Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL FEATURES IN 1920–1950S ARCHITECTURE OF SOTSGOROD IN TATARSTAN

Garipova G.Z. 1
1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
2520 KB
The aim of the research is showing the regional local features in 1920 – 1950s architecture of sotsgorod in Tatarstan. Design processes of this period include different styles: from soviet avant-garde to eclectic trends of 1950s. Singularity of process is correlation between political ideology and architecture. Local features of it formed simultaneously and continued in future transformations. The paper dedicated to describing regional feature of socialist settlements in Tatarstan, which are huge and insufficiently explored part of soviet architecture of republic. This features are important for protecting and restoration of architectural heritage of soviet architecture in Tatarstan, as a part of cultural heritage of this period.
architecture of Tatarstan
regional features of architecture
Sotsgorod
soviet architecture

Исследованиям, касающимся советской архитектуры 1920 – 1950-х годов и региональным особенностям архитектуры Татарстана, уделяется достаточно много внимания. Советская архитектура региона изучается в основном на примерах крупных общественных сооружений и уникальных жилых домов в столице республики. Однако, следует отметить, что основой развития крупных городов Татарстана и новых поселений в указанный период, стали социалистические рабочие поселения, которые на сегодняшний день составляют большой и малоизученный пласт архитектуры, в особенности с точки зрения регионального своеобразия.

1920 – 1950-е гг. были ознаменованы творческими поисками, сменой различных архитектурных течений и резким увеличением объемов жилищного строительства, представленным в основном строительством рабочих поселков и городков для сотрудников вновь строящихся предприятий. Этот период включает в себя несколько этапов: зарождение и формирование архитектуры советского авангарда, постепенный переход конструктивизма в постконструкивизм и к “критическому освоению наследия”, последовавшее за этим обращение к историзму, эклектичности и формирование, расцвет неоклассики и “сталинского ампира”. На основе новой идеологии формировалась советская архитектурная школа, устанавливались единые принципы проектирования на всей территории, разрабатывалась система типовых планировочных элементов. Особенно ярко эти принципы проявлялись в архитектуре соцпоселений.

Одновременно с этими процессами, начиная с 1930-х гг. происходило обращение к региональному своеобразию, местным традициям татарской культуры, происходило возрождение и изучении региональных особенностей и традиционной культуры коренных народов [6]. Такие примеры регионального своеобразия были выявлены и на примере комплексов соцгородков, которые проектировались по унифицированным и стандартизированным методам и, казалось бы, в первую очередь преследовали цели экономичного и быстрого строительства новых поселений. Выявление характеристик может явиться основой для дальнейшего определения критериев ценности и сохранения наследия наиболее ценных приемеров соцпоселений как наследия советской архитектуры.

Цель исследования

Целью данной статьи является изучение выявленных региональных особенностей архитектуры соцгородов 1920 – 1950-х гг. в Татарстане, на основе собранных натурных, визуальных, архивных, библиографических исследований.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужили авторские натурные и визуальные исследования, библиографические и краеведческие источники, архивные документы, касающиеся проектирования и строительства социалистических рабочих поселений. На основе этих материалов архитектура соцгородков рассматривается в контексте градостроительных комплексов, включенных в общую канву советской архитектуры.

Результаты исследования и их обсуждение

Региональные особенности в архитектуре соцгородов по большей части были выявлены во внешнем оформлении фасадов, в то время как в планировках и пространственной организации использовались типовые секции. Связано это было с максимальной централизацией проектирования, унифицированием и стандартизацией строительства соцгородов для экономичности и быстровозводимости. По этой причине в данной работе рассматриваются в большей степени региональные особенности, проявлявшиеся во внешнем облике зданий, архитектурной пластике фасадов и декоративном оформлении.

1920-е годы стали периодом творческих поисков в архитектуре, которые отражались в новых экспериментальных объектах крупных городов – Москвы, Ленинграда, Свердловска. Однако эти процессы практически не находили отражения в архитектуре регионов. Например, в Татарстане в начале 1920-х годов еще шли восстановительные работы после гражданской войны, достраивались здания в духе романтического стилизаторства, историзма и эклектики, а крупномасштабное бюджетное проектирование и строительство первых сооружений в духе архитектуры конструктивизма началось только после 1927 г. [5], фактически, нового строительства было очень мало, строились единичные объекты в центре города и начиналось проектирование рабочих поселков, таких как поселок Завода обозных деталей. Первые постройки на его территории исполнены в духе архитектуры авангарда – с характерными динамичными формами, пластикой балконных ограждений, минималистичным декором, характерной асимметрией и динамикой композиции фасада и круглыми “корабельными” окнами.

