Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONDITIONS FOR THE EFFECTIVE FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF THE HEADS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Krymovskaya I.A. 1
1 Service for the Control and Supervision of Education of the Irkutsk region
The relevance and significance of a specially organized, purposeful process of formation of legal competence of the heads of professional educational institutions are primarily determined by the pace of modernization processes in the system of vocational education. The formation of the legal competence of the heads of educational institutions represents itself as any process, a logical, consistent and continuous change of next to each other stages of development. In the center of our attention are the conditions for the effective formation of the legal competence providing the effectiveness of legal competence of the heads of professional educational insntitutions. The author analyzed the regularities that govern this process, and the support of a number of General conditions organizational-pedagogical and methodological nature, providing the efficiency of the process of formation of legal competence of the head of the educational organization.
purposeful process
legal competence of the heads of the educational institutions
professional educational organization
local normative legal act
Актуальность и значимость специально организованного, целенаправленного процесса формирования правовой компетентности руководителя профессиональной образовательной организации обусловлена, прежде всего, темпом модернизационных процессов в системе профессионального образования. Как справедливо отмечает С.В. Мягкова, «правовые преобразования в России происходят быстрее, чем развитие и становление личности в конкретном историческом периоде» [14]. В связи с этим можно констатировать неизбежное запаздывание процесса естественной адаптации правовой компетентности руководителя профессиональной образовательной организации относительно меняющихся условий и требований. Ситуация отягощается традиционной перегрузкой директора колледжа, техникума, затрудняющей процесс его профессионального самообразования. Таким образом, предметом исследования выступает специально организованный и так или иначе институционально оформленный процесс формирования правовой компетентности руководителя профессиональной образовательной организации.

В общем случае, формирование профессиональной компетентности определяется исследователями как «осознанное освоение субъектом совершенной формы действия», которое «меняет не только его деятельность, но и его самого» [5]. Процесс формирования правовой компетентности исследователи определяют:

  • с точки зрения обучающей организации - как «движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности обучения» [19] или, более конкретно, как «целостный процесс осуществления технологического алгоритма ... включающего в себя три основные составляющие: разработку «дерева целей», реализацию исполняющей и управляющей программ» [15];
  • с точки зрения обучаемого - как «освоение и применение комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями» [14].

В качестве основных компонентов целостного процесса формирования правовой компетентности специалиста выделяются: содержательно-целевой (обеспечивающий заданную направленность процесса подготовки), организационно-процессуальный (определяющий единство процессов конструирования содержания и средств обучения, педагогического и методического взаимодействия обучающих и обучающихся) и операционально-технологический (ориентирующий процесс подготовки на использование активных форм и методов обучения, обеспечение субъектной позиции обучающихся [19]. Эти три компонента могут быть соотнесены с такими традиционными структурными составляющими образования, как целеполагание, содержание и образовательный процесс.

Цель формирования правовой компетентности руководителя профессиональной образовательной организации, в соответствии с определением правовой компетенции, может быть определена как подготовка руководителя к эффективной правовой деятельности в современном образовательно-правовом поле. Указанная цель может быть тем или иным образом конкретизирована в наборе задач, в соответствии с элементарной либо функциональной структурой правовой компетентности руководителя.

Исследователи проблемы формирования и развития правовой компетентности руководителя (специалиста) выделяют следующие закономерности, которым подчиняется этот процесс.

1. Уровень правовой компетентности личности зависит от особенностей правовой социализации личности. При этом «правовая социализация» понимается как целостное единство социализирующих воздействий на индивида социальной среды, целенаправленной воспитательной деятельности общества, его социальных институтов, собственной деятельности [11]. Результатом этого процесса становится «включение в нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом, овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом» [6]. В процессе правовой социализации личности формируются также и другие факторы, способствующие развитию правовой компетентности: наличие соответствующей юридической информации; развитое правовое сознание; желание и умение участвовать в общественно-правовой жизни и др. [9].

2. Целенаправленное формирование правовой компетентности в образовательном процессе должно начинаться с формирования мотивационно-целевых установок слушателей. Только в этом случае последующее усвоение теоретических знаний и практических умений происходит осмысленно, и правовая компетентность формируется как целостный, интегративный феномен [4]. В дальнейшем, на этапе профессиональной деятельности, активная личная позиция руководителя, опирающаяся на систему его внутренних мотивов, наряду с достаточно сформированными знаниями, навыками, умениями, является необходимым условием его правовой деятельности [13]. С.В. Мягкова делает вывод «о существовании определенной зависимости между мотивационной и содержательно-операциональной готовности руководителей образовательных учреждений ... к формированию правовой компетентности. Чем выше уровень мотивации готовности руководителей ... тем успешнее их потребность в овладении специальными знаниями и умениями, что в итоге определяет уровень сформированности технологической готовности руководителей образовательных учреждений к ... <правовой> деятельности» [15].

3. Формирование правовой компетентности - двусторонний процесс, представляющий собой сочетание интериоризации и объективизации. Каждый из двух обозначенных процессов требует соответствующего методического обеспечения. «Методы обучения и социализации делают возможной интериоризацию внешних миров, а индивидуальные и коллективные практики акторов приводят к объективизации внутренних миров. Речь идет о двойном движении интериоризации внешнего и экстериоризации внутреннего» [7].

4. Правовая компетентность может быть сформирована на двух качественно различных уровнях, которые Н.О. Вербицкая и А.В. Караева обозначили как «учебный» и «профессиональный» [4], а А.С. Аникина - как «функционально-технологический» и «системно-профессиональный» [1]. Если первый уровень может быть сформирован в процессе учебных занятий (включая учебную и производственную практику и/или стажировки), то второй уровень правовой компетентности в полной мере может быть достигнут только в процессе профессионально-трудовой деятельности.

