Профессиональное становление человека в современных социальных условиях перестает быть жестко нормированным процессом, требует от личности самостоятельной работы по самоопределению и построению себя как профессионала. Причем развитие профессионализма - это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает изменение человека под влиянием условий и содержания профессиональной деятельности.
Рассмотрение проблемы идентичности необходимо начинать с терминологического анализа данного понятия. Несмотря на то, что в последнее время термин «идентичность» достаточно широко используется в исследованиях психологов и существует достаточное количество его определений, психологическое значение данного понятия нуждается в уточнении.
Для того чтобы обозначить специфику термина «идентичность», необходимо определить сущность этих категорий в зарубежной и отечественной психологии.
Понятие идентичности, в западной психологии чаще всего соотносится с понятиями «Я-концепция», «Образ - Я», но авторами трактуются по-разному, при этом в той или иной степени «Я-концепция» принимается за эквивалент идентичности [9]. Представления об идентичности в отечественной психологии связаны с исследованиями самосознания и самоотношения, «образом Я», самоопределением и социализацией личности. Необходимо отметить, что в отечественной психологии проблема идентичности решается в сложившейся последовательной триаде: сознание - самосознание - образ Я, и идентичность выступает как эквивалент самосознания [1, 4, 7].
Как отмечает Л.Б.Шнейдер, «самосознание» и «идентичность» не являются тождественными понятиями [10]. По мнению автора, традиционно в психологии и философии самосознание определяют как выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценку своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Идентичность традиционно понимают как результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, т.е. единицей анализа идентичности выступает образ Я. Следовательно, понятие «идентичность» шире понятия «самосознание» и включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты, тогда как «Я-концепция» выступает как результативная осознаваемая часть идентичности[7].
Анализируя подходы к проблеме идентичности, можно полагать, что основания для выделения профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия вытекают из содержания и логики теоретического и экспериментального исследования идентичности. Данный анализ в своих работах провёл Ю.П. Поварёнков [9].
По мнению Ю.П. Поваренкова, выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов.
Психологические исследования профессиональной идентичности, ведущиеся в рамках отечественной психологии, представляют собой неоднородный пласт работ. Можно отметить, что авторы исследований, посвященные изучению профессиональной идентичности, рассматривают различные содержательные компоненты данного феномена [3, 4, 5,7, 8, 10] .
В рамках концепции профессионального становления личности (ПСЛ), предложенной Ю.П. Поваренковым профессиональная идентичность является системным образованием, а её формирование происходит на основе целого комплекса различных механизмов: когнитивного, мотивационного и ценностного [9].
Важно отметить, что при анализе профессиональной идентичности Ю. П. Поварёнков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком: себя, как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности.
При анализе проблемы идентичности, во-первых, необходимо учитывать, что формирование идентичности это серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения [2]. Во-вторых, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т.е. возвращаться на более низкий уровень и зависеть от ведущих мотивов, развития самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе социальных отношений [4,7,8]. И, в-третьих, идентичность развивается на протяжении всей жизни человека.
В своей работе мы рассматриваем структуру и показатели профессиональной идентичности, а также ее динамику на разных этапах профессионализации студентов медицинского вуза.
Обратимся к взглядам некоторых исследователей относительно того, как происходит становление профессиональной идентичности, и какие психические процессы в этом задействуются. Некоторые авторы рассматривают профессиональную идентичность, как процесс профессионального развития человека, связанный с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной направленностью, которая включает в себя удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.
Другие исследователи полагают, что профессиональная идентичность - это свойство личности, выражающиеся во взаимосвязи когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристиках.
Придерживаясь точки зрения Ю.П. Поваренкова, мы определяем профессиональную идентичность как психологическое представление человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка, отношение к профессиональной деятельности и принятие ценностей профессионального сообщества.
Несмотря на большее количество исследований профессиональной идентичности пока еще недостаточно сведений о соотношении структурных компонентов данного вида идентичности и их изменений. Поэтому мы посчитали необходимым проанализировать структуру профессиональной идентичности личности студентов на разных этапах обучения в вузе.
Задачей нашего исследования стало изучение компонентов определяющих профессиональную идентичность и динамику профессиональной идентичности у студентов на разных этапах обучения в вузе.
В качестве диагностического инструмента для определения уровня профессиональной самооценки использовалась методике методика Дембо - Рубинштейн в модификации Прихожан и методика множественной идентификации (модифицированный вариант психосемантической методики В. Ф.Петренко).
Для определения уровня отношения к профессиональной деятельности, использовалась методика «Фактор привлекательности профессии» В. Ядова (модификация Н.В.Кузьминой, А.А. Реана).
Для определения уровня ценностного компонента профессиональной идентичности в качестве диагностического инструмента использовался морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.
Данные методики, позволяют нам ответить на два методологически важных вопроса: какова психологическая структура профессиональной
идентичности студентов-медиков; как она развивается в процессе профессионального обучения и на разных этапах профессионального становления.
С целью статистической обработки данных применялись различные методы: для выявления различий в предпочтении ценностей у студентов различных курсов применялся непараметрический вариант метода однофакторного дисперсионного анализа - Н-критерий Крускала-Уоллиса.
Для уточнения различий и попарного сравнения независимых выборок по показателям ценностей применялся непараметрический метод - U-критерий Манна-Уитни. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excell 2010 и пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS.
