Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL FACTORS IN THE STRUCTURE OF MODERN KNOWLEDGE

Bakaeva Zh.Yu. 1 Gurevicheva Yu.A. 2
1 FGBOU VPO "Mordovia State University N.P. Ogarev"
2 FGBOU VPO "Mordovia State Pedagogical Institute M.E. Evsevev"
The article deals with the problems of modern knowledge in the system of social factors. Understanding that social factors are certain features in the modern scientific knowledge - is the informative value, consistency and integrity of the characteristics and elements of man and formed on the basis of the unity of the two complementary aspects: response and security. The process response is defined by vertical connections between body and soul on the principle of top-down. The value orientations of people in relation to his being considered a trigger, vector determinant of social actions and interactions, form a significant distinguishing characteristics of cultures. Modern knowledge as a humanitarian in the framework of the social processes and as science within the framework of mathematical structures is through the information processes and information.
logical connections.
vector determinant invariance
human potential
Sustainability
vertical communication
knowledge

В контексте социальных факторов заслуживает упоминания система социализации согласно которой обеспечение устойчивости экономики, особенно в странах с развивающимися рынками, не может основываться только на средствах макроэкономической стабилизации (таких, как сокращение роли государства, либерализация торговли, ограничение инфляции) [1, с. 10-19]. Оно предполагает решение более широкого круга задач: накопление человеческого капитала, борьба с безработицей и нищетой, развитие системы здравоохранения, охрана окружающей среды, повышение роли людей в разработке и реализации экономической стратегии и, конечно, распространение знаний и повышение уровня образования. Определяющая роль социальной сферы в развитии современной России обусловлена значительными социальными издержками проводившихся экономических преобразований и сопровождавшими их проблемами: ростом бедности и неравенства доходов, масштабами и характером безработицы, снижением доступности и качества базовых социальных услуг - образования, здравоохранения и социального обеспечения, потерей сбережений и разгулом преступности, ростом смертности и падением рождаемости, формированием "привычки жить в бедности" и усилением зависимости от различных видов материальной поддержки, неспособностью адаптироваться к рыночной экономике и социально-экономическую пассивностью и т.д.

В связи с этим уровень развития человеческого потенциала может рассматриваться не только как характеристика результатов функционирования социальной сферы, но и как критическое условие экономического развития России, поскольку он определяет ряд стратегических направлений в становлении социальной структуры и является ключевым критерием общественного развития. Первый момент - создание программ обучения, рассчитанных не на один год, например разработка собственного ноу-хау. Второй момент - обучение не самим высоким технологиям, а лишь проведению элементарных производственных операций, так называемой "отверточной" сборке.

Человеческий фактор в большей степени определяет различные типы социальных отношений (от экономических до политических), т. е. всю шкалу информационных отношений по вертикали. Причем акцент делается на формах и качестве информационного обмена между людьми. Появляется возможность определить культурно-типические сведения об окружении (ориентации) и структурно-содержательном аспекте коммуникативных процессов. Ценностные ориентации людей в отношении своего бытия считаются пусковым механизмом, векторной детерминантой социальных действий и взаимодействий, формирующими существенные отличительные характеристики культур [4, с. 95-97].

Структура интеллектуального капитала обусловливает тип социальных взаимодействий "по горизонтали", что характеризует одноуровневую сетку правил сочетания знаков и их порождения друг из друга. Человеческий потенциал определяет внешнее проявление самоактивности субъекта по отношению к факторам внешней среды.

Особенное представление социальных факторов находит свое отражение в формировании научного знания как взаимодействия человека-космос. Это обозначено в позиционном представлении чисел в математическом знании в виде составляющих ее элементов, можно отметить, что восточная геометризация основана на соответствии между микро- и макромирами: алхимия как учение о способах достижения бессмертия; астрология как учение о изоморфизме между социумом и космосом; геомантия, не имеющая аналога на Западе, определяющая благоприятное расположение жилищ и могил в соответствии с ландшафтом; математика, вскрывающая роль числовых закономерностей (например, отношение длины Цзу Чун-чжи, длина окружности Брахмагупта). Египтяне определили число пи, что нашло продолжение в греческой математике [3, с. 26-29]. Позиционно-перестановочная структура восточной алгебры  трансформируется в греческом представлении в возможность понять механизм построения и функционирования матрицы-таблицы.

Понимание социальных факторов в естественно-научном познании находит свое отражение в математизации знания в Китае представляется как потенциально бесконечная последовательность мыслительных "орудий счета". Основной вопрос, который ставится греческой философской мыслью, сохранение инвариантности логической связки космос-Вселенная-человек. Человек в данном случае рассматривается как космический феномен, органический элемент космоса; "космос" - "дом" бытия, прекраснейшая вещь из всех сотворенных. Вводятся система геометрических величин Герона, понятия "эллипс", "парабола", "конические сечения" Абу-аль-Вефа, различные представления пространственных соотношений сферической и плоскостной геометрии (основанной на таблице хорд), представления о параллельных ал-Джаухари, Сабита ибн Коры, ан-Найризи, Ибн Сины, о кинематической теории параллельных Ибн ал-Хайсама, ал-Бируни, Омара Хайяма, Хусам ад-Динал-Салара, Насир ад-Дина ат Туси, ал-Ханафи, ал-Абхари, ал-Магриби, ал-Ширази. В Греции математике отдавали большее предподчение, чем в Китае, где основное место отводилось астрономии, астрологии и музыкальной гармонии. Понятие масштаба, или единицы меры, объединяет отчасти восточную и греческую информацию и формирование научного мировоззрения. Систематизация Насирэддин Туси шести случаев решения сферических треугольников по трем сторонам и трем углам аналогично выстраиванию трегоны связей космос-душа-человек. Душа и есть собственно субъект познания, "работа" души есть теоретизирование, ценностно-целевая структура деятельности.

Следовательно, сам человек и различные виды его деятельности становятся изучаемыми социальным фактором,  влияющим на формирование научного знания, например, в медицине. Поэтому медицинское знание приобретает особое значение. Если изначально человек изучался не как система, а как совокупность определенных признаков, симптомов болезни, то современная научная методология в рамках информационного подхода рассматривает человека и его деятельность с физиологической точки зрения. Она кодируется соответствующим пространственно-временным континуумом событий внешнего мира в нейрофизиологическом аспекте.

Человек как социальный фактор в системе научного познания представлен совокупностью определенных характеристик болезни исследуется в вавилонской, египетской и индийской культуре [5, с. 43-47]. Врачебная диагностика определяла установление полной, частичной информации об объекте и ее отсутствие (болезнь, которая вылечивается; болезнь, которую можно вылечить; болезнь, которая не вылечивается). Структура Вавилонской медицины включала отдельные отрасли: хирургические, глазные болезни, анатомия (постановка диагноза осуществлялась с учетом определенных симптомов), болезни желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (насморк, выделение мокроты, кровотечение из носа), ревматизм (ломота в суставах), симптомы лихорадочного состояния (жар, холод, озноб, холодный пот), симптомы нервных, душевных патологий, женские болезни.

Социальные факторы несут определенные функции в современном научном познании - это информативность, системность и целостность характеристик и элементов человека и складываются на основе единства двух взаимодополняющих моментов: реагирования и обеспечения. Процесс реагирования определен вертикальными связями между душой и телом по принципу сверху вниз. Следовательно, движение информации характеризуется определенным направлением. Социальные факторы современного научного познания формируют информационный аспект, представленный перекодированием социальной информации в структуре поведения. Процесс обеспечения есть психоэмоциональное и морфофизиологическое обеспечение предыдущего процесса по принципу  снизу вверх. Объем информации непрерывно растет, и тем самым ставится под угрозу не только согласование нейродинамических и соматических механизмов обеспечения постоянства внутренней среды, но и сами нейрофизиологические регуляторные механизмы (количество гигиенически допустимого информационного разнообразия). Нейродинамические модели мозга - не только форма кодирования информации о внешнем мире, но и организующее ядро всех афферентных и эфферентных потоков информации внутри организма, к которому стягиваются все соматические (нервно-мышечные, биохимические, гормональные, циркуляторные) процессы. Континуум всех этих реакций, с одной стороны, обеспечивает предметную деятельность человека, с другой - отражает ее. Механизм получения (реагирования), переработки и хранения (обеспечения) информации рассматривается в два этапа: перекодирование информации в образно-знаковую форму и трансформация ее в логически-понятийную форму (осмысление), связанная с внутренним проговариванием мысли. Информационно-гомеостатические процессы неразрывно связаны с вещественно-энергетическими характеристиками жизнедеятельности. Количественные информационные методы, обосновывающие число как характеристику и показатель информационных процессов, трансформируются как соотношения между элементами информационных объектов и их жизнедеятельностью. До эпохи научно-технической революции информационное содержание взаимоотношений организма и среды не привлекало внимания медиков и других ученых, что объясняется сравнительно низкими темпами изменения разнообразия внешней среды в предшествующие эпохи. Сегодня темпы ее преобразования резко возросли, и устойчивая упорядоченность внутренних механизмов жизнеобеспечения человека отстает от темпов нарастающего разнообразия среды. Современное общество изобилует особенностями развития информационного общества [2, c. 23-24]. Человеческая психика изобрела целый ряд способов обесценивания внешней информации, помогающих сохранить относительное равновесие внешнего континуума событий и внутреннего континуума реакций организма [3, c. 13-14].

Итак, социальная сфера в рамках современного познания трансформируется социальными факторами в современном познании из взаимодействия Человек-космос во взаимодействие Человек-окружающая среда с определенными информационными механизмами.  Социальные аспекты или сферы геометрия живого организма становятся основным объектом изучения с началом XX столетия, определяется спецификой физиологического времени. Современное познание как гуманитарное в рамках деятельности общественных процессов и как естественно-научное в рамках деятельности математических конструкций осуществляется через информационные процессы и информация. Связь информации, ее количества (избыточности, а может быть, и ценности) с длительностью времени в живой природе свидетельствует в пользу гипотезы так называемого биологического времени. В основании этой концепции находится понятие резервирования. Механизм таков: когда элементы (клетки, органы и др.) имеются в организме в избытке и работают параллельно, осуществляя "саморемонт" - самовосстановление живых систем, то вопрос о причине зависимости между количеством информации биологических систем и длительностью их существования сводится к натурфилософскому пониманию жизни как активной идеальной субстанции и статистической концепции жизни как биологического механицизма.

Рецензенты:

Айзятов Ф.А., д.ф.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации,  г. Саранск;

Ломшин М.И., д.п.н., профессор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск.