течения жизни. Согласно мнению таких исследователей, как Е.П. Белинская, Е.Б. Бровко, М.В Вертгеймер, И.В. Куликова, А. Мейнонг, А.В. Николаева, Б.М. Теплов, образ является регулятором деятельности субъекта [1, 9], выступая в форме ее мотивов, целей, задач [4].

Индивидуально-целостная система субъективно-оценочных и сознательно избирательных отношений к действительности занимает центральное место в структуре сознания личности, по мнению С.Л. Рубинштейна. В.Н. Мясищев [7] рассматривает систему отношений как определяющую характер переживаний субъекта, особенности его восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние раздражители. Автор указывает, что все составляющие психической организации человека, его функциональные возможности и результаты деятельности связаны с отношением. Таким образом, отношение личности к жизни, определяет особенности построения субъектом своей деятельности. Изменения отношений изменяют вектор существования личности.

Структуру экзистенциальных представлений, как объекта эмпирического исследования, мы рассматриваем в проекции структуры сознания, поскольку представления – форма функционирования индивидуального сознания субъекта. Согласно А.Н. Леонтьеву [4], образ мира или представления о нем включают в себя чувственную ткань, значения и личностные смыслы. В.П. Зинченко включает в его структуру четвертый компонент – биодинамическую ткань действия и пишет, что «чувственная ткань, подобно биодинамической ткани представляет собой строительный материал образа» [2, с.26]. Таким образом, эмоциональный компонент экзистенциальных представлений является, на наш взгляд, проекцией бытийно-деятельностного слоя сознания субъекта жизни, включающего в себя биодинамическую ткань действия и чувственную ткань образа. Рефлексивно-созерцательный слой сознания субъектов, представленный значениями и смыслами, отражен в содержательным компоненте этих представлений.

В данной статье представлены результаты изучения эмоционального компонента экзистенциальных представлений в контексте профессионального становления студентов вуза.

Выборка, методики и методы исследования

Изучение динамики эмоционального компонента экзистенциальных представлений студентов гуманитарного вуза в процессе профессионального становления было осуществлено с помощью методики цветовой тест отношений, позволяющей выявить эмоциональное отношение участников исследования к экзистенциальным категориям, т.е. словам и словосочетаниям, отражающим некоторые аспекты их бытия. Выбор гуманитарного вуза в качестве базы исследования связан с тем, что лицам, предпочитающим данное направление образования, в большей степени свойственны экзистенциальные переживания, рефлексия по поводу происходящих событий и склонность к их фиксации в различных формах.

Основным методом эмпирического исследования эмоционального отношения к экзистенциальным категориям как эмоционального компонента экзистенциальных представлений выступил Цветовой тест отношений (Бажин, Эткинд). В процедуре ЦТО были использованы следующие категории: «хорошая жизнь», «моя настоящая жизнь», «жизнь, к которой я стремлюсь». Выбор категорий был продиктован следующими соображениями. «Хорошая жизнь» подразумевает представление о высоко оцениваемой модели существования. Категория «моя настоящая жизнь» означает реально протекающее существование в индивидуально воспринимаемом как «настоящее» отрезке времени. Стимульная категория «жизнь, к которой я стремлюсь», позволяет выявить цветовые ассоциации респондентов в отношении мотивов, регулирующих достижение и конкретизирующих желаемое существование.

Включение в процедуру ЦТО стимульной категории «специальность» позволяет изучать эмоциональный компонент экзистенциальных представлений в контексте профессионального становления, т.е. выявить взаимосвязь эмоционального отношения студентов к специальности в контексте субъективного восприятия жизни. Для выявления данной взаимосвязи мы использовали R-критерий Спирмена.

Исследование было проведено на базе АмГПГУ. Респондентами выступили студенты 1 курса (41 человек), 3 курса (40 человек), 5 курса (43 человека). Общее количество участников исследования в выборке – 124 человека. Сбор эмпирических данных осуществлен в период с 2012 по 2015 год.

Результаты исследования и их обсуждение

Выявлены различия в эмоциональном отношении студентов ко всем экзистенциальным категориям и специальности в процессе профессионального становления (рис.1.).

