Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL TRAINING THE NEW FORMATION FOR THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Boykova M.B. 1
1 Kuban state University of physical culture, sport and tourism
The paper proposed to consider the issue of professional training for the sphere of physical culture and sports. The author analyze the current situation at the moment, both in terms of socio - economic conditions in general, and in the sphere of physical culture and sports in particular. Referring to the process of professional training of physical culture and sports, the authors provide a theoretical rationale for its systematic and systemic approach put forward as the basis for its construction. This integrated system of university training is associated with social order and the actual needs of the established sphere of physical culture and sports, defining training requirements for the content and quality of its assimilation. Based on a systematic approach, the author analyze the possibility of further development of the university training, in line with a trend of progress and gaining strength, which are the basis to achieve a new quality of learning outcomes university. This makes proposals to rethink the state policy on physical education, without which the new system, according to the author it is impossible. Moreover speak about the transformation of high school, who are making their adjustments in the process of university training for the sphere of physical culture and sports. As a result of theoretical reflection, reasoning and conclusions the author make suggestions for the modernization of the whole system of higher education training, which they believed to be necessary to ensure the quality, determined by a specialist physical culture and sports of the new formation. Here are the main characteristics developed by the author, which are based on professional competence, established by the State educational standards of new generation.
the modernization of the system of university training.
the training of experts of physical culture and sports
system

Современный этап преобразования высшей школы обусловлен существенными изменениями социально-экономических условий. Последние стали основой, предопределяющей содержание социального заказа на подготовку специалистов новой формации, в том числе и в сфере физической культуры. Сложившаяся обстановка требует нового взгляда на всю систему профессионального образования. В связи с этим, система подготовки профессиональных кадров в области физической культуры, должна быть подвергнута детальному анализу и синтезу, разработке основных положений, определяющих стратегию и тактику образовательного процесса в системе высшего образования.

Целью настоящих исследований являлось теоретическое обоснование процесса совершенствования профессиональной подготовки кадров для сферы физической культуры на основе реализации системного подхода.

Обращаясь к вопросу, касательно системы подготовки профессиональных кадров, возникает потребность в определении и уточнении некоторых понятий. Одним из наиболее значимых из их числа является понятие термина «система». При всей множественности подходов к его определению все же существуют общие признаки, характеризующие его. К примеру, это то, что система подчеркивает организованность некого множества. При этом системный подход является средством объективации (выделение в качестве объекта исследования) целостных явлений и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений [5].

Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Однако всегда имеется признак характеризующий систему как ограниченное единство и что выражается в определенно форме движения (по формам движения системы подразделяется на механическое, физическое, биологическое, социальное).

К внутренним системообразующим факторам относятся те, которые порождаются объединяющимся в систему отдельными элементами группами элементов или всем их множеством. Искусственные системообразующие факторы могут создаваться человеком или обществом, носить как внутренний, так и внешний характер [3, 6].

Процесс возникновения и становления системы приводит к её зрелости, на фоне которой наблюдается возникновение новых элементов. Но, существуют границы системы, выход за рамки которых может быть губителен для неё.

Система в период зрелости внутренне противоречива вследствие своего двойственного состояния: 1) завершение одной формы движения; 2) носитель новой формы движения.

Зрелая система, как завершающая одну форму движения, представляет собой целостность, раскрывающую все возможности формы движения. С другой стороны - это носительница новой формы движения. То есть каждая система в своем существовании ограничена законами внешней системы (макросистемы) и переходит из одной формы движения в другую [2].

Противоречия между возможностью и действительностью в развитии системы оказывает воздействие на развитие ее элементов. Наиболее перспективными в своем развитии оказываются те из них, функции которых соответствуют потребностям внешней системы.

Всякий переход зрелой системы в другую среду неизбежно вызывает ее преобразование. Это является чрезвычайно важно для внешнего состояния системы образования.

В основе образования, преобразования или изменения системы лежат внутренние и внешние факторы (причины), влияющие на процесс в различной степени. Изучение и раскрытие сущности этого вопроса представляется как проблема, решение которой возможно с использованием системного подхода, способствующего выявлению многообразных типов связи сложного объекта и соединения их в целостное теоретическое представление. Системный подход предусматривает рассмотрение каждой системы как некоторой подсистемы более общей системы. При этом необходимо учитывать, из каких компонентов образована система и способ их взаимодействия; какие функции выполняет эта система и образующие её компоненты; как она взаимодействует с другими системами и каковы механизмы ее сохранения, совершенствования, развития.

В процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту наиболее представительными являются три вида системности: 1) система профессиональной подготовки специалистов; 2) система физического воспитания и спортивной тренировки; 3) система формирования и развития личности (человека). Познание закономерностей их функционирования и развитие позволяет определить направление, структуру и содержание профессионально - образовательной подготовки [2, 5].

Отправной точкой в развитии системы образования является общественный заказ, формирующийся в процессе взаимодействия общества с государством и определяющий реализуемые образовательные приоритеты и методологические подходы.

