Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFLUENCE OF THE QUALITY OF LIFE OF YOUTH ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIA

Erlygina E.G. 1
1 "Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs"
Quality of life is one of the most important indicators reflecting the development level of countries and regions. Improving the quality of life of the population affects the economic and political strengthening of Russia´s position, contributes to the development of the regional economy. Today there are various methods of research of quality of life. In the basis of ensuring and improving the quality of life of young people is the quality of education. Education is one of the main criteria of development of scientific-technical and human potentials and socio-economic development of regions. Education becomes one of the most extensive and important spheres of human activity that is intimately intertwined with all other areas of public life. Increasing the level of youth education, will improve the quality of life for young people ensure a sustainable development of social processes, will increase the competitiveness and attractiveness of the region, will stimulate regional development.
the development of the regions
education
quality of life

Одним из важнейших показателей, отражающих уровень развития стран и регионов, является качество жизни. Повышение качества жизни молодежи, влияет на укрепление экономических и политических позиций России, способствует укреплению и дальнейшему развитию региональной экономики.

Понятие «качество жизни» является сложной комплексной характеристикой и зачастую подменяется понятием «уровень жизни». Понятие «уровень жизни», как правило, имеет три ключевых аспекта: благосостояние населения, накопление человеческого капитала, уровень человеческого развития [6]. Понятие «качество жизни» шире и, помимо вышеперечисленных характеристик, включает в себя совокупность показателей характеризующих не только материальный уровень жизни населения, но и духовно-нравственное, социальное качество жизни, определяющее раскрытие духовного, нравственного потенциала личности, реализацию творчества личности, обеспечение полноты раскрытия творческих способностей, осознанное исполнение духовно-нравственного, служебного, профессионального долга, реализацию ответственности за продолжение жизни, здоровье человека, качество среды обитания, качество культурной жизни и т.д.

В научной экономической литературе существует множество определений термина «качество жизни населения». «Качество жизни – это возможность прожить долгую здоровую жизнь и иметь доступ к ресурсам человеческого развития» [3]. Качество жизни – это совокупность социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности [2]. По мнению Всероссийской организации здравоохранения, качество жизни – это «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума».

В общем случае показатели, характеризующие качество жизни, должны:

- отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

- обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;

- иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и мониторинга изменений.

Для оценки показателей используют социологические опросы представительных выборок населения, данные официальной статистики, данные Университетской информационной системы России. Изменение данных показателей характеризует направленность развития (прогресс, регресс) не только регионов, но и всей страны в целом.

На сегодняшний день существуют различные методики исследования качества жизни (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методик исследования качества жизни населения

Наименование исследования

Индекс качества жизни

Рейтинг качества жизни в регионах (на основе интегрального рейтингового балла)

Индекс развития человеческого

потенциала

Индекс процветания стран мира

Назначение

Измеряет достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения ихспособности обеспечить своим жителям благополучную жизнь

Определяет фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в различных социальных сферах

Характеризует развитие человека в странах и регионах мира

Измеряет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания

Организацияисследования

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

Британский аналитический центр

Методика

исследования

Ключевые показатели:

1.Здоровье

2.Семейная жизнь

3.Общественная жизнь

4.Материальное благополучие

5.Политическая стабильность и безопасность

6.Климат и география

7.Гарантия работы

8.Политическая свобода

9.Гендерное равенство

Группы показателей:

1.Уровень доходов населения

2.Жилищные условия населения

3.Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры

4.Экологические и климатические условия

5.Безопасность проживания

6.Демографическая ситуация

7.Здоровье населения и уровень образования

8.Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры

9.Уровень экономического развития

10.Развитие малого бизнеса

Показатели:

1.Ожидаемая продолжительность жизни

2.Уровень грамотности населения страны

3.Уровень жизни, оценённый черезВНД (валовой национальный доход) на душу населения

 

Категории показателей:

1.Экономика

2.Предпринимательство

3.Управление

4.Образование

5.Здравоохранение

6.Безопасность.

7.Личные свободы

8.Социальный капитал

На рисунке 1 представлена первая десятка Рейтинга регионов по качеству жизни. Лидирующие позиции в рейтинге регионов по качеству жизни занимают Москва и Санкт-Петербург (рис.1), высокие показатели у Московской области, Республики Татарстан, Краснодарского края, Белгородской области.

Сводный рейтинговый балл

Рис.1. Лидеры Рейтинга регионов по качеству жизни – 2014 [5]

На рисунке 2 представлена десятка лидеров рейтинга Индекса человеческого развития в регионах РФ 2013 года.

Сводный рейтинговый балл

Рис. 2. Индекс человеческого развития в регионах РФ 2013 года [4]

На первом месте в рейтинге по Индексу развития человеческого потенциала РФ находится Москва. Высокие показатели рейтинга у Санкт-Петербурга, Тюменской области, Сахалинской области, Республики Татарстан, Краснодарского края, что свидетельствует об устойчивых фундаментальных предпосылках их социально-экономического развития.

Качество жизни является своеобразным индикатором оценки социально-экономического развития страны. Повышение качества жизни населения является показателем эффективности государственного управления.

В представленных выше методиках исследования качества жизни населения (табл.1), одним из основных показателей является уровень развития образования. В исследованиях индекс образования определяется показателями грамотности (с весом в 2/3) и долей учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3). Таким образом, качество образования молодежи, входит важнейшим компонентом в систему качества жизни, выступает «движущей силой» качественного воспроизводства – «социального кругооборота качества». В основе обеспечения и повышения качества жизни молодежи лежит качество образования. Молодежная политика должна быть направлена на решение вопросов с различных областях: содействие занятости, трудоустройству, поддержка талантливой молодежи, молодых семей, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде[1].

Образование молодежи в обществе выполняет несколько крайне важных функций: социальную, экономическую и культурную, характеристики которых приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные функции образования молодежи

Социальные функции

Культурные функции

Экономические функции

Формирование человеческого потенциала

Просвещения и воспитания людей, формирования их творческих способностей

Формирование и совершенствование производительных сил общества

Обеспечения социальной мобильности

Создание информационной базы для сохранения, передачи и обновления культурного наследия общества

Обеспечение качества экономического роста

Социальный контроль и профилактика социального конфликта

Ускорение социально-экономического развития общества и личностного развития индивидуума

Обеспечение непрерывности процесса экономического развития и возможности его ускорения

Обеспечение чувства удовлетворенности от своей жизни

Культурное воспроизводство и передача культурных ценностей

Адаптация человека к изменяющемуся экономическому и технологическому пространству

Образовательные потребности общества формируют перечисленные функции, координируя последовательность и взаимодействие этапов их удовлетворения с учетом сбалансированности стратегических целей социально-экономического развития общества.

Образование относится к главным критериям развития научно-технического и человеческого потенциалов регионов, социально-экономической безопасности и уровня социально-экономического развития.

Повышение уровня образования молодежи в регионах, обеспечит устойчивое развития социальных процессов, повысит конкурентоспособность и привлекательность региона, позволит стимулировать региональное развитие, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, то есть способствовать эффективному экономическому росту региона и повышению уровня жизни населения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Механизм повышения эффективности влияния государственной молодежной политики на региональное развитие»), проект № 15-12-33004а/Ц

Рецензенты:

Дмитриев Ю.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Тесленко И.Б., д.э.н., заведующий кафедрой бизнес-информатики и экономики, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.