В последнее десятилетие в России употребление субъектами образовательного процесса алкоголя, наркотиков, курение превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Основной возраст приобщения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) - подростковый, являющийся, как известно, сенситивным периодом в онтогенезе человека. Важным моментом в профилактической работе является выявление группы риска, так как в работе с подростками, склонными к наркотизации или имеющими опыт употребления наркотиков, необходимо использовать дифференцированный принцип для организации эффективной профилактики.
Из современных подходов к профилактике употребления ПАВ следует выделить информационных подход, обеспечивающий формирование целостного представления об эпидемиологии наркотической ситуации. Как показывают исследования, недостаточный уровень информированности и знаний формирует ложные представления о психоактивных веществах, мешает формированию негативного отношения к употреблению ПАВ и, в конечном счете, способствует реализации мотивов употребления ПАВ [3, 4].
В настоящее время в обществе востребованы выпускники рабочих профессий. В связи с этим целью исследования явилось изучение риска наркотизации учащихся учреждения начального профессионального образования на основе распространенности в их среде наркогенных мифов и мотивов наркотизации [1, 2, 5]. В исследовании приняли участие 59 учащихся 1-3-х курсов специальности «Мастер сухого строительства» КГКОУ НПО ПУ №18 города Комсомольск-на-Амуре. Респонденты были разделены по гендерному признаку. Сравнительный анализ различий между группами проводили с использованием критерия Стьюдента.
В результате изучения распространенности среди опрошенных учащихся наркогенных мифов установлено, что самым распространенным мифом как у девушек, так и юношей является миф о том, что «если у вас сильная воля и трезвый взгляд на мир, вы никогда не станете наркоманом, даже попробовав на себе пару раз действие сильных наркотиков» (более 80%). Ложные представления о том, что «многие из тех, кому сейчас за 30, в юности и молодости периодически употребляли самые разные наркотики, однако физически зависимыми от них стали только единицы из них», имеют 77,7% юношей и 56,2%. Миф «употребление анаши и других производных конопли в течение долгого времени отражается на здоровье не более, чем курение табака и не вызывает зависимости» распространен у 70,3% юношей и у 49,9% девушек.
Таким образом, подростками недооцениваются негативные последствия употребления наркотических веществ и навязываются псевдокультурные мотивы наркотизации. С другой стороны, многими подростками переоценивается действие наркотиков. Так, 70,3% юношей считает, что «некоторые наркотики развивают мышление, воображение, раскрывают в человеке таланты и приносят творческое вдохновение художникам, поэтам». Каждая вторая девушка (49,9%) имеет ложные представления о том, что «внутренний мир наркомана, как правило, более утонченнее и богаче по сравнению с внутренним миром алкоголика».
У юношей по сравнению с девушками более распространенными являются мифы:
- «если человек, употребляющий наркотики, полностью уверен в том, что он в любой момент, когда захочет, может бросить, значит так и будет» (так считает 66,6% юношей против 27,5% девушек);
- «можно всю жизнь курить анашу и не переходить на более сильные наркотики» (так считает 66,6% юношей против 31,2% девушек);
- «если героин вдыхать через нос (нюхать), то зависимость от него, как правило, не возникает» (так считает 66,6% юношей против 37,5% девушек);
У юношей по сравнению с девушками менее распространен миф о том, что «во многих странах Востока подавляющее большинство мужского населения курит «травку» в течение всей жизни» (37% против 53,1%).
Определение индивидуальной предрасположенности респондентов проводилось путем сопоставления суммарных баллов по «шкале предрасположенности к интроекции наркогенных мифов» с суммарными баллами по «шкале критичного отношения к наркогенным мифам». Результаты распределения респондентов на группы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение респондентов на группы по степени интроекции наркогенных
мифов и критичного отношения к ним (%)
В результате анализа полученных данных установлено, что высокий уровень устойчивости к воздействию наркосреды выявлен только у 6,8% респондентов, у которых преобладает критическое отношение к наркотикам.
Низкий уровень устойчивости к воздействию наркосреды установлен у 27,2% респондентов. Эти респонденты также критически относятся к наркотикам, однако, у них не сформировано устойчивое негативное отношение к наркотикам.
Высокий риск наркотизации по степени интроекции наркогенных мифов установлен у 42,3% респондентов. В группе риска находятся также респонденты, имеющие потенциальный риск наркотизации, т.е. которые не имеет устойчивую позицию по отношению к воздействию наркосреды, что составило 23,7%.
