Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGY OF TOLERANT INTERETHNIC RELATIONS IN THE UNIVERSITY

Karakotova S.M. 1 Botasheva A.M. 1
1 Karachay-Circassian State University (KCSU)
The problems of development of creative potential of a teacher acting as a background and as a result of his creative activity are considered in this article. The fields of creative activity of the teacher are researched and analyzed: methodical creativity, communicative arts, creative development. The importance of the accounting professional and creative orientation of the personality, the availability of individual style of pedagogical activity is grounded, which is implemented by the formation and expansion of acmeological space to promote creative teachers’ communities.The authors note that various forms of individual, emotional-motivational and cognitive elements are components of a single designed component of creative personality of a high school teacher.
interpersonal communication
creative self-realization
professional growth
pedagogical creativity
Современный мир уверенно идет по пути расширения взаимосвязей между странами, различными народами, группами и коллективами. Расширяются контакты между государственными институтами, социальными группами, индивидами различных государств, этническими и религиозными представительствами, языками и культурами, заимствованиями культурных ценностей и миграция людей из одной культуры в другую. Существующий процесс глобализации уже не терпит прежнюю систему общественных отношений. Необходимость перехода от иерархической системы к демократической очевидна. И здесь уместно было бы вспомнить о существовании такого понятия, как «толерантность». В Словаре по этике (1981) сказано: «Толерантность является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я». В Философском словаре по правам человека (2007) подчеркивается, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она - активное признание прав и свобод другого безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. Таким образом, толерантность - категория, обеспечивающая не только уважение чужих, но и позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Данное определение подчеркивает, что толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека независимо от его культурного и социального уровня [4]. Толерантность - это желание добра и мира другому, бесконфликтное общение, эмпатия, умение слушать и слышать, коммуникативная толерантность, принятие личности другого человека, его языка, его культуры, его привычек. И где еще, как не в учреждениях образования, толерантность обязана быть составной и неотъемлемой частью жизни современного человека? Образовательные институты наиболее эффективно могут проводить работу по формированию толерантных, благоприятных межэтнических отношений. Эта проблема на сегодняшний день остается самой сложной и многогранной, поскольку возникла не сегодня, она имеет глубокие исторические корни. Как будут жить в мире и согласии наши потомки, зависит от нас, от умения конструктивно решать задачи обновления и демократизации общества, от умения готовить студентов к будущей жизни в этом меняющемся мире. Решение проблемы формирования культуры межэтнических отношений зависит не только от желания преподавателей и студентов, но и от эффективности проводимых в мире, нашей стране, нашей республике и в нашем университете социальных преобразований. Основными целями формирования толерантности у студентов мы видим следующие: это глубокое познание культуры своего народа, интеграция в другие культуры; формирование знаний о разнообразии культур; формирование взаимодействия с представителями различных культур; формирование у студентов терпимости, доброжелательности в процессе межнационального общения. Формирование у студентов толерантности должно осуществляться на основе разработанных нравственных ценностей, которые вырабатывались в ходе развития человечества. Главное в культуре - это духовность. Только она делает человека личностью. Низкий уровень духовности, культуры сказывается на социальной стабильности народа, на межнациональных отношениях, на толерантном отношении к другим культурам. Проблеме межэтнических отношений за последние годы посвящено много литературы. Одна из книг, которая отражает более полно актуальность данной тематики,  - это учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов: «Толерантность и культура межнационального общения» издательства «Просвещение-Юг». г. Краснодар. Авторы издания считают, что решению данной проблемы существенно может помочь межкультурный диалог. Они пишут: «Межкультурный диалог - это активные действия, за которыми должен быть и результат. Результатом может явиться и осознание людьми своих собственных недостатков» [4]. Продолжая эту мысль, авторы утверждают, что межкультурному диалогу помогает и вовлечение молодежи в процесс принятия решения как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне. Молодежь - самая мобильная группа населения, наименее подверженная предрассудкам, ориентированная на включение в различные формы взаимодействия. Формирование у студентов толерантных отношений к социуму, к историческому и культурному наследию не только своего народа, но и всего «другого, иного» и является глобальной задачей современного образования. Проблема межэтнического взаимодействия на мировом уровне остается нерешенной, и мы это слышим ежедневно в средствах массовой информации, примером могут служить события в Украине. В этом конфликте участниками являются представители различных национальностей. Проблема взаимоотношений на этнической основе не миновала и наш университет. Ни для кого не секрет, что вуз всегда был интернационален. Здесь учились и занимались преподавательской деятельностью представители более 30 национальностей. Университет наш всегда был примером толерантных взаимоотношений студентов и преподавателей. Сейчас здесь обучаются студенты из Средней Азии. И в связи с этим нередко слышатся высказывания осуждающего характера в адрес другой стороны, касающиеся привычек, обычаев, традиций, манеры поведения, использования родного языка противоположной стороной. Редко, но наблюдаются и споры на этнической почве, кто и чем лучше. Каковы же причины неприязненных отношений между студентами различных национальностей? Мы видим это в отсутствии элементарной культуры поведения, нежелании принимать окружающих людей такими, какие они есть, независимо от национальности, пола, возраста, цвета кожи, религиозных убеждений, социального положения. Другую причину взаимного непонимания мы видим в отсутствии знаний норм этнического этикета основной массой студентов. В течение многих сотен лет люди искали пути, которые приводили бы их к достижению мира и согласия, созданию атмосферы терпимости, доброжелательности, уважения друг к другу. Правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности, в дальнейшем стали надежным средством равноправного межнационального диалога. Они позволяли избегать ненужных конфликтов и натянутости в отношениях между народами [3]. Жизнь показала, что только знание этнического этикета и выполнение его требований может способствовать снижению роста конфликтности в вузах. Другая важная составляющая процесса формирования межнациональных отношений у студенческой молодежи - этнопсихологическая адаптивность. Она дает возможность быстро и эффективно приспосабливаться к традициям, обычаям, культуре, языку, образу мышления и действиям представителей различных этнических общностей, но при этом сохранять и беречь свою культуру, обычаи, манеру общения, язык, особенно если обычаи, культура и язык имеют много общего. Например, представителям студенчества из Средней Азии гораздо проще адаптироваться к среде нашего университета и к студентам коренных этносов ввиду схожести языка, обычаев, традиций, культуры, религии и многого другого. Следующая причина взаимного непонимания состоит в том, что далеко не все кураторы групп уделяют этой проблеме должное внимание, считая, вероятно, что со временем все само устроится. Но мы все знаем, что возникающие проблемы нужно решать, и иногда решать быстро, а не ждать, когда само по себе все решится. Вот куратору и «карты в руки», ведь он является социальным наставником, носителем новой культуры вуза, «университетского духа» [2].