Таким образом, для определения состояния системы профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта с высшим образованием, определения характеристики, оценки функционирования и результатов действующей системы и прогнозирования перспектив ее развития в будущем, необходимо рассмотреть:

1.      Перспективы качественно нового развития физической культуры и современного спорта.

2.       Тенденции развития системы подготовки физкультурных кадров в России и за рубежом.

  1. Основные тенденции прогресса в управлении педагогическими системами, обеспечивающими подготовку высококвалифицированных специалистов.

Переосмысление государственной политики в области физического воспитания обусловило необходимость преобразования и модернизации системы высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта. В основу этого процесса положена новая образовательная парадигма профессионального образования, которая сопряжена с осмыслением и экстраполяцией её философской основы, рассматривающей биосоциальную сущность человека с позицией интеграции современных идей о современном понимании целостной естественнонаучной картины мира, роли и места человека в нем. Особенностью развивающейся парадигмы является отличие от традиционных стратегических целевых установок и принципов образования. То есть акцент переносится с примата прагматических знаний на развитие когнитивных форм мышления, приоритета развития интересов и мотивации обучаемых, адекватных современным ценностным установкам, сложившимся на данном этапе развития общества [1, 6].

Под профессиональной подготовкой принято понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств; трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии. Из определения вытекает два основных подхода:

1. Основной задачей профессионального образования является вооружение обучаемых подлинной культурой, которая позволит ему найти свое место в жизни и обеспечит возможность принимать верные, адекватные обоснованные, эффективные самостоятельные решения.

2. Содержание профессиональной подготовки определяется целью, задачами, содержанием, условиями и др. особенностями будущей профессиональной деятельности.

Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят специалиста физической культуры и спорта перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе профессиональной подготовки работников физической культуры и спорта [7].

В настоящее время осуществлен переход высшей профессиональной школы на многоуровневую систему обучения, в соответствии с принятой Болонской декларацией. Произошла череда смены Государственных образовательных стандартов, и данный процесс еще не завершен. Подготовка в вузах осуществляется по направлениям в рамках, которых допускаются профили. Но, главное осуществлен переход со «знаньевой» парадигмы в «компетентностную» [1, 7].

Рассматривая и оценивая сложившуюся ситуацию в высшей школе с теоретических позиций и сопоставляя её с новыми взглядами на качественные характеристики специалистов физической культуры и спорта, невольно возникает сомнение и противоречивость в определении возможностей эффективного решения поставленных задач. Так, к примеру, с одной стороны переход на освоение компетенций непременно предусматривает проявление творческих способностей, что способствует преобразованию профессиональной сферы, с другой в описании профессиональных функций специалист представлен как функционер-исполнитель, который не должен преобразовывать сферу своей профессиональной деятельности.

К сожалению, необходимо признать, что в процессе произошедших преобразований в высшей школе возникло множество вопросов, нерешенность которых во-многом сдерживает успешный и эффективный переход от традиционных образовательных установок к новым, более совершенным. Надо понимать, что переходный период всегда сопровождается определенными трудностями. В связи с этим, принимая предложенные нововведения, необходимо помнить, что педагогическая наука накопила огромный опыт по организации образовательного процесса и привела к достаточно высоким результатам, как на уровне общего среднего, так и высшего профессионального образования. Следовательно, все ценное, опробованное, проверенное временем должно быть экстраполировано в новую образовательную систему. Таким образом, адаптационный период перехода на новые векторы развития образовательной среды должен представлять собой процесс модернизации, предусматривающий переход системы на качественно новый уровень своего развития. То есть, старая система не рушится, а продолжает свое развитие. Такой подход к осуществлению внедрения нововведений в практику высшей школы позволит сохранить традиции и менталитет отечественной школы. В тоже время будет способствовать более благоприятному восприятию и принятию новых организационных форм и требований, предусмотренных Государственными стандартами нового поколения.

Выводы

1. Преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, должны быть осмыслены, прежде всего, с педагогической точки зрения. В связи с этим необходим глубокий анализ предлагаемых новшеств, определения их целесообразности, соответствия сложившейся ситуации, их способности позитивного влияния на всю систему кадровой подготовки.

2. В условиях смены системы ценностей в обществе, перехода на демократические и гуманистические жизненные принципы, содержание профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в области физической культуры, должно быть перестроено. Но, данный процесс необходимо осуществлять постепенно и системно. В связи с этим, одной из главных задач данного периода является теоретическое обоснование дальнейшего развития системы подготовки кадров, с целью достижения нового качественного образовательного уровня.

3. Признавая высокую социальную значимость физической культуры, подготовка современных кадров, для данной сферы деятельности, должна осуществляться на основе своевременного внедрения обоснованных организационно-содержательных преобразований, направленных на соответствие уровня подготовки современным представлениям и требованиям общества.

Рецензенты:

Курдюков Б.Ф., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г.Краснодар.

Чернышенко Ю.К., д.п.н., профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г.Краснодар.