Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCE IN THE PREPARATION OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Bakhor T.A. 1 Lukin V.A. 2 Yakovleva E.N. 1 Zakharova T.V. 1 Bezrukikh Yu.A. 2 Pilchuk M.D. 3
1 Lesosibirski Pedagogical Institute the agency of Siberian Federal University
2 The Siberian state technological University Lesosibirsk branch
3 Siberial Federal University
Examines the willingness of students to entrepreneurship, identifies the knowledge and skills that students identify as most needed in the formation of entrepreneurial competence. Updating the economic education of future teachers, according to the authors, allows to solve the existing contradiction between the orientation of University training on the order of the employer, i.e., on wage labor and the need of the state and civil society in competitive businesses and a competitive system of social entrepreneurship in General. Defining entrepreneurship as a kind of daily activities enterprising people, gradually becoming a sense and a way of life, the authors point to the necessity of studying at the pedagogical University special academic disciplines on problems of social entrepreneurship, active use of project method. Also effective is the inclusion of students in the classroom in core subject areas to modern economic knowledge that can be demanded in the future, in the form of social entrepreneurship.
project-based learning
a commitment to social entrepreneurship
economic knowledge
competitiveness
entrepreneurial competence
entrepreneur
bachelor of pedagogical education

Переход российской экономики к рыночным отношениям вызвал глубокую трансформацию всех сфер жизни современного общества, что отчетливо проявляется в наше время в основных направлениях реформирования высшего образования, репрезентируемых в том числе и в Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (2009, 2011 гг.), в котором среди формируемых у выпускников профессиональных компетенций указана «способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач». Как видим, наряду с традиционными для педагогов сферами интересов будущих учителей, представленными гуманитарными и социальными науками, в ФГОС сделан акцент и на экономическом образовании студентов педвузов, т.к. Концепция модернизации образования связана с тем, что оно не столько нацелено на воспроизводство кадров высокой квалификации, сколько на воспитание и формировании социально и экономически активной группы населения - современной молодежи, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны и которая способна эффективно действовать в рыночной среде [6]. Это же направление развития российского образования определено и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), указывающим, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется ˂...˃ с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации... » (статья 20).

Молодежная политика в РФ нацелена на то, чтобы выпускники вузов могли быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях [4]. Именно студенты и молодые специалисты в нынешних условиях обладают преимуществами в предпринимательстве: имеют возможность получения специальных знаний и навыков; могут начинать свое дело, опираясь на опыт успешных предпринимателей страны и своего региона [5]. Поэтому роль высшего образования повышается, т.к. помогает отвечать потребностям общества реализовывать его социально значимые цели [3]. Это ставит перед российскими вузами новые задачи: передача студентам необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и умений; формирование у них способности к предпринимательству; стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов.

Теоретические проблемы развития предпринимательства представлены в трудах известных зарубежных (Дж. Тиммонс, И. Кирцнер, Ф. Хайек, Р. Хизрич и др.) и отечественных (А. В. Бусыгина, В. М. Власовой, С. И. Грядова, М. Г. Лапусты, И.К. Шевченко и др.) ученых.

Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере образования являлись предметом изучения в работах Н.М. Громовой, С.В. Жарковой, Т.К. Михалкиной, Т.А. Мильгуй, Ю.Л. Матлак и др.

Молодежному, в том числе студенческому, предпринимательству посвящены исследования С.Ю. Богдановой, А.М. Ганина, В.В. Демидова, С.А. Носкова, Т.П. Пестряковой, С.Г. Петросян, А.Ф. Шевхужева, И.А. Шаткевич и др.

Для выявления готовности студентов - будущих учителей к предпринимательской деятельности было проведено анкетирование среди обучающихся на выпускных курсах Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета (выборка составила 50 студентов в возрасте 20-22 лет).

На основе анализа результатов анкетирования выяснилось, что молодые люди определяют предпринимателя в целом как «юридическое лицо, имеющее свое дело, которое приносит прибыль» или как «человека, ведущего частный бизнес и работающего на себя». Но среди определений предпринимателя есть и отражающие его связь с общегосударственными интересами и гражданскими ценностными ориентирами: «это человек с активной жизненной позицией, занимающийся получением прибыли за счет той или иной сферы деятельности, предлагая услуги, востребованные обществом»; «это человек, который предоставляет услуги в каких – либо сферах общественной деятельности, но эти услуги предоставляются в частном порядке, по мере востребованности их обществом и на коммерческой основе».

На вопрос «Возможно ли предпринимательство в сфере образования» 60% респондентов ответили положительно («возможно», «все может быть», «имею такую цель», «да, вижу, но не в ближайшее время»), 25 % - отрицательно (многие из них это объяснили сложностью формирования начального капитала) и 15% затруднились ответить.