Студенты первого курса в среднем не имеют выраженных различий в отношении к исследуемым категориям, но к 3 курсу отношение к экзистенциальным категориям и специальности снижается и является самым низким на протяжении всего обучения. На пятом курсе обнаруживается наиболее высокий уровень отношения к категориям «хорошая жизнь», «жизнь которой стремлюсь», «моя настоящая жизнь». Сниженное отношение к специальности на 3 курсе сохраняется и у выпускников. Средние показатели отношения к исследуемым категориям изменяются от курса к курсу.

Для студентов первого курса свойственен небольшой разброс значений отношения к жизни в настоящий момент времени, «хорошей жизни» и жизни, к которой респонденты стремятся и специальности.

Рис.1. Средние значения эмоционального компонента экзистенциальных представлений и отношения к специальности (направлению) студентов гуманитарного вуза

Однако уже на 3 курсе отношение к жизни, к которой студенты стремятся, значительно снижается по сравнению с отношением к другим категориям. Наряду с этим студенты 3 курса существенно хуже, чем первокурсники и выпускники, относятся к специальности. Очевидно, третьекурсники разочаровались в выбранной профессии, переоценивают свои мотивы и жизненные планы и стремления в процессе профессионализации.

Таблица 1

Различия в категориях эмоционального компонента экзистенциальных представлений и специальности студентов гуманитарного Вуза

Отношение

Моя настоящая жизнь

Хорошая жизнь

Жизнь, к которой я стремлюсь

Специальность

(направление)

Курс

1

3

5

1

3

5

1

3

5

1

3

5

Положительное

36,6**

 

40

**

60,5

43,9*

37,5

*

69,8

48,8

35

**

62,8

46,3

*

27,5

32,6

Скорее положительное, чем

амбивалентное

43,9

30

18,6

39

**

32,5

18,6

29,3

37,5

**

20,9

31,7

47,5

32,6

Амбивалентное

4,9

5

4,7

2,4

10

4,7

7,3

7,5

7

0*

7,5

2,3

Скорее отрицательное, чем

амбивалентное

14,6

17,5

17,5

9,8

15

**

4,7

14,6

10,5

9,3

17,1

17,5

25,6

Отрицательное

0*

7,5

**

0

4,9

5

2,3

0*

7,5

0

4,9

5

7

* - значимые различия с 3 курсом, **- значимые различия с 5 курсом, по φ*- критерию Фишера

На 5 курсе средние значения эмоционального отношения к экзистенциальным категориям наиболее высокие за все время обучения в вузе. Однако отношение к специальности является самым низким в сравнении с другими курсами. Наиболее положительно респонденты-выпускники относятся к «хорошей жизни» и «жизни, к которой стремятся», что указывает на внутреннюю согласованность в сознании выпускников представлений о высоко ценимой модели существования и о путях ее достижения и принятие ими своих мотивов, конкретизирующих стремления. Снижение отношения к своей специальности, вероятно, свидетельствует о сохранении появившейся к третьему курсу тенденции разочарования в выбранной профессии.

Результаты сравнения долей отношения к категориям ЦТО показал особенности динамики этого отношения в процессе профессионального становления (табл.1.). Статистически значимо большее количество студентов положительно оценивающих свою жизнь обнаружено на пятом курсе. Так, если на первом курсе только 36,6 % студентов положительно относятся к категории «моя настоящая жизнь» и 40% третьекурсников, то на 5 курсе таких респондентов 60,5% (в сравнении с первым курсом φ =2,496; с третьим курсом φ=2,539). Студенты пятого курса значимо чаще, чем студенты третьего и первого курсов положительно относятся к «хорошей жизни» (φ =2,242; φ=3,000 соответственно). Только на 3 курсе есть студенты, относящиеся к своей жизни отрицательно (7,5%) и они значимо чаще, чем пятикурсники относятся к «хорошей жизни» «скорее отрицательно» (φ =1,642). Вероятно, третьекурсники пересматривают систему ценностей и испытывают сомнения в правильности выбранного направления профессионализации, обесценивая «хорошую жизнь» как недостижимую (самозащита по принципу «зеленого винограда»). Включение предполагаемых механизмов защиты свидетельствует о наличии внутриличностого конфликта.

