Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENDER ISSUES IN THE CONTEXT OF CIVIL SOCIETY

Gadieva A.N. 1 Urusova Zh.I. 2
1 Centre for social research of the Republic of North Ossetia-Alania Institute for socio-political research of the Russian Academy of Sciences. Russia, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, 362003, Russia, the Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vataev street, 25. (8672)-280-823
2 FGBOU VO "Gorsky state agrarian University" (GGAO), the Ministry of agriculture of the Russian Federation. 362040, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Kirov street, 37. http://www.gorskigau.com. Теl: +7(8672) 53-23-04. Fax: +7(8672) 53-90-04
In the article the author touches upon the question of gender equality and influences of gender aspect on condition of civil society. In the process of our research we made analyze of the status of women as in Russia in general and in North Caucasus too, also it was gave the evaluation of the contribution of women in the development of civil society in North Ossetia. In the writing of article it was used the common methods of analyze and synthesis, system approach. In the research identified factors of gender inequalities as a conservative and patriarchal attitudes not only mass consciousness, but the power elite. In the article offered kind of steps for reaching of gender equality.
citizenship.
gender
gender stereotypes
NGOs
the women´s movement
political activity
civil society
democracy
gender inequality
gender equality

Мировые постиндустриальные процессы влекут за собой фундаментальные изменения в культурно-нравственных структурах традиционно-патриархальных обществах. С распространением идей демократии и принципов гражданского общества одной из важнейших социальных задач становится преодоление всех видов дискриминации, в том числе и по признаку пола. Становление демократии и поддержка прав человека неразрывно связаны с преодолением гендерной иерархии. ХХ век знаменателен выходом на историческую арену феномена, обозначаемого специалистами как «женская революция» [1].

Человечество состоит из двух начал: мужского и женского. Мужское, как принято считать, более напористое и агрессивное, и женское – более терпимое и выносливое. Баланс этих энергий способствовал бы гармонизации человечества. Поэтому столь важно движение женщин за свои права, которые в тоже время связанны с общими закономерностями социального прогресса, перспективами человечества. И это придает выступлениям женщин общечеловеческую, глубоко гуманистическую направленность.

За один век женщины отвоевали право на образование, экономическую независимость, политические права, право на планирование семьи. В результате полностью изменилось социальное положение и поведение женщин, которые стали носителями новой психологии, возросшего самосознания.

Российское женское движение – национальная часть общего международного движения женщин. Женское движение России, как неотъемлемый элемент нарождающегося гражданского общества, является барометром настроения женских масс. Отличие российского женского движения от женского движения европейских стран и США заключается в том, что там женские организации действуют в условиях давно утвердившихся гражданских, демократических структур. В России же женским организациям приходиться не только защищать права женщин, но одновременно закладывать основы политической культуры [2].

Не случайно в своих представлениях об уходящем ХХ веке и его достижениях взгляды американских и российских граждан существенно различаются. Если среди пяти наиболее значительных событий ХХ века американцы поставили на первое место достижение избирательного права для  женщин (66% опрошенных отнесли его к самым значительным, а 86% - в целом к значительным), то  россияне поставили на первое место распространение всеобщей грамотности, бесплатное образование, развитие СМИ, бесплатное здравоохранение и лишь на пятое место – равноправие женщин (26%) [3]. За этими результатами стоит разное отношение к субъектам деятельности, обеспечившим подобные социальные достижения.  В американском  случае таким деятельным субъектом является само гражданское общество, его наиболее активные социальные группы. Для российского же общества характерна психология патернализма, «человека подданного», соотносящего себя исключительно с государством, то есть государство в России является источником любых изменений. Именно в этих особенностях российской истории и политической культуры следует искать причины тех проблем и трудностей, которые сопровождают сегодня процесс становления гражданского общества в России, включая такой важный аспект, как политическое самоопределение женщин [4].

Между тем, для России, где доля женского населения (76 млн.) существенно превышает мужскую  (66 млн.) и имеет тенденцию к увеличению, социальный статус и общественная роль женщин представляется особенно актуальной. Женщины среди субъектов гражданского общества занимают особое место. Являясь гражданами, избирателями, налогоплательщиками, активистами  общественных организаций и движений, они не имеют никакого значительного воздействия на политический процесс в  стране [4]. 70%  российских чиновников женщины, но занимают они в основном  должности «младшего» звена. Что же касается высших руководящих должностей, то здесь женщинам достался минимальный процент. В Госдуме  слабый пол составляет всего 14% (для сравнения в Верховном Совете СССР в 1985 году женщины составляли 33%). В региональных парламентах женщины составляют 8-10%. Возникает парадоксальная ситуация: являясь большей частью населения России, женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, влияющих как на их собственную жизнь, так и на положение их семей и будущее страны.