Лишь 45% выпускников педагогического института видят себя предпринимателем на каком либо этапе своей жизни, 30% - не видят такой перспективы, остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. Интересно, что 20 % студентов считают, что предпринимательство и образование не совместимы.

Среди форм предпринимательства в сфере образования респонденты указали следующие: репетиторство (100 %), частный образовательный центр, психологическая консультация, дополнительное образование, консультирование, логопедия (20%), частные уроки (35 %); частный центр детского творчества (15 %), частные детские сады, школы
(10 %); частные коррекционные учреждения (5 %).

Отвечая на вопрос о том, какие сложности и проблемы могут возникнуть при организации своего дела в сфере образования, студенты указали следующие: нерентабельность (10 %), дело не будет себя оправдывать (18 %), сложность получения лицензии на частную практику (36 %), невостребованность (24 %), минимальный спрос, т.к. «в нашей стране образование бесплатное» (20 %), высокая стоимость аренды помещения (45 %), высокие налоги (50 %).

На вопрос о том, какие знания необходимы начинающим предпринимателям», 68 % студентов педагогического вуза указали знания в сфере экономики, права, в т.ч. и обязанности предпринимателя; 47 % отметили необходимость изучения краткого курса по предпринимательству, в т.ч. и знаний законодательства в этой сфере; 35 % интересуются основами бизнеса и маркетинга; 25 % хотели бы получить знания финансовых основ предпринимательства («где взять начальный капитал»).

Определяя важнейшие личностные качества предпринимателя в сфере образования, 88% будущих педагогов указали коммуникабельность, компетентность, лидерство; 67% - целеустремленность, уверенность, ответственность; 58% утверждают, что таким качеством является расчетливость; 45% - дисциплинированность; 42% думают, что предпринимателю необходимо быть мобильным; 28% указали человеколюбие и бескорыстие. Интересно, что никто не указал предпринимательскую подготовку.

Оценивая себя как предпринимателя, 35% опрошенных считают, что у них есть необходимый для предпринимателя набор качеств («я мог бы вести предпринимательскую деятельность»); 30% указали, что обладают необходимым для такой деятельности трудолюбием;. 47% ответили, что им не хватает лидерских качеств.

К законам и нормативным документам, регулирующим предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере образования, респонденты отнесли Трудовой кодекс РФ (95%), Уголовный кодекс (78%), Закон «Об образовании в РФ» (47%), Закон о правах потребителей (18%).

Среди знаний, которые будущие учителя хотели бы получить в вузе, чтобы заняться бизнесом в сфере образования, ответы распределились следующим образом: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (68 %), расширенный курс экономики (35 %); составление бизнес-плана (32 %). Среди опрошенных 18 % указали, что такие знания не нужны, т.к. они не планируют заниматься предпринимательством.

При ответе на вопрос «На каких дисциплинах вы получаете информацию о предпринимательстве и предпринимателях» студенты указали «Основы права и государства», «Экономика образования». Показательно, что 20 % респондентов ответили, что никакие дисциплины в вузе не дают им знаний о предпринимательской деятельности.

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы: 1) большая часть опрошенных студентов педагогического вуза предполагает, что их профессиональная деятельность учителя может быть связана с предпринимательством, 2) для того, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимы специальные знания. Таким образом, проблема актуализации экономического образования будущих учителей становится важнейшей, особенно при «существующем противоречии между потребностью государства и общества в специалистах с личностным потенциалом предпринимателя и преобладающей ориентацией вузовской подготовки на наемный труд» [10].

Как известно, предпринимательство является видом повседневной деятельности предприимчивых людей, постепенно становящейся смыслом и образом жизни человека. Актуализации этого процесса может способствовать введение в ООП и учебный план подготовки бакалавров педагогического образования дисциплин, рассматривающих проблемы предпринимательской деятельности в сфере образования («Социальное предпринимательство в современной в России: история, становление и перспективы» , «Социальное предпринимательство в России и за рубежом: практика и исследования» и др.) [8].

