Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATION ACTIVITY OF TEACHERS AS THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

Lebedeva I.V. 1 Shabanova T.L. 1
1 The Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.aK.Minin
In the article is carried out the theoretical analysis of the concept of the innovation activity of teacher from the psychological and pedagogical positions. The trends of development of the professional scopes of teacher in the size of the requirements of the professional standard of teacher are examined; the basic trajectories of the modernization of school formation as the innovation resource of training young generation are reflected; the professional characteristics of the teacher of new formation on the basis of domestic studies in the region of the preparation of duties of a teacher for the innovation search are revealed. Primary attention is paid to the problem of the inclusion of teachers in the innovation processes of contemporary Russian school and their professional growth. In the article are illuminated the tasks and the conditions of creating of school innovation medium, molding of the readiness of the association of teachers for the creative solutions of professional problems. The criteria of the innovation receptivity of teachers are separated on the basis of psychological characteristics, professional motives and barriers in mastery and creation of pedagogical innovations are analyzed.
innovation readiness.
creativity
professional standard
innovation susceptibility of pedagogical innovation
innovation environment
innovation resource
professional competence
innovation

В силу динамичных измененийво всех профессиональных областях современного российского общества появляется необходимость в постоянном обновлении знаний исовершенствовании индивидуальной подготовки специалиста, а также уровня развития его компетентности.В процессе глобализации образование как социальныйинститут перестает быть средством национально-культурной идентичности, оно выходит на мировой уровень в условиях инновационного поиска и взаимообогащения культур.Об этом свидетельствуют основные траектории его модернизации:вариативность, подразумевающая диверсификацию образовательных услуг, появление различных образовательных моделей;индивидуализация, основанная на предоставление учащимся свободы выбора образовательной программы, формы обучения, типа и вида образовательного учреждения;непрерывность, основанная на  предоставлении человеку возможности учиться на протяжении всей жизни[8].

Время определило, что непрерывность образования напрямую связана с его инновационностью как объективным вызовом времени и политикой государства. Естественно, что педагог как специалист ответственный за формирование нового поколения должен быть готов к творческой деятельности, т.е. уметь видеть, анализировать, транслировать и приумножать перспективный педагогический опыт. Долгое время считалось, что обучить творчеству невозможно, т.к. это доступно избранным, особо талантливым людям, которых в любой профессии меньшинство. Сегодня признается достижимость данной цели через определенную специальным образом выстроенную подготовку специалиста. Креативность определяется как способность к созданию нового, это синтез процессуальных и личностных особенностей индивида, позволяющих ему творчески преобразовывать действительность. В соответствии с субъектно-деятельностным подходом, разрабатываемым в отечественной психологии, именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития. Поэтому творчески работающий педагог является самоорганизующимся субъектом, способным не только использовать готовыеидеи, но и преобразовывать их, а также создавать новые. В процессе деятельности у него развиваются такие качества, какготовность к принятию и проектированию профессиональных задач; способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий; потребность в рефлексии и осознанном регулировании своего поведения; направленность на саморазвитие; стремление к совершенствованию своеготворческого потенциала; осознание уникальности и неповторимости себя и других; социальная и профессиональная активность; устойчивость взглядов, убеждений, смыслов.

Современная школа (а следовательно, и учитель как ключевая фигура в ее преобразовании) призвана давать ученику не столько информацию, сколько способы ее поиска и навыки работы с ней. В этой связи целью образования является содействие самоопределению и самореализации учащегося посредством создания условий для  полноценной реализации его потенциала. Это ставит перед школой важные ориентиры - формирование у учащихсяумений принимать самостоятельные решения, развитие инициативы, ответственности, творческости. Такие масштабные и ответственные задачи предполагают постоянное совершенствование профессионального уровнясовременного учительства, связанные, прежде всего, с овладением кросскультурными компетенциями, толерантностью, высоким уровнем владения ИКТ, навыками организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся, способностью к саморазвитию, инновационной увлеченностью. Так, в формате исследований, связанных с изменениями профессиональной шкалы современного педагога, А.Н.Панфилова выделяет комплексные психолого-педагогические характеристики современного учителя:

ü  самоконтроль (способности учителя контролировать разрушительные побуждения и настроения, регулировать собственное поведение для достижения образовательных целей);

ü  самосознание (спокойствие учителя в сложных ситуациях, его ориентированность на внедрение эффективных образовательных программ и технологий, на достижение успеха в профессиональной деятельности;

ü  эмоциональный интеллект (способность учителя понимать эмоциональные проявления своих учеников и умения учитывать их эмоциональные реакции);

ü   коммуникативные навыки (предусматривающие наличие у учителя умения выстраивать социальные взаимосвязи и создавать гармонию в межличностных отношениях [7,с.132].

В новом Профессиональном стандарте педагогазаложеныведущиестратегии становления и развития учителя как специалиста 21 века: приоритетность креативных компетенций, инновационная направленность; желание демонстрировать своим ученикам умение учиться.Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда в современных социокультурных условиях, своим содержанием он доказывает, что успех учителя, его мастерство во многом зависит от умений конструктивно строить взаимоотношения с обучающимися, создавать в общении с учениками положительный эмоциональный климат, контролировать и рефлексировать педагогические действия, развивать и использовать свой инновационный потенциал [6]. Как известно, инновационностьучителя представляет собой способность продуцировать и реализовать инновационные идеи, направленные на качественное обновление образовательного процесса и его результатов.Исследователи отмечают, что условием успешного развития инновационной восприимчивости учителей является грамотное применение теории управления инновационным процессом в образовательном учреждении, которая понимается как научное и педагогическое взаимодействие, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся через внедрение нововведенийв обучающую и воспитательную деятельность [4, с.181].

