Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGY OF ECONOMIK EDUCATION IN THE DECISION OF A PROBLEM OF RE – STRUCTURING OF REGIONAL ECONOMY

Ильченко А.Н.
The conducting regional universities of Russia form strategy «of small educational services» for assistance of professional and market adaptation of the able – bodied population in conditions of structural reorganization of economy/Experience of the Ivanovo area.

Модернизация национальной экономики, как магистральное направление экономической политики, провозглашенное руководством страны на современном этапе реформ, предполагает решение нескольких конкретных, и в то же время, масштабных задач: удвоение ВВП, уменьшение вдвое уровня «бедности», уменьшение экспертной сырьевой зависимости, восстановление научного и технологического авторитета России среди стран «большой восьмерки».

Как показывает опыт ведущих индустриальных стран, «прорыв» в темпах экономического развития, в значительной мере, обуславливается изменением экономической роли инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов. Изменившиеся взаимосвязи между наукой, технологиями и экономическим ростом являются одной из основных характеристик современной «новой экономики».

Реформа экономического образования в России является важным компонентом социально-экономических преобразований, начатых в стране более 10 лет назад. Преобразования экономики осложнены несовершенством институциональной среды и, в первую очередь, основных рынков, включая рынок труда.

Обе реформы находятся в тесной взаимозависимости: экономический застой не позволяет аккумулировать ресурсы, необходимые для полноценного развития высшей школы, тогда как отсутствие современной национальной системы высшего экономического образования обрекает частный и государственный сектора экономики на кадровый «голод» и отрицательно сказывается на качестве осуществляемой в стране экономической политики.

С началом реформ экономическое образование в российских университетах оказалось в беспрецедентной ситуации, во многом уникальной: предстояло радикально изменить не только содержание, но и сам образ мышления. Необходимость данных перемен чрезвычайно осложнили реформы, ибо новая университетская экономика в России оказалась лишенной исторического фундамента. В отличие от других дисциплин, где накопленные ранее традиции преподавания, сформированные школы научной мысли и т.п. являются ценным ресурсом развития высшего образования, а также исследовательской работы, в экономической науке академическое прошлое вместо фактора роста послужило источником педагогической и методологической инерции, противоположной направлению реформ. Именно поэтому радикальность реформы экономического образования обострило кадровую проблему экономической высшей школы. Вдобавок к общим для всех дисциплин трудностям привлечения молодых преподавателей в университетское образование и науку в экономике потребовалась массовая переквалификация дореформенных педагогических кадров: профессора с наибольшим стажем, бывшие ранее признанными лидерами и авторитетами в свих областях, проигрывали своим молодым коллегам в способностях быстро овладеть новыми теориями и концепциями.

Кризис переходного периода, приобретавший все черты общесистемного, отразился на основной деятельности самостоятельных региональных вузов, не только отставанием в институциональной и кадровой сфере с их естественным лагом запаздывания, но и повсеместным недофинансированием со стороны государства. Трудности адаптации к конкурентным отношениям на рынке образовательных услуг сочетаются с хронической бедностью в развитии материальной базы и в оплате труда преподавателей.

Системность кризиса состоит ещё и в том, что огромные массы трудящихся (а к концу десятилетия реформ - и их детей), потерявшие работу в «традиционных» для региона предприятиях, ищут возможности профессиональной переориентации, чтобы банально прокормить себя и свои семьи. И в первую очередь, обращают взоры на «свои» региональные вузы. Таков менталитет наших людей: исторически воспитанное уважение к учёным, профессорам, исследователям, носителям инноваций. Авторитет вузов, как ни странно, не пострадал, даже укрепился на определенное время («от безысходности»). Задачи вузов в адаптационный период - выбрать правильную стратегию на изменяющемся рынке образовательных услуг.