Формированию предпринимательской компетентности способствует метод проектов, нацеленный на вовлечение обучающихся в деятельность негосударственных образовательных учреждений (детских садов, гимназий, детских центров и др.) и предполагающий обучение студентов специальным знаниям [9], в т.ч. и связанным с социальным предпринимательством. Так, студенты 4-5 курсов филологического и физико-математического факультетов Лесосибирского пединститута - филиала СФУ разработали проект такого социального предприятия как «Молодежный центр по оказанию образовательных услуг», в котором социальная миссия и коммерческая составляющая предприятия органично объединены. В основе социального предпринимательства такого предприятия - оказание образовательных услуг учащимся школ, воспитанникам детских садов и детям с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность такого предприятия нацелена не только на решение ряда острых социальных проблем, но и способствует организации практико-ориентированной среды [1], актуализирующей профессиональные и предпринимательские компетенции будущих педагогов, а также направленной на получение доходов от продажи образовательных услуг и от пожертвований благотворителей, грантов и т.д. Пассивное накопление знаний сменяется активным их использованием [2]. Функционирование «Молодежного центра по оказанию образовательных услуг», управляемого молодыми предпринимателями, позволяет развивать не только их предпринимательские компетенции (важнейшие из которых - инновационная активность, способности к риску, социальная ответственность, инициативность и др.), но и способствует более успешной профессиональной самореализации таких студентов: дает им возможность «в дальнейшем на рынке труда быть не только работником по найму, но и предпринимателем, создающим свое дело; улучшает навыки и компетенции, а также финансовую грамотность, которая обеспечивает ˂...˃ их экономическую состоятельность в своем деле» [7, с.163].

Исходя из выше приведенного анализа анкет будущих учителей, следует отметить их потребность в получении необходимых для предпринимательской деятельности знаний в рамках общих и специальных профессионально значимых дисциплин, что, в свою очередь, требует специальной подготовки от тех, кто преподает профильные дисциплины будущим учителям математики, физики, русского языка, литературы и т.д.

Так, при изучении математических дисциплин формирование полезных для предпринимателей качеств и умений наиболее естественно происходит посредством решения задач с экономическим содержанием. Например, таковы задачи элементарной математики на сложные проценты или задачи линейного программирования по исследованию операций.

Задача 1. Предприниматель получил кредит в банке под определенный процент годовых. Через год предприниматель в счет погашения кредита вернул в банк 3/4 от всей суммы, которую он должен банку к этому времени. А еще через год в счет полного погашения кредита он внес в банк сумму, на 21% превышающую величину полученного кредита. Каков процент годовых по кредиту в данном банке?

Решение. Пусть сумма кредита составляет S у.е., а процентная ставка по кредиту x%. К концу первого года сумма долга предпринимателя в банк с учетом начисленных процентов составила (1+0,01x)S у.е.

После возвращения банку 3/4 части от суммы долга долг предпринимателя на следующий год составил у.е.

На эту сумму в следующем году вновь начислены проценты. Сумма долга предпринимателя к концу второго года погашения кредита с учетом процентной ставки составила у.е. По условию задачи эта сумма равна 1,21S у.е.

Решим уравнение на множестве положительных чисел.

(1+0,01x)2 = 4×1,21 ⇔ 1+0,01x = 2×1,1 ⇔ 0,01x = 1,2 ⇔ x = 120.

Ответ: 120.

Задача 2. В январе 2014 года ставка по депозитам в банке «Возрождение» составила x% годовых, тогда как в январе 2015 года – y% годовых, причем известно, что x+y =30%. В январе 2014 года вкладчик открыл счет в банке «Возрождение», положив на него некоторую сумму. В январе 2015 года, по прошествии года с того момента, вкладчик снял со счета пятую часть этой суммы. Укажите значение x при котором сумма на счету вкладчика в январе 2016 года станет максимально возможной.

Решение. Пусть в январе 2014 года вкладчик положил на счет S у.е. Тогда в январе 2015 года на счету сумма станет S(1+0,01x) у.е. Но в январе же 2015 года вкладчик снял 0,2S у.е. На счету осталось: S(1 + 0,01x) – 0,2S = 0,8S + 0,01S×x у.е.

В январе 2016 года сумма на счету будет равна:

(0,8S + 0,01Sx) (1 + 0,01(30 - x)) = (0,8S + 0,01Sx)(1+ 0,3 - 0,01x)=

= (0,8S + 0,01Sx)(1,3 - 0,01x) = 1,04S + 0,013Sx - 0,008Sx - 0,0001Sx2=

= -0,0001 Sx2 + 0,005Sx + 1,04S.

Функция f(x) = -0,0001Sx2 + 0,005Sx + 1,04S является квадратичной от x.

У нее есть наибольшее значение при

Ответ: 25.

Таким образом, насущной потребностью современного педагогического образования является формирование у будущих учителей предпринимательской компетентности, позволяющей в будущем педагогам чувствовать себя уверенно на современном рынке труда. Готовность и подготовленность к предпринимательской деятельности способствует решению комплекса социально-экономических проблем общества, среди которых не только насыщение рынка различными образовательными услугами для разных групп населения, но и - создание рабочих мест, обеспечение занятости и самозанятости работоспособного населения, повышение качества жизни. Развитие молодежного предпринимательства в будущем позволит решить комплекс проблем: сформировать высококвалифицированный кадровый потенциал с инновационным мышлением, способный обеспечить дальнейший рост экономики страны.

Рецензенты:

Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Адольф В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.