Переход российской экономики к рыночным отношениям вызвал глубокую трансформацию всех сфер жизни современного общества, что отчетливо проявляется в наше время в основных направлениях реформирования высшего образования, репрезентируемых в том числе и в Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (2009, 2011 гг.), в котором среди формируемых у выпускников профессиональных компетенций указана «способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач». Как видим, наряду с традиционными для педагогов сферами интересов будущих учителей, представленными гуманитарными и социальными науками, в ФГОС сделан акцент и на экономическом образовании студентов педвузов, т.к. Концепция модернизации образования связана с тем, что оно не столько нацелено на воспроизводство кадров высокой квалификации, сколько на воспитание и формировании социально и экономически активной группы населения - современной молодежи, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны и которая способна эффективно действовать в рыночной среде [6]. Это же направление развития российского образования определено и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), указывающим, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется ˂...˃ с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации... » (статья 20).
Молодежная политика в РФ нацелена на то, чтобы выпускники вузов могли быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях [4]. Именно студенты и молодые специалисты в нынешних условиях обладают преимуществами в предпринимательстве: имеют возможность получения специальных знаний и навыков; могут начинать свое дело, опираясь на опыт успешных предпринимателей страны и своего региона [5]. Поэтому роль высшего образования повышается, т.к. помогает отвечать потребностям общества реализовывать его социально значимые цели [3]. Это ставит перед российскими вузами новые задачи: передача студентам необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и умений; формирование у них способности к предпринимательству; стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов.
Теоретические проблемы развития предпринимательства представлены в трудах известных зарубежных (Дж. Тиммонс, И. Кирцнер, Ф. Хайек, Р. Хизрич и др.) и отечественных (А. В. Бусыгина, В. М. Власовой, С. И. Грядова, М. Г. Лапусты, И.К. Шевченко и др.) ученых.
Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере образования являлись предметом изучения в работах Н.М. Громовой, С.В. Жарковой, Т.К. Михалкиной, Т.А. Мильгуй, Ю.Л. Матлак и др.
Молодежному, в том числе студенческому, предпринимательству посвящены исследования С.Ю. Богдановой, А.М. Ганина, В.В. Демидова, С.А. Носкова, Т.П. Пестряковой, С.Г. Петросян, А.Ф. Шевхужева, И.А. Шаткевич и др.
Для выявления готовности студентов - будущих учителей к предпринимательской деятельности было проведено анкетирование среди обучающихся на выпускных курсах Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета (выборка составила 50 студентов в возрасте 20-22 лет).
На основе анализа результатов анкетирования выяснилось, что молодые люди определяют предпринимателя в целом как «юридическое лицо, имеющее свое дело, которое приносит прибыль» или как «человека, ведущего частный бизнес и работающего на себя». Но среди определений предпринимателя есть и отражающие его связь с общегосударственными интересами и гражданскими ценностными ориентирами: «это человек с активной жизненной позицией, занимающийся получением прибыли за счет той или иной сферы деятельности, предлагая услуги, востребованные обществом»; «это человек, который предоставляет услуги в каких – либо сферах общественной деятельности, но эти услуги предоставляются в частном порядке, по мере востребованности их обществом и на коммерческой основе».
На вопрос «Возможно ли предпринимательство в сфере образования» 60% респондентов ответили положительно («возможно», «все может быть», «имею такую цель», «да, вижу, но не в ближайшее время»), 25 % - отрицательно (многие из них это объяснили сложностью формирования начального капитала) и 15% затруднились ответить.
Лишь 45% выпускников педагогического института видят себя предпринимателем на каком либо этапе своей жизни, 30% - не видят такой перспективы, остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. Интересно, что 20 % студентов считают, что предпринимательство и образование не совместимы.
Среди форм предпринимательства в сфере образования респонденты указали следующие: репетиторство (100 %), частный образовательный центр, психологическая консультация, дополнительное образование, консультирование, логопедия (20%), частные уроки (35 %); частный центр детского творчества (15 %), частные детские сады, школы
(10 %); частные коррекционные учреждения (5 %).
Отвечая на вопрос о том, какие сложности и проблемы могут возникнуть при организации своего дела в сфере образования, студенты указали следующие: нерентабельность (10 %), дело не будет себя оправдывать (18 %), сложность получения лицензии на частную практику (36 %), невостребованность (24 %), минимальный спрос, т.к. «в нашей стране образование бесплатное» (20 %), высокая стоимость аренды помещения (45 %), высокие налоги (50 %).
