Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELF-EVALUATION OF ADOLESCENTS SUFFERING FROM CHRONIC ALLERGIC DISEASES

Leushina E.A. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia
In this article are presented the results of empirical research of self-evaluation of adolescents suffering from allergic chronic respiratory and skin diseases. The study of 59 teenagers having the bronchial asthma with the following allergic rhinitis and atopic dermatitis has shown that chronically ill adolescents’ self-evaluation components such as “self-leadership” are developed in a lesser extent that of their peers. Nevertheless, ill teenagers possess a more expressed sense of self-acceptance. The research of the effect of age of onset and duration of the disease on self-evaluation of adolescents with the allergic diseases has shown their positive effect on such components as “reflected self-evaluation”, “self-worth” and “self-sympathy”. During the consideration of adolescents’ attitude towards the feature of their physical abilities, mental qualities and social characteristics was found that ill teenagers tend to rate the features of their mental sphere higher, giving the fact that the rating grows as they become older.
allergic diseases
adolescents
self-evaluation
В современной психологической науке важное место занимает изучение особенностей развития в условиях хронического соматического заболевания. Значительным аспектом психического развития является формирование самоотношения личности. Однако исследования отношения к себе у подростков с хроническими заболеваниями носят единичный характер: преимущественно внимание исследователей сосредоточено вокруг изучения особенностей самоотношения у подростков с нарушениями психического развития.

В современной литературе имеются данные, свидетельствующие об определенной динамике особенностей самоотношения в подростковом периоде. Согласно данным психологических и педагогических исследований, развитие отношения личности к себе проходит в подростковом возрасте ряд стадий, имеющих свои специфические характеристики: в 10-11 лет подросток способен преимущественно к анализу отдельных своих поступков и только к 12-13 годам акцент смещается на некоторые стороны своего характера; в 13-14 лет имеет место всплеск критичности при рассмотрении сторон собственной личности, однако, к 15-16 годам отношение к себе выравнивается [10]. Представляется, что описанные особенности динамики особенностей самоотношения связаны, в первую очередь, с различными этапами прохождения кризиса подросткового возраста.

            По данным Т.А. Петровой, у младших подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД) величина интегрального самоотношения, его компонентов, значимо ниже, чем в группе здоровых подростков. Данный факт объясняется иной социальной ситуацией развития, вызванной определенными ограничениями мобильности, способов освоения действительности, возможностей самоактуализации. Подростки с ВСД характеризуются чувством низкой положительной оценки от взрослых, что, по мнению автора,  предполагает меньшее самоуважение, а также меньшую потребность изучать и принимать себя [6]. В работе Федотовой С.А. показано отрицательной влияние дисплазии соединительной ткани на формирование самоотношения в подростковом возрасте [8]. Т.В. Свиридовой получены экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что у подростков с хроническим гломерулонефритом такие показатели самоотношения как «самоуверенность», «отношение других», «самопринятие», «самоинтерес» ниже, чем у здоровых подростков. Были обнаружены гендерные различия в самоотношении мальчиков и девочек, как в контрольной, так и в экспериментальной группах: у девочек-подростков более высокие показатели по таким показателям как «самоинтерес» и «самоуверенность». Автор объясняет данный факт более ранним созреванием девочек в сравнении с мальчиками [7].

Анализ практических данных, посвященных изучению самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями, показывает их разрозненный характер, затрудняющий выделение общих закономерностей и нозоспецифических особенностей. Данный факт диктует необходимость детального и системного изучения особенностей отношения личности к себе в условиях хронического заболевания. В данной работе представлены данные экспериментального исследования самоотношения у подростков с хроническими аллергическими заболеваниями дыхательных путей и кожных покровов (бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит). Высокая распространенность ситуации развития детей в условиях хронического соматического заболевания обуславливает актуальность изучения вклада физического здоровья в формирование отношения к себе и оценки своих качеств и возможностей.

            Материалы и методы исследования. Целью данного экспериментально-психологического исследования - изучение особенностей самоотношения подростков с хроническими аллергическими заболеваниями.

В данном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 158 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, называемом негативной стадией пубертатного периода. Выбор данного возрастного интервала обусловлен принятым психолого-психиатрической литературе разделением подросткового возраста на негативную и позитивную стадии. Негативная стадия представляет собой этап, когда подросток зачастую противопоставляет себя окружающим и имеет в своем поведении тенденцию к неподчинению общепринятым правилам [1].

            Экспериментальную группу составили 59 подростков с хроническими аллергическими заболеваниями (АЗ) (бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит), из которых 30 человека - девочки и 29 - мальчики; средний возраст испытуемых 13,2±1,2 года. В связи с тем, что бронхиальная астма характеризуется высокой частотой сопутствующих и коморбидных состояний [5], в экспериментальную группу вошли подростки, страдающие бронхиальной астмой, ассоциированной с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом разной степени тяжести. Контрольную группу составили 99 условно здоровых (УЗ) подростков, из которых 55 человека - девочки и 44 - мальчики; средний возраст испытуемых 13,0±1,1 года.

            Исследование самоотношения проводилось с помощью «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, а также модифицированного варианта методики «Незаконченные предложения», направленного на изучение отношения к своим физическим, психическим и социальным возможностям.

