Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HUMAN CONSCIOUSNESS IN A GLOBALIZING

Zayats Z.V. 1 Alieva N.Z. 1
1 Institute of service and business (branch) Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Educational «Don State Technical University»
The problem of the transformation of human consciousness, both public and personal, as well as the transformation of the person in the age of globalization sotsiotehnogennoy. The relevance of the scientific studies on the problem caused by the necessity of philosophical understanding of the specifics of increasing globalization sotsiotehnoprirodnoy society in different spheres of life. Held philosophical analysis of technological transformation of society. The discourse of the philosophy of science and technology are built man-made features of the era of globalization: the mechanization of culture and society, technological transformation of public consciousness; tehnogizatsiya identity and the identity of the person; formation of a new anthropological type - man-made man.
identity and identity tehnogizatsiy
the era of globalization
human consciousness

Одним из важнейших процессов мирового развития XXI века стала глобализация. Рефлексия глобализации как важнейшего процесса мирового развития XXI века сводится к рассмотрению различных её аспектов: экономических, политических, социальных, культурных, технологических, экологических. Однако в современных гуманитарных исследованиях акцент установлен на социально-экономическую глобализацию, выявление её тенденций, что не позволяет всесторонне охарактеризовать закономерности феноменов и трендов глобального развития мировой системы.

Представленное нами исследование выделяет тенденцию нарастающей глобальности техногенных трансформаций и возникающей трансформации техногенной глобализации, которая оказывает решающее влияние на всю архитектонику современного мира. Такой подход позволит представить мировую глобализацию как социотехноприродную, а глобальное общество как мегаобщество, которое формируется в эпоху техногенной глобализации. В рамках системного подхода мегаобщество является социотехноприродной системой, представляющей собой эволюционирующую целостность «общество - технология - человек - природа», в которой происходит взаимовлияние и синергийное взаимодействие отдельных компонентов системы.

В результате такой социотехноприродной глобализации общества и природы возникают процессы глобального масштаба, к которым относится не только происходящие социально-техногенные трансформации глобального общества и биосферы как техно-ноосферной реальности, но и трансформации человека, его интеллекта и сознания. Возникает проблема исследования трансформации сознания человека, как общественного, так и индивидуального, а также трансформации самого человека в эпоху социотехногенной глобализации [1].

Актуальность поставленной проблемы связана с усиливающейся социотехноприродной глобализацией общества в разных сферах бытия и требует частнонаучных исследований. Вместе с тем, исследование глобализации должно носить междисциплинарный характер в связи с необходимостью рассмотрения процессов, возникающих вследствие глобализации, универсализации, усиления взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов мира в различных сферах жизни общества.

Благодаря научно-технической активности техногенного социума, разрастанию искусственной реальности - техносферы, ускоренному развитию в последней трети ХХ в. глобальных информационно-коммуникационных технологий происходит становление техногенного общества, возникают характерные черты эпохи техногенной глобализации: технизация культуры и социума, техногенные трансформации общественного сознания; техногизация самосознания и идентичности человека; формирование нового антропологического типа -  человека глобального мира. Современное общественное сознание и самосознание человека связаны с техногенными цивилизационными тенденциями и техноцентричной направленностью мирового процесса глобализации. Техногенная глобализация изменяет роль техники как средства существования человека в фактор конструирования не только бытия человека, но и его сознания, культуры, общества.

Однако современная техногенная тематика взаимодействует с антропологической тематикой больше в плане трансформации телесности человека и её трендов развития. Исходя из перечисленных выше процессов трансформации общества и общественного сознания, протекающих в условиях «глобальных вызовов», глубоких культурных и антропологических кризисов, охватывающих весь мир, возникает необходимость осмысления глобальной феноменальности общественного сознания и самосознания человека с точки зрения ключевых аспектов социотехногенеза и становления в социокультурном мировом пространстве.

Однако в отечественной и зарубежной философии и других отраслях гуманитарного знания проблемы трансформации сознания и самосознания человека в эпоху современного социотехносферогенеза и глобализации исследуются изолированно друг от друга, а сознание человека в техносфере остается пока ещё не проясненным. Его феномены и тренды под действием процессов социоприродной глобализации подвержены трансформациям и до сих пор не являлись предметом целостного концептуального исследования и требуют специального философского осмысления. Поэтому возникает потребность подробного и всестороннего исследования человека в техносфере в философских и социальных аспектах в контексте его историкокультурных изменений. Это обстоятельство актуализировало тему настоящего исследования и определило его объект и задачу как социально-философскую концептуализацию трансформации сознания человека в эпоху техногенной глобализации и выявление его феноменов и трендов.

Масштаб конкретной задачи в рамках проблемы, на решение которой направлено наше исследование, обусловлен техногенной модальностью современного человека в эпоху техногенной глобализации. Возникают феномены проявления человека в социокультурном пространстве как существа, типологическим признаком которого является не столько бытие, связанное с постоянным оперированием техническими средствами, сколько сознание, обусловленное техногенной глобализацией.