Формирование толерантности в условиях высшего образования происходит в рамках общей тенденции роста образованности - как сближение между позициями преподавателей и студентов. Поэтому кураторы групп относительно формирования толерантности должны работать не только со студентами, но и с педагогами и родителями. Кураторы групп имеют возможность общаться с родителями по телефону, рассказать об успехах сына или дочери, советоваться по тому или иному вопросу. Процессы воспитания и обучения в системе современного образования имеют много различных психологических аспектов. На развитие ценностного и коммуникативного потенциала влияет межличностное общение и взаимодействие в студенческих коллективах. Задача педагогов и кураторов - создание доброжелательной обстановки в группе. Это мировоззренческая проблема, которую необходимо решать обществу и преподавателям. Ориентация студентов на общечеловеческие ценности и идеалы связана с необходимостью формирования у них национального самосознания, этнической толерантности, воспитания в духе мира и добра. Становление личности студента в поликультурном пространстве, которое моделируется вузом, а именно его образовательной программой, жизненной средой, нравственно-эстетическим и этическим «климатом» педагогического общения, предполагает формирование гуманного отношения к любому студенту, не важно, кто он и откуда. Все это в конечном счете и будет составлять базовую культуру студента. Сюда, безусловно, входит и межэтническая культура. Национальная культура как база обучения и воспитания играет все большую роль в формировании личности студента в условиях нарастающей бездуховности, антикультуры и падения нравственных устоев в обществе.

Благотворное влияние на формирование личности студента оказывают литературные герои - сказочные богатыри-нарты, неустанно ведущие борьбу со злом во всех его проявлениях. Использование народных песен, танцев, игр, сказок, пословиц, поговорок, созданных народом, как знак протеста против несправедливости, зла, насилия, - вот арсенал работников университета, которым они мастерски пользуются для формирования нравственно-этического потенциала студентов, а также межэтнического и межкультурного взаимодействия [2]. В вузах акцент делается на осознанное распознавание студентами проявлений толерантности и ее противоположности - интолерантности; на распознавание их теоретических моделей; на соотнесение тех и других; на соотнесение собственных взглядов с взглядами преподавателей и однокурсников. Осознание значения конструктивных межчеловеческих отношений помогает преодолевать чувство интолерантности. Процессы воспитания и обучения в системе современного образования имеют много различных психологических аспектов. Процессы смысловой рефлексии обучающихся сопровождаются активизацией их эмоционально-волевой сферы. Основной деятельностью становится деятельность переживания, благодаря которой происходит формирование толерантности. Толерантное взаимодействие строится на основе эмпатии - способности субъективно воспринять другого и эмоционально отзываться на переживания других людей. На основе эмпатии создается атмосфера доверия и терпимости. Доброжелательность позволяет не только чувствовать, но и показывать уважение и симпатию, уметь принимать другого даже тогда, когда не одобряешь его поступки, поддержать его в трудной жизненной ситуации. Развитие эмпатии - одна из самых сложнейших психолого-педагогических задач. Ее невозможно вызвать волевым усилием над собой, для ее возникновения требуется создание специальных условий [1]. Местом зарождения и дальнейшего развития эмпатии являются семья, а затем образовательное учреждение. На первом месте, безусловно, находится семья. В пределах семьи и ее членов происходит дальнейшее развитие эмпатии, а потом, постепенно она переходит границы семьи и распространяется на окружающий ребенка мир. Под руководством родителей, прародителей, старших братьев и сестер дети усваивают социальный опыт, характер эмоциональных отношений и учатся избирательно относиться к происходящим вокруг событиям. Если в семье устанавливаются благоприятные, доверительные отношения родителей с детьми, если родители обращают внимание на то, как поступки детей сказываются на благополучии других людей,  в этом случае процесс развития эмпатии у молодых людей будет проходить наиболее эффективно.

Второе условие эффективного формирования эмпатии студента - развитие эмпатии самого педагога. Очевидно, что для того, чтобы сформировать эмпатию в других, необходимо и самому педагогу проявлять сочувствие, сопереживать, уметь оказывать поддержку. Сформированность эмпатических способностей преподавателя определяет адекватное поведение по отношению к студенту. В результате эмпатийных, толерантных отношений с педагогом студенты осознают, что значит уважение к представителям других этносов и культур, обычаев, традиций, языка, сами строят прочный фундамент, на котором будет стоять дом, именуемый межэтническим взаимодействием и культурой подрастающего поколения.

Рецензенты:

Семенова Ф.О., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск;

Эбзеев М.М., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск.