Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METACOGNITIVE SKILLS IN PROFESSIONALLY CAUSED PERSONALITY STRUCTURES BACHELOR OF LINGUISTICS

Gruba N.A. 1 Serzhanova Zh.A. 2
1 Sibirian State Techlogical University
2 Siberian State Technological University
The authors analyze approaches to the concept of "metacognitive skills," reveal the role and place of metacognitive skills in the professionally caused personal structure of a Bachelor of Linguistics. The authors describe the skills that create the professional worldview of the future linguist-interpreter. In the article there is presented the model, which describes the personal structure of a Bachelor of Linguistics: 1) the professional component of attitude (common cultural and general professional competence); 2) professional competence and its components (the communicative and foreign communicative, sociological and ethno-cultural, informational, special, including translation competence); 3) quality and professionally important physiological properties. The authors emphasize that in the educational process of the university need to create the appropriate pedagogical conditions for the formation and development of this kind of skills graduates, because wherever worked graduate from it will require a willingness and ability to overcome their own cognitive limitations and difficulties, to work in conditions of excess (lack of contradictions) information to assess themselves and argue their position.
Bachelor of Linguistics.
professionally caused stucture of a personality
metacognitive skills
metacognition

Антропоцентрический вектор развития современной образовательной науки и практики предопределяет интерес исследователей к процессам познания и самопознания, в том числе к вопросам рефлексии индивида относительно собственной профессионально-познавательной деятельности. Особую значимость рефлексивная деятельность приобретает в свете подготовки будущих бакалавров лингвистики, обучающихся по направлению «Лингвистика». Способность осуществлять своевременный контроль  за процессом и результатом лингвистического анализа и перевода, адекватный выбор средств и способов решения учебных и профессиональных задач, расширение области познания и самопознания – все эти и другие навыки являются неотъемлемыми составляющими профессиональной картины мира будущего лингвиста-переводчика и его самоутверждения в профессии. В этой связи целесообразным представляется формирование и развитие у студентов-лингвистов метакогнитивных умений как стремления осуществлять анализ, координацию и коррекцию собственной мыслительной деятельности. В данной статье мы попытаемся определить место и значимость метакогнитивных умений в профессионально обусловленной личностной структуре будущих бакалавров лингвистики.

Понятие «метакогнитивные умения» развивается на стыке целого ряда научных дисциплин: философии, психологии, социологии, антропологии, лингвистики. Метакогниция или метапознание (от гр. μετά – «между», «после», «через» и лат. cognitio – «познание», «познавание» и cogitatio – «мышление», «размышление») – это своего рода «познание через познание» или размышление о познании, что наиболее ярко выражено у Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю…» [7]. Иными словами метакогнитивность – это бесконечный процесс расширения общего и профессионального кругозора, области знаний, который проходит через осознание индивидом собственного несовершенства, ограниченности собственного знания и через готовность пересматривать свои прежние взгляды.

Под умением в педагогике и психологии традиционно понимается владение способами, приемами и техниками применения усваиваемых знаний на практике, а также основанная на знании готовность успешно выполнять определенную деятельность (И.Ф. Харламов, Н.Н. Павелко и С.О. Павелко и др.). Н.Н. Павелко и С.О. Павелко считают целесообразным проводить различие между элементарными умениями и умениями, переходящими в мастерство. Первые следуют сразу за знаниями и строятся на основе подражания или достигаются методом проб и ошибок. Мастерство появляется на базе выработанных навыков и постоянно расширяющегося круга знаний [6].

Анализ концепций метапознания Дж. Флейвелла, А. Браун, С. Тобиаса и Х.Т. Эверсона, В. Шнайдера, М.А. Холодной и др.  позволяет предположить, что метапознавательные умения включают 1) умение анализировать себя как познающего субъекта (того, какие факторы влияют на приобретение и усвоение знания); 2) расширять собственный кругозор и выполнять познавательные задачи, выбирать соответствующие стратегии и тактики их решения; 3) умение планировать, определять цель и задачи мыслительной деятельности, правильно распределять ресурсы, отделять главное от второстепенного; 4) оценивать результат (продукт) познавательной деятельности, степень выполнения поставленной задачи, эффективность решения; 5) осуществлять переоценку результатов деятельности.

А. Браун отмечает, что знания индивида о своих познавательных процессах могут быть ошибочными, поскольку это знание развивается и укрепляется с возрастом [13].  Принимая в расчет данную точку зрения, следует учесть, что умение анализировать себя как познающего субъекта не может быть сформировано в рамках образовательного процесса вуза, поскольку это бесконечный процесс самопознания. Однако в данном случае мы можем рассчитывать на то, что нам удастся предостеречь студентов от так называемых метакогнитивных искажений – иллюзии знания (преувеличении степени собственной осведомленности о чём-л.), завышенной или, наоборот заниженной самооценки и пр.

Изучив концепции метакогнитивизма, интеллекта и рефлексивной деятельности М.А. Холодной, А.В. Карпова и других учёных, М.А. Кислякова приходит к выводу о наличии трёх групп метакогнитивных умений (стратегий):

  1. планирование интеллектуальной деятельности: умение планировать, выдвигать цель и задачи мыслительной деятельности, продумывать средства решения поставленных задач, прогнозировать результат и последствия собственных действий;
  2. сознательное регулирование: умение объективно оценивать собственное знание\ незнание, аргументировать поступки, настраивать себя на работу;
  3. познавательная открытость: умение отстаивать свою позицию или пересматривать результаты деятельности в случае ошибок, умение выстраивать конструктивную критику в адрес других и адекватно воспринимать таковую в свой адрес [3].

А.В. Литвинов и Т.В. Иволина отмечают следующие характерные особенности метакогнитивных умений:

  • данные умения соотносятся с процессуальными знаниями, необходимыми для регуляции и контроля за учебной деятельностью,
  • они взаимозависимы (умение ориентироваться в задании активизирует умение выделять главное, что в свою очередь способствует правильному планированию деятельности и т.д.),
  • интеллектуальные и метакогнитивные способности, вероятнее всего, усиливают друг друга, то есть, чем выше уровень интеллектуальной компетенции личности, тем более высоким уровенем метакогнитивных умений она обладает  [5].

Теперь попытаемся определить место метакогнитивных умений в профессионально обусловленной личностной структуре бакалавра лингвистики.  

Исследование существующих групп требований к будущим субъектам профессиональной деятельности (А.М. Столяренко, Н.Б. Крылова), подходов к структуре личности специалиста (Э.Ф. Зеер, А.М. Столяренко и др.), а также содержания Государственного образовательного стандарта ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, позволяет сконструировать модель, отражающую становление личности бакалавров лингвистики. Данная модель включает в себя три компонента:

  1. профессиональный компонент мировосприятия и мироощущения (общекультурные и общепрофессиональные компетенции, далее ОК и ОПК);
  2. профессиональную компетентность (ПК) и её составляющие (коммуникативную и иноязычную коммуникативную, социо- и этнокультурную, информационную, специальную, в т.ч. переводческую компетенции);
  3. профессионально значимые качества и психофизиологические свойства.

Профессиональный компонент мировосприятия и мироощущения отражает понимание лингвистом сущности и социальной значимости собственной профессии, высокую мотивацию, способность ориентироваться в системе ценностей на уровне родной и иноязычной культур, а также в системе профессиональных ценностей, владение навыками межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность профессиональных контактов, готовность принимать на себя нравственные обязательства, правовую культуру. На фоне требований ФГОС ВО к данному компоненту личностной структуры бакалавра особо следует подчеркнуть следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции:

  • способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
  • владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи (ОК-7);
  • готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);
  • готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОПК-9);
  • способность оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования (ОПК-17) [9].

Как следует из формулировок, профессиональный компонент мировосприятия  подразумевает необходимость формирования в образовательном процессе вуза таких метакогнитивных умений, как планирование мыслительной деятельности, её сознательное регулирование и оценку (переоценку) результатов когнитивной деятельности.

Следующий компонент структуры личности бакалавра лингвистики – профессиональная компетентность – включает в себя профессиональную эрудицию и знание основ профессии, владение техниками личностного и делового общения на родном языке и на изучаемых языках, способность адекватно оценивать условия межкультурного взаимодействия и находить адекватные формы сотрудничества, владение информационными технологиями (включая критическое отношение к распространяемой в СМИ информации и готовность осваивать новые ИТ).  Данный компонент также подразумевает специальные требования, выдвигаемые в зависимости от вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники-бакалавры. Госстандарт предусматривает четыре вида деятельности бакалавров:  лингводидактическая; переводческая; консультативно-коммуникативная; информационно-лингвистическая; научно-исследовательская [9]. Среди требований ФГОС ВО, характеризующих данный компонент структуры личности также есть несколько пунктов, в основе которых лежат различные метакогнитивные умения и стратегии:

  • способность критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (ПК-5);
  • способность моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-17);
  • способность оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-27) [9].

Способность критически анализировать учебный процесс подразумевает, как умение формулировать цель и задачи, так и умение объективно оценивать характер и результат собственной педагогической, в том числе профессионально познавательной работы, высокий уровень профессионального самосознания. То же самое можно сказать и о консультативно-коммуникативной, переводческой и научно-исследовательской работе бакалавра. Где бы ни трудился выпускник, от него потребуется готовность и способность преодолевать собственные познавательные ограничения и затруднения, работать в условиях избытка (недостатка, противоречий) информации, оценивать себя и аргументировать свою позицию.

Проведенный анализ показал, что метакогнитивные умения занимают ключевое место в профессионально обусловленной личностной структуре бакалавра лингвистики, формируя профессиональный компонент его мировосприятия и мироощущения, а также профессиональную компетентность. Мы убеждены, что в образовательном процессе вуза необходимо создавать соответствующие педагогические условия для формирования и развития данного рода умений у выпускников.