Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRINCIPLES OF REMOTE CONSULTATION OF PARENTS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITHIN THE CONCEPT OF «ETNO-VECHE»

Grigoreva E.L. 1 Krasilnikova Yu.S. 1
1 The Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin
In this article possibilities of application of remote education as forms of the organization of activity of the advisory center are considered. In the remote way it is possible to organize independent activities of families of younger school students for the solution of separate problems and subjects or to make it a basis at the organization of consultation. It is proved that realization of the principles developed by authors in the organization of remote formation of families of younger school students in multiethnic society allows: a) to provide training of a large number of people in the temporary mode accepted for them; b) to realize an individual approach to diagnostics and formation of necessary knowledge and values: c) to lower expenses of resources of time and others on carrying out training; d) to increase quality of training due to application of modern means, volume electronic libraries, etc.; e) to create the uniform frictionless educational environment.
for the organization of independent educational activity
family concerning younger school students are considered

Дистанционное образование — это специальным образом организованный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между участниками образовательного диалога, а также воспитательные воздействия, возникающие в процессе данного диалога, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) [6, 7].

Ведущими закономерностями организации дистанционного образования являются:

1) единая методологическая основа, определяющая формирование единого учебно-информационного банка, возможность трансфера опыта, создания единой образовательной деятельности, доступной для обучающегося формы организации образовательного процесса;

2) децентрализация создания и управления единой системой дистанционного образования;

3) комплексность, обеспечивающая непрерывность процессов воспитания и обучения;

4) доступность, включающая в себя доступ к образованию по месту жительства, открытый доступ к средствам информационных технологий;

5) модульность, обеспечивающая создание и совершенствование комплексного, гибкого образования в масштабе всей образовательной организации [1, 4].

Указанные закономерности вполне реализуемы не только при организации учебно-воспитательного процесса в школах и других образовательных организациях, но и в условиях консультативных центров, к разряду которых относится полиэтнический центр «Этно-Вече» в рамках детско-молодежного адаптационного полиэтнического центра (объединения) «ЭТНОГЛОБус.РФ» [2].

В некоторых случаях дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом), в условиях же нашего Центра эта форма образования детей и взрослых – представителей динамически развивающихся этнических общин и диаспор — является подсистемой, входящей в единую систему поликультурного взаимодействия и образования детей, подростков и молодежи коренных и некоренных национальностей. В данной статье рассматриваются возможности применения дистанционного образования как формы организации деятельности консультативного центра. Дистанционным способом можно организовать самостоятельную деятельность семей младших школьников по решению отдельных проблем и темам или сделать ее основой при организации онлайн и офлайн консультирования.

Для того чтобы построить эффективную технологию дистанционного образования членов семей учащихся 1–4 классов – в вопросах обучения и воспитания их детей – младших школьников с целью формирования у них необходимых знаний и просоциальных личностных позиций, следует опираться на определенные принципы.

1. Принцип интерактивности. Он состоит в том, что при проектировании и реализации, при анализе и оценке результатов онлайн и офлайн консультирования следует учитывать не только контакты детей и их родителей с педагогом вместе или по отдельности, но и взаимоотношения детей коренных и некоренных этносов между собой, родителей учащихся, а также семейные отношения. Не стоит упускать из виду также влияние общественных организаций на воспитание и обучение полинациональных учебных коллективов, как указано на схеме.

Структура образовательного взаимодействия
в поликультурном образовательном пространстве

2. Принцип стартовых знаний характеризуется в данном случае тем, что для эффективного обучения, воспитания и социализации младших школьников, их родителей и иных членов семьи трудовых мигрантов необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети, а для этого требуется определенная специфическая предварительная подготовка. Кроме того, необходимы стартовые знания русского языка и культуры речи, знания о традициях коренного населения и укладе жизни в новом месте проживания, которые чаще всего несистемные, отрывочны и имеют случайный характер, а также могут быть неистинными. Коррекция этих знаний проводится также на основе указанного принципа.

3. Принцип индивидуализации характеризуется необходимостью проведения постоянного рефлексивного анализа не только имеющихся знаний, умений учащихся, а также основ их мировоззрения, но и учебных и жизненных мотивов социально значимых качеств личности членов их родителей и родственников с тем, чтобы оказывать семьям трудовых мигрантов адресную консультативную помощь. Учет этого принципа позволяет не только составить индивидуальную образовательную траекторию и провести доподготовку в целях восполнения недостающих сведений и социально значимых компетенций, но и отслеживать формирование личности учеников начальной школы и помогать им строить детско-родительские отношения на цивилизационных основах.

4. Принцип идентификации заключается в необходимости организации рефлексии (например, при помощи творческих заданий, которые необходимо выполнять всей семьей), с тем чтобы идентифицировать вклад каждого члена семьи в социализацию и воспитание ребенка.

5. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий определяет необходимость педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации учебно-методического комплекса поддержки семейных отношений в целях успешной социализации младшего школьника. Это необходимо, так как увлечение применением технических средств порой приводит к фетишизации, к потере учащимися целевой компоненты формирования у них знаний и социальных ролей.

6. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений консультаций по возрасту и составу консультируемых групп, возможности применения индивидуальных темпов и ритма усвоения знаний и реализации воспитательных траекторий в целях овладения младшими школьниками широким спектром необходимых в современном обществе личностных качеств.

7. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании дистанционного образования состоит в том, что проектирование учебно-методического комплекса необходимо начинать с разработки целевых основ не только в отношении младших школьников, но и в отношении их родителей, одноклассников – представителей коренных этносов. Эти основы следует сформировать с учетом психических и личностных особенностей, структуры семейных и социальных отношений.

8. Принцип сочетания дистанционного обучения с другими формами организации деятельности консультативного центра. Как показало наше исследование, главный базис возможного поликультурного сотрудничества – это не учебная или профессиональная деятельность, не творчество, а ориентация родителей на ценность здоровья своих детей, семьи в дистанционном и очном режиме [3, 5]. Эта деятельность в рамках Центра «ЭТНОГЛОБус.РФ» обеспечивается направлением «Этно-Олимп». Задачей данного проекта становится в большей степени просветительская деятельность по вопросам здоровья, а также творчества, учебы, бытовых проблем, общения и жизнедеятельности, а также и профориентации. Каналы информационного обеспечения просвещения родителей и детей в указанной проблематике обеспечиваются направлением «Этно-принт». Этот принцип успешно реализуется при условии, что внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него [2].

Эффективность организации и реализации онлайн и офлайн консультирования на основах вышеуказанных закономерностей и принципов можно оценить по результатам решения задач следующих направлений деятельности «Этно-Вече»:

«Главное для родителей – это здоровье их детей»

«Неизвестное — значит, страшное»

«… Лучше добрый мир!»

«Делай лучше нас!»

«Читайте! Завидуйте! Я гражданин!»

Учет разработанных принципов в организации дистанционного образования семей младших школьников в полиэтническом обществе позволяет: а) проводить обучение большого количества человек в приемлемом для них временном режиме; б) реализовать индивидуальный подход к диагностике и формированию необходимых знаний и ценностей: в) снизить затраты ресурсов времени и других на проведение обучения; г) повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.; д) создать единую бесконфликтную образовательную среду.

Рецензенты:

Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., доцент, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.