            Результаты исследования. Полученные в процессе экспериментально-психологического исследования данные свидетельствуют о том, что для подростков с аллергическими заболеваниями в меньшей степени, чем для здоровых сверстников, свойственно считать себя источником собственной активности, успехов и достижений, что подтверждается более низкими оценками по шкале «Саморуководство» (при р≤0,05). Болеющие подростки в меньшей мере считают себя источником развития собственной личности, придавая значение внешним обстоятельствам. Для них характерно в меньшем количестве ситуаций переживать именно собственное «Я» как координатора активности, а также организатора поведения в целом. Описанные особенности снижают способность подростков с аллергическими заболеваниями прогнозировать свои действия и поступки, оказывать сопротивление внешним влияниям. К тому же здоровым сверстникам в большей степени свойственен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу собственной личности.

Более высокие оценки у болеющих подростков по шкале «Самопринятие» (при р≤0,05) свидетельствуют о более выраженном чувстве симпатии к собственной личности, проявляющемся в согласии со своими побуждениями и желаниями, принятии себя невзирая на недостатки и слабости. В меньшей мере склонны воспринимать неудачи и трудности как основание считать себя плохим человеком. Предположительно, такая особенность самоотношения хронически болеющих подростков связана с особой ситуацией развития, когда родители избирают преобладающим стилем поведения потакающую гиперопеку, стараясь учесть и исполнить все, даже мельчайшие потребности ребенка, превознося имеющие у ребенка ограничения в рамки «культа» [2, 3, 4]. Также, вероятно, более выраженное чувство самопринятия у подростков с аллергическими заболеваниями может иметь компенсаторный характер, восполняя представления о невысокой оценке возможностей и успехов со стороны окружающих.

Исследование показало, что в целом, здоровые подростки обладают более высокими суммарными оценками по независимому фактору «Самоуважение» (при р≤0,05), включающему в себя значение таких шкал как «Открытость», «Самоуверенность», «Саморуководство» и «Отраженное самоотношение». Данный фактор отражает характер отношения собственного «Я» в сопоставлении с социально-нормативными критериями, описывающими следующие качества: приверженность моральным нормам, успешность в различных сферах деятельности, сила волевого контроля поведения, целеустремленность, а также способность получать социальной одобрение.

При изучении влияния возраста дебюта, длительности и тяжести имеющегося аллергического заболевания на особенности самоотношения подростков было выявлено, что чем раньше началось заболевание и чем дольше оно длилось, тем выше развито представление субъекта о своей способности вызвать у других людей уважение и симпатию, что подтверждается корреляционной зависимостью данных показателей с оценками по шкале «Отраженное самоотношение» (при р≤0,05 и р≤0,01 соответственно). Также была показана связь между возрастом дебюта имеющегося заболевания, его длительностью и выраженности ощущения собственной ценности для других: более раннее начало и большая длительность заболевания связаны с большей выраженностью ощущения себя как индивидуальности и оценкой себя как неповторимой личности, что подтверждается корреляционной зависимостью данных показателей и оценками по шкале «Самоценность» (при р≤0,05). Аналогичные результаты получены при сопоставлении данных факторов и суммарной оценкой по независимому фактору «Аутосимпатия» (при р≤0,05), включающему в себя такие шкалы как «Самопринятие» и «Самопривязанность» и отражающему эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я». Предположительно, столкновение с ситуацией хронического заболевания в более позднем возрасте предполагает ситуацию снижения качества жизни индивида и является фактором, утяжеляющим прохождение кризиса подросткового возраста.

Еще одной характерной особенностью самоотношения подростков с хроническими заболеваниями является более высокая оценка своих психических качеств (общих способностей, эмоциональных качеств, целеустремленности, способов совладания с неудачами в делах), нежели чем у здоровых сверстников, что, вероятно, связано с компенсаторными психологическими механизмами, т.е. желанием восполнить недостаточные физические возможности, а также трудности в сфере социальных взаимоотношений. Однако более высокая оценка своих психических качеств может являться не только результатом механизмов компенсации, но и соответствовать действительности: образ жизни, ассоциированный с ограничениями физической активности, предполагает выбор занятий и игр, связанный с развитием психической сферы. Кроме того, была выявлена корреляционная зависимость между уровнем оценки своих психических качеств и возрастом подростка (при р≤0,01): чем старше он становится, тем более развитыми кажутся ему собственные психические качества.

            Выводы:

1.                  Болеющим подросткам в меньшей степени свойственно видеть источником личностной активности собственное «Я», считать себя автором своих успехов и достижений и быть способным оказывать противодействие влияниям окружающей среды, а также более свойственен контроль над эмоциональными переживаниями по поводу себя. Кроме того, у подростков с аллергическими заболеваниямименьше развито чувство самоуважения.

2.                  У подростков с хроническими аллергическими заболеваниями в большей мере развито чувство симпатии к себе, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости. Также было показано, что раннее начало и большая длительность заболевания положительно влияют на представление подростка о способности вызывать у окружающих симпатию и уважение и на представление о себе как о неповторимой личности.

3.                  Рассматривая отношение подростков к своим способностям, качествам и возможностям во всех сферах человеческого бытия (физической, психической и социальной), было выявлено, что подростки с аллергическими заболеваниями склонны более высоко оценивать свои умственные, эмоциональные качества, стратегии совладания с неудачами, нежели чем их здоровые сверстники. Также было выяснено, что оценка своих психических качеств возрастает по мере взросления болеющего подростка.

Рецензенты:

Горьковая И.А., д.псх.н., профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Кораблина Е.П., д.псх.н., профессор кафедры клинической  психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.