Формирование правовой компетентности руководителя образовательной организации представляет собой, как и всякий процесс, - закономерную, последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития. Таким образом, важным моментом анализа указанного процесса является выделение его этапов. По этому поводу у современных авторов имеются различные мнения. Так, Н.Р. Нуриахметова выделяет следующие этапы формирования нормативно-правовой компетентности будущих педагогов и учителей в образовательном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования: (1) целеполагание, (2) выбор подходов, (3) определение содержания, (4) выбор технологий обучения, (5) определение критериев для оценки результата сформированности профессиональной компетентности [17]. Как мы полагаем, на самом деле автор имеет в виду этапы проектирования образовательного процесса (вне зависимости от того, на формирование какой компетентности он направлен). Довольно специфичную модель процесса формирования правовой компетентности специалиста предлагает С.Г. Иванова, выделяя в этом процессе три этапа: (1) формирование когнитивного компонента правовой компетентности (этап приобретения формализованных знаний специальных правовых норм); (2) формирование оценочного компонента (переход от к знаний к убеждениям); (3) формирование волевого компонента (переход от убеждений к правовому поведению) [8]. На наш взгляд, подобный подход отличается определенным упрощением, поскольку этапы формирования правовой компетентности отождествляются с элементарными составляющими ее структуры. Однако эти структурные элементы компетенции не могут существовать и функционировать, равно как и формироваться, по отдельности. Например, нельзя в образовательном процессе вести «вначале» деятельность по усвоению знаний, а «потом» или «на следующем этапе» - рефлексивно-оценочную деятельность. В современном образовательном процессе рефлексия должна пронизывать всю учебную деятельность, начиная с первого же занятия. Налицо механистическое расчленение ряда процессов, протекающих на практике параллельно и в единстве. Более продуманный подход встречаем в работе Н.Н. Сапрыкиной, которая также связывает этапы формирования правовой компетентности с элементарными компонентами последней. Тем не менее ей удалось преодолеть основные противоречия и выстроить достаточно логичную модель. В этой модели этапы означают не порядок формирования элементов правовой компетентности, а порядок, в котором они поочередно становятся ведущими в образовательном процессе, обеспечивая и опосредуя собой развитие других компонентов. Автор выделяет четыре этапа развития правовой компетентности руководителя образовательной организации: (1) диагностико-проектировочный, (2) ориентирующе-адаптивный, (3) образовательный, (4) корректировочный [19]. Второй этап очевидным образом ассоциируется с формированием мотивационно-ценностного компонента правовой компетентности, который выступает базой для развития остальных компонентов. Третий этап можно соотнести с развитием когнитивного и операционно-деятельностного компонентов правовой компетентности, а четвертый этап - с активным использованием ее рефлексивного компонента. Важным представляется введение первого (точнее, предварительного) этапа, который может конкретизирован с использованием подхода Н.Р. Нуриахметовой, который мы рассмотрели ранее. Обращаясь к работе А.С. Аникиной, которая предлагает следующую этапность формирования правовой компетентности: (1) профессионально-мотивационный этап; (2) профессионально-прикладной этап; (3) профессионально-обобщающий этап. Именно на профессионально-обобщающем этапе происходит «комплексное применение освоенных правовых и педагогических компетенций» в процессе профессиональной деятельности [1]. Обобщая имеющиеся подходы, мы можем выделить следующие этапы формирования правовой компетентности руководителя образования:

1)         предварительный (диагностико-проектировочный) этап: уточнение целеполагания, содержания, форм и методов работы на основе диагностики запросов слушателей, особенностей их профессионального опыта, специфики их образовательных организаций, основных проблем;

2)         мотивационно-ориентирующий этап: формирование у слушателей индивидуальных смыслов освоения дополнительных образовательных программ;

3)         образовательный этап: освоение и присвоение знаний, умений и навыков, составляющих правовую компетентность руководителя;

4)         профессионально-преобразующий этап: формирование опыта преобразования знаний, умений и навыков в инструменты решения профессионально значимых задач;

5)         корректировочный этап: определение наличных дефицитов в знаниях, умениях, навыках и средств их преодоления.

В центре нашего внимания находятся условия формирования правовой компетентности. Их рассмотрение представляется целесообразным начать с общих методологических условий, обеспечивающих эффективность формирования и развития правовой компетентности руководителя (специалиста) в образовательном процессе. В качестве таких условий авторы называют правильный выбор методологических и методических подходов при организации процесса подготовки:

  • аксиологический, деятельностный, контекстный, компетентностный, личностно-ориентированный [10];
  • компетентностный [12] и компетентностно-деятельностный: «компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности» [3];
  • ситуационный, суть которого заключатся в подборе и применении ситуационных задач, актуализирующих личностное отношение студентов к проблеме [20];
  • интерактивный (основанный на понятии «интеракция», которому «соответствуют концепты «диалог/диалогизм», «взаимодействие», «сотрудничество» и «сотворчество»» [2]) и близкий к нему партисипативный, предполагающий «взаимодействие ... преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным... механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых» [18], «совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий» [16]. Рассмотрение общих организационно-практических условий формирования правовой компетентности руководителя (специалиста) осложняется тем, что большинство работ, посвященных данной проблематике, ограничены рамками процесса высшего образования. Тем не менее, анализ этих работ позволяет выделить ряд общих условий организационно-педагогического и методического характера, обеспечивающих эффективность процесса формирования правовой компетентности специалиста.

Рецензенты:

Есенина Е.Ю., д.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования, г.  Москва;

Кондратьева О.Г., д.п.н., доцент, заместитель директора по дополнительному профессиональному образованию Учебно-производственного центра, г. Иркутск