Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE VALUE OF MORAL RESPONSIBILITY FOR THE STUDENTS OF FORESTRY ENGINEERING UNIVERSITY

Bormotova O.A. 1 Maslennikova S.F. 1
1 Ural state forestry engineering University
The article attempts to reveal some aspects of education of moral responsibility among future engineers, because this issue is extremely important in modern conditions of development of civilization, which is experiencing a global environmental crisis. The author examines the concepts of "responsibility" and "legal responsibility" and "moral responsibility" and "personal values" as a lucid common sense education, defining moral position of the person, the article shows the value of responsible behavior for the society and the necessity of formation of students of technical universities. The results of the survey of attitudes of students of the Ural state forestry University to liability as instrumental values and revealed positive dynamics of their changes in the process of educational activity.
responsibility
moral responsibility
personal values
terminal and instrumental values

В основные задачи высшего профессионального образования «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» включены не только подготовка компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и формирование высоконравственной личности, обладающей «чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание» [5]. Требования к формированию ответственности у выпускников вузов обосновано тем, что в современных исторических условиях проблема ответственности и ее антипода - безответственного поведения - приобретает особую актуальность.

Прежде всего, следует иметь в виду нравственную ответственность ученых перед современниками и будущими поколениями людей. Ведь ученые всего мира, в том числе и русские исследователи,  постоянно внедряют свои научные открытия в современное военное производство, разрабатывают экологически опасные технологии и создают новые продукты, требующие тщательного исследования последствий их применения. Но подчас времени необходимого на это нет. Поэтому от нравственной позиции ученых зависит будущее планеты. Безответственное поведение политиков и идеологов приводит к господству ценностей общества потребления, происходит подмена общечеловеческих ценностей совокупностью ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивных с точки зрения развития личности, семьи, государства. В области культуры безответственность ее деятелей приводит к снижению уровня базовой культуры многих молодых людей и проявлению форм девиантного поведения (преступность, терроризм, межнациональные конфликты, алкоголизм, наркомания и т. д.).

Все вышеперечисленные явления позволяют сделать вывод о том, что концепт нравственной от­ветственности должен занять центральное место в жизни общества, он должен быть значим для членов общества, обладать для них некой ценностью. Особенно, если речь идёт о руководителях производства, воспиты­ваемых в технических вузах, ведь ответст­венность согласно Г. Ленку, есть функция вла­сти, знания и влияния [7].

С точки зрения социологии управления, ответственность - это, во-первых, обязатель­ство исполнения особых задач, которыми на­деляются подчинённые; во-вторых, необхо­димость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях и поступках. Ответст­венность должностного лица - это необходи­мость отвечать за свои действия, неисполне­ние или ненадлежащее исполнение должно­стных обязанностей, задержку и слабую рабо­ту в направлении поставленных целей, не­полное использование предоставленных прав в рамках установленных должностной инст­рукцией [6].

В общественном сознании правовая и нравственная ответственность оказываются связанными с необходимостью выбора спосо­бов действия, его реализации, реакции на осу­ществлённое действие через анализ последст­вий. При этом в рамках законодательства граж­данин несёт ответственность при наступлении юридически установленных отрицательных по­следствий действий после прохождения установ­ленной законом процедуры, а в рамках нравст­венности ответственность наступает как через общественную реакцию, так и через внутренние регуляторы поведения человека, связанные с его системой личностных ценностей.

Профессор И.К. Джерелиевская в моно­графии «Человек в социокультурной реально­сти» определяет личностные ценности как осознанные общие смысловые образования, определяющие нравственную позицию чело­века, и помогающие ему совершить посту­пок, который в отличие от бесконечного числа действий, производимых им, есть акт нравст­венного самоопределения. Именно личност­ные ценности закрепляют единство и само- тождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя ее стержень, ее нравственность [3].

Классифицируя все многообразие представленных исследователями ценностей, М. Рокич выделяет терминальные и инструментальные ценности личности. Согласно его классификации ответ­ственность можно отнести к инструменталь­ной ценности [2].

В целях изучения отношения студентов первых курсов лесотехнического университета к терминальным и инструментальным ценностям (в том числе, к ответственности) в 2014/2015 уч. году нами были проведены анонимные анкетирования в одной и той же группе студентов, обучающихся по направлению подготовки 250400.62 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств. Опросы первокурсников проходили в три этапа. Первый этап - в сентябре 2014 г. В нем приняли участие 144 человека, из них 92 юноши и 52 девушки. Второй этап анкетирования состоялся в январе 2015 г. (132 чел., из них 87 юношей и 45 девушек) после сдачи первой в жизни обучающихся зимней зачетно-экзаменационной сессии. Третий этап опроса проходил в мае 2015 г. перед летней экзаменационной сессией. Анкетированием были охвачены 137 студентов, из них 102 юноши и 35 девушек. Респондентам задавались вопросы об их отношении к гуманистическим (терминальным и инструментальным) ценностям. Согласно модифицированной методике М. Рокича, студентам было предложено проранжировать следующие ценности:

- активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), здоровье (физическое и психическое), интересная работа, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), любовь, материальное благополучие (отсутствие материальных затруднений), дружба (наличие хороших и верных друзей), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), развлечения, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), cчастливая семейная жизнь, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом), творчество (возможность творческой деятельности), признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа».