Доставшаяся в наследство от административно-командной системы управления отраслевая структура регионов почти повсеместно характеризуется дисбалансом и рассогласованностью отраслей, что приводит к негативным социальным последствиям. Характерным примером является Ивановская область, 70% регионального валового продукта которой составляла продукция текстильной промышленности. Моноиндустриальный характер производства в условиях кризиса вызвал самую высокую в РФ безработицу - 15,4 процента трудоспособного населения.

Структурная перестройка региональной экономики начинается с создания новых производств в сфере малого и среднего бизнеса, перепрофилирования и диверсификация действующих предприятий на новые виды товаров и услуг, сопровождающихся межотраслевой миграцией трудовых ресурсов.

Эти процессы породили массовый спрос населения на образовательные услуги, прежде всего экономического направления. Региональные вузы ответили предложением целого спектра разнообразных образовательных технологий, рассчитанных на самого массового потребителя. Классическая международная практика функционирования extention - центров при университетах также находит применение и в России, пока в виде отдельных разрозненных примеров. Отсутствие единой государственной программы развития университетских образовательно - информационных центров по работе с местным населением, отсутствие упорядоченной системы финансовой поддержки предопределили стихийное, хаотичное развитие региональных рынков образовательных услуг. В настоящее время мы наблюдаем начальный этап развития конкуренции центров экономического образования в России. Рост доходов населения увеличивает платежеспособный спрос, а стабилизация социальной и экономической ситуации повышает привлекательность инвестиций в человеческий капитал. Возрастающая зрелость и конкурентность рынка труда повышает ценность способностей и знаний, что, в свою очередь, усиливает стандартные рыночные стимулы получения качественного образования. Объективная рыночная оценка качества полученных знаний усиливает конкуренцию между вузами. Надвигающийся демографический спад ещё более обострит ситуацию.

Ведущие региональные университеты, чтобы не потерять накопленный в прошлые годы авторитет и подтвердить свое лидерство, должны активно расширять свое присутствие на рынке массовых образовательных услуг «для населения». Для экономических вузов, в частности, многообещающей выглядит возможность стандартных на Западе симбиотических отношений с бизнес-школами.

В США, например, в каждом штате ведущий университет обязательно имеет в своей структуре специализированное подразделение по «работе с населением» - Extention - Servic - Center. Его задачи: малые образовательные услуги (всевозможные обучающие курсы), консультационное обслуживание граждан и фирм на «подведомственной» территории. Имеется сеть консультационных пунктов (представительств) в графствах и округах. Например, в университете г. Индианаполиса (штат Индиана) в 1998г. численность постоянных сотрудников центра составляла 250 человек: организаторы, методисты, службы маркетинга, информации, связи, полиграфии, рекламы и т.д. А консультантами, руководителями обучающих курсов и т.д. нанимаются вузовские преподаватели и специалисты (по профилю специальности). Причем, при необходимости, ответ на поступивший запрос может быть найден в другом университете, в другом штате, в другой стране.

Конечно, все услуги платные. Но плата «со своих» взимается очень небольшая. Потому что продумана трехканальная система финансирования центров: часть средств поступает из федерального бюджета, часть - из бюджета штата, часть из общеуниверситетского бюджета. Остальное - заработанные средства.

Очевидно, такой способ внедрения инноваций в технологические процессы окрестных фермеров, мелких предпринимателей, профессиональных кооперативов и ассоциаций - самый короткий. Не только в США, но и в Европе, университетские центры действуют аналогичным способом.

В нашей стране, на правительственном уровне и в дискуссиях научной общественности давно осознана необходимость упорядочения «малых образовательных форм» для профориентации населения. Федерального закона пока нет. Оставшаяся от времен СССР система профтехобразования приспособлена была совсем для других целей (рабочие массовые профессии для предприятий-гигантов), и в одночасье упразднена быть не может. Начавшаяся вузовская реформа, наряду с увеличением финансирования, укрупнением (вынужденным объединением) и категоризацией вузов, на наш взгляд представляет собой один из подготовительных этапов к такому упорядочиванию профессиональной подготовки населения и разработке соответствующего федерального закона.