Сравнение гендерных различий показало, что в группе с актуально высоким риском наркотизации находится каждый второй юноша (51,8%) и каждая третья девушка (34,3%). В группах с низким и высоким уровнями устойчивости к воздействию наркосреды находятся 40,5% девушек и только 26% юношей.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что знания учащихся ПУ-18 о наркотиках носят недостаточный и фрагментарный характер, что не способствует формированию позитивных мотиваций относительно наркомании и опасность злоупотребления сильно недооценивается.
Изучение мотивов употребления наркотических веществ у респондентов проводилось с использованием методики И.В. Аксючиц, которая определяет характер мотивации и силу каждого мотива. Средние значения силы мотивов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения силы мотивов наркотизации
Мотивы наркотизации |
Средние значения, баллы |
||
девушки |
юноши |
итого |
|
Социально-психологические мотивы приема наркотиков |
|||
Традиционные |
15,5 |
14,9 |
15,3 |
Субмиссивные |
14,0 |
15,4 |
14,9 |
Псевдокультурные |
14,4 |
15,0 |
14,4 |
Личностные, персональные мотивы потребления наркотиков |
|||
Гедонистические |
15,9 |
15,7 |
15,8 |
Атарактические |
14,4 |
15,5 |
15,1 |
Мотивы гиперактивации поведения |
13,0 |
13,6 |
13,2 |
Мотивы осознаваемого влечения к наркотикам |
|||
Абстинентные |
14,8 |
14,6 |
14,8 |
Аддиктивные |
14,0 |
15,3 |
14,2 |
Мотивы самоповреждения |
13,0 |
13,1 |
13,0 |
Традиционные, субмиссивные и псевдокультурные мотивы образуют группу социально-психологических мотивов приема наркотиков. Среди этой группы мотивов, как видно из таблицы 1, доминируют традиционные мотивы, которые связаны со стремлением использовать нарковещества по праздникам и другим традициям. Второе ранговое место занимают субмиссивные мотивы, которые отражают желание подчиняться прессингу значимых людей или референтной группе. Наименьшие значения силы мотивации установлены у псевдокультурных мотивов, которые свидетельствуют о стремлении приспособиться к наркоманическим ценностям молодежной субкультуры. У девушек первое, второе и третье ранговые места занимают соответственно традиционные, псевдокультурные и субмиссивные мотивы. У юношей первое, второе и третье ранговые места занимают соответственно субмиссивные, псевдокультурные и традиционные мотивы.
Гедонистические, атарактические и мотивы гиперактивации поведения образуют группу личностных, персональных мотивов потребления. Из этой группы мотивов наибольшие значения мотивации имеют гедонистические мотивы как у юношей, так и у девушек. Гедонистические мотивы могут отражать стремление получать физическое и психическое удовольствие от действия наркотика, а также желание пережить опыт наркотической эйфории. Второе ранговое место по силе мотивации в этой группе мотивов имеют атарактические мотивы, которые показывают желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания (напряжение, тревогу, страх) с помощью наркотиков. Наименьшие значения силы мотивации установлены у мотивов гиперактивации поведения, свидетельствующих о стремлении «выйти» из состояния скуки, душевного бездействия, либо о желании усилить эффективность своего поведения.
Абстинентные, аддиктивные и мотивы самоповреждения образуют патологическую мотивацию употребления наркотиков и свидетельствуют об осознаваемом влечении к наркотикам. В этой группе максимальные значения силы мотивации имеют абстинентные мотивы, которые выражают стремление с помощью наркотиков снять абстинентные явления, дискомфорт, улучшить самочувствие. Второе ранговое место по силе мотивации в этой группе мотивов имеют аддиктивные мотивы. Аддиктивные мотивы могут определять осознанное желание употреблять наркотики. Третье ранговое место по силе мотивации в этой группе мотивов имеют мотивы самоповреждения, которые отражают стремление употреблять наркотики назло другим и себе, в качестве протеста или из-за потери перспективы будущего, утраты смысла трезвой жизни. У юношей в этой группе в отличие от девушек первое ранговое место по силе мотивации имеют аддиктивные мотивы, а второе ранговое место – абстинентные мотивы.
Результаты определения риска наркотизации каждого респондента по величине прогностического коэффициента, который определялся с помощью уравнения регрессии, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты определения риска наркотизации респондентов
по величине прогностического коэффициента (%)
Как видно из рисунка 2, в зависимости от силы мотивов отсутствует риск наркотизации только у 38,9% респондентов. Низкий риск выявлен у 27,1% респондентов; средний риск – у каждого пятого респондента (20,3%). Большая сила мотивов установлена у каждого десятого респондента, что составило 11,8% респондентов и может являться критерием выраженной предрасположенностью к употреблению наркотиков.