Рис.2. Взаимосвязи между категориями эмоционального компонента экзистенциальных представлений и специальности (направления) у студентов 1 курса

Об этом же свидетельствует количество студентов третьего курса, положительно относящихся к жизни, составляющей предмет их устремлений. Это количество значимо меньше, чем также относящихся к ней студентов первого и пятого курса. Причем, различия с пятым курсом достоверны (φ =2,564). Такая динамика положительного отношения к жизни, являющейся предметом устремлений студентов, от третьего к пятому курсу может быть интерпретирована как выход из «кризиса третьего курса» и посторенние таких жизненных планов, которые соотносятся с потребностями студентов.

Уровень отношения к категории «специальность» заметно ниже уровня оценок участниками исследования других категорий-стимулов. Если на первом курсе 46,3% респондентов положительно относятся к получаемой профессии, то количество таковых на третьем курсе снижается до 27,5% опрашиваемых. Из выпускников лишь 32,6 % относятся к профессии (специальности) положительно. Можно сделать вывод о снижении интереса и разочаровании значительной части студентов в выбранной профессии в процессе обучения в вузе.

Рис.3. Взаимосвязи между категориями эмоционального компонента экзистенциальных представлений и специальности (направления) у студентов 3 курса

Рис.4. Взаимосвязи между категориями эмоционального компонента экзистенциальных представлений и специальности (направления) у студентов 5 курса

Обнаружены взаимосвязи отношения к экзистенциальным категориям с отношением к специальности студентов 1 курса. Эмоциональный компонент экзистенциальных представлений взаимосвязан с отношением к специальности. Очевидно (рис. 2), что будущая профессия является неотъемлемой частью как настоящей и хорошей жизней, так и той, к которой стремятся первокурсники. На 3 и 5 курсах (рис. 3, 4) отношение студентов к специальности не связано с их отношением к экзистенциальным категориям. Эти данные свидетельствуют о возможном рассогласовании в сознании респондентов образа их желаемой жизни и будущей профессиональной деятельности. В их экзистенциальные переживания не вписывается профессия, которую они приобретают в вузе.

На возрастание дифференцированности складывающихся к третьему курсу отношений студентов к жизни в различных временных и ценностных контекстах указывает значительное уменьшение количества выявленных в ходе статистической обработки взаимосвязей (рис.2, 3, 4). Отношение к специальности (профессии) никак не связывается с отношением к экзистенциальным категориям. Следовательно, отношение к будущей профессии выпадает из контекста экзистенциальных переживаний студентов в процессе их профессионального становления.

Заключение

1. Анализ эмпирических данных, полученных в ходе нашего исследования, показал наличие динамики эмоционального компонента экзистенциальных представлений студентов в процессе профессионального становления в вузе. Обнаружены признаки экзистенциального кризиса, описанного во многих исследованиях, посвященных психологии отечественных студентов, как «кризис третьего курса». Общей тенденцией в эмоциональном оценивании экзистенциальных категорий студентами в процессе обучения в вузе является относительно более низкий уровень отношения к специальности (направлению) студентов всех курсов, представленных в исследовании. Профессиональное разочарование как тенденция сохраняется у выпускников гуманитарного вуза и свидетельствует о сохранении кризисной ситуации в отношении их самоопределения (профессиональных идентификаций).

2. Наблюдается тенденция дифференциации эмоционального восприятия жизни, изменение структуры взаимосвязей экзистенциальных представлений. Отношение к специальности на третьем и пятом курсах не связаны с эмоциональным отношением к экзистенциальным категориям, т. е. в переживаниях о жизни в настоящий момент времени, в эмоциональной оценке устремлений, определяющих достижение желаемой модели существования нет места профессии, на приобретение которой направлена их подготовка в вузе.

Рецензенты:

Наливайко Т.Е., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, Комсомольск-на-Амуре;

Готнога А.В., д.филос.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, Комсомольск-на-Амуре.