Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF FORMATION OF CREATIVE SPACES IN MONOTOWNS VORONEZH REGION

Samsonov V.S. 1 Shershen I.V. 2
1 Voronezh branch The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
2 Voronezh State University
In the current economic conditions the majority of Russian single-industry towns experiencing a state of crisis because their lives depend on the efficiency of city-forming company. Orientir cities on creative development through the implementation of unique cultural, geographical, economic and other resources to improve the quality of life, to integrate the values of urban life (the active pace of activity , intensive and extensive network of communications, infrastructure, and service trade, the abundance of cultural and recreational activities) with the conservative values of the ordered rural life, cultivate the feeling of unique places, continuity, security and predictability. In the Voronezh region unconventional approach to using the uniqueness of the region is the promotion of ecological and cultural tourism in the province. Participating educational institutions in the development of creative industries monocities helps support creative entrepreneurship, create new jobs in small and medium-sized businesses, bridging the gap between the existing cultural infrastructure and cultural needs of the residents of urban revitalization creative potential and creative self-realization of citizens.
company towns (monotowns)
innovative development strategy of the city
urban policy
the creative space
В современных экономических условиях большинство российских моногородов переживает кризисное состояние или находится в ситуации критических рисков. Подобное положение обусловлено самой спецификой формирования моногорода - муниципального образования, всецело зависящего от градообразующего предприятия (научного учреждения), предоставляющего рабочие места жителям и несущего практически полную социальную ответственность и финансовое бремя за жизнь города (т.е. по сути, зависящего от его жизнеспособности).

Анализируя состояние и механизмы развития монопрофильных городов, зарубежные специалисты рассматривают город как корпорацию в силу специфических особенностей городской структуры, практически идентичной организационной.

Поиск новых альтернативных источников жизнеобеспечения монопрофильных городов представляется наиболее целесообразным способом диверсифицировать риски моногорода в случае падения эффективности деятельности градообразующего предприятия. Формирование креативного пространства в моногородах позволит решить проблему отраслевого перекоса экономического развития и облегчит поиски и внедрение новых индустрий. Выявление и реализация уникального креативного потенциала городов, стратегическое городское планирование с акцентом на инновации в свете мировых тенденций являются довольно обсуждаемыми и дискуссионными темами урбанистической политики в России.

Именно стратегия моногорода определяет вектор его развития, в том числе, инновационного. Она включает этапы:

- формулирование общей цели;

- определение главных задач в рамках обозначенных актуальных проблем;

- планирование основных мероприятий для решения поставленных задач;

- контроль и выявление возникающих в процессе реализации стратегии проблем.

Стратегия инновационного развития позволяет определить готовность монопрофильного города к реагированию на выявленную динамику факторов влияния внешней среды и мобилизации ресурсов для своевременного изменения бизнес-процессов в актуальном ключе. Долгосрочная стратегия выступает базой для обоснованной разработки схемы территориального планирования, которая служит основой рационального использования территории и ее устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития, включающая стратегию внедрения инноваций, позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

Наличие стратегии инновационного городского развития свидетельствует о способности муниципального образования вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его процветания; облегчает руководителям моногорода получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет аргументировано обосновать целевое расходование средств. Существование инновационных планов у моногорода позволяет продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится управление инновациями, долгосрочное инновационное планирование.

Важная особенность стратегии моногорода заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, путей их решения и новых перспектив. Главным ориентиром при разработке стратегии обязательно является улучшение показателей уровня и качества жизни горожан.

В целом, процесс социально-экономического развития моногорода предусматривает наличие двух составляющих: государственной поддержки и усилий самого моногорода.

При попытке решения проблем моногородов и активизации их инновационного потенциала на макроуровне речь должна идти о проведении такой федеральной структурной политики, которая позволила бы реализовать огромный интеллектуальный и инновационно-технологический потенциал, сконцентрированный в моногородах. В числе мероприятий в целях поддержки инновационного развития городов можно назвать замораживание и передачу всех федеральных налогов в бюджет города по реформированию; сохранение дотаций на два-три года для целевого использования на развитие; первоприоритетный возврат федеральных долгов градообразующим предприятиям.

Наиболее  значительный объем работ по инновационному развитию осуществляется на муниципальном (городском) уровне. С их стороны необходимо решение следующих первоочередных задач, нацеленных на коррекцию социально-экономической ситуации в городе: формирование городской социально-экономической политики, увязанной с генеральными направлениями и приоритетами развития страны и региона, на территории которого располагается моногород; выбор стратегии, на основе которой местное (городское) сообщество будет продвигаться в направлении намеченных целей; управление процессом реализации выбранной стратегии развития, включая разработку системы мотивации для различных участников этого процесса (жителей, персонала градообразующего предприятия, предпринимателей, органов власти всех уровней).

Необходимость использования метода стратегического корпоративного планирования в практике управления городским развитием обусловлена высокой скоростью изменений параметров внешней среды, а также необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ и возможностей кризисного города, способных обеспечить его устойчивое развитие. Данный метод особо востребован в условиях, когда перспективы города всецело зависят от успешности решения проблемы диверсификации его экономики, то есть перехода от моно- к многофункциональности.

Разница в проблемах российских моногородов существенна, но она предоставляет возможности взаимного обучения. В решениях задач креативного городского развития зачастую используют универсальные принципы:

- вовлечение людей, непосредственно испытывающих сложности, во внедрение найденных решений проблемы;

- создание образовательной среды для принятия решений;

- формирование системы решений, устойчивой с культурных, экологических, социальных и экологических позиций.

Формируя программу урбанистической политики следует учитывать, что объем креативного потенциала и непосредственно эффективность воплощения творческих идей существенно зависят от умений жителей применять свои творческие способности к любым открывающимся возможностям и потребностям. Вследствие этого, общественные и образовательные организации должны принимать самое активное участие в проектах городского развития, предлагая конкурсы студенческих идей и проектов, тренингов, факультативов, волонтерских акций и т.п. Сотрудничество городских властей со сферой образования, молодежными движениями позволит разработать новые нетривиальные, воскресить ранее забытые или невостребованные проекты.

В российских городах постоянно устанавливаются новые связи в результате притока трудовых мигрантов. Они могут стать как источником роста креативного потенциала, так и конфликтов. В условиях мультикультурализма требуются новые решения и установление взаимодействия становится приоритетным направлением для развития моногородов.

В контексте современных мощных миграционных  процессов, дальнейшей активной индустриализации и глобализации экономики сохранение и культивирование индивидуальных качеств, самобытности городских и сельских поселений выступает необходимой попыткой поддержания от забвения культурного наследия и традиций, определения вектора городского развития, учитывающего исторический опыт и природные особенности местности.

С целью сохранения собственной идентичности, современным моногородам следует выявить и эффективно реализовывать свои специфические исторически сложившиеся возможности, определив город в качестве центра науки, технологий, финансов, уникальной рекреации, наследия и иной сферы. 

Ориентир городов на творческое развитие путем  реализации уникальных культурных, географических, экономических и иных ресурсов позволит, в целом, улучшить качество жизни регионов, объединить ценности  городской жизни (активный темп деятельности, интенсивные и разветвленные сети коммуникаций, развитая  инфраструктура торговли и сервиса, изобилие культурно-развлекательных мероприятий) с консервативными ценностями упорядоченной сельской жизни, культивирующими ощущения уникальности места, преемственности, безопасности и предсказуемости.

Например, для Воронежской области нестандартным подходом к использованию уникальности края является пропаганда экологического и культурного туризма. Воронежская область - регион, для которого туристская отрасль никогда не была ведущей, и  в рейтинге туристской привлекательности он занимает 46-е место из 83 субъектов РФ. В настоящее время рекреационный потенциал Воронежского региона используется недостаточно, и моногорода Воронежской области должны быть заинтересованы в диверсификации своих рисков и переходу от монопрофильности к развитию различных секторов экономики (в том числе, экологического и культурного туризма), способных обеспечить город финансовыми ресурсами, развитием инфраструктуры, рабочими местами.

Под Воронежом располагаются ценные лесные массивы, имеющие мировое значение, - Хреновской бор, Шипов лес, Теллермановская роща, Усманский бор (эти леса являлись объектами исследования передовых методов ведения лесного хозяйства и лесокультурного дела в России). Каменная, Хрипунская степи и другие уцелевшие участки Русских степей, природа которых запечатлена в трудах нескольких поколений отечественных естествоиспытателей, могут вызвать особый интерес у туристов. Весьма перспективны в эколого-туристском и познавательном отношении долины рек Дон, Воронеж, Хопер, Ворона, Битюг, Савала и др.