Эффективность инновационного развития школы напрямую зависит от активности участия в ней учителей [1;2;3]. Практика,и в том числе результаты наших собственных исследований, показывает, что значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности. Инновационному процессу неизбежно сопутствуют психологические издержки, вызванные дефицитом  практически всех базовых потребностей человека, описанных в известной классификации гуманистического психолога А.Маслоу: гомеостатических (увеличение физических и умственных нагрузок,повышение психо-физического напряжения); безопасности (риск и ответственность); принятия и общения (профессиональная конкуренция); самоуважения (вероятность трудностей и неудач). В связи с этим современная образовательная ситуация предъявляет  очень высокие требования к эмоционально-личностным качествам педагога: эмоциональной устойчивости, стресс-толерантности, жизнестойкости. Инновационную деятельность может осуществлять только уверенный в себе учитель, понимающий и преодолевающий эти трудности, у которого ценности движения вперед и личностного роста преобладают над ценностями безопасности и защищенности. Однако результаты современных исследований свидетельствуют, что в профессиональной педагогической среде сегодня распространены тревожные настроения, состояния напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, пессимизма. Содержанием смысловой сферы педагогов является драматизация любых педагогических ситуаций, чувство собственной крайней уязвимости и неспособности справляться с трудностями. Многие учителя прибегают к авторитарному или попустительскому стилю руководства как способу самозащиты. Следствием такого хронического эмоционального напряжения становится снижение профессиональной мотивации, разочарование в профессии, развитие различных соматических и нервно-психических заболеваний[10].Все это усложняет процесс адаптации и профессионального роста учителей в условиях новой образовательной ситуации.

При таких обстоятельствах возрастает значение формирования готовности учителя к инновационной деятельности, а именно особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.По мнению исследователей, инновационная мотивация представляет собой  устойчивое преобладание желания позитивных изменений в профессиональной среде над желанием сохранения стабильности. Она включает в себя мотивы инновационного ожидания, инновационного поиска, инновационного созидания, принятия и поддержки образовательных изменений.

Психологические исследования показывают, что различия в степени активности участия учителей в инновационной деятельности существенно зависят от применяемых в школе форм поощрения за достижения в этой деятельности, условий их применения, а также индивидуальных особенностей структуры ценностных ориентаций учителей.Оценивая значимость применяемых в школе форм поощрения за достижения в инновационной деятельности и вероятность их получения, учителя формируют субъективную оценку возможности реализовать свои ценностные ориентации посредством включения в эту деятельность. При этом оценка значимости различных форм поощрения зависит от особенностей индивидуальной структуры мотивов учителей, а оценка вероятности получения тех или иных поощрений выражает их субъективное восприятие существующих в их школе условий. Это субъективное восприятие может иметь разную степень адекватности [3].

Естественно предположить, что наибольшую активность в инновационной деятельности будут проявлять учителя, обладающие сформированной внутренней мотивацией, и потому придающие наибольшее значение поощрениям, соответствующим мотивам самореализации и саморазвития, и высоко оценивающие вероятность их получения. Характеристиками готовности учителя могут быть следующие: потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества; способность свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности, умение переводить любую ситуацию в педагогически развивающую.Котлярова И.О. доказывает, что, формируя готовность учителя к инновационной работе, необходимо учитывать тенденции развития педагогической действительности: возрастание системности профессиональной деятельности и сознания учителя; расширение свободы учителя как права на творческое самовыражение; переход от ритуального исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции; ориентация на личность ученика, отказ учителя от монополии на знание безусловных истин, установка на диалог с учеником; преодоление авторитарности, индивидуальность; отказ от однозначной ориентации учителя на результат; осознание необходимости самоизменения, достижение мастерства через свое «самоотрицание», через постоянную неудовлетворенность собой [5,с. 213].

Логично предположить, что тем успешнее будет протекать вхождение учителя в инновационную деятельность, чем заинтересованнее в этом коллектив школы. Инновационная деятельность школы понимается как целенаправленное преобразование ее педагогическим коллективом педагогической системы школы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов образования (B.C.Лазарев). Т. И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость -  кликушество -  стабилизация -  сотрудничество-зрелость.Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержанны в оценках инновации, не обладают необходимой для данной инновационной деятельности компетентностью. Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрее заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается, интериоризируется, многократно воспроизводится и приводит к повышению качества. На стадии «инновационного сотрудничества» складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т. д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.Стадия «инновационной зрелости» коллектива отличается сформированностью инновационной среды. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемого в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции [10].

Исследователи доказывают, что достижениетакого уровня интеграцииинновационных усилий коллектива возможно при реализации следующих условий:

1.        Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «генератора» будущих идей.

2.        Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3.        Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4.        Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой) проблемы ОУ.

5.        Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6.        Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7.        Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание учителя - исследователя, педагога-профессионала происходит в диалектической взаимосвязи с общим объективно обусловленным процессом создания инновационной образовательной среды в школе, а именно: инновационный характер образовательной организации зависит от творческого развития каждого учителя, а инновационное мышление педагога формируется в контексте перевода образовательного учреждения в режим перспективного развития.

Рецензенты:

Князева Т.Н., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г.Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н.,профессор кафедры общей и социальной педагогикиФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г.Нижний Новгород.