В экономической сфере размеры женского бизнеса существенно уступают мужскому, но, в тоже время, выводы аналитического отчета «Женщины в бизнесе 2015г.: путь к лидерству», подготовленного международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Nhornton Internatinal, говорят о том, что Россия стала мировым лидером по числу женщин-руководителей (топ-менеджеров) в бизнесе. 40% высших управленческих позиций в бизнесе в нашей стране занимают женщины. Основной причиной такого положения дел эксперты называют советское  наследие. В отчете отмечалось, что в СССР делался акцент на гендерном равенстве возможностей, в частности, при получении образования, в том числе технического [5 неслабый пол]. Кроме этого, следует отметить, что бизнес нацелен на прибыль любой ценой. Он значительно гибче, нежели государственный аппарат, и знает, откуда можно извлечь максимальную пользу. Руководитель – это, прежде всего, лидер, на поведение которого ориентируются сотрудники компании. И здесь нет принципиального значения мужчина это или женщина. Психология женщины дает ряд преимуществ в управлении, благодаря которым она может стать достаточно успешным лидером. В частности, у женщин лучше развиты коммуникативные способности в силу более развитого чувства сопереживания. Это позволяет им быстрее и успешнее налаживать контакты. Хотя она более эмоциональна, но она и более гибка в принятии решений.  Сильными сторонами женщин-предпринимателей эксперт считает внимательность и качественный подход к работе, выносливость и интуицию, которая нередко играет немаловажную роль. Тем не менее, безработица, как правило имеет женское лицо, слабый пол в совокупности остаётся менее оплачиваемым: средняя зарплата женщин по стране составляет всего 65% от мужской.

Между тем, в Конституции РФ (ст. 19, 3) зафиксированы равные права и возможности мужчин и женщин. Российская Федерация является государством-участником Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Выполнение обязательств по Конвенции требует наличие  в стране национального  механизма по улучшению положения женщин или по гендерному  равенству. Национальный механизм по гендерному равенству представляет собой специальную систему – политических структур управления и практических мер государства, направленную  на внедрение гендерного подхода во все области политики и на решение гендерных проблем во всех областях общественной жизни.

Для функционирования этого механизма необходима правовая база. Принятый Государственной Думой  РФ в первом чтении в 2003 г. законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ» не получил дальнейшую поддержку и отложен на неопределенный срок.

В России не появилось специальное законодательство и эффективные процедуры обеспечения равенства и предотвращения дискриминации по принципу пола. В 2005 году были сформированы новые структуры в исполнительной власти РФ – Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Для укрепления взаимодействия с общественными организациями при Минздравсоцразвития РФ  был образован Координационный совет по гендерным проблемам. Однако на выработку гендерной политики комиссия не могла влиять. Статус комиссии – совещательный и носил рекомендательный характер.

Решением комиссии была утверждена Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ, которая рекомендована в качестве основного руководства при выработке политики по улучшению положения женщин. Действующий национальный механизм не в полной мере отвечает требованиям Конвенции.

Полиэтничность России предполагает различное состояние гендерной проблематики в субъектах РФ. Так специфика гендерной политики в республиках  Северного Кавказа несколько иная, нежели в большинстве регионах страны. Республики Северного Кавказа являются частью Российской Федерации и находятся в едином для всей России правовом поле. Поэтому региональная гендерная политика основывается на конституционно закрепленном равноправии полов. Мужчины и женщины народов Северного Кавказа имеют равные права на образование, труд и самореализацию в различных сферах  жизни общества. Однако конституционно закрепленные права не всегда подкрепляются реальной практикой  [6].

Годы советской власти, когда «раскрепощение женщин-горянок» было частью государственной политики, не могли не сказаться на менталитете  общества, воспитанного на ценностях социализма и коммунизма. Огромная работа, которая проводилась по общественно-политическому воспитанию женщин в СССР, выводила ее на качественно новый уровень и ее роль в общественно-политической жизни страны резко возросла. Женщины активно привлекались к участию во всех сферах общественной жизни. Многие женщины стали членами партии, комсомола, профсоюзов, участвовали в выборах в Советы всех уровней. Были созданы клубы, женотделы, женсектора. Женщины участвовали в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, сочетая функции матери, домохозяйки, труженицы, что считалось достижением Советской власти [2].

Распад Советского Союза повлёк за собой кардинальные изменения в духовно-нравственной сфере российского общества в целом, и  народов Северного Кавказа в частности. Эти изменения, в свою очередь, трансформировали социальное положение женщин на Северном Кавказе. Хотя, этот процесс неоднозначно проходит и в республиках Северного Кавказа. Связано это, прежде всего, с историей народов и их религией. В  большинстве  регионах Северного Кавказа к факторам, осложняющим социальное положение женщин, следует  отнести возросшее влияние ислама. Есть основания утверждать, что в последние годы происходит арабизация кавказских женщин. Если раньше большим воздействием обладал традиционализм, то сейчас с каждым днем возрастает роль религиозного фактора. Приоритет ислама над традиционализмом на Северном Кавказе неодинаков. В Дагестане роль религии усиливается с каждым днем. В традиционной Чечне власть прилагает значительные усилия по исламизации населения. В Ингушетии превалируют традиционализм и местные адаты, но роль религиозного фактора и здесь также значительно возросла [6].