В ведущих воронежских вузах реализуются проекты экологического и культурного туризма для студентов, магистрантов и аспирантов, предполагающие активное вовлечение в  профессию, в том числе: экологические лагеря, турпоходы, исторические экскурсии, разнообразные выездные практики (географические, исторические, диалектологические,  фольклорные и т.п.).

Наличие 2-х природных заповедников, 13-ти заказников, 175-ти памятников природы, историко-культурного центра в Рамонском районе, Хреновского конезавода, археологического музея-заповедника «Костенки», природного архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье», пещерных храмов «Белогорье» создают условия для формирования экологических, паломнических и приключенческих туров.

Правильно спланированный и организованный экологический и культурный туризм может стать одним из инструментов охраны природы, социально-экономического развития территории и экологического просвещения местного населения и туристов.

В связи с этим представляется актуальной комплексная оценка территории моногородов Воронежской области с точки зрения распределения ресурсов экологического и культурного туризма, определение перспективных туристских кластеров с интересной доминантой и выявление инструментов управления развитием туризма.

Таким образом, творческое развитие моногородов Воронежской области путем актуализации уникальных культурных, географических и иных ресурсов позволит, в целом, сохранить природное и культурное наследие местности, улучшить качество и разнообразить стиль жизни горожан.

На наш взгляд, роль инициатора творческих инициатив в регионах должны принять на себя как представители градообразующего предприятия, так и образовательные учреждения, молодежные организации. Крупные региональные вузы (такие, как Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет), обладающие возможностями научно-исследовательских центров и социальных  кампаний, должны оказывать поддержку реализации общественно значимых проектов моногородов.

Можно предложить несколько направлений деятельности научно-исследовательского и прикладного сопровождения процесса формирования креативного пространства моногородов. Первостепенным нам представляется развитие творческого предпринимательства. На базе созданного структурного подразделения вуза - центра или лаборатории творческого предпринимательства, бизнес-инкубатора - можно проводить очно-заочные образовательные программы разового характера (лекционно-образовательные циклы) или на постоянной основе (школа творческих предпринимателей), а также профессиональные мероприятия: тренинги, конкурсы, мастер-классы, форумы и стажировки. Центр творческого предпринимательства  может оказывать консалтинговую поддержку стартапов в сфере творческих индустрий, в том числе консультации экспертов, предложения партнерства, ресурсное обеспечение и коворкинг.

Вузы в качестве ведущих образовательных центров способны привлекать молодежь,  творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству с действующими культурными институтами моногорода. Учреждения культуры в результате подобного взаимодействия получат мощный импульс к модернизации, а молодые специалисты обретут уникальный опыт в сфере проектного менеджмента, в целом же, подобные проекты освежат социокультурную обстановку моногорода, разнообразят традиционную программу местных культурно-массовых мероприятий, создадут новые интерактивные культурные площадки. 

Важным вектором формирования креативного пространства  вузами выступает качественная подготовка профессиональных кадров в сфере управления проектами различных профилей и активизация творческого потенциала студенчества (постоянно действующие творческие студии: театральная, танцевальная, хор и т.п., специальные курсы институтов дополнительного профессионального образования).

На базе библиотек целесообразно организовать медиацентры, представляющие собой многофункциональное пространство для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытые площадки для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Для представителей третьего поколения (пожилых людей) можно организовать обучение компьютерным информационным технологиям, иностранным языкам и творческие клубы, для детей - разработать развивающие и образовательные программы, мастер-классы. Студенты могут выступить волонтерами и приобрести опыт ведения инициативных социальных проектов и профессиональной деятельности.

Таким образом, участие образовательных организаций в развитии креативного пространства моногородов будет способствовать поддержке творческого предпринимательства, созданию новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, устранению разрыва между существующей культурной инфраструктурой и культурными потребностями жителей, активизации креативного городского потенциала и творческой самореализации горожан.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №  15-06-10765 а

Рецензенты:

Преображенский Б.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента Воронежского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Воронеж;

Подвальный Е.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой математики и информационных технологий в управлении Воронежского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Воронеж.