Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF METHODOLOGICAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE TEACHING «PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF HIGHER EDUCATION» FOR MASTERS WHO ARE STUDYING IN TECHNICAL SPECIALTIES

Ivanova A.D. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
Knowledge of pedagogy and psychology plays an important role in human life, so the curriculum of technical colleges introduced masters course "Psychology and Pedagogy of Higher Education". Psycho-pedagogical education of a student in the technical area must meet the general requirements for higher education to develop competencies prescribed in the federal state educational standards, tailored to specific technical fields and have the characteristic applied focus. The establishment and improvement of motivation - one of the important conditions for achieving these goals. Psycho-pedagogical training of masters should take into account the needs and interests of the individual, assistance in professional, social and family adaptation. Topics discussed in detail the author´s experimental course "Pedagogy and Psychology of Higher Education", which is read in the Ufa State Aviation Technical University.
training.
curriculum design
motivation
competence
"Psychology and Pedagogy"
higher technical education
master

Тенденции развития современного общества, развитие компьютерных технологий, глобализация и информатизация затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. Смысл, назначение и миссия современного образования - не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, - это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности.

В настоящее время магистратура стала вторым уровнем высшего образования. 12 сентября 2013 г. приказом № 1061 Минобрнауки утвержден новый перечень направлений магистратуры по техническим специальностям. Преподавание любого предмета в вузе обязано формировать компетентностную модель знаний выпускников и положительно влиять на их качество. По ФГОС ВО для направлений подготовки магистров технических специальностей определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники магистратуры могут выполнять научно-педагогическую [7] и педагогическую [8] профессиональную деятельность.

Поскольку педагогика и психология всегда играли и продолжают играть огромную роль в бытовой и профессиональной жизни человека, то в этой связи в учебный план магистров технических вузов и введен курс «Психология и педагогика высшей школы».  Еще в 90-х годах в учебные планы технических вузов ввели «непрофильные» гуманитарные предметы - в частности, «Педагогику и психологию». Эти дисциплины начали читать преподаватели, которые раньше в основном работали со студентами-гуманитариями. И зачастую получалось, что единственное отличие «технической» педагогики и психологии от «гуманитарной» - это лишь формальное сокращение количества учебных часов. Поэтому неудивительно, что с этим связаны многие проблемы восприятия предмета у студентов-технарей: непонимания места и важности дисциплины в учебном процессе, «невидимость» практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое образование будущего технаря, с одной стороны, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, с другой стороны, имеет ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность. Очень важно в ходе учебного процесса создать комфортную атмосферу для обучаемых, заинтересовать их, показать необходимость новых знаний для использования в жизни и будущей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое образование в техническом вузе не может, да и, в общем, не должно давать всеобъемлющего знания, его цель - дать представление об основах педагогики и психологии и содействовать общему развитию личности. Учебный процесс - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания обучения на определенном уровне в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, приобретение личностью системы профессиональных умений и навыков, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Повышение требований к содержанию образования означает повышение требований ко всей деятельности высшей школы, а, значит, и к психолого-педагогической подготовке магистров. При этом психолого-педагогическая подготовка должна давать необходимые знания и умения, которые формируют мировоззрение и профессионально-значащие черты личности. Важность этого подхода обусловлена и тем, что в современном мире педагогические и психологические знания актуальны, востребованы и являются неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры.

Однако создание целостного завершенного и внедренного в практику исследования по преподаванию педагогики и психологии технарям обусловлено следующими сложностями:

  • не завершенность методической системы преподавания педагогики и психологии для студентов технических специальностей;
  • ограниченное число часов, отводимых на изучение педагогики и психологии в технических вузах;
  • существующее мнение о неавторитетности роли педагогики и психологии в вырабатывании профилирующих технических знаний.

Механизм модернизации психолого-педагогического образования технарей требует педагогического мышления нового типа и новых способов преобразования действительности. Это новый класс задач, встающий перед вузовскими преподавателями. Для их решения необходима практико-ориентированная методология, которая дает эффективные средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа педагогических явлений и событий, поиска и выбора моделей и вариантов собственной образовательной деятельности.

