Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE BASIS OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE UNIVERSITY STUDENT

Agladina N.S. 1
1 FSBEI HPE «The Ural State University of Physical Culture»
The substantiation of the formation importance of students’ managerial competence of the University is provided in the article. Based on the analysis of the Federal state standard of higher professional education (FSS HPE) is shown that managerial competence holds a dominant place among the range of professional competencies, which are determined in the Federal state standard. The notion of «managerial competence» is specified and its structural characteristics are considered. It is proved that the interactive learning environment enhances the formation level of the bachelor’s managerial competence. It is considered the active and interactive forms of conducting studies in the University. It is meant the main problems, which are during the interactive studies solved. The formation of students’ interest to the investigated problem; understanding and finding the necessary information; develop ability to solve problems independently and work in a team; the formation of a personal point of view and the ability competently defend it; the development of the personal qualities.
interactive forms
interactive educational environment
bachelor
managerial competence
competence approach
В свете реализации Болонского процесса и, следовательно, модернизации системы образования, в том числе и высшего,первостепенное значение при подготовке будущих бакалавров играет компетентностный подход. Он выступает как форма представления результатов профессионально направленной подготовки будущих бакалавров. Эти результаты находят свое отражение в перечне компетенций, относящихся к определенному виду будущей профессиональной деятельности бакалавра.

Цель исследования.В данномисследовании рассматривается организационно-управленческая профессиональная деятельность, которая играет важную роль в подготовке будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью. Освоениеэтойкомпетентностипозволитобучающемуся не только эффективно выполнять свои трудовые функции, но и планировать, организовывать, контролировать и координировать как собственную деятельность, так и деятельность всего коллектива.

Методы исследования: анализ нормативной базы, контент-анализ, наблюдение, метод экспертной оценки, мониторинг.

Основное содержание работы.Исследование организовано среди студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Анализ ФГОС ВПО по данному направлению подготовки показал, что управленческая компетентность занимает приоритетное место среди ряда профессиональных компетентностей, определенных в стандарте. Данный факт подтвержден ее расположенностью в иерархии видов профессиональной деятельности и наибольшим количеством компетенций, включенных в ее состав. В этой связи в ФГОС ВПО третьего поколения предусмотрен ряд компетенций, определяющих в своей совокупности управленческую компетентность, в полной мере раскрывающей что должен знать, уметь и быть готовым применять на практике будущий бакалавр.

Таким образом, процесс формирования управленческой компетентности в свете реализации компетентностного подхода в российской системе образования является весьма актуальным и нуждающимся в научном обосновании.

В широком смысле, управленческую компетентность можно свести к обладанию определенными знаниями, умениями и навыками выполнения основных функций управления: планирование, организация, координация и контроль. Каждая компетенциянапрямую относится к определенной управленческой функции, что, в свою очередь, позволяет нам более точно определить содержание ключевого понятия «управленческая компетентность». Схематично это показано на рисунке 1.

 

 Рис.1. Схема содержания управленческой компетентности

В нашем исследовании управленческая компетентность рассматривается как совокупность организационно-управленческих компетенций, относящихся к данному виду профессиональной деятельности. Анализ ФГОС ВПО [9] позволил нам провести уточнение структурных характеристик управленческой компетентности (табл. 1).

Таблица 1

Структурные характеристики управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью

Знания

Умения

Навыки

Личностные и деловые качества

– основы менеджмента и маркетинга (ПК-16);

– истории и основных теорий менеджмента (ПК-17);

– основы бизнес-процессов (ПК-17)

– осуществлять оперативное планирование и оперативный контроль за рекламной работой и деятельностью по связям с общественностью (ПК-19);

– проводить мероприятия по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок (ПК-19);

– оценивать эффективность рекламной деятельности и связей с общественностью (ПК-19);

– осуществлять работу по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22);

– создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе (ПК-22)

– владение основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, учет, контроль, принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация) и методами их реализации (ПК-17);

– организации и оперативного планирования своей деятельности и деятельности фирмы и организации (ПК-20);

– организационно-управленческой работы с малыми коллективами (ПК-21);

– мотивации сотрудников на активную деятельность и развитие организации (ПК-22)

– оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях (ПК-18);

– выработка нестандартных решений (ПК-18);

– принимать участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации (ПК-19);

– находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

– участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций (ПК-22);

– готовность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию

Как видно из табл. 1, каждая обозначенная в стандарте организационно-управленческая компетенция может отражать не одну, а несколько структурных характеристик управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью, включая личностные и деловые качества, необходимые для ведения профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода в целом и формирование управленческой компетентности в частности, как указано во ФГОС ВПО, должны предусматривать широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий[9]. Они находят свое отражение в рабочих программах дисциплин и фондах оценочных средств по дисциплинам учебного плана. Но, тем не менее, это, как показывает опыт, является недостаточным.

Опираясь на ряд источников [1; 2; 3; 6; 9] и собственный опыт педагогической деятельности, мы рассматриваем интерактивную образовательную среду как эффективную основу формирования управленческой компетентности бакалавров.

Дефиниция «среда», согласно Словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова,означает окружающие социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий[7, с. 660]. В свою очередь образовательная среда – это совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении педагогических условий, во взаимодействии которых происходит становление и развитие личности обучающегося.Это феномен включает ряд характеристик, влияющих как на студента, так и на педагога. Структура образовательной среды, по мнению Е. Б. Лактионовой, содержит совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебную работу, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами и т.д. [7].

Понятие «интерактивность» (от англ. «interact»: «inter» – «взаимный», «act» – действовать) предполагает широкое взаимодействие обучающихся как с преподавателем, так и между собой, находясь в режиме диалога, беседы с кем-либо [2, с. 79] (рисунок 1).