Вопрос о техногенном характере сознания современного человека напрямую связан с цивилизационными тенденциями и техноцентричной направленностью мирового исторического процесса. Среди основных направлений исследований в мировой науке и теорий, заложивших основы социокультурного подхода к анализу социальных трансформаций, следует отметить следующие направления: цивилизационные концепции О. Шпенглера и А. Тойнби; культурологические и социологические версии психоанализа: 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Р. Мэйя, структурализм П. Бурдье, Э. Гидденса; информационно-коммуникативный подход Ю. Хабермаса и Н. Лумана; концепции постмодернизма Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра.

Различным аспектам современной социокультурной динамики, ее ценностным, ментальным, бессознательным и идентификационным основаниям посвящены работы Л.В. Баевой, А.А. Краузе, М.B. Катаевой, О.В. Хомякова и др. Однако в отечественной и зарубежной философии и других отраслях гуманитарного знания, проблемы трансформации сознания человека и современного социотехносферогенеза в эпоху глобализации исследуются изолированно друг от друга. Эти феномены и тренды до сих пор не являлись предметом целостного концептуального исследования и требуют специального социально-философского осмысления.

Феномен техногенной глобализации в социально-гуманитарном знании указывает на происходящую сегодня оптимизацию социокультурной реальности таким образом, что, возникает новый техноцентричный идеал, сутью которого будет общество с высоким уровнем техногизации повседневной жизни и социальной организациии. Возникновение Интернета вещей выдвинет на первый план идеологию позитивизма-прагматизма-утилитаризма, что изменит все сферы жизнедеятельности человека и трансформирует его ценности к ценностям гедонизма и девальвирует духовные ценности.

Направленность мирового исторического процесса может быть определена как техноцентричная и глобальная. Такие цивилизационные тенденции определяют техногенный характер современного сознания человека. Причем, трансформация техногенного общества состоит в переходе статуса техники и технологий как средства существования человека в вектор конструирования его бытия и сознания. Именно техногенный модус бытия современного человека обусловил техногенные трансформации общественного сознания. Выделены такие общецивилизационные явления, как «псевдоморфоз» общества, которое подвергается влиянию на него другого, более развитого общества (О. Шпенглер)[1] и «археомодерн» общества, попавшего под многофакторную зависимость от другой, более агрессивной цивилизации (А. Дугин)[2].

Научно-техническая активность техногенного социума, разрастание техносферы как искусственной реальности, ускоренное развитие в последней трети ХХ в. глобальных информационно-коммуникационных технологий приводит к становлению техногенного общества. Возникают характерные черты эпохи техногенной глобализации: технизация культуры и социума, техногенные трансформации общественного сознания; техногизация самосознания и идентичности человека; формирование нового антропологического типа - человека техногенного.

Все модусы техногенной цивилизации определяют содержательный аспект общественного сознания. Техногенный характер общественного сознания опосредуют такие значимые социокультурные тенденции, как возникновение «техногенного бессознательного» (Б. Латур)[3], аксиологизация техногенного, техногизация социума, изменение новых идентификационных образов человека и стилей общественного сознания [4].

Наше исследование исходит из того, что мировоззрение и система ценностей обусловлены типом сознания, они формируют ценностное ядро идентификационных образов и стратегий поведения социальных субъектов. Поскольку система ценностей во многом определяет ход социального развития, в техногенной трансформации общественного сознания деформация ценностной матрицы играет огромную роль. Ценностная матрица общественного сознания интегрирует образы, представления о наиболее существенных трансформациях общественной жизни и презентирует основания сознания человека, включая идеалы и нормы [5]. Девальвации духовных ценностей в обществе техногенной глобализации способствует новая аксиосоциодинамика, которая привносит наряду с доминированием вещной зависимости новые базовые ценности, такие как научно-технологический взгляд на мир, не только научная, но и социальная рациональность, идеал творческой личности. Наличие двух основных типов реальности существования человека: материального (сфера внеидивидуального бытия и окружающего мира) и идеального-виртуального (сфера, содержащая интенции познания мира, самого себя (Я- образов), творчества и др.) - обуславливает социогносеогенную сопряженность и взаимодействие общественного сознания и самосознания человека. Происходит изменение видов и стилей идентификационных образов и общественного сознания человека. Виртуальность техногенного мира вносит новые доминанты в понимание Я-образов человека и его поведения, одним и маргинальных следствий которого является бегство от реальности или эскапизм.