Результаты анкетирования, касающиеся формирования терминальных ценностей у студентов Уральского государственного лесотехнического университета, приведены в табл.1.

Таблица 1

Место терминальных ценностей в выборе студентов

(по модифицированной методике «Ценностные ориентации» М. Рокича)

Место

Терминальные (эколого-гуманистические) ценности

% респондентов, поставивших ценность на первые пять мест

1 этап

2 этап

3 этап

Здоровье

66,5

64,4

66,5

Любовь

65,6

66,5

68,6

Дружба

65,6

66,5

68,6

Счастливая семейная жизнь

64,5

62,2

68,6

Свобода

55,2

48,3

40,2

Материальное благополучие

48,3

45,3

40,2

Жизненная мудрость

20,7

40,2

55,2

Активная, деятельная жизнь

20,7

36,8

36,8

Развлечение

13,8

20,7

33,3

Познание

13,8

9,5

6,9

Интересная работа

5,7

13,8

19,5

Признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа» 

2,3

13,8

20,7

Продуктивная жизнь

0,0

23,6

37,9

Общественное признание

0,0

19,5

33,3

Творчество

0,0

5,7

13,8

Счастье других

0,0

5,7

6,9

Красота природы и искусства

0,0

3,4

5,7

 

Анализируя данные анкетирования, мы убедились, что для студентов на протяжении всего учебного года высока ценность здоровья (66,5/64,4/66,5 %), любви (65,6/66,5/68,6 % ), дружбы (65,6/66,5/68,6 %), счастливой семейной жизни (64,5/62,2/68,6 %), жизненной мудрости (20,7/40,2/55,2 %). Считаем очень позитивным изменение отношения к таким ценностям как, продуктивная жизнь (0,0/23,6/37,9%), жизненной мудрости (20,7/40,2/55,2%). Очевидно, что осознание значимости данных ценностей может свидетельствовать о повышении уровня осмысленности студентами жизни. С другой стороны, значимость ценности активной, деятельной  жизни (20,7/36,8/36,8%) говорит о высоком уровне самоуважения, аутосимпатии, ожидании положительного отношения от других и самоуверенности.

Особо стоит отметить положительную динамику в отношении ценности «Признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа» 2,3/13,8/20,7%, а также ранг таких ценностей, как красота природы и искусства (0,0/3,4/5,7%), счастье других (0,0/5,7/6,9%). Нам кажется, невысокие показатели этих эколого-гуманистических ценностей свидетельствуют о недостаточном понимании непреходящей важности нашего окружения, природы и ее охраны, а также искусства. Об этом нужно задуматься и помочь студентам осознать тот факт, что их будущее после окончания университета будет связано с работой в природоохранных структурах, возможно, им придется руководить трудовыми коллективами в сложных условиях рыночной экономики, поэтому от правильно принятого решения будет зависеть не только судьба предприятия, но благополучие общества в целом.

У наших респондентов выделяется противоречие между высокой ценностью здоровья и довольно низкими ценностями активной, деятельной и продуктивной жизни, предполагающей максимально полное раскрытие и использование своих возможностей, реализации своего творческого потенциала.

Высокой ценностью для опрошенных обладают отношения с ближайшим окружением - любовь, дружба, семья. Однако выделяется противоречие между высокими ценностями отношений с ближайшим окружением и низким уровнем такой ценности как счастье других, что заставляет сомневаться в способностях респондентов создавать гармоничные отношения с другими людьми.

Ценность свободы отмечена студентами довольно высоко и занимает пятое место в иерархии терминальных ценностей наших респондентов. В работе «Путь к очевидности» И.A. Ильин писал о том, что все душевные способности даются человеку «для благого и ответственного служения» [4, с.69]. Свобода же есть его искусство определять свою жизнь в заданных обстоятельствах в соответствии со своим признанием и ответственностью перед людьми и миром: «..многое в настоящем и будущем даётся мне как готовое и неизменимое, но мой личный образ действий зависит от моего призвания и от моей ответственности» [4, с.72]. Исполнение этого положения определяется степенью духовной зрелости человека.

Вызывает обеспокоенность отношение респондентов к ценности красоты природы и искусства, то есть переживания прекрасного, эстетического в природе и искусстве, занявших последние места в иерархии ценностей первокурсников. Между тем широко известно o роли эстетического в создании гармонии внутреннего мира. Так, Гегель считал, что лишь эстетическое может обеспечить единство и внутреннюю целостность духовности, a такие понятия, как истина и добро без красоты не вполне совершенны: «...высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте... Ни в одной области нельзя быть духовно развитым ... не обладая эстетическим чувством» [1, с.212].

Изучая инструментальные ценности, нами было предложено студентам проранжировать их по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича: образованность, воспитанность, твёрдая воля, жизнерадостность, независимость, ответственность, честность, терпимость, эффективность в делах (трудолюбие), рационализм, смелость, непримиримость к недостаткам, широта взглядов, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность, чуткость, высокие запросы, самоконтроль.

Результаты первого, второго и третьего этапов исследования сформированности отношения студентов лесотехнического вуза к инструментальным ценностям приведены в табл. 2.

Таблица 2

Место инструментальных ценностей (по М. Рокичу)

в выборах первокурсников УГЛТУ

      Место

 

Инструментальная ценность

% респондентов от их общего числа, поставивших ценность на первые 5 мест

1 этап

2 этап

3 этап

1

Образованность

52,3

56,1

57,9

2

Воспитанность

43,2

45,4

46,3

3

Твёрдая воля

38,7

39,2

38,7

4

Жизнерадостность

38,7

47,4

53,8

5

Независимость, самостоятельность

37,8

45,6

54,7

6

Ответственность

35,1

54, 7

59,2

7

Честность

31,5

36,8

42,0

8

Терпимость

27,0

26,3

0,0

9

Эффективность в делах, трудолюбие

26,1

14,0

10,0

10

Рационализм

26,1

19,3

0,0

11

Смелость

19,8

28,0

33,0

12

Самоконтроль

18,9

24,6

0,0

13

Широта взглядов

18,0

12,3

16,0

14

Исполнительность, дисциплинированность

14,4

22,8

32,0

15

Аккуратность

10,8

17,5

18,9

16

Чуткость

9,00

0,0

0,0

17

Высокие запросы

7,2

5,3

5,7

18

Непримиримость к недостаткам

2,7

0,0

0,0

Проанализировав данные можно сделать вывод о том, что отношение первокурсников к большинству инструментальных ценностей в процессе обучения в вузе терпит определённые колебания, однако, некоторые ценности, такие как ответственность, образованность, воспитанность, жизнерадостность, независимость, честность, смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность (дисциплинированность), аккуратность характеризуется стабильным повышением значимости.

Из общих результатов анкетирования вытекают выводы о том, что некоторые ценности у первокурсников в процессе обучения в вузе мало поддаются корригированию и отношение к ним терпит определённые колебания, однако, ответственность характеризуется стабильным повышением значимости. Интересно отношение респондентов к самостоятельности, которая в обыденном сознании молодых людей связана с независимостью и свободой. Если в начале обучения в вузе ответственность для первокурсников имела несколько меньшую значимость, чем самостоятельность, то в дальнейшем это соотношение претерпевает кардинальные изменения в сторону повышения ценности ответственности, что свидетельствует о возрастании духовной зрелости опрошенных первокурсников. О последнем явлении можно судить и по pocтy числа респондентов позитивно относящихся к воспитанности, связанной с общей культyрой человека. В лучшую сторону меняется и отношение учащихся к такому востребованному работодателями деловому качеству личности как честность.

Таким образом, в ходе опытно-поисковой работы выявлено, что такая инструментальная ценность как ответственность, по мнению студентов, в процессе обучения претерпевает позитивные изменения. Так как ответственность - это не элементарная, a интегральная ценность, то полученные результаты можно объяснить целым комплексом организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, существующих в вузах.

K организационно-педагогическим условиям можно отнести, во-первых, повышенную по сравнению со средней школой роль самостоятельной работы c индивидуальной ответственностью за её результаты; во-вторых, необходимость обустраивать свой быт и организовывать свой досуг и самому отвечать за собственные просчёты. Таким образом, обретаемая молодым человеком в высшей школе свобода от мелочной опеки со стороны взрослых способствует пониманию инструментальной ценности ответственного поведения для создания, как собственного благополучия, так и благополучия своего малого круга общения.

B качестве психолого-педагогических условий формирования ответственности в техническом вузе можно выделить, во-первых, постепенно складывающиеся отношения социального партнёрства со всеми участниками образовательного процесса - другими студентами, преподавателями, представителями администрации, работодателей и общественных организаций: во-вторых, элективность обучения с предоставлением обучающимся определённой свободы в выборе форм, методов, источников, средств, сроков, места обучения, оценивания результатов обучения; в-третьих, изучение дисциплин Учебного плана. К ним, на наш взгляд, в первую очередь следует отнести изучение предметов гуманитарного блока, прежде всего культурологических, с их ярко выраженной аксиологической направленностью.

Результаты наших исследований доказывают, что освоение художественных ценностей в процессе изучения дисциплин культурологического цикла могут существенно изменить отношение молодежи, как к терминальным, так и к инструментальным ценностям, в том числе к ответственности [8]. Естественнонаучные же дисциплины формируют у обучающихся научное мышление с анализом проблемных ситуаций и способностью предвидеть последствия (технические, технологические, экологические и др.) собственных действий, что также способствует формированию социально-ответственного поведения.