Важными целями психолого-педагогического образования должно стать развитие у магистров компетенций, прописанных в ФГОС ВО:

  • способность и готовность к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК-11) [8];
  • способность проводить лабораторные и практические занятия с обучающимися, руководить курсовым проектированием и выполнением выпускных квалификационных работ бакалавров (ПК-20) [7];
  • способность разрабатывать учебно-методические материалы для обучающихся по отдельным видам учебных занятий (ПК-21) [7].

Необходимо учитывать специфику технических специальностей, для которых читается курс педагогики и психологии, а также накопленный (как положительный, так и отрицательный) педагогический опыт. В процессе преподавательской деятельности автором выявлено, что для достижения хорошего результата при проектировании курса следует:

1)      тщательно отбирать учебный материал - избегать прямого повтора тем, изучаемых бакалаврами;

2)      отказываться от малозначимых и невостребованных тем;

3)      уметь заинтересовать магистров и показать им новые горизонты знаний;

4)      ориентироваться на усвоение всеми обучаемыми тех знаний и умений, которые имеют значение для профессионального образования;

5)      формировать и усиливать мотивацию магистров-технарей в получении психолого-педагогического образования.

Ни для кого не секрет, что психолого-педагогические знания студентов-технарей зачастую представляют собой «лоскутное одеяло» и их «прохладное» отношение к предмету вызвано непониманием его роли в профессиональной деятельности. Нежелание изучать психологию и педагогику весьма прискорбно. К сожалению, нередко пропасть между «гуманитарной» и «естественнонаучной» культурами достаточно глубока, и это пагубно сказывается на развитии как гуманитарных, так и естественных наук, а также на образовании и воспитании. Получается, что у этих проблем - давние корни. Вот основные из них:

1.                  Отсутствие, зачастую, контакта со школьными учителями гуманитарного цикла и отсюда поверхностное, «несерьезное» отношение ко всему гуманитарному циклу.

2.                  Непонимание общекультурной ценности гуманитарных дисциплин и их роли в жизни человечества.

3.                  Отношение к психологии зачастую связано с внутренним неприятием «копания в голове» - негативные ассоциации с деятельностью психоаналитиков, психотерапевтов, психиатров.

4.                  Педагогику многие воспринимают как сугубо «детскую» науку, ненужную и невостребованную в вузе, на производстве, в офисе.

5.                  Не всегда востребованный подбор тем, изучаемых в курсе «Педагогики и психологии» на бакалавриате, их избыточная «научность» и отрыв от реальной жизни.

Поэтому преподаватель, входя в аудиторию к технарям, должен полностью изменить свою точку зрения на психологию и педагогику. Он должен осознавать, что зачастую перед ним сидят не его единомышленники, а скептики, не видящие необходимости в изучении предмета. Работать в такой «агрессивной среде» одновременно и трудно, и интересно. И для педагога очень важно наладить контакт с аудиторией и расположить слушателей к себе и к учебному материалу.

Мотивация является пусковым механизмом к успешности любой деятельности и одно из условий достижения поставленных целей. В её основе - потребности и интересы личности. Формирование мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла для технарей можно считать достаточно новым направлением в сфере высшего образования. Актуальность этой проблемы обусловлена новыми ФГОС ВО.

В нашем случае, мотивация доступна непосредственному наблюдению: по отношению студента к учебе, активности на занятиях и т.п. можно судить о наличии или отсутствии интереса к предмету. Анатоль Франс писал, что лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом. Значит, необходимо сделать учебный курс по психологии и педагогике для магистров-технарей нужным и увлекательным. В Уфимском государственном авиационно-техническом университете уже несколько лет читается авторский экспериментальный курс «Педагогика и психология высшей школы», спроектированный так, чтобы у слушателей сложилось целостное представление:

1)      об истории становления и моделях высшего образования в мире;

2)      о психологии личности с точки зрения индивидуальности и члена социума.