Однако, не дожидаясь федеральных инициатив, а просто, действуя предприимчиво на региональном рынке образовательных услуг, региональные университеты, исходя из всех перечисленных сугубо «наших» особенностей, могут сделать очень много (одновременно улучшая и свое финансовое положение). Показателен в этом отношении опыт Ивановского государственного химико-технологического университета в реализации стратегии «малых образовательных форм» в депрессивном регионе.

В Ивановской области сосредоточен огромный вузовский потенциал: на 1,2 млн. человек населения - свыше 50 тыс. студентов только в государственных вузах. Химико-технологический - ведущий вуз области, с 85 - летней историей, с устойчивым финансовым положением и стабильно высоким конкурсом абитуриентов на 33 основных специальностях. Экономическое направление сосредоточено в Институте управления, финансов и информационных систем. Стратегия вуза- не только готовить дипломированных инженеров, но и оказывать практическое содействие действующим предпринимателям в «малых образовательных формах», в информационном и консультационном обслуживании - как по профилю вуза, по его «отраслевой принадлежности», так и по всем вопросам эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Для координации этой работы в 2002 году в университете создано структурное подразделение «Центр инновационных и антикризисных технологий», основная задача которого: мобилизовать научный и образовательный потенциал вуза для работы в «малых образовательных формах» с местным населением.

Формы работы центра:

- курсы профессиональных арбитражных управляющих;

- обучение основам частного предпринимательства;

- различные курсы, семинары по отдельным направлениям экономического образования для специалистов предприятий;

- дополнительное профессиональное образование для учащейся молодежи (студентов) и безработных;

- бизнес-консультирование по индивидуальным заявкам;

- выполнение исследовательских и аналитических разработок по договорам с предприятиями и организациями.

Среди 9 Ивановских вузов конкуренция за привлечение потенциальных слушателей велика. Состав слушателей:

- студенты-старшекурсники;

- безработная молодежь;

- демобилизованные военнослужащие;

- средний управленческий персонал предприятий (спец. курсы);

- предприниматели и служащие госструктуры.

Наш опыт показывает, что местные потребители «малых образовательных услуг» предпочитают:

- «живое общение» дистанционному;

- авторитетный, солидный вуз многочисленным новоиспеченным;

- штатных консультантов - ученых привлеченным со стороны;

- конкретные примеры из «местной жизни» наукообразной схоластике.

Преподают на курсах и семинарах не только университетские преподаватели. Администрация ЦИАТ приглашает квалифицированных специалистов из других вузов, НИИ, государственных органов управления. Преподаватели получают не только дополнительный заработок. Такая работа способствует повышению квалификации и самого преподавательского коллектива, потому что практические вопросы слушателей стимулируют самообразование специалистов.

Финансовое обеспечение ЦИАТ регулируется своим «Положением». Условно можно назвать его «двухканальным»: вуз берет на себя содержание помещений, оргтехники, оплату рекламы и услуг связи, а оплата труда сотрудников и привлеченных специалистов - из заработанных средств. Штатных сотрудников в ЦИАТ нет - все совместители: директор, методисты и.т.д. Тем не менее, даже в таком «усеченном» виде, деятельность Центра себя оправдывает, помогая социальной адаптации населения в условиях стихийной отраслевой реструктуризации.

Таким образом, на местных рынках «малых образовательных услуг» роль ведущих региональных университетов предопределена менталитетом наших потребителей. Растущий спрос должен вызывать адекватное предложение. Extention - центры университетов в российской провинции доказывает свою жизнеспособность, возможность самоорганизации и саморазвития. Стратегия инициаторов «работы с населением» ждет своего подкрепления со стороны государства - федеральной программы развития «малых образовательных форм» в региональных университетах.