Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF HEARING-IMPAIRED STUDENTS IN A CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Ponomareva E.V. 1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia
The use of music in special educational institutions of type II in order to correct pronouncing aspect of speech, motor and emotional sphere in the light of current research in the field of musical perception of hearing-impaired children is deficient. Tasks of musical and aesthetic education of hearing-impaired students can be implemented in terms of cultural and leisure activities. Provided purposeful pedagogical management (the enrichment of musical intonation baggage, evolution of musical perception, creation the atmosphere of psychological comfort) in children develop the ability to emotionally conscious perception of music, formed the attitude to music as an aesthetic object. The article presents the results of experimental studies showing the development of musical and aesthetic development of hearing-impaired students: a qualitative change in the perception of music, musical preferences of children. If at the beginning of lessons, most hearing-impaired pupils preferred motor music and dance, then after 2 years of training has considerably increased the number of children who love to listen to music (from 21 % to 79 %), singing (from 10 % to 42 %). The children were favorite music – plays and songs. Positive dynamics is observed in the interpersonal relationships with peers and behavior of children in general.
pedagogical conditions.
experiment
musical hobby group
aesthetic education
cultural and leisure activities
hearing-impaired children

Свободное время - важная составляющая жизни человека. По тому - как он проводит свободное время, можно судить о его воспитании, наклонностях, интересах. Привить ребенку с детства интерес к таким видам досуга,  которые будут не только интересными, но и полезными - задача педагогов.

Культурно-досуговая деятельность в специальных образовательных учреждениях II вида (школах-интернатах для слабослышащих детей) представлена достаточно широко: это кружки декоративно-прикладного искусства, технического творчества, детской театральной пантомимы. С детьми проводят беседы о жизни и творчестве известных художников, поэтов и писателей. Нередки в школах благотворительные концерты, дети участвуют в конкурсах и фестивалях.

В то же время нельзя не отметить, что музыка в школах слабослышащих занимает пока незначительное место. Коррекционная направленность использования музыки на занятиях музыкальной ритмикой (коррекция произносительной стороны речи, двигательной, эмоциональной сферы) определила ее статус и прикладной характер [2].  Кружки музыки, где дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах - большая редкость. Чаще организуются кружки музыкальной ритмики или танца, когда под фонограмму слабослышащие школьники выполняют движения по показу педагога или разучивают танцевальные композиции. Еще одна распространенная форма использования музыки - так называемое «жестовое  пение»:  под фонограмму артикулируется текст песни, и исполнение сопровождается соответствующими жестами и пластическими движениями.

       Индивидуальные слуховые аппараты в значительной степени расширили возможности детей с различной степенью тугоухости в восприятии речи, звуков окружающего мира и музыки. Современные исследования (И.С. Белик, Е.В. Пономарева, Е.З. Яхнина и др.)  свидетельствуют,  что дети  различают музыку лучше, чем речь [1, с.28-29]; в процессе целенаправленного обучения им становятся доступными достаточно тонкие дифференцировки музыкальной ткани [5, с.57];  они начинают различать не только общий характер музыки, но и оттенки настроения, понимают эмоционально-образное содержание музыки, могут выразить его вербально, посредством других художественных форм: через пластическое движение, графическую линию, цветовую композицию, рисунок [4, с. 42].

Не умаляя значимость использования музыки в коррекционных целях, полагаем, что кружки музыки, как форма организации досуга, вполне могли бы взять на себя функцию музыкально-эстетического воспитания слабослышащих школьников наряду с занятиями музыкальной ритмикой. Обогащение и расширение музыкальной среды в специальных образовательных учреждениях принесло бы детям большую пользу. Направления, в которых может осуществляться музыкально-эстетическое воспитание слабослышащих школьников в кружках музыки, могут быть различными: общее музыкальное развитие, когда дети занимаются различными видами музыкальной деятельности; фольклорное (детский музыкальный фольклор); музыкально-театральное, музыкально-игровое, певческое. Но для того, чтобы музыкальный досуг стал для школьников не просто развлечением и общение с музыкой со временем переросло в стойкую потребность, слабослышащих детей нужно научить слушать музыку.

В процессе экспериментальных музыкальных занятий (в кружке музыки в течение двух лет занимались 29 школьников 1-2-х классов с различной степенью тугоухости) были определены векторы педагогической работы, которые показали себя как эффективные в плане развития музыкального восприятия и музыкально-эстетического воспитания детей в целом. Их всего 3, но они принципиально значимы:

1. Формирование музыкального багажа слабослышащего ребенка. Данные исходного уровня развития музыкального восприятия слабослышащих детей к моменту поступления в школу свидетельствуют, что их музыкальный опыт крайне скуден.

2. Второе направление работы связано с развитием у слабослышащих школьников осознанного восприятия музыки. В музыкальном восприятии как психическом процессе  значимым является не только эмоциональный компонент - способность сопереживания эмоциональному строю музыки, ее настроению, но и когнитивный компонент - аналитическая сторона восприятия, связанная с осмыслением воспринятого. При условии правильно организованной педагогической работы, использования комплекса средств и методов, включая методы моделирования музыки, у слабослышащих школьников уже к концу первого года занятий в кружке наблюдается значительное улучшение качества восприятия музыки.

3. Формирование положительной мотивации и поддержание интереса к музыке - важная составляющая деятельности педагога-музыканта при организации досуговой деятельности детей. Здесь можно предложить широкий спектр форм организации и видов музыкальной деятельности, которые позволяют разнообразить занятия и стимулируют активность детей: это сказки-драматизации, народные и сюжетно-ролевые игры, инсценировки песен и даже слушание детской оперы. Специальное внимание при организации культурно-досуговой деятельности слабослышащих школьников следует уделять и созданию атмосферы психологического комфорта, которая складывается из предоставления им возможности проявить себя, действовать самостоятельно, а также установления дружеского взаимодействия в коллективе.

 Обозначив основные направления педагогической работы по музыкально-эстетическому воспитанию слабослышащих школьников в кружке музыки, обратимся обзорно к основному содержанию музыкальных занятий. В эксперименте использовался традиционный тип занятия, включающий пение, движение под музыку, музыкальные игры, слушание музыки. Репертуар для слушания музыки первого года занятий в кружке соответствовал старшей и подготовительной группам детского сада для детей в норме. Это были доступные детям по образному содержанию и музыкальному языку пьесы из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, сборников «Музыка в детском саду» и др.: пьесы Н. Арсеева: «Мама и папа разговаривают»,  «Дедушка и внук», «Машин день: Утро. День. Вечер», «В гости: Пешком. На велосипеде. На автомобиле» и др. Перед непосредственным исполнением пьесы педагогом прочитывалось прилагаемое стихотворение, разъясняющее  образное ее содержание.

Например, пьеса Н. Арсеева «Мама и папа разговаривают»:

Выхожу я в коридор,

А за дверью разговор.

Слышу: мама говорит.

Слышу: папа говорит.

Без труда могу я сам

Их узнать по голосам:

Мамин  - звонкий, серебристый;

Папин - низкий и басистый.

Темы мамы и папы в пьесе легко узнаваемы - у мамы она звучит в среднем регистре, у папы - в низком регистре. Зная заранее об образном содержании пьесы, детям проще услышать разницу в звучании «маминого» и «папиного» голоса. Иллюстрации к пьесам с оформленным текстом стихотворений прилагались обязательно. В целях обогащения музыкального багажа слабослышащих школьников репертуар для слушания музыки часто менялся.

Певческий репертуар вследствие  особенностей слуха, задержки речевого развития и неразвитости  певческих навыков менялся реже. Начальный репертуар составляли короткие песенки с повторяющимися фразами, простой в интонационном плане мелодией: «Наша песенка простая» А. Александрова, «Песня Новогодика», «Черепашонок» И. Пономаревой и др. - все из репертуара старшей и подготовительной групп детского сада для детей в норме. Попевки по мере их усвоения использовались для распевания. Текст песенок с иллюстрацией красочно оформлялся.

Репертуар для движений под музыку составляли простые пляски и танцы, хороводы, а также сюжетно-ролевые и развивающие музыкальные игры. Необходимые исполнительские навыки - музыкально-ритмические и навыки выразительного движения, усваивались в процессе разучивания репертуара.

Следует отметить, что помимо основных видов музыкальной деятельности на занятиях в кружке музыки использовались инсценировки песен, театрализация музыкальных сказок («Теремок» М. Красева, «Ухти-Тухти» Г. Портнова и др.),  слушание детской оперы («Мойдодыр» Ю. Левитина). По мере накопления слабослышащими школьниками музыкально-интонационного опыта, развития способности к различению средств музыкальной выразительности, формирования исполнительских навыков, репертуар постепенно усложнялся.

Рамки статьи не позволяют подробно осветить ход и содержание эксперимента, отметим лишь, что для детей с сенсорной депривацией необходима различного рода наглядность - иллюстрации, пособия, а также «живое» исполнение музыки, которое также является своего рода наглядностью. Мимика, пластика движений педагога, исполняющего на фортепиано пьесы, или поющего вместе с детьми песенки, помогают детям понять эмоционально-образное содержание музыки - о чем рассказывает музыка.

Обратимся к сравнительным данным в начале и в конце занятий в кружке музыки. Положительную динамику в развитии музыкального восприятия слабослышащих школьников 1-2-х классов мы получили уже к концу 1-го года занятий, когда у детей накопился определенный музыкальный опыт слушания и исполнения музыки. К концу 2-го года занятий качество музыкального восприятия школьников улучшилось в значительной степени. Все дети (в разной степени) были способны понять эмоционально-образное содержание музыки, выразить его посредством движения, в цветовой композиции, в словесной форме.

Качественно изменились предпочтения слабослышащих школьников: увеличилось число детей, предпочитающих музыку разного плана, и уменьшилось число, любящих только веселую, моторную музыку (до 25 %). В ответах дети конкретизировали свои музыкальные предпочтения: нравится не просто «разная», но «нежная», «чуть-чуть быстрая», «спокойная», «красивая». Возросло число детей, любящих слушать музыку (с 21 % до 79 %), петь (с 10 % до 42 %), и резко уменьшилось число школьников, отдающих предпочтение только танцам (с 62 % до 6,5 %). Большинство детей назвали любимые произведения или обозначили жанр или тип музыки, которая им нравится - песни, танцы, современная музыка [3, с. 86-87].

Особенно порадовало появление у детей эстетической оценки музыкальных произведений и даже качества исполнения музыки («музыка красивая», «ты хорошо играешь» и др.). Позитивные изменения произошли и на личностном уровне. Все классные руководители отметили изменения в поведении детей - культуру поведения в классе, в межличностных отношениях, и даже были высказывания, что «дети стали интеллигентными».  А это значит, что музыка оказала благотворное влияние на личность слабослышащего ребенка, что присвоение заложенного в ней духовного опыта состоялось.

Кружок музыки, как форма организации культурно-досуговой деятельности слабослышащих школьников заключает в себе большие возможности. Наблюдения и результаты заключительной диагностики свидетельствуют, что при условии целенаправленного развитии музыкального восприятия, использования комплекса средств, методов приобщения детей к музыкальной деятельности возможно осуществление полноценного музыкально-эстетического воспитания детей с нарушением слуха.

 

Рецензенты:

Аврамкова И.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкально-инструментальной подготовки, директор института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Пенин Г.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.