Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OPTIMIZATION OF STRUCTURE AND THE CONTENTS IT IS PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF FUTURE MEDICAL SPECIALISTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Grebenkina I.S. 1 Aksenov V.P. 2
1 Ryazan State Medical University Efremov branch
2 Tula state Lev Tolstoy Pedagogical University
This article tells us about essential need of modernization of physical training of future physicians specialists of mid-level which are trained in “Nursing process”. It was offered to increase the volume of section of professional applied physical training. In article is presented functions and futures of future professional activity of physicians students. It was revealed the main motive qualities and olio the futures of the mental sphere necessary for successful work of the nurse. The purpose of researches are to increase efficiency professionally applied physical training of medical college students. It was developed the experimental program professional applied physical training for the first year students, its structure and the contents was presented. The pedagogical experiment lasted year where the experimental program showed the efficiency. At total testing the experimental group authentically surpassed participants of control group on results of researches of 5 from 7.
structure and maintenance of the experimental program
professional applied physical training
improving the efficiency of vocational education
training medical professionals mid- level
secondary professional education
pedagogical experiment
Перестройка современной системы образования, а именно переход на компетентностный подход,  ставит перед  учреждениями среднего профессионального образования (СПО) важнейшую задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов. Введение  ФГОС СПО  привело к тому, что система современного российского  образования  плавно  перешла  от традиционно прививаемых студентам «знаний-умений-навыков» к развитию компетенций, как более совершенных подходов к профессиональному становлению.

«Ежегодно в учреждения НПО и СПО поступает примерно столько же абитуриентов, сколько поступает абитуриентов в вузы - чуть более 1 млн. человек ...

Формально, эта система по своим масштабам и по набору образовательных программ отвечает структуре экономики страны. Однако логика существующей системы профподготовки сложилась в середине прошлого века. И конечно, она была ориентирована на совершенно другую экономику. Сейчас ситуация иная, появились новые отрасли. Экономика постоянно предъявляет новые требования. И, самое важное, повысились требования к уровню и масштабам подготовки кадров....» [1]

Полноценное использование профессиональных компетенций молодыми специалистами  возможно лишь при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Исследования показывают, что общая физическая подготовка  не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенной специализации физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в учреждениях СПО имеет свои  особенности. Оно должно содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.

« В итоге многолетних исследований убедительно доказано, что ППФП является важным социально-экономическим фактором современного этапа научно-технического прогресса. Применение ППФП в системе физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей, студентов вузов, всех сфер хозяйствования позволяет при сравнительно небольших временных и материальных затратах добиться высоких социальных и экономических результатов» [4].

Проблеме совершенствования профессиональной направленности физического воспитания в учебных заведениях различного профиля в последние годы уделяется  достаточно большое внимание.

Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В системе СПО физическое воспитание  проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Обязательное включение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в программу физического воспитания студентов подчеркивает важность и необходимость направленного использования средств физической культуры и спорта в профессиональной подготовке данного контингента. Однако изучение литературных источников и практики работы указывает на еще недостаточное внедрение ППФП в систему физического воспитания будущих специалистов-медиков.

Не полностью исследованы вопросы вооружения прикладными знаниями будущих медицинских работников о возможностях двигательного аппарата человека, о путях его совершенствования и др. В то же время уже сейчас имеется целый ряд работ, прямо или косвенно указывающих на положительное влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на уровень  профессионально-прикладной физической  подготовки специалистов, чья работа связана с медициной.

Реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей.

«Общую характеристику профессии и требования, которые она предъявляет к человеку, содержит в себе профессиограмма.

В частности, для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть высоким (теоретическое знание); средним (практическое использование знаний); низким (знание получено опытным путем, навыки).

Для профессии «Медицинская сестра» необходимым уровнем базовых знаний по специальным предметам (по Е.С. Романовой,2003 г.) является средний.

Немаловажное значение имеет и способ мышления, который является устойчивой характеристикой личности и проявляется как в обычных житейских, так и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применения несвойственного ему способа мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

В соответствии с классификацией способов мышления Е.С. Романовой в профессии «Медицинская сестра» доминирующим способом мышления является способ «приложение-процедура», при котором человек быстро, точно и пунктуально выполняет известные процедуры для решения поставленной задачи.

...Профессиональная деятельность по специальности «Медицинская сестра» является преимущественно практической, алгоритмизированной (структурированной).»[2].  Характеризуя профессию медицинской сестры Е.С.Романова пишет: «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности: развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);высокий уровень развития аналитического мышления: тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
способность быстро реагировать на ситуацию; способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.); способность к самоконтролю; способность переносить большие физические нагрузки; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

Личностные качества, интересы и склонности: терпеливость и выдержанность доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; чуткость; внимательность; добросовестность.

1. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: брезгливость; безответственность;невнимательность;эгоистичность;жестокость;эмоциональная неуравновешенность; нетерпимость; рассеянность.» .»[5]

« Труд медицинских работников, в т.ч. и среднего медперсонала, характеризуется высоким уровнем ответственности, физическим и психологическим напряжением, которые приводят к существенным рискам развития хронических заболеваний. Исследования условий и  характера труда медицинских работников позволили установить, что работа в лечебных учреждениях предъявляет значительные требования к организму работающего, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способности противостоять основным негативным профессиональным факторам: биологическим, психоэмоциональным и эргономическим.

Показатели состояния здоровья медицинских работников, продолжительность их жизни отличаются от среднестатистических значений в худшую сторону. Среди них наиболее неблагоприятные цифры относятся к средним медицинским работникам - у них заболеваемость выше, чем у врачей. В группе риска такие профессиональные группы, как операционные сестры, акушерки, сестры- анестезистки, процедурные и перевязочные медицинские сестры....» [6]

В медицинском колледже студенты обучаются по единой   специальности «Сестринское дело». Однако будущая профессиональная деятельность выпускников  более специализирована.