На вопрос о том, какие знания необходимы начинающим предпринимателям», 68 % студентов педагогического вуза указали знания в сфере экономики, права, в т.ч. и обязанности предпринимателя; 47 % отметили необходимость изучения краткого курса по предпринимательству, в т.ч. и знаний законодательства в этой сфере; 35 % интересуются основами бизнеса и маркетинга; 25 % хотели бы получить знания финансовых основ предпринимательства («где взять начальный капитал»).
Определяя важнейшие личностные качества предпринимателя в сфере образования, 88% будущих педагогов указали коммуникабельность, компетентность, лидерство; 67% - целеустремленность, уверенность, ответственность; 58% утверждают, что таким качеством является расчетливость; 45% - дисциплинированность; 42% думают, что предпринимателю необходимо быть мобильным; 28% указали человеколюбие и бескорыстие. Интересно, что никто не указал предпринимательскую подготовку.
Оценивая себя как предпринимателя, 35% опрошенных считают, что у них есть необходимый для предпринимателя набор качеств («я мог бы вести предпринимательскую деятельность»); 30% указали, что обладают необходимым для такой деятельности трудолюбием;. 47% ответили, что им не хватает лидерских качеств.
К законам и нормативным документам, регулирующим предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере образования, респонденты отнесли Трудовой кодекс РФ (95%), Уголовный кодекс (78%), Закон «Об образовании в РФ» (47%), Закон о правах потребителей (18%).
Среди знаний, которые будущие учителя хотели бы получить в вузе, чтобы заняться бизнесом в сфере образования, ответы распределились следующим образом: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (68 %), расширенный курс экономики (35 %); составление бизнес-плана (32 %). Среди опрошенных 18 % указали, что такие знания не нужны, т.к. они не планируют заниматься предпринимательством.
При ответе на вопрос «На каких дисциплинах вы получаете информацию о предпринимательстве и предпринимателях» студенты указали «Основы права и государства», «Экономика образования». Показательно, что 20 % респондентов ответили, что никакие дисциплины в вузе не дают им знаний о предпринимательской деятельности.
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы: 1) большая часть опрошенных студентов педагогического вуза предполагает, что их профессиональная деятельность учителя может быть связана с предпринимательством, 2) для того, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимы специальные знания. Таким образом, проблема актуализации экономического образования будущих учителей становится важнейшей, особенно при «существующем противоречии между потребностью государства и общества в специалистах с личностным потенциалом предпринимателя и преобладающей ориентацией вузовской подготовки на наемный труд» [10].
Как известно, предпринимательство является видом повседневной деятельности предприимчивых людей, постепенно становящейся смыслом и образом жизни человека. Актуализации этого процесса может способствовать введение в ООП и учебный план подготовки бакалавров педагогического образования дисциплин, рассматривающих проблемы предпринимательской деятельности в сфере образования («Социальное предпринимательство в современной в России: история, становление и перспективы» , «Социальное предпринимательство в России и за рубежом: практика и исследования» и др.) [8].
Формированию предпринимательской компетентности способствует метод проектов, нацеленный на вовлечение обучающихся в деятельность негосударственных образовательных учреждений (детских садов, гимназий, детских центров и др.) и предполагающий обучение студентов специальным знаниям [9], в т.ч. и связанным с социальным предпринимательством. Так, студенты 4-5 курсов филологического и физико-математического факультетов Лесосибирского пединститута - филиала СФУ разработали проект такого социального предприятия как «Молодежный центр по оказанию образовательных услуг», в котором социальная миссия и коммерческая составляющая предприятия органично объединены. В основе социального предпринимательства такого предприятия - оказание образовательных услуг учащимся школ, воспитанникам детских садов и детям с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность такого предприятия нацелена не только на решение ряда острых социальных проблем, но и способствует организации практико-ориентированной среды [1], актуализирующей профессиональные и предпринимательские компетенции будущих педагогов, а также направленной на получение доходов от продажи образовательных услуг и от пожертвований благотворителей, грантов и т.д. Пассивное накопление знаний сменяется активным их использованием [2]. Функционирование «Молодежного центра по оказанию образовательных услуг», управляемого молодыми предпринимателями, позволяет развивать не только их предпринимательские компетенции (важнейшие из которых - инновационная активность, способности к риску, социальная ответственность, инициативность и др.), но и способствует более успешной профессиональной самореализации таких студентов: дает им возможность «в дальнейшем на рынке труда быть не только работником по найму, но и предпринимателем, создающим свое дело; улучшает навыки и компетенции, а также финансовую грамотность, которая обеспечивает ˂...˃ их экономическую состоятельность в своем деле» [7, с.163].
Исходя из выше приведенного анализа анкет будущих учителей, следует отметить их потребность в получении необходимых для предпринимательской деятельности знаний в рамках общих и специальных профессионально значимых дисциплин, что, в свою очередь, требует специальной подготовки от тех, кто преподает профильные дисциплины будущим учителям математики, физики, русского языка, литературы и т.д.
Так, при изучении математических дисциплин формирование полезных для предпринимателей качеств и умений наиболее естественно происходит посредством решения задач с экономическим содержанием. Например, таковы задачи элементарной математики на сложные проценты или задачи линейного программирования по исследованию операций.
Задача 1. Предприниматель получил кредит в банке под определенный процент годовых. Через год предприниматель в счет погашения кредита вернул в банк 3/4 от всей суммы, которую он должен банку к этому времени. А еще через год в счет полного погашения кредита он внес в банк сумму, на 21% превышающую величину полученного кредита. Каков процент годовых по кредиту в данном банке?
Решение. Пусть сумма кредита составляет S у.е., а процентная ставка по кредиту x%. К концу первого года сумма долга предпринимателя в банк с учетом начисленных процентов составила (1+0,01x)S у.е.
После возвращения банку 3/4 части от суммы долга долг предпринимателя на следующий год составил у.е.
На эту сумму в следующем году вновь начислены проценты. Сумма долга предпринимателя к концу второго года погашения кредита с учетом процентной ставки составила у.е. По условию задачи эта сумма равна 1,21S у.е.
Решим уравнение на множестве положительных чисел.
(1+0,01x)2 = 4×1,21 ⇔ 1+0,01x = 2×1,1 ⇔ 0,01x = 1,2 ⇔ x = 120.
Ответ: 120.
Задача 2. В январе 2014 года ставка по депозитам в банке «Возрождение» составила x% годовых, тогда как в январе 2015 года – y% годовых, причем известно, что x+y =30%. В январе 2014 года вкладчик открыл счет в банке «Возрождение», положив на него некоторую сумму. В январе 2015 года, по прошествии года с того момента, вкладчик снял со счета пятую часть этой суммы. Укажите значение x при котором сумма на счету вкладчика в январе 2016 года станет максимально возможной.
Решение. Пусть в январе 2014 года вкладчик положил на счет S у.е. Тогда в январе 2015 года на счету сумма станет S(1+0,01x) у.е. Но в январе же 2015 года вкладчик снял 0,2S у.е. На счету осталось: S(1 + 0,01x) – 0,2S = 0,8S + 0,01S×x у.е.
В январе 2016 года сумма на счету будет равна:
(0,8S + 0,01Sx) (1 + 0,01(30 - x)) = (0,8S + 0,01Sx)(1+ 0,3 - 0,01x)=
= (0,8S + 0,01Sx)(1,3 - 0,01x) = 1,04S + 0,013Sx - 0,008Sx - 0,0001Sx2=
= -0,0001 Sx2 + 0,005Sx + 1,04S.
Функция f(x) = -0,0001Sx2 + 0,005Sx + 1,04S является квадратичной от x.
У нее есть наибольшее значение при
Ответ: 25.
Таким образом, насущной потребностью современного педагогического образования является формирование у будущих учителей предпринимательской компетентности, позволяющей в будущем педагогам чувствовать себя уверенно на современном рынке труда. Готовность и подготовленность к предпринимательской деятельности способствует решению комплекса социально-экономических проблем общества, среди которых не только насыщение рынка различными образовательными услугами для разных групп населения, но и - создание рабочих мест, обеспечение занятости и самозанятости работоспособного населения, повышение качества жизни. Развитие молодежного предпринимательства в будущем позволит решить комплекс проблем: сформировать высококвалифицированный кадровый потенциал с инновационным мышлением, способный обеспечить дальнейший рост экономики страны.
Рецензенты:
Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Адольф В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.