1

Рис. 1. Рабочий поселок Завода обозных деталей (1920-1930-е гг.). Вид на детский сад, пожарную часть и жилой дом

К концу 1920-х годов началось строительство отдельных деревянных рабочих поселков, которые практически не сохранились, за исключением рабочего поселка при заводе на северо-востоке республики – рабочего поселка Бондюжского, построенного в середине 1920-х годов при химическом заводе им. Карпова, являющегося одним из районов города Менделеевск. Малоэтажная архитектура рабочего поселка представлена одноэтажными блокированными жилыми домами на две семьи. Каждая секция имеет свой отдельный вход в малометражную квартиру типовой планировки. Особенностью данных построек стало использование традиционных приемов строительства и использование местных материалов: практически все дома выстроены из деревянного сруба без обшивки. Входные узлы представляют собой дверные проемы, совмещенные с относительно большой площадью остекления, окна обрамлены прямоугольными деревянными наличниками с минимальным геометричным резным декором, оригинальные заполнения оконных проемов входной зоны заполнены мелкой расстекловкой. Несмотря на то, что в архитектуре этих домов прослеживается влияние конструктивизма и общих тенденции к проектированию малоэтажного жилья в стране, их особенностью стало использование традиционного деревянного сруба. В качестве кровельного железа применены переработанные металлические бочки с химического завода, которые создают мелкую чешуйчатую фактуру крыши. Эти материалы были наиболее доступными, целесообразными и экономичными в условиях недостаточного финансирования. В планировках квартир и общественных зданий поселка используются схемы, разработанные в 1920-е гг. для стандартизации строительства, аналогичные примеры можно найти в издании 1927 г. “Планировка рабочих жилищ” под авторством Г. Вольфензона [2].

2.jpg

Рис. 2. Типповой жилой дом на две семьи в рабочем поселке Бондюжском (1920-1930-е гг.)

Начало 1930-х годов характеризуется сменой новаторских течений “освоением” классических форм. После принятого 28 февраля 1932 г. постановления Совета строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР “Об организации работ по окончательному составлению проекта Дворца Советов СССР в гор. Москве”, в котором говорилось, что “поиски должны быть направлены к использованию новых, так и лучших приемов классической архитектуры”, работы многих архитекторов начали меняться в этом направлении. Архитектурные формы: гладкие оштукатуренные стены, геометричные выступы, строгие членения фасадов характерные для 1920 – 1930-х годов, которые были отображением внутренних процессов здания, постепенно вводятся в обиход как элементы, формирующие декоративную пластику фасада, и начинают применяться независимо от функции здания [1, c.11]. Примеров такой архитектуры достаточно много: застройка Жилкомбината СК-4 в Казани, на фасадах зданий которого совмещаются объемно-композиционные приципы формирования пластики стены, свойственные авангарду, и стилизованные декоративные элементы классической архитектуры: кронштейны, арки и пилястры; поселок Юнгородок, где используются упрощенные “разорванные” фронтоны и волюты в сочетании с упрощенной архитектурой 2-3-х этажных двухсекционных жилых домов; на карнизах домов в поселке им. Урицкого применяется кирпичный декор и аттики с полуциркульными арками, на углах торцевых стен используется стилизованный руст.

3.jpg

Рис. 3. Архитектурные детали домов Жилкомбината СК-4, поселка Юнгородок, рабочего поселка им. Урицкого (1934-1940-е гг.)

Параллельно с поворотом к “критическому освоению наследия” в советской архитектуре 1930-х гг. происходит становление и формирование региональной архитектурной школы и становление местных специалистов. Начинают проводиться исследования архитектурного наследия республики и работа над теоретическими проблемами, связанными с использованием региональных особенностей и интернационального в архитектуре [6]. Строятся крупные общественные здания и жилые дома в центральной части Казани, в декоративном оформлении которых используются мотивы традиционных татарских орнаментов – в основном романтизированные и художественно осмысленные. Эти тенденции также прослеживаются в объектах на территории социалистических поселений, в основном характеризуются декоративным оформлением карнизов и обрамлением оконных проемов. Наиболее сохранившимися объектами этого периода являются школа в составе Жилкомбината СК-4, авторства арх. И. Г. Гайнутдинова, где применен широкий карниз из “сот”, и жилой дом в поселке завода Обозных деталей, который декорирован стрельчатыми оконными обрамлениями, ажурными декоративными ограждениями и карнизом из фигурных арок.