Сравнение риска наркотизации по гендерному признаку не выявило статистически значимых различий. Исследование показало, что у 3,1% девушек, вероятно, есть наркотическая зависимость.
Иерархия мотивов употребления наркотических веществ у респондентов в зависимости от риска наркотизации представлена в таблице 2, из которой видно, что в группе респондентов с высоким риском наркотизации, как у юношей, так и у девушек, большую силу имеют мотивы гиперактивации поведения (t >2). В отличие от респондентов других групп у девушек с низким риском и отсутствием риска более выражены традиционные мотивы, а у девушек со средним риском – аддиктивные мотивы. У юношей с отсутствием риска большую силу имеют гедонистические мотивы, а у юношей с низким или средним риском преобладают атарактические мотивы. Наличие у респондентов субмиссивных и аддиктивных мотивов не исключает риска наркотизации.
Таблица 2
Иерархия мотивов наркотизации в группах
в зависимости от величины прогностического коэффициента
Группа риска |
Ранговое место |
||
1 |
2 |
3 |
|
Девушки |
|||
Нет риска |
Традиционные |
Субмиссивные |
Гедонистические |
Низкий риск |
Традиционные |
Псевдокультурные |
Гедонистические |
Средний риск |
Аддиктивные |
Мотивы гиперактивации поведения |
Гедонистические |
Высокий риск |
Мотивы гиперактивации поведения |
Гедонистические |
Атарактические |
Юноши |
|||
Нет риска |
Гедонистические |
Субмиссивные |
Аддиктивные |
Низкий риск |
Атарактические |
Псевдокультурные |
Аддиктивные |
Средний риск |
Атарактические |
Аддиктивные |
Псевдокультурные |
Высокий риск |
Мотивы гиперактивации поведения |
Псевдокультурные |
Гедонистические |
Изучение отношения подростков к ПАВ с применением анкетирования показало, что первую информацию о наркотиках 35,6% респондентов получали от учителей, 30,5% – от родителей и 22% – от приятелей. Только каждый десятый респондент о наркотиках узнал из средств массовой информации.
В результате изучения ответов девушек установлено, что для большинства информация носила негативный характер, что составило 78,1%. В пользу наркотиков информация оказалась для 12,5% девушек; неопределенная – для 6,3% девушек. Среди юношей только каждый второй получил негативную информацию (59,3%). Для каждого пятого (22,2%) информация была в пользу наркотиков. При этом информацию в пользу наркотиков получили респонденты, узнавшие о наркотиках от приятелей, что составило 70%.
Выяснение отношения учащихся к полученной информации о наркотиках показало, что каждый третий респондент отнесся к ней либо безразлично (30,5%), либо информация его испугала (33,8%), либо информация заинтересовала респондента (33,8%).
Большинство ответивших респондентов наиболее интересной и достоверной считают информацию, полученную от родителей и учителей, что составило соответственно 30,5% и 27,2%. Но каждый пятый респондент (20,3%) доверяет информации, полученной от друзей. При этом только каждый десятый респондент относится с доверием и интересом к информации в СМИ. Изучение гендерных различий показало, что девушки по сравнению с юношами меньше доверяют родителям и больше доверяют, чем юноши средствам массовой информации.
Изучение отношения респондентов к людям, потребляющим наркотики, показало, что примерно каждый пятый респондент либо относится к ним с интересом (22%), либо безразлично (22%), либо с завистью (20,4%), либо осуждает людей, употребляющих наркотики (20,4%). С сочувствием относится 15,2% респондентов.
Сравнение ответов девушек и юношей показало, что количество девушек, которые относятся с сочувствием к людям, потребляющим наркотики, в сравнении с юношами больше (21,9% против 7,5%). Количество девушек, которые относятся с завистью к людям, потребляющим наркотики, в сравнении с юношами меньше (15,7% против 25,9%).
В результате исследования установлено, что количество девушек, которые попробовали наркотик, составило 21,9%; а юношей – 40,7%, что по сравнению с девушками почти в 2 раза больше. При этом каждому четвертому респонденту предлагал попробовать наркотики близкий друг. Не предлагали испытать на себе действие какого-либо наркотического вещества только 8,5% респондентам. Исследование показало, что только 74,5% откажутся от приема ПАВ, а 23,7% респонденов согласится его принять.
Таким образом, исследование показало низкий уровень нетерпимости к потреблению наркотиков. У большинства респондентов критическое отношение к наркотикам не выработано, многие сведения недостоверны и опасность злоупотребления сильно недооценивается. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости использования информационных, образовательных, психолого-педагогических технологий для организации мероприятий вторичной профилактики употребления ПАВ среди учащихся начального профессионального образования.