Первый блок курса посвящен педагогике. Предлагается ретроспективный взгляд на высшее образование, на его возникновение, становление и развитие. В блоке рассматриваются следующие темы:

  • История возникновения и становления высшего образования в мире. Отличия общего и высшего образования.
  • История и принципы обучения в знаменитых школах древности: Музейон (Александрия), Аудиториум (Константинополь), Аль-Карауин (Фес) и др.
  • История развития педагогической науки и роль выдающихся личностей в становлении высшего образования.
  • Создание первого университета в Болонье и университетское движение в Западной Европе. Папские Привилегии университетов, особенности и принципы обучения.
  • Преемственность в образовательных системах СССР и современной России. Проблемы и перспективы развития образования в России.
  • Болонский процесс: его плюсы и минусы для устоявшихся традиционных национальных образовательных систем.
  • Введение многоуровневого высшего образования в России, позитивные и негативные последствия для российских вузов и предприятий.
  • Особенности получения высшего образования и принципы обучения в развитых странах мира.
  • Методические аспекты психолого-педагогического взаимодействия в системе «обучающий-обучаемый». Анализ распространенных педагогических ошибок.

Эти темы не только расширяют кругозор и обогащают культуру магистров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего образования - со своей историей, закономерностями, преемственностью, традициями. Такой подход помогает лучше понять современную образовательную систему, увидеть, незаметные на первый взгляд, нюансы, разобраться во многих учебных аспектах.

История мирового высшего образования - недостающее звено в картине единого образовательного пространства. Нашим студентам необходимо знать и понимать собственные образовательные традиции, формировавшиеся на протяжении трех веков в оси «Российская империя - СССР - Российская Федерация». Знакомство с особенностями высшего (тем более, технического) образования в развитых странах мира поможет понять систему подготовки специалистов в зарубежных университетах.

Анализ методических подходов и распространенных педагогических ошибок преподавателей раскрывает особенности психолого-педагогического взаимодействия в вузе в системе «обучающий-обучаемый». Рассмотрение этих вопросов актуально, поскольку прохождение педагогической практики входит в обучение на многих специальностях магистратуры.

Вторая часть курса - психология. Поскольку на бакалавриате в базовом курсе изучается тема «Психология личности», то у магистров есть возможность более глубокого погружения в отдельные темы:

  • Психологическая теория поколений и личностные особенности современной молодежи.
  • Развитие психики в процессе филогенеза и глубинные различия в психологии мужчин и женщин.
  • Мозг и психика личности. Функции больших полушарий. Гендерные аспекты и их связь с мозгом человека.
  • Психология группы. Политические и бытовые психологические манипуляции и методы защиты от них. Психология толпы и методика подготовки «цветных» революций.

Подобранные темы актуальны и востребованы в личной и профессиональной жизни. Рассмотрение современной теории психологии поколений поможет в будущем лучше ориентироваться в рабочей атмосфере и понимать, как правильно работать с представителями разных возрастов.

Неуклонный рост количества разводов и кризис семейно-брачных отношений в молодежной среде не может не вызывать тревогу. Изучение эволюционных предпосылок и этапов развития психики личности, влияния гормонов на формирование и работу мозга человека, межполовых отличий в психике и поведении людей поможет молодым людям лучше разобраться в себе и в своей «половинке».

Психология группы - важнейшая учебная тема, разработанная на «злобу дня». В современном мире стремительно развиваются и отрабатываются технологии психологических и политических манипуляций. «Цветные» революции возникают в разных уголках мира, и у всех наблюдаются схожие сценарии, лозунги и атрибуты. Движущей силой всех этих «мирных протестов» обязательно является молодежь. Именно юношеский максимализм со своей честностью, бескомпромиссностью, внушаемостью, отрицанием авторитетов и недостатком жизненного опыта является послушным орудием в руках политических «кукловодов». Умение распознавать стандартные манипулятивные подходы и обладание знаниями по психологии толпы - это тот минимальный базис, который сегодня необходим каждому. «Предупрежден - значит, вооружен» - в этом состоит учебная задача преподавателей психологии и педагогики.

Очевидно, что у преподавателей «Педагогики и психологии высшей школы» - широкий фронт работы. Перед ними стоит непростая и важная задача - повышение уровня психолого-педагогической подготовки магистров и помощь в профессиональной, социальной и семейной адаптации. Выполнение этих условий и учет особенностей восприятия технарями предметов психолого-педагогического цикла в комплексе должны обеспечить качественную профессиональную подготовку специалистов и включение этих дисциплин в сферу их интересов.

Рецензенты:

Горбушина С.Н., д.п.н., профессор кафедры стандартизации и метрологии УГАТУ, г. Уфа;

Шарипов Ф.В., д.п.н., профессор кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ,       г. Уфа.