Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROAD MAP OF THE IMPROVEMENT OF STATE YOUTH POLICY IN THE VLADIMIR REGION

Filimonova N.M. 1 Morgunova N.V. 1 Sinyavskiy D.A. 1 Sinyavskaya D.M. 1
1 Vladimir State University
The determination of the effective tools of development and realization of separate directions in regional development is the very important factor of the guarantee of effectiveness and result of projects and programs at the level of the separately undertaken territories and country as a whole. Special attention must be given to a trend in development and involvement of young people in the social and economic life because of its key role for the effective functioning of economic systems. In the field of development and realization of youth policy there are many unresolved problems, beginning from the determination of purposes and indicators of projects and programs and concluding by estimation and selection of the necessary of service lives and periods. The purpose of article are the substantiation of expediency, the development of systematic positions, the formation of the concrete road map of youth policy in the region. The obtained results showed that for guaranteeing of development and realization of effective youth policy taking into account of specific special features and problems of the development of concrete region the expediently system use of different tools of strategic management and planning, base from which is road map. The results of our study can be the basis of the development of analogous maps in other regions.
policy
effectiveness
road map
youth
Экономическая ситуация в сочетании с демографической в России вызывает значительные опасения в отношении перспектив молодого поколения. Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШ, 23 ноября 2015 года на 25-летии Института экономической политики им. Егора Гайдара заявил, что уже к 2017-2018 годам Россия столкнется с проблемой реальной безработицы среди молодого населения, с которой, например, столкнулись испанцы. В связи с этим актуальность разработки и реализации адекватной уровню текущих и возможных проблем молодежной политики выходит на первый план в системе государственного управления.

Обеспечение решения ряда комплексных задач позволит сгладить негативные последствия развития демографической ситуации и выйти на качественно новый уровень развития человеческого потенциала молодежи. На сегодняшний день меры государственной молодежной политики по росту охвата молодежи и её вовлечение в различные мероприятия являются недостаточными и требуют значительных совершенствований адекватных современному вызову со стороны социально-экономического состояния экономики России и внешнеполитической и экономической обстановки.

В сложившейся ситуации потенциал молодежи необходимо рассматривать как один из стратегических ресурсов регионального развития экономики. Следовательно, возникает ряд закономерных вопросов в связи с развитием такого ресурса:

- возможности и условия развития потенциала молодежи региона;

- определение социального самочувствия и ценностных ориентиров современной молодежи;

- образование как фактор развития инновационного потенциала молодежи;

- здоровье как основополагающий фактор саморазвитие молодежи;

- социальная активность молодежи и ее участие в социальном развитии региона;

- молодежная активность в политической жизни региона;

- экономические и социально-культурные возможности и ограничения мобильности современной молодежи;

- опыт и тенденции развития жизнедеятельности современной российской молодой семьи;

- информационное пространство как условие самореализации молодежи;

- занятость молодежи;

- развитие молодежной предпринимательской среды и предпринимательского мышления;

- региональные аспекты молодежного туризма.

Первоочередной задачей выполнения поставленных целей по совершенствованию молодежной политики региона является повышение эффективности использования поступающих в данную сферу ресурсов как государственных, так и частных.

Подходы к долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в России закреплены распоряжении №2403-р от 29 ноября 2014 года «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года», а также стратегиями социально экономического развития федеральных округов. На региональном уровне молодежная политика регулируется законодательными актами органов власти субъектов и органов местного самоуправления. Во Владимирской области молодежная политика регулируется Закон Владимирской области от 07.05.2007 N 50-ОЗ "О молодежной политике во Владимирской области"[3]. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 30.12.2005 N 788 "Об утверждении Положения о комитете по молодежной политике администрации Владимирской области" назначается государственный орган, отвечающий за разработку и осуществление государственной политики в сфере работы с молодежью по полномочиям, возложенным на администрацию Владимирской области [13]. Кроме целенаправленных региональных программ реализации молодежной политики, существуют отдельные мероприятия входящие в другие государственные программы Владимирской области, к примеру подпрограмма «Развитие потенциала молодежи» государственной программы «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2014-2016 годы» [4].

Анализ законодательных и нормативных правовых актов молодежной политики Владимирской области позволяет сделать заключение о том что как правило, при разработке молодежной политики государственными органами использует программно-целевой метод планирования, а при его реализации сводится к функциональному подходу на уровне региональных органов государственной власти с провидением различных запланированных мероприятий.

С целью совершенствования государственной политик в области поддержки молодежи региона возможно использование различных инструментов и методов проектного управления:

1. Диаграмма Ганта используется для отображения структуры перечня работ по проекту, позволяющая наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ.

2. PERT анализ обеспечивающий оценку и анализ времени выполнения, трудозатрат и потребности в других ресурсах проекта, на основе соответствующих характеристик и зависимостей входящих в него задач. В особенности, анализа и оценки времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также минимально необходимого времени для выполнения всего проекта.

3. Сбалансированная система показателей, используется как инструмент, связывающий конкретную стратегии с оперативной деятельности её исполнителей, применяется как в коммерческих, так и в некоммерческих и государственных структурах. Взаимоувязка происходит посредством декомпозиции стратегических целей на подцели и выявление показателей их достижения.

4. Метод дорожной карты, представляет собой инструмент краткосрочного или долгосрочного планирования [16]. На современном этапе развития технологий управления процессами метод дорожных карт является актуальным и, как правило, базовым инструментом стратегического планирования, как для отдельных предприятий [16], так и отраслей экономики [2], региональных социально-экономических систем [10]. Широкое распространение дорожные карты получили в развитых и развивающихся странах [15]. Это связано с тем, что на основе дорожных карт органы государственного управления получают ценную стратегическую информацию, хорошо структурированное видение меняющихся факторов, что позволяет принимать более обоснованные решения, выявлять стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности в области перспективных направлений развития. В связи с этим авторами предлагается использовать метод дорожных карт, как один из зарекомендовавших себя инструментов планирования развития сложных систем в долгосрочной перспективе.

В настоящее время разработка и использование дорожных карт становится важным и зачастую незаменимым инструментом стратегического планирования как для отдельных предприятий [2], так и отраслей [10], сфер деятельности, региональных экономических систем [15]. Широкое распространение дорожные карты получили в высокоразвитых и развивающихся странах [1]. Это связано с тем, что на основе дорожных карт органы государственного управления получают ценную стратегическую информацию, хорошо структурированное видение меняющихся факторов, что позволяет принимать более обоснованные решения, выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности в области перспективных направлений развития.

Как показывает анализ различных дорожных карт, в зависимости от контекста технологическая дорожная карта учитывает многообразие групп факторов: технологические приложения, достижения и инновации, потенциальные точки разрыва, шоки и риски, конкурентоспособность, инвестиции, финансы и планирование, временной график реализации, анализ критических траекторий, проектная интеграция, разрушающие технологии [9], что позволяет сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшить взаимосвязи отдельных проектов и программ развития, и в целом повысить эффективность процессов управления социально-экономическим развитием.

В последнее время в России дорожные карты являются популярным инструментом реализации стратегических планов развития. В соответствии с Постановлениями правительства дорожные карты разрабатываются и используются для развития отдельных отраслей (например, информационных технологий, производства композитных материалов, сельского хозяйства и др. [11, 12]), регионов [7], в деятельности министерств и ведомств на различных уровнях управления.

Несмотря на большое количество разработанных дорожных карт эффективность их планирования и реализации остается на довольно низком уровне. Как отмечается в научной литературе отсутствует объективная гарантия того, что события пойдут в соответствии с запланированным сценарием [9]. По данным министерства экономического развития Российской Федерации, только 28 % запланированных мероприятий исполнено в полном объеме, 38 % - находится в процессе исполнения и 34 % мероприятий - не выполнено [14].

Как показывает анализ [11, 12] различных по содержанию и построению дорожных карт, в зависимости от контекста дорожная карта учитывает многообразие групп факторов: технологические приложения, достижения и инновации, потенциальные точки разрыва, шоки и риски, конкурентоспособность, инвестиции, финансы и планирование, временной график реализации, анализ критических траекторий, проектная интеграция, разрушающие технологии [7], что позволяет сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшить взаимосвязи отдельных программ развития, и, в целом, повысить эффективность процессов управления, в том числе социально-экономическим развитием.

Методика построения дорожной карты формирования молодежной политики Владимирской области включает в себя 5 основных элементов:

1. Основные цели, а также показатели и задачи, достижение которых ведет к достижению этих целей и позволяет отслеживать реализацию дорожной карты.

2. Набор проектов и мероприятий, реализации которых обеспечивает достижение целевых показателей дорожной карты.

3. Распределение ответственности.

4. Учет требуемых для реализации мероприятий ресурсов и рисков.

5. Наблюдение и оценка параметров реализации мероприятий.

Ниже представлена разработанная авторами дорожная карта, включающая элементы, определенные во времени на период 2015-2019 годы (рисунок 1).

*МП – молодежная политика

Рис.1 . Дорожная карта формирования и реализации молодежной политики Владимирской области (разработана авторами)

При построении дорожной карты необходимо отметить ряд особенностей, присущих сфере реализации молодежной политики региона:

1. Влияние множества факторов на состояние молодежи, осложненная высокой степенью неопределенности их поведения.

2. Ограничения на возможности прогнозирования развития данной сферы.

3. Разнообразие направлений и сфер развития молодежи.

4. Постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий распространения информации.

Основной целью дорожной карты является планирование комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий способствующих наиболее полной реализации потенциала молодых людей региона. Первоочередной задачей выступает вовлечение молодежи в социально-экономическую и политическую жизнь региона посредством проведения мероприятий органами государственной власти и общественными организациями по различным направлениям: здравоохранение, культура, наука и образование, физкультура и спорт, социальная защита, миграционная политика, молодежное предпринимательство. На следующем этапе дорожной карты реализации молодежной политики осуществляется через мероприятия структурированных в рамках проектов и программ с применением методов проектного управления. Применение методов проектного управления позволит снизить количество дублирований функций органов государственной власти и сформировать единых подход при реализации мероприятий, проектов и программ молодежной политики региона.

Наиболее важным элементом осуществления молодежной политики является оценка и учет потребностей в саморазвитии молодежи региона. Необходимым условием является создание механизма мониторинга динамики развития молодежной среды в регионе, позволяющей адекватно оценить ситуацию и обеспечить взаимодействие всех акторов молодежной политики региона.

Системное представление факторов и мероприятий формирования и реализации молодежной политики в регионе в виде дорожной карты, по мнению авторов, существенно повысит ее качество и результативность реализации.

Рецензенты:

Гойхер О.Л., д.э.н., профессор кафедры ЭСУ, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Лускатова О.В., д.э.н., заведующий кафедрой бухгалтерского учета, финансов и сервиса, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.