Рис. 1. Интерактивная форма

Анализ приведенных дефиниций позволил уточнить ключевое понятие исследуемой нами проблемы, а именно «интерактивная образовательная среда». Под ней мы понимаем совокупность социальных, культурных и педагогических условий, активных и интерактивных форм обучения, необходимых для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, результатом которого выступает формирование управленческой компетентности бакалавра.

Обсуждение результатов исследования. Исследование показало, что интерактивная образовательная среда вуза оказывает существенноевлияниена формирование профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, а, следовательно, и управленческой компетентности обучающегося.

В ходе исследования нами были апробированы активные и интерактивные формы проведения занятий в условиях интерактивной образовательной среды как основы формирования управленческой компетентности студентов вуза. Тезисно остановимся на опыте их использования в образовательном процессе.

Теоретический анализ показал, что управленческая компетентность включает в себя такие важные компоненты как: владение основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, контроль); способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; выработка нестандартных решений; способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций.  В этой связи, в ходе проведения интерактивного занятия нами решались такие задачи как: формирование заинтересованности обучающихся к изучаемой проблеме; наиболее эффективное понимание получаемой и нахождение необходимой информации; развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи, а также работать в команде; проявление толерантности и эмпатии; формирование личной точки зрения и умения грамотноее защищать; формирование профессиональных навыков и умений; развитие личностных качеств. Решение данных задач, в своей совокупности,позволит говорить о сформированности управленческой компетентности будущего бакалавра.

Анализ ФГОС ВПО показал, что к числу активных и интерактивных форм проведения занятий отнесены: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги [9]. Также к ним, как показало проведенное нами исследование, можно отнести дискуссии, круглые столы, профессионально направленные мастер-классы, видеоконференции и вебинары, работу в малых группах и т.д. Такие занятия должны занимать 20 % – 40 % часов аудиторной работы студентов высшей школы. Данные формы были апробированы нами в ходе опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим их подробнее.

Среди методов активного обучения наиболее эффективным для формирования управленческой компетентности, как показал опыт, является проведение «круглого стола». Такая форма занятия позволяет как закрепить полученные теоретические знания о содержании и сущности управленческой деятельности, так и пополнить их информацией из достоверных источников; сформировать умение решать управленческие задачи и возникающие проблемы, научить культуре ведения диалога и дискуссии. При таком занятии у обучающихся формируются профессиональные умениядоносить свои мысли до окружающих, грамотно и аргументировано отстаивать их.

Среди интерактивных форм наибольшуюэффективность представляет такая форма проведения занятий, как деловая игра. Деловая игра, как отмечает О. Л. Карпова, позволяет сформировать картину предметного и социального содержания управленческой деятельности, произвести моделирование в системе отношений «управляющий и управляемый», развить рефлексивные навыки взаимодействия, выявить и реализовать личностный потенциал обучающихся [5, с. 56].

Использование данной формы занятия, позволяет обучающимся в процессе совместной деятельностидостигать общей цели. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии с определенной им ролью и функцией. Общение в деловой игре – общение, имитирующее коммуникацию субъектов в процессе реальной управленческой деятельности. Деловая игра, как показало исследование, является эффективным способом формирования управленческой компетентности и позволяет развить навыкиработы в группе, в команде, основанные на взаимном сотрудничестве.

Помимо деловых игр, при формировании управленческой компетентности, нами была использована ролевая игра. Она предполагает исполнение обучающимся определенной роли в заданной управленческой ситуации, руководствуясь характе­ром играемой роли и средой, где происходит действие, а не внешним сценарием поведения. При этом обучающиеся могут свободно импровизировать в рамках правил игры, тем самым определяя ее направление и дальнейший исход событий.

Следует отметить, что понятия ролевой и деловой игр не тождественны, хотя частично их содержание совпадает. Так в деловой игре, как правило, перед игроками стоит необходимость достижения общей поставленной цели, то в роле­вой игре цели игроков могут не совпадать, а порой даже противопоставлять друг другу. В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разнообразные варианты поведения и их эффективность.

Ролевая игра, как показало исследование, позволяет сформировать у обучающихся управленческие навыки, а также умения принимать эффективные решения даже в нестандартных ситуациях.

В исследовании апробировани такой метод формирования управленческой компетентности, как анализ конкретных ситуаций (case-study). Для его реализации были использованы различного рода управленческие задачи и ситуации с последующим их обсуждением. Для каждой задачи и ситуации студенты, под руководством преподавателя, разрабатывали возможные варианты их решения, обосновывали выбранный вариант решения с последующим оппонированием, затем делали выводы и давали оценку полученным результатам.

Исследование подтвердило, что использование case-study как формы проведения занятий позволяет сформировать компетенции, связанные с работой в группе, выработкой управленческих решений, поддержанием эффективных внутренних коммуникаций.

Проведение мастер-классовтакже является эффективным способом формирования управленческой компетентности будущих бакалавров. Привлечение на занятия профессионалов, работающих в сфере управленческой деятельности, позволяет развить интерес студентов не только к будущей профессии, но и формировать навыки эффективной работы.

Выводы. Опыт реализации в учебном процессе разнообразных активных и интерактивных форм проведения занятий, позволил сделать вывод об эффективности и необходимости их использования в процессе формирования управленческой компетентности студентов вуза. Предпочтение той или иной формы зависит от целей определенного занятия. Это позволяет преподавателю проявить свой творческий потенциал при подготовке и проведении как лекционных, так и семинарских (практических) занятий.

В ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика формирования высокого уровня управленческой компетентности бакалавров рекламы и связей с общественностью в процессе их включения в интерактивную образовательную среду.

Рецензенты:

Найн А.Я., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г.Екатеринбург;

Карпова О.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры связей с общественностью, права, профсоюзных и гуманитарных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», г.Екатеринбург.