Северная  Осетия поликонфессиональна и полиэтнична. Этот факт значительно сказывается на менталитете народа. Подавляющая часть населения республики – православные. Поэтому вопросы шариатской этики для Осетии неактуальны. Хотя определенная часть приверженцев ислама, особенно молодежь, также ориентирована на арабские каноны ислама.

Статус женщины в осетинском обществе исторически считался значимым. Хранительница домашнего очага, даже в традиционном обществе, достигнув определенного возраста, она всегда имела право голоса. Однако все тяготы непростой, горской жизни ложились на её плечи. И только советская власть дала возможность осетинским женщинам  реализовывать себя не только в семейной и профессиональной области, но и в общественной жизни. Перестройка внесла свои коррективы в положение женщин в Осетии. Сокращение рабочих мест привело к тому, что значительное количество женщин перешли в малый бизнес. Проблемы экономического выживания стали приоритетными для большей части слабого пола, отодвинув на второй план вопросы самореализации. Однако и в столь непростое время, социально активные женщины, процент которых невелик (порядка 3%),  стараются проявлять свою гражданскую позицию, вступают в общественные движения и организации.

Именно неправительственные организации могут внести весомый вклад в продвижение идей гендерного равноправия. Им «отводится особая роль в развитии идеи гендерного равенства через мобилизацию движения, установление межсекторных связей с государственными структурами и бизнесом, через функцию контроля и влияния на политику, формирование социального заказа науке и др.» [7, с.33].

В Осетии действуют и отделения общероссийских женских организаций, и региональные общественные организации. В Северной Осетии зарегистрировано более 800 неправительственных организаций. Из них порядка 10% должны осуществлять свою деятельность в сфере женской проблематики. К сожалению, не все НКО достаточно активно выполняют свои уставные задачи. Общественная работа не престижна в североосетинском обществе. Активная общественная позиция женщин всё еще социально не одобряемое явление. Срабатывают гендерные традиционные стереотипы. Тому пример деятельность общественной организации «Матери Беслана», которая появилась в результате теракта в Беслане  1 сентября 2004 года. Комитет стал своего рода символом отстаивания основ конституционных прав граждан. Организация добивается объективного и всестороннего расследования, пытаясь достучаться до власти всех уровней, предупреждая, что это необходимо для противодействия терроризма в стране. Символично, что именно  комитет «Матери Беслана» стал в России первой общественной организацией, объединивших потерпевших в результате теракта. Однако  судьба Комитета складывается непросто, порой драматично. Активная деятельность Комитета воспринимается неоднозначно как населением, так и властью. Население не всегда  понимает и поддерживает действия организации отчасти  из-за недостаточной информированности о целях и задачах Комитета, отчасти из-за всё ещё устойчивых поведенческих стереотипов. Власть опасается  излишнего контроля общественников и повышения авторитета гражданских активистов. Именно поэтому в СМИ появлялись дискредитирующие статьи с громкими названиями «Горе должно быть молчаливым», «Актрисы скандального жанра» и др. Не готовые к политическим хитросплетениям женщины, часто доходят до отчаяния. Цинизм политиков порой созвучен действиям преступников. Однако лидеры Комитета, являясь самоактуализирующими личностями, преодолевая преграды, наперекор устоявшимся традициям, пытаются достичь поставленной цели (добиться объективного расследования теракта и мемориализовать бесланскую трагедию) и решить намеченные задачи. Комитет «Матери Беслана» является реальными ростками гражданского общества и может стать основной  площадкой для реализации программы гендерного равенства в республике.

Таким образом, гендерная проблематика в Северной Осетии не связана с религиозным аспектом. Она, как и в самой России, лежит в мировоззренческой, экономической и политической плоскостях.  Само  общественное сознание также не готово к гендерному равноправию. На словах за полное равноправие полов в социальной жизни выступают более двух третей россиян (данные Фонда «Общественное мнение»). Но как только речь заходит о конкретных шагах, например о введении квотного принципа формирования органов власти, выясняется: соотношение «50% женщин – 50% мужчин» поддерживают абсолютное меньшинство населения, причем обоего пола. Даже с 25%-м присутствием женщин в Госдуме и правительстве согласна лишь четверть населения страны.

Устоявшиеся стереотипы мешают женщинам проявлять весь свой потенциал, препятствуют им  быть активным элементом гражданского общества. Для этого, по нашему мнению, необходимо разработать республиканскую стратегию обеспечения равенства мужчин и женщин; сформировать новую структуру в исполнительной власти – Комиссию по вопросам обеспечения  гендерного равноправия; органам государственной власти и местного самоуправления стимулировать деятельность женских общественных организаций, посредством системы грантов и программ; женским организациям активно информировать население о своей деятельности.

Практика показывает, что в тех  обществах, где есть хотя бы относительное гендерное равноправие, где женщины имеют возможность быть представленными в политике, бизнесе, общественной жизни, наблюдается сравнительное благополучие. В таких обществах достигается баланс разных энергий и мироощущений, который способствует благоприятному развитию государства.