Таким образом, качественное изменение отношения человека к самому себе, жизненным приоритетам, ценностям и окружающей действительности позволило создать настолько глобальную систему технологического обеспечения его жизнедеятельности, что возникла не только эпоха техногенной глобализации, но и угроза существованию самого человека как социально-антропологичекого вида. Представленный в социокультурном знании концепт «человек техногенный» в массовом сознании воспринимается как человек, создающий и пользующийся плодами высоких технологий. Эта точка зрения технологического оптимизма, трендами которой являются направления трансгуманизма и иммортализма. Но есть и технологический пессимизм, который утверждает не только вред конкретных технологий, но и уничтожение человека как вида в условиях техногенной глобализации, кибергизации, клонирования и т.п., приводящий к цивилизационному коллапсу. События в мире доказывают еще и глобальную роль социума, геополитики. Поэтому наше исследование представляет третью точку зрения, включающую здравый оптимизм первого и пессимизм второго направления и делая упор на социотехногенном характере глобализации и её влиянии на человеческое сознание.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Феномен техногенной глобализации в социально-гуманитарном знании указывает на происходящую сегодня оптимизацию социокультурной реальности таким образом, что, возникает новый техноцентричный идеал, сутью которого будет общество с высоким уровнем техногизации повседневной жизни и социальной организации. Возникновение Интернета вещей выдвинет на первый план идеологию позитивизма-прагматизма-утилитаризма, что изменяет все сферы жизнедеятельности человека, трансформирует его ценности к ценностям гедонизма и девальвирует духовные ценности.

Направленность мирового исторического процесса может быть определена как техноцентричная и глобальная. Такие цивилизационные тенденции определяют техногенный характер современного сознания человека. Причем, трансформация техногенного общества состоит в переходе статуса техники и технологий как средства существования человека в вектор конструирования его бытия и сознания. Именно техногенный модус бытия современного человека обусловил техногенные трансформации общественного сознания. Выделены такие общецивилизационные явления, как «псевдоморфоз» общества, которое подвергается влиянию на него другого, более развитого общества (О. Шпенглер) и «археомодерн» общества, попавшего под многофакторную зависимость от другой, более агрессивной цивилизации (А. Дугин).

Научно-технической активность техногенного социума, разрастание техносферы как искусственной реальности, ускоренное развитие в последней трети ХХ в. глобальных информационно-коммуникационных технологий приводит к становлению техногенного общества. Возникают характерные черты эпохи техногенной глобализации: технизация культуры и социума, техногенные трансформации общественного сознания; техногизация самосознания и идентичности человека; формирование нового антропологического типа - человека техногенного.

Все модусы техногенной цивилизации определяют содержательный аспект общественного сознания. Техногенный характер общественного сознания опосредуют такие значимые социокультурных тенденции, как возникновение «техногенного бессознательного», аксиологизация техногенного, техногизация социума, изменение новых идентификационных образов человека и стилей общественного сознания.

Мировоззрение и система ценностей обусловлена типом сознания, она формирует ценностное ядро идентификационных образов и стратегий поведения социальных субъектов. Поскольку система ценностей во многом определяет ход социального развития, в техногенной трансформации общественного сознания деформация ценностной матрицы играет огромную роль. Ценностная матрица общественного сознания интегрирует образы, представления о наиболее существенных трансформациях общественной жизни и презентирует основания сознания человека, включая идеалы и нормы.

Девальвации духовных ценностей в обществе техногенной глобализации способствует новая аксиосоциодинамика, которая привносит наряду с доминированием вещной зависимости новые базовые ценности, такие как научнотехнологический взгляд на мир, не только научная, но и социальная рациональность, идеал творческой личности.

Наличие двух основных типов реальности существования человека: материального (сфера внеидивидуального бытия и окружающего мира) и идеального-виртуального (сфера, содержащая интенции познания мира, самого себя (Я - образов), творчества и др.) - обуславливает социогносеогенную сопряженность и взаимодействие общественного сознания и самосознания человека. Происходит изменение видов и стилей идентификационных образов и общественного сознания человека. Виртуальность техногенного мира вносит новые доминанты в понимание Я-образов человека и его поведения, одним и маргинальных следствий которого является бегство от реальности или эскапизм.

Качественное изменение отношения человека к самому себе, жизненным приоритетам, ценностям и окружающей действительности позволило создать настолько глобальную систему технологического обеспечения его жизнедеятельности, что возникла не только эпоха техногенной глобализации, но и угроза его существованию как социально-антропологичекого вида.

Представленный в социокультурном знании концепт «человек техногенный» в массовом сознании воспринимается как человек создающий и пользующийся плодами высоких технологий. Эта точка зрения технологического оптимизма, трендами которой являются направления трансгуманизма и иммортализма. Но есть и технологический пессимизм, который утверждает не только вред конкретных технологий, но и уничтожение человека как вида в условиях техногенной глобализации, кибергизации, клонирования и т.п., приводящий к цивилизационному коллапсу. Данное исследование представляет третью точку зрения, включающую здравый оптимизм первого и пессимизм второго направления и делая упор на социотехногенном характере глобализации и её влиянии на человеческое сознание.

Рецензенты:

Ивушкина Е.Б., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой «Информатика», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты;

Положенкова Е.Ю., д.ф.н., профессор, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты.