Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PUBLIC INITIATIVES IN RETROSCREEN TECHNICAL TRAINING IN RUSSIA XIX – EARLY XX CENTURY

Furtova G.A. 1
1 Municipal educational institution "secondary school № 11"
Of activity of the Russian public in the field of education during the period of liberal reforms during the second half of the NINETEENTH century, which became the prologue to eminent personalities and philanthropists of the time on the way distribution of training AIDS (TCO) in Russian schools. That´s largely due to the zemstva, who sought to raise the prestige of literacy and the opportunity for the widespread provision of schools with visual AIDS. In this regard, we can provide a range of activities in this direction: the activities of the military educational institutions and their positive experience of using TCO, the organization of the Zemstvos courses for teachers and talks about the structure and functioning of the TCO, the creation of "mobile schools", education and active work of pedagogical museums of visual AIDS, exhibitions and competitions TCO, etc. And it is only a small part of what was taken by the Russian public for the purpose of implementation and practical use of TSO in the educational process of Russian schools.
magic lantern
role playing
pedagogical Museum of visual AIDS
"movable school"
the activity of the zemstva Museum of visual AIDS
technical training
Манифест, подписанный Александром II 19 февраля 1862г., «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» побудил общественных деятелей и многих педагогов более глубоко задуматься над важнейшим вопросом: какой должна быть русская народная школа?

Были ли юридические и практические предпосылки для решения этого вопроса? Если иметь в виду новые правовые возможности, то они с введением общественного самоуправления (сельского и городского) создавали некоторые условия для общественной предприимчивости в школьном деле. Реформы 60-х гг. (особенно земско-административная) открывали дорогу общественным силам (объединениям, земским собраниям - уездным и губернским) в строительстве новой школы. Гласность и большая свобода печати, расширение прав личной самодеятельности и общественного почина во всех областях труда - хозяйственного и культурного, в том числе педагогического, - все это явилось юридической основой для практических начинаний и в школьном деле. Рассматривая эти обстоятельства, можно отследить целый комплекс мероприятий, проводимых земскими и другими учреждениями по улучшению ситуации в образовании, в том числе мероприятий по внедрению в учебно-воспитательный процесс ТСО.

Первыми шагами земств в этом направлении становится повышение престижа грамотности и образования среди различных слоев населения через организацию земствами «подвижных школ» с использованием проекционных аппаратов, которые перевозились с места на место для проведения лекций и публичных бесед. Бунаков Н. Ф., известный русский педагог, в своей монографии «Русская подвижная школа» 1881года говорил о «повсеместном устройстве подвижных школ для детей и воскресных - для взрослых...., основании школьных сельских библиотек и народных чтений». Первых учителей таких школ он называл «скитальцами», и рассказывал об опыте применения ТСО сельским учителем Екатеринбургского уезда г. Распоповым - составлении и использовании им «особых картинок», которые можно было демонстрировать с помощью волшебного фонаря.

К началу ХХ в. вопрос применения в школах ТСО был поставлен уже по-другому. Так, на съезде учителей начальных народных училищ Ямбурского уезда, проходившем 3-5 сентября 1909г., в программе занятий один из пунктов «административно-хозяйственных вопросов» звучал следующим образом: «обеспечение школ по группам волшебными фонарями и картинами». В результате, «по обсуждении доклада по «школьной обстановке» постановили: «во всех школах необходимы волшебные фонари» [7; с.85-86, 89].

Следующим шагом - стала организация земствами курсов для обучения учителей с применением ТСО. Большое количество материалов об организации и проведении таких курсов мы находим в изданиях периодической печати конца ХIХ - начала ХХ в. Журнал «Народное образование» за 1897г. № 9 в разделе «Хроника церковно-школьной жизни» сообщает об устройстве открытых при духовной семинарии педагогических курсов в г. Курске, на которых «особое оживление... произвел своими чтениями «О телах и явлениях нас окружающих» преподаватель Санкт-Петербургского пажеского корпуса Я. И. Ковальский» и чуть позже (после демонстрации своего волшебного фонаря) полковник Малиновский прочитал особую лекцию об устройстве волшебного фонаря и демонстрировал фонарь заграничного типа (нужно заметить - очень дешевый, в 11 руб. 40 коп.без пошлины). Для обучения учителей в разных губерниях земские учреждения, во-первых, сами открывали учительские семинарии или учительские школы - в Казани, Твери, Петербурге, Рязани, Самаре; во-вторых, весьма многие земства давали субсидии государственным учительским семинариям или педагогическим классам при земских гимназиях - в Вологде, Вятке, Костроме, Москве, Петербурге, Чернигове и др. В целях пополнения педагогических знаний учителей и учительниц губернские земства устраивали педагогические курсы, открывали так называемые «образцовые» школы и организовывали учительские библиотеки. Но если курсы по почину или при содействии губернских земств открывались всюду, то  устройство образцовых школ являлось скорее исключением. Такие  школы были открыты лишь в Тверской губернии; да еще Тамбовская комиссия по народному образованию предлагала организацию образцовых школ на следующих началах: 1. губернское земство должно выдавать ежегодно пособие тем из уездных земств, которые пожелают устроить у себя образцовую школу для пополнения педагогического образования учащих; 2. пособие выдается в сумме 300 руб. на предмет приплаты к жалованью, получаемому учителем в образцовой школе от уездного земства; 3. преподавателем школы назначается лицо, испытанное в педагогической деятельности, не иначе как со средним образованием или специально-педагогическим. [4; с.38].

Понимая и принимая необходимость повышения уровня образования через использование на учебных занятиях не только привычных книги и атласа, но и ТСО, земства столкнулись с отсутствием финансовых средств на их приобретение и повсеместное распространение. Одним из возможных выходов из сложившейся неблагоприятной финансовой ситуации на местах являлись добровольные пожертвования и самостоятельное приобретение ТСО, в частности, «волшебных фонарей» и картин к ним на средства частных лиц. Так, «в Пирятинском уезде попечитель Свечковского земского училища г. Загружский пожертвовал 200 руб. на приобретение школьного кинематографа. Учитель училища, г. Даниленко принял на себя труд по выписке и приспособлению кинематографа типа «Кок». Земство открыло кредит для выписки на прокат картин, одобренных инспектором народного училища... в глухом селе Свечковке, в 40 верстах от города начались сеансы кинематографа в помещении земского училища. Учащиеся и взрослое население усердно посещали сеансы, сопровождающиеся объяснительным чтением. Плата за вход не взималась... Пирятинское земство предполагало ассигновать необходимую сумму на приобретение еще двух школьных кинематографов» [2; с.49]. В целях решения проблемы обеспечения школ техническими средствами обучения, земства также принимали решения о возможности перехода учебных технических средств от одного учебного заведения к другому внутри уезда.

Другим вариантом выхода из сложившейся ситуации стало создание музеев наглядных пособий. Эта идея была подхвачена земскими деятелями частными лицами. Первым по основанию и широте своей организации стал «Санкт-Петербургский подвижной музей наглядных пособий при постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества, основанный кружком частных лиц в 1892г.» [3; с.1]. Начал свою деятельность этот музей, по мнению В. И. Чарнолуского, «в очень скромных размерах», размещался он первоначально в одной из комнат библиотеки Рубакина. «Эта скромная ячейка, благодаря энергичным трудам своих организаторов и поддержке, которую она встретила со стороны общества, в скором времени разрослась в крупное учреждение» [9; с.181]. 

Следующий музей появился в Москве в 1893г. для воскресных школ Московского комитета грамотности, в 1901г. перешедший в ведение Московского общества распространения технических знаний, а спустя еще пять лет после его образования, в 1898г., открылся Красноярский подвижной музей учебных пособий». Также, в Санкт-Петербурге при Постоянной комиссии по техническому образованию Императорского русского технического общества, в 1894г. был открыт Подвижный музей наглядных учебных пособий, главной задачей которого было облегчить и сделать более продуктивным преподавание тех учебных предметов, которые по  своему характеру требуют наглядных демонстраций. Все имеющееся в музее, можно было получить во временное пользование на срок от 3 дней до одной недели за незначительную оплату. Самый высокий размер оплаты был установлен для высших и средних учебных заведений и для частных лиц в 25 рублей за учебный год «за право пользования всеми отделами музея, кроме световых картин». Изначальные и воскресные школы, вечерние классы для рабочих, народные аудитории и друге общественные просветительные учреждения платили по 5 рублей в год за все отделы, включая и возможность использования световых картин. В музее также была установлена абонентская плата по отделам, которая колебалась от 12 до 3 рублей в год, а плата за разовое использование - от 2 коп.до 1 рубля, в зависимости от предмета. О востребованности данного музея можно судить по данным последнего печатного отчета о деятельности музея за 1897-1898гг., представленными в журнале Народное образование за 1901 год в № 1 в статье «Полезное для школ учреждение»: предметами его пользовались «55 начальных школ Петербурга и некоторых прилегающих к Петербургу местностей, включая городские начальные училища, школы Императорского русского технического общества, воскресные школы, частные начальные училища, приюты, патриотические и профессиональные школы и т.п.; 13 народных аудиторий..., 20 средних учебных заведений - мужских и женских гимназий и прогимназий, институтов, пансионов и проч.; 2 высших учебных заведения (женский медицинский институт и высшие женские курсы) и более 120 частных лиц».

Для систематизации работы такого рода музеев и ведения статических подсчетов их эффективности и востребованности создавались «Указатели наглядных пособий», а в 1902г. при императорском Московском университете было учреждено Педагогическое общество, разработан устав общества, по которому общество могло инициировать устройство подобных музеев и библиотек, выставок и т.д. В 1899г. в маленьком провинциальном городке Можайске, был открыт первый земский музей, который положил начало организации земских музеев наглядных пособий. В то же время «Вятское губернское земство организовало первую в России мастерскую для изготовления этих пособий» [6; с.181]. В 1901г. то же земство, совместно с уездными, притупило к устройству сети подвижных музеев, обслуживающих по 30 школ каждый, стоимостью в 200 руб., в три года таких музеев устроено 18, с центральным губернским показательным музеем во главе; на содержание районных музеев расходуется ежегодно по 50 руб., а центрального - около 3 т.руб.

Чарнолуский В. И., деятель в области организации народного образования и общественно-педагогического движения, доктор педагогических наук, профессор, в своей монографии «Земство и народное образование» другим видным центром земского музейного дела назвал Тверскую губернию, в которой за 1,5 года возникло 18 подвижных музеев, в том числе 10 в Весьегонском уезде (на 10 школ каждый).

В начале ХХ в., в Петербурге открылся специальный музей стереоскопических наглядных пособий. В 1902-1903гг. начали возникать один за другим школьные музеи в разных губерниях России. Функции, которые выполняли музеи наглядных пособий, были очень разнообразны. Музеи снабжали школы наглядными учебными пособиями во временное пользование, бесплатно или за очень незначительную плату. Музеи давали возможность учителям ознакомиться с существующими образцовыми учебными пособиями. Музеи также содействовали самообразованию учащихся. В задачи Новоузенского музея входило ведение практических занятий с учащими при музее в каникулярное время, для ознакомления их с некоторыми отделами музея. При Курском губернском музее ежегодно устраивались летом для учащихся занятия по мироведению - химии, физике, ботанике, зоологии и т.п., при чем выработка программ этих занятий и рекомендация руководителей-специалистов принадлежали Петербургскому подвижному музею. Елецкий музей, помимо своей прямой задачи, ставил себе еще другую - самообразование учителей: при помощи преподавателей мужской и женской гимназий при нем устраивались популярные лекции по естественной истории.

Еще одним примером стремительного распространения и внедрения ТСО в образовательный процесс являлось устройство выставок наглядных пособий. Так, опираясь на данные публикации журнала «Народное образование» за 1907г., можно узнать, что «на одной из выставок наглядных пособий в начале ХХ в. были представлены 10 стереоскопов, демонстрировавших картины географического содержания; проекционные фонари различных фирм с разными лампами (ацителеновыми, спирто-камильными и др.) и картины к ним из мастерских Анциферовой, Соколова и Баранова...». Для систематического контроля заколичественным и качественным показателями ТСО, земствами были «выработаны каталоги и списки наглядных пособий для каждой школы» [1; с.3].  Среди первых их составителей стали Харьковское, Ростовское, Ярославское, Пензенское земства.

Но, несмотря на предпринимаемые земскими и другими учреждениями усилия, к началу ХХ века в полной мере обеспечить ТСО все учебные земские заведения не удалось. Большой шаг в этом отношении сделал первый общеземский съезд по народному образованию в 1911г.  На нем были высказаны предложения по изменениям в деятельности земств в деле народного образования: «...путем устройства общегубернских съездов и совещаний учащих и уездных заведующих отделами народного образования, устройства выставок и музеев наглядных пособий при уездных и губернской управах, организацией летних курсов по изготовлению самими учащими самодеятельных приборов по физике, химии..., организовать под руководством губернских земств мастерские по изготовлению наглядных пособий» [1; с.4].

Также, по сообщению В. И. Чарнолуского, в одном из представленных на съезде докладов «проводилась мысль о целесообразности и необходимости использования в целях школьного преподавания кинематографа» [8; с.114].  Благодаря такой целеустремленной и активной деятельности земств в учебный процесс проникали такие ТСО, как псевдоптоскоп Мольтени (прямоугольная деревянная оправа с круглым отверстием, применяется для проведения опытов - как смешиваются цвета по два, по три, как образуются оттенки и т.д.); эйдотроп Уитсона, проекционный стробоскоп Мольтени (быстрая смена рисунков), фенакистикоп, хромотроп, проекционный микроскоп Либеркюна и т.д. Подтверждением вышесказанного являются данные статистического отделения при Псковской губернской земской управе  - «Очерк деятельности губернских земств по народному образованию».

Таким образом, земские учреждения, общественные организации и частные лица сыграли немалую роль в процессе теоретического обоснования, разработки ТСО, их внедрения и практического использования в учебно-воспитательном процессе российской школы. Образовательной практикой была доказана целесообразность применения таких средств обучения, обоснована их эффективность, определены возможности доступно доносить учебную информацию большого объема за относительно небольшое время.

Ключевыми формами деятельности общественных учреждений и организаций по внедрению ТСО в образовательный процесс российских школ являлись:

- организация «подвижных школ», использовавших ТСО с целью повышения престижа грамотности среди населения;

- проведение конкурсов и выставок наглядных пособий и самодельных приборов;

- открытие музеев и библиотек наглядных пособий с целью получения их образовательными учреждениями во временное пользование;

- создание комиссий по систематизации и разработке каталогов и указателей ТСО.

Особой задачей было обучение школьных педагогов методам эффективного применения ТСО в образовательном процессе. Такая методическая и просветительская работа осуществлялась через организацию обучающих педагогических съездов, курсов и научно-популярных бесед, открытие «образцовых школ» и учительских библиотек, популяризацию открытых лекций профессоров университетов с использованием ТСО.

Благодаря работе и постоянному контролю за учебным процессом со стороны земств, общественных организаций и частных кружков, центральным стал вопрос о развитии методики применения ТСО, а также систематизация и возможность выбора ТСО для конкретного учебного предмета. Работа земских учреждений, общественных организаций, частных кружков в сфере образования стала прологом к созданию некой коллективной методической копилки в работе педагогов по созданию оптимальных условий применения ТСО в российской школе.

Рецензенты:

Ромашина Е.Ю., д.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», профессор кафедры педагогики, г. Тула;

Митрохина С.В., д.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», зав. кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования, г. Тула.