4.jpg

Рис.4 Детали фасадов жилого дома в поселке Завода обозных деталей (вторая половина 1930-х гг.)

Данное направление не получило дальнейшего широкого развития в реальном строительстве соцгородов, а проявлялось в проектировании и строительстве отдельных знаковых сооружений в центре Казани. Этому способствовало то, что в строительстве соцпоселений основной упор делался на быстровозводимость и экономичность зданий и формирование общей объемно-пространственной композиции единого градостроительного комплекса.

К 1940 – 1950-м годам происходила унификация средств художественной выразительности в архитектурном оформлении зданий соцгородов, намечалась тенденция к применению композиционной симметрии и усилению роли главного фасада [1, c.11]. Продолжается дальнейшая стилизация и унификация архитектурной пластики, широко применялись треугольные фронтоны с круглым или полуциркульным окном, полуциркульные арочные проемы и вертикальное членение фасада пилястрами. Редко, скорее в виде исключения, встречаются розетки со стилизованными элементами татарского орнамента, например на малоэтажных жилых домах соцгорода завода Оптоволоконных приборов (современное название поселок Дербышки). Что касается архитектуры общественных зданий соцгородков Татарстана, такие примеры не выявлены.

В тот же период проводились концептуальные разработки, где применялись характеристики национальной архитектуры для проектирования соцгородов республики. В сохранившемся издании “Проектирование социалистического города в Поволжье”, 1945 г. описывается проект поселения базирующегося на схеме стандартного рабочего поселка, но оформленного “татарским” ордером в единый ансамбль. Впоследствии, согласно концепции, предполагалось этот ордер сделать основой для новой архитектуры социлистических городов Татарстана.

5.jpg

Рис.5. Проект клуба в ансамбле жилого квартала. Концептуальный проект проф. М. М. Синявера (1945 г.)

Несмотря на то, что в статье многократно указывается на перспективность реализации данного романтизированного проекта соцгорода для Татарской АССР, он не был воплощен. Построенный на рассматриваемом участке соцгород в итоге был построен с применением стилизованных классических ордеров в сочетании с элементами советского реализма, также как и и другие соцпоселения 1940-1950-х годов близ Казани и на юго-востоке Татарстана.

Таким образом, архитектура соцгородов и рабочих поселков Татарстана 1940 – 1950-х гг. развивалась в едином ключе с тенденциями, проявлявшимися в стране, и дополнялась региональными особенностями, заключающимися по большей части в декоративном оформлении и проработке архитектурной пластике фасадов жилых зданий и не затрагивали объемно-пространственную композицию и строительные технологии. В первую очередь на это повлиял централизованный характер проектирования и строительства соцпослений и единые требования, предъявляемые к социалистическому расселению на всей территории бывшего СССР.

Выводы и заключение

Региональные особенности в архитектуре соцгородов 1940-1950-х гг. в Татарстане проявлялись в следующем:

1. В использовании местных традиционных строительных материалов и методов строительства до 1930-х годов.

2. Применялся стилизованный декор фасадов с внедрением элементов народных орнаментов в отдельных жилых зданиях в 1930-1950-х годов, что соответствовало общей направленности художественных поисков в архитектуре республики.

3. Региональные особенности также были отражены в концептуальных разработках “единого татарского ордера”, что можно проследить на примере невоплощенных проектов зданий для соцгорода Оптоволоконных приборов в 1940 – 1950-х годах.

Социалистические поселения, стали основой для развития новых районов крупных городов Татарстана, таких как Казань, Бугульма и стали основой развития новых городов на юго-востоке республике, где фактически являются общегородскими центрами. Выявленные региональные особенности в сохранившихся зданиях соцгородов 1920 – 1950-х годов являются основой для уточнения критериев ценности при рассмотрении соцгородов в качестве объектов культурного наследия республики и советского архитектурного наследия страны.

Рецензенты:

Надырова Х. Г., д.архтектуры, доцент, зав. кафедрой РРАНиОА ИАиД КазГАСУ, г. Казань.

Горюнов В. С., д.архитектуры, профессор СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург.