Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SIALOSODERZHASCHIH GLYCOPROTEINS EXCHANGE PARAMETERS IN PREGNANT WOMEN WITH PLACENTAL INSUFFICIENCY ON PRE-ECLAMPSIA

Tetelyutina F.K. 1 Sakhabutdinova E.P. 1
1 GBOU VPO "Izhevsk State Medical Academy" Minzdrava Rossii
According to the literature in three women during pregnancy complicated by placental insufficiency and the development of pre-eclampsia. In connection with this very relevant question preclinical diagnosis of placental insufficiency in women, especially in pre-eclampsia. The study of indicators of exchange sialosoderzhaschih glycoproteins revealed different rates of biosynthesis of glycoproteins and consumption levels when platsentarnoy deficiency in pregnant women with pre-eclampsia and gestational increase in the progression of pre-eclampsia. Establishing the value of growth shifts glycoproteins may serve as a diagnostic criterion for determining the severity of placental insufficiency in the pre-eclampsia. In terms of free, oligosvyazannyh beloksvyazannyh and sialic acids in the blood serum can be judged from the prevalence of catabolic processes.
preeclampsia
placental insufficiency
sialosoderzhaschie glycoproteins pregnancy
Преэклампсия является одним из наиболее частых осложнений беременности и занимает среди причин материнской смертности ведущее место [2]. При длительном течении преэклампсии выявлены дистрофия и коллагенизация стромы терминальных ворсин, пролиферация эндотелия капилляров с сужением их просвета, приводящие к плацентарной недостаточности (ПН) и, как следствие, к риску преждевременных родов, перинатальной заболеваемости и смертности [5]. Продукты распада эндотелия из сосудов плаценты проникают в кровоток матери, вызывая дальнейшую агрессию против эндотелия сосудов матери [1]. На современном этапе изучены и представлены результаты исследования множества факторов, повреждающих эндотелий. В основе этого процесса лежит перераспределение гликозаминогликанов, коллагеновые волокна подвергаются фибриллярному разволокнению, в матриксе накапливаются гликопротеины [1,3,6]. Перечисленные биополимеры или их метаболиты содержатся в биологических жидкостях, и они могут быть использованы в качестве маркеров направленности обмена веществ в соединительной ткани [4,10]. В связи  с чем большое научное и практическое значение имеет биохимическое исследование процессов, происходящих при ПН на фоне преэклампсии в ферментной системе основного межуточного вещества соединительной ткани. Сиаловые кислоты (производные нейраминовой кислоты) относятся к группе гликопротеинов -  углеводсодержащих белков. Увеличение уровня сиаловых кислот в сыворотке крови связано с усилением биосинтеза и выходом в кровь различных защитных белков (гликопротеинов), содержащих сиаловые кислоты [4]. К числу этих белков относятся серомукоиды, иммуноглобулины, церулоплазмин, белковые факторы свертывания крови. В клинических условиях сиаловые кислоты используются в качестве маркера активности воспалительного процесса. Повышенное содержание сиалогликопротеинов в сыворотке крови беременных женщин по мнению ряда исследователей, наблюдается при системном воспалительном ответе организма в результате высвобождения их из поврежденных тканей, а также в связи с усиленным синтезом сывороточных гликопротеинов, участвующх в защитных реакциях организма [8, 11].  Учитывая роль сиалогликопротеинов в патогенезе ПЭ, как показателе системного воспалительного ответа, были изучены показатели обмена этих биополимеров у беременных женщин с нормальным течением беременности и при беременности, осложненной ПН на фоне преэклампсии. 

Целью исследования явилось изучение количественных показателей обмена сиалосодержащих гликопротеинов в крови при ПН на фоне преэклампсии. Общность патофизиологических процессов требует дальнейшего изучения влияния степени тяжести ПН на степень выраженности проявлений преэклампсии и наоборот. Возможность ранней доклинической диагностики ПН на фоне преэклампсии  позволяет своевременно провести лечебные мероприятия и подготовиться к родоразрешению.

Материалы и методы. В соответствии с поставленными задачами под нашим наблюдением находилось 78 беременных. В I группу наблюдения вошли 34 (43,6 %) пациентки, беременность которых осложнилась ПН на фоне преэклампсии умеренной степени тяжести, во II группу наблюдения - 21 (56,4 %), беременность которых осложнилась ПН на фоне преэклампсии тяжелой степени тяжести. В группу сравнения вошли 23 беременных женщин, не имеющих клинических признаков ПН и преэклампсии. Возраст женщин колеблется от 18 до 39 лет и в среднем в группах не отличался (I группа - 24,1 ± 0,33 и II группа наблюдения - 26,6± 0,87, группа сравнения - 24,6 ±0,53 лет) (р>0,05).

Обследование беременных, плода и новорожденного проводилось в соответствии с порядком оказания помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №572н от 01.11.2012 года.

Для оценки состояния метаболизма соединительной ткани у беременных с ПН при преэклампсии в сроке 15-16, 20-24 недели беременности и  при госпитализации в родильный дом на родоразрешение проведено изучение сиалосодержащих гликопротеинов крови (свободные сиаловые кислоты (ССК), олигосвязанные сиаловые кислоты (ОССК), белоксвязанные сиаловые кислоты (БССК)) способом, описанным П.Н. Шараевым и соавт. Указанные фракции сиаловых кислот (СК) из биологических жидкостей выделяли методом осаждения и ступенчатого гидролиза. Хромоген, который специфичен для СК, получали с использованием тиобарбитуровой кислоты [10].

Результаты исследований. Всем беременным, наблюдавшимся в женской консультации, проводилась оценка патологической прибавки массы тела и наличия признаков преэклампсии. При умеренной преэклампсии прибавка массы тела появлялась в среднем в 35,3±0,98 недель беременности. В четырех случаях преэклампсия диагностирована при поступлении в родильный дом на родоразрешение.  Общая прибавка в весе составила в среднем 13,1±0,22 кг. Средняя продолжительность преэклампсии составила 3,7±0,08 недели. При тяжелом течении преэклампсии установлено более раннее начало преэклампсии в среднем с 26,4±0,51 недель. Общая прибавка в весе составила 13,7±0,27 кг (р>0,05 в сравнении с I группой наблюдения). В этой группе отмечалась патологическая прибавка в весе за неделю в среднем на 987,6±24,3 г. Средняя продолжительность преэклампсии до развития среднетяжелой степени составила 6,6±0,35 недель (р<0,001 в сравнении с I группой наблюдения).

В I группе наблюдения угроза преждевременных родов была у 25,4±9,3 на 100 обследуемых женщин, во II группе - 35,2±11,6 и в группе сравнения - в 16,8±9,8 случаях. Плацентарной недостаточности в группе сравнения не было. В I и II группе наблюдения плацентарная недостаточность  диагностирована во время беременности в 55,2±15,1 и  81,2±11,9 случаях на 100 обследуемых женщин (р<0,001). Экстрагенитальная патология выявлена в I и II группе наблюдения - 21,1±8,6  и 29,4±11,0, в группе сравнения - в 14,1±8,1 случаях.

Доклиническое течение преэклампсии характеризуется изменением ряда показателей: прогрессирующим по мере развития беременности снижением числа тромбоцитов и лимфоцитов, ростом фибриногена в сыворотке крови [7].

При анализе количества тромбоцитов в крови по триместрам беременности выявлено снижение тромбоцитов во II триместре беременности в I группе наблюдения 218,75±1,79×10°, во II группе наблюдения 192,87±5,97×10°, в группе сравнения 228,61±4,09×10° (р<0,01; р<0,001 к группе сравнения соответственно). Выраженное снижение тромбоцитов отмечено во II группе наблюдения у беременных, родоразрешенных в связи с прогрессированием преэклампсии во II триместре в шести случаях. Дальнейшее снижение тромбоцитов произошло к III триместру беременности  в I группе наблюдения 208,5±2,2×10°, во II группе наблюдения 188,5±3,30×10°, в группе сравнения 214,31±2,83×10° (р<0,01; р<0,001 к группе сравнения соответственно).

Статистически значимое снижение количества лимфоцитов в крови наблюдалось во II группе наблюдения, с 23,89±0,57 в I триместре до 20,04±0,21 во II триместре и 19,54±0,41 к III триместру беременности. Что имеет достоверную разницу с  I группой наблюдения и группой сравнения соответственно (р<0,001).

Изменение фибриногена в сыворотке крови характеризуется ростом с увеличением срока гестации в группах наблюдения. Начиная  с I триместра беременности во II группе наблюдения выявлена  достоверная разница показателей фибриногена с  I группой наблюдения и группой сравнения соответственно 3,95±0,19 г/л; 3,05±0,04г/л и 2,91±0,03г/л, во II триместре беременности разница показателей 4,11±0,11 г/л; 3,12±0,05 г/л и 3,04±0,05 г/л   соответственно и в III триместре беременности 4,62±0,23 г/л ; 3,14±0,04 г/л и 3,08±0,02 г/л соответственно (р<0,001). Наиболее значимый  рост фибриногена  с увеличением срока беременности отмечается во II группе наблюдения с 4,11±0,11 г/л во II триместре и 4,62±0,23 г/л к III триместру беременности (р<0,01).

Наибольший интерес в изучении патогенеза хронической ПН представляет сопоставление клинического синдрома с ультразвуковыми и структурными изменениями в плаценте. Характерные визуальные изменения в плаценте отмечались в I группе наблюдения в 34,3±9,3 случаях на 100 обследуемых женщин и во II группе наблюдения в 71,3±11,1 случаях (р<0,001).

Другими косвенными признаками страдания плода является задержка развития плода. Основным проявлением ПН при преэклампсии считается раннее проявление в виде задержки развития плода. В наших наблюдениях в I группе наблюдения у женщин с проявлениями умеренной преэклампсии диагностирована ЗРП в 23,8±9,3 случаях на 100 обследуемых женщин и во II группе наблюдения в 41,1±11,9 случаях (р<0,001).

Проведенные биохимические исследования указывают на рост показателей ССК, ОССК, БССК у беременных с ПН при преэклампсии умеренной степени по сравнению с женщинами, с физиологически протекающей беременностью, в сроке беременности 15-16 недель, 20-24 недели и в сроке родоразрешения. Получены результаты СКК у беременных  I группы наблюдения соответственно увеличению срока беременности 28,9±1,54; 35,8±1,55; 39,9±1,54  мг/л и у беременных группы сравнения 28,3±2,54; 29,6±2,28  34,7±1,78 мг/л (достоверность различий показателей р>0,05; р<0,01; р<0,01). Аналогичный рост показателей ОССК 70.4±1,91; 76,9±1,67; 98,4±2,45 мг/л в сравнении с  физиологически протекающей беременности 69,8±0,23; 70,1±2,29; 86.3±1,99 мг/л (достоверность различий показателей р>0,05; р<0,01; р<0,001), а также БССК в I группе наблюдения 574,1±1,87;  636,5±2,79;  712,9±2.21 мг/л и в группе сравнения 562,6±2,63   613,7±2,55   694.2±3,84 мг/л. (достоверность различий показателей р>0,05; р<0,001; р<0,001).

У беременных с ПН при преэклампсии тяжелой степени происходит прогрессивное увеличение показателей по отношению к группе сравнения и к I группе наблюдения. Содержание ССК  составило соответственно сроку беременности 15-16 недель, 20-24 недели и в сроке родоразрешения 31,4±1,38; 42,4±0,25; 47,5±1,91мг/л (достоверность различий показателей с группой сравнения и с I группой наблюдения р<0,05; р<0,001; р<0,001), ОССК соответственно изучаемым срокам беременности - 73,4±2,21; 128,4±0,78; 148,6±2,88 мг/л (достоверность различий показателей с группой сравнения и с I группой наблюдения р<0,05; р<0,001;  р<0,001),  БССК - 582,6±5,01;  689,5±7,31; 727,2±3,18 мг/л (достоверность различий показателей с группой сравнения и с I группой наблюдения р<0,001).

Анализ приведенных данных показывает, что содержание ССК, ОССК, БССК повышается в зависимости от степени тяжести преэклампсии и с ростом срока беременности. Обнаруженные сдвиги показателей обмена веществ в сыворотке крови при ПН на фоне преэклампсии соответствуют нарушению маточно-плацентарного кровообращения.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о различной скорости биосинтеза и потребления гликопротеинов в крови при ПН на фоне преэклампсии с увеличением срока беременности и прогрессированием преэклампсии. Установление сдвигов величины роста гликопротеинов может служить диагностическим критерием для определения степени тяжести плацентарной недостаточности на фоне преэклампсии. По уровню ССК, ОССК, БССК в сыворотке крови можно судить о преобладании катаболических процессов. Результаты представленных исследований подтверждают данные  о механизме развития  плацентарной недостаточности на фоне преэклампсии.

Рецензенты:

Кузнецова Е.П., д.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, г.Ижевск;

Дворянский С.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия» Минздрава России, г.Ижевск.