Например, «Операционная медицинская сестра. Должностные обязанности. Осуществляет подготовку операционной, участников хирургической бригады, хирургических инструментов, белья, шовного и перевязочного материалов, аппаратуры к проведению операции. Проводит контроль за своевременностью транспортировки пациента, а также за путями движения хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке. Обеспечивает инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала, а также обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной. Подготавливает пациента к операции: создает необходимую хирургическую позицию на операционном столе, обрабатывает операционное поле, обеспечивает изоляцию операционного поля. Участвует в хирургических операциях, обеспечивает членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой. Осуществляет ранний послеоперационный уход за пациентом, профилактику послеоперационных осложнений. Осуществляет контроль за своевременным направлением на гистологическое и бактериологическое исследование биологического материала, взятого во время операции у пациента. Проводит количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материалов, белья, лекарственных средств и аппаратуры. Выполняет первичную дезинфекционную обработку используемого инструментария, материалов и аппаратуры. Проводит контроль стерилизации белья, перевязочного и шовного материалов, инструментария и аппаратуры. Осуществляет подготовку и контроль эксплуатации аппаратуры, находящейся в операционной. Пополняет расходные материалы. Ведет медицинскую документацию. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно- гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.»[3]

Из должностных обязанностей понятно, что трудовая деятельность операционной медицинской сестры  предъявляет  значительные требования к  ее физической подготовленности - общей и статической выносливости позных мышц, которые способствуют многочасовой работе, а также высшей нервной деятельности, зрительной чувствительности, дифференцированным, точным по пространственным параметрам движениям, развитию функции внимания и мышления, эмоциональной устойчивости и волевым качествам.

А  должностные обязанности  участковой медицинской сестры предъявляют особые требования к  общей выносливости, хорошему развитию функции внимания, волевым качествам: уверенности в своих силах, выдержке, настойчивости и самообладанию.

Особенностями трудового процесса и определяется содержание и формы ППФП для студентов, обучающихся по конкретным специальностям.

Анализ литературы и практики показал, что важнейшими профессиональными качествами медицинского работника среднего звена являются общая выносливость, сила, гибкость. Также важны устойчивость внимания, быстрота зрительного различения, эмоциональная устойчивость.

Этим и объясняется  подбор упражнений  и структура  программы  ППФП..

На базе медицинского колледжа г.Ефремова Тульской области ( в  настоящее время Ефремовский филиал ГБОУ ВПО  Ряз ГМУ Минздрава России) нами  был проведен эксперимент.

Целью нашей работы было: повысить эффективность процесса общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинского колледжа. г.Ефремова Тульской области , обучающихся по специальности «Сестринское дело» .

Гипотеза. Предполагалось, что если увеличить долю ППФП до 35-50% от  общего количества часов, отведенных на дисциплину  «Физическая культура», то уровень профессионально-важных двигательных способностей  студентов медицинского колледжа  повысится, а степень сформированности остальных двигательных качеств не ухудшится.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; тестирование ( применялись тесты для исследования физических качеств: прыжки через скакалку за 1 ́; прыжок в длину с места; сгибание , разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища из положения лежа на спине ( руки за головой)за 1 ́; бег 100 м.; бег 500 м.; кросс 2000 м.; тестирование внимания проводилось с помощью 10-минутной корректурной пробы; исследование статической координации  проводилось с помощью пробы Ромберга); анализ документов; педагогическое наблюдение; хронометрирование ;педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В   экспериментальной программы в разделе  «Легкая атлетика»   нами  на  50 %    увеличен объем кроссового  бега, в разделе «Гимнастика» в 2 раза увеличено количество акробатических упражнений. В разделе «Спортивные игры» акцент смещен в сторону баскетбола, из 20 часов баскетбол - 12 часов, волейбол -  8 . Введена лыжная подготовка  - 16 часов.  Также нами разработаны контрольные нормативы для раздела ППФП студентов колледжа, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Для определения эффективности разработанной программы в течение учебного года был проведен педагогический эксперимент  со  студентами  1 курса.

В качестве испытуемых были отобраны лица женского пола 15-16 лет, относящиеся к основной медицинской  группе , обучающиеся по специальности «Сестринское дело». Всего в исследовании приняли участие 29 человек ( Э -группа - 15 человек, К-группа - 14).

Экспериментальная группа, состоящая из 15 человек, занималась по разработанной нами программе,  а  контрольная - по традиционной. Эффективность процесса обучения определялась по результатам тестирования в конце эксперимента.

Достоверность полученных результатов определялась по t- критерию Стьюдента.

Результаты исследований. Выявлены особенности  профессионально-прикладной физической подготовки учащихся медицинского колледжа. Разработана и экспериментально обоснована программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Достоверное преимущество экспериментальной группы над контрольной  в конце эксперимента было зафиксировано в 5 тестах из 7, поэтому мы считаем, что достаточно оснований  говорить о том, что обучение по экспериментальной программе оказалось эффективнее, чем  по традиционной.

Перспективой дальнейших исследований в этом направлении является научно обоснованное усовершенствование методик ППФП с учетом  специфики  будущей профессиональной деятельности студентов-медиков и современных требований к образованию в системе СПО. В настоящее время нами разрабатывается программа ППФП для данного контингента.

Рецензенты:

Туревский И.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, ФГБОУ  ВПО «Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Панфилов О.П., д.б.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, ФГБОУ  ВПО «Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.