Выборка в нашем исследовании составила 278 обучающихся с 1 по 6 курс на лечебном факультете ОмГМУ. Возраст испытуемых от 18 до 24 лет. Выборка по курсам представлена в таблице 1.
Таблица 1
Состав общей выборки испытуемых
Количество испытуемых |
По курсам обучения |
|||||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
6 курс |
|
40 |
40 |
47 |
49 |
58 |
44 |
|
% от 278 |
14,4% |
14,4% |
16,9% |
17,6% |
20,9% |
15,8% |
По критерию «принятие себя как профессионала» по методике Методика Дембо - Рубинштейн в модификации Прихожан была проведена следующая процедура подсчетов. Суммировались результаты по шкалам (методики Рембо-Рубинштейн) по шкале - практические профессиональные навыки, по шкале - профессионализм, по шкале - способности и задатки необходимые для выполнения профессиональной деятельности, определяли среднее значение - 1 индекс. Сумма средних значений по шкалам - теоретические профессиональные навыки и практические профессиональные навыки - 2 индекс. Сумма по шкале - я - профессионал и среднее значение по профессиональным знаниям и умениям - 3 индекс.
По методике множественной идентификации (модифицированный вариант психосемантической методики В. Ф.Петренко) профессиональная идентичность операционализировалась как семантическая близость конструктов «Я как врач», «Мой идеал врача» у студентов разных этапов обучения.
По критерию «удовлетворенность профессионально деятельностью» подсчет результатов проводился с помощью методики «Удовлетворённость профессией» В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана. Цель данной методики - изучить структуру значимых факторов профессиональной деятельности у студентов разных этапов обучения, определяющих отношение учащихся к профессии. Понятие "привлекательность" в данном контексте понимается как положительное отношение к профессии. Обработка результатов включала: по каждой колонке в отдельности подсчитывается количество выборов от общего числа факторов привлекательности - непривлекательности профессии. Чем больше положительных факторов являются значимыми для студента, тем более он удовлетворён сделанным выбором, что, в свою очередь, способствует профессиональной стабилизации студентов.
Для определения уровня ценностного компонента профессиональной идентичности в качестве диагностического инструмента использовался морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. который позволяет выявить личностные ценности, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности.
В ходе обработки результатов исследования получены данные по структурным компонентам профессиональной идентичности (табл.2)
Таблица 2
Средние значения по структурным компонентам профессиональной идентичности
Показатели профессиональной идентичности |
курс |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Оценка себя как профессионала |
3,94 |
3,82 |
4,07 |
4,43 |
4,78 |
4,35 |
Удовлетворенность профессионально деятельностью |
20,8 |
19,5 |
25,3 |
24,5 |
29,9 |
20,0 |
Принятие ценностей профессиональной деятельности |
10,3 |
9,5 |
10,9 |
10,1 |
9,8 |
11,0 |
Итого: |
11,7 |
11,0 |
13,4 |
13,0 |
14,8 |
11,8 |
Исходя из результатов, представленных в таблице, можно обозначить следующие тенденции становления профессиональной идентичности у студентов медицинского вуза на различных этапах обучения: на 2-ом, 4-ом и 6-ом курсах отмечается низкие значения показателей профессиональной идентичности, что на наш взгляд, обусловлено кризисом идентичности.
Об этом также свидетельствуют полученные значимые различия между показателями профессиональной идентичности на 1-м и 3-м; 1-м и 5-м курсах (р≤0,001), где у студентов 2-го, 4-го и 6-го курса значительно ниже уровень профессиональной идентичности, чем у остальных перечисленных курсов. Данный результат объясняется тем, что студенты 2-го курса переживают кризис перехода от школьно-ученической формы обучения к учебно-академической форме обучения в вузе, имея на 1-ом курсе, как правило, идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями на последующем курсе меняются.
На 3-ем курсе выявлено повышение значений показателей профессиональной идентичности, затем небольшое снижение значений на 4-ом курсе, что объясняется процессом адаптации к профильным дисциплинам и большой учебной нагрузкой. Наиболее высокие значения показателей профессиональной идентичности выявлены у студентов 5-го курса. Это может свидетельствовать, что их учебная деятельность носит характер учебно-профессиональной деятельности, когда академические знания выстраиваются в профессиональные, повышается профессиональная самооценка, и студент начинает воспринимать себя как профессионала.
Получены значимые различия в показателях на 3-м и 6-м; 5-м и 6-м курсах(р≤0,05), и у шестикурсников значения показателей ниже на достоверном уровне значимости, чем у студентов 3-го и 5-го курсов. Данное снижение показателей, возможно, обусловлено тем, что изменяются их представления о профессии, о профессионале, о своих профессионально-важных, профессионально-значимых качествах, способностях и возможностях их реализации в данной сфере труда и в выборе дальнейшей профессиональной специализации.
Итак, в своем исследовании, мы определили структуру и компоненты, определяющие профессиональную идентичность студентов медицинского вуза. К ним относятся: оценка себя как профессионала, удовлетворенность профессионально деятельностью, принятие ценностей профессиональной деятельности. В ходе исследования выявлена динамика становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза: наиболее низкие показатели профессиональной идентичности зафиксированы у студентов на 2-ом, 4-ом и 6-ом курсах, наиболее высокий показатель профессиональной идентичности - у студентов 5-го курса.
Рецензенты:
Трещёва О.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания и спорта ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск;
Четвериков Д.В., д.псх.н., к.м.н., заведующий Амбулаторным психоневрологическим отделением Бